Методическая разработка учебного занятия по географии "Как мы живем и работаем в нашем климате". Урок реализации полного цикла проектной деятельности.
Оценка 4.6

Методическая разработка учебного занятия по географии "Как мы живем и работаем в нашем климате". Урок реализации полного цикла проектной деятельности.

Оценка 4.6
docx
20.02.2020
Методическая разработка учебного занятия по географии "Как мы живем и работаем в нашем климате". Урок реализации полного цикла проектной деятельности.
Как мы живем и работаем в нашем климате. 8 кл.docx

Методическая разработка учебного занятия по географии

 

Тема урока: «Как мы живем и работаем в нашем климате», урок 9 в теме «Природа России» и последний при изучении климата России.

Предмет: география.

Класс: 8

УМК: программа: Николина В.В.,  Алексеев А.И., Липкина Е.К. География. Природа и люди. 6 класс // Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. География. Программы общеобразовательных  учреждений. 6 – 9 классы. 10-11 классы. – М.:  Просвещение, 2010.

Учебник: Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. и др.; под ред. Алексеева А.И.  География. Природа и люди. - М.: Просвещение, 2010.

Тип урока: урок реализации полного цикла проектной деятельности.

Ресурсы: учебник «География. Природа и люди. под ред. Алексеева А.И.  - М.:Просвещение, 2010», презентация «Климат и человек», географические карты: физическая карта России, климатические пояса России, агроклиматические ресурсы России  (атлас 8-9 класс), карта «Влияние природных условий на жизнь человека», дополнительные материалы о влиянии климата на х/д человека (по материалам сети Интернет).

Цель  урока:  создать условия для расширения знаний учащихся о влиянии климата на жизнь и деятельность человека.

Планируемые результаты урока:

Личностные результаты: учащиеся осознают ценность комфортности климата, как одной из важнейших составных частей природных ресурсов, оценивают  значение полученных знаний и умений для дальнейшей  жизни, применяют полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни.

Предметные результаты:

- знание о влиянии климата на здоровье человека, сельское хозяйство, строительство и транспорт;

- умение работать с тематическими картами «Агроклиматические ресурсы России»,  «Влияние природных условий на жизнь человека»;

- умение оценивать климатические условия отдельных регионов страны с точки зрения комфортности для жизни; оценивать агроклиматические ресурсы;

- умение определять особенности климата   региона и способы адаптации человека к ним.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся ставить цель проектной деятельности,  планировать и оценивать проектную деятельность;

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из текста учебника и дополнительных материалов;

- работать с тематическими картами «Агроклиматические ресурсы России»,  «Влияние природных условий на жизнь человека»;

-  формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

- формулировать собственное мнение и позицию о влиянии климата на жизнь и х/д человека;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно и продуктивно сотрудничать. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- владеть устной и письменной речью;

Получат возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого.


Деятельностное содержание урока:

 

Фаза (этап) проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы

Средства

Организационная форма

Результат этапа

Подготовительный Актуализация

5 мин.

Организует выполнение и обсуждение актуальных для учащихся вопросов  по изучаемой теме

 

Анализируют известные им факты о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Формулируют и фиксируют: известную и неизвестную, но важную для себя информацию.

Участвуют в обсуждении  собранной информации.

Приём  «Корзина идей, понятий, имен»

Картинка «Корзина»

Класс

Анализ важной известной и неизвестной информации по теме «Климатические условия на территории России»

Проектировочный

10 мин.

Проблематизация

 

 

 

 

 

 

Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 Концептуализация и моделирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование

 

 

Помогает сформулировать проблему с помощью приема «Мозговой штурм»

Высказывают свои мысли по  проблемному вопросу «Насколько зависим человек от климата?», формулируют проблему

Прием «Мозговой штурм»

 

-

Класс

Сформулированная проблема: «Человек зависит от климата. Что можно сделать  чтобы уменьшить зависимость?»

Организует  обсуждение, при необходимости задаёт вопросы, необходимые для формулирования цели

Формулируют цель проекта «Как жить и работать в нашем климате?». Фиксация цели и задач проекта.

Прием «Технология постановки SMART- целей»

 

 

-

Класс

Сформулированная цель и задачи проекта

Предлагает создать группы по реализации задач проекта, продумать проектный продукт.

Формируют группы по реализации задач проекта:

- медики: узнают, как климат  влияет на здоровье человека.

- агрономы: выясняют, как климат влияет на сельское хозяйство.

- строители: выясняют, как особенности климата учесть в жилищном строительстве; географы: выясняют какие неблагоприятные климатические явления встречаются в России.

Проектные задания группам

 

 

 

 

-

Группы

Сформированы группы, определены проектные продукты групп  («Медики» - листок здоровья «Влияние климата на здоровье человека»;

«Агрономы» - рекомендации по выращиванию различных с/х культур на территории России»;

«Строители» - рекомендации по выбору проектов жилых домов в разных регионах России».

«Географы» - памятки «Как вести себя при неблагоприятных климатических явлениях»

 

Предлагает разработать план работы групп.

Консультирует группы по планированию

 

Составляют план осуществления  проектного задания

-

-

Группы

Сформированный план по разработке проекта и выполнению заданий, определены временные рамки, распределены обязанности при реализации плана

Этап реализации

20 мин.

 

 

 

 

 

Реализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита проекта

 

 

Знакомит с предметным содержанием: комфортность климата, агроклиматические ресурсы, неблагоприятные климатические явления

Знакомятся с предметным содержанием, которое им необходимо для выполнения проектных заданий

 

 

Презентация

 

Класс

 

Знание о наиболее и наименее благоприятных для проживания территориях, агроклиматических показателях различных территорий, неблагоприятных климатических явлениях

 

Организует работу в группах, консультирует, наблюдает  за работой групп

Работают в группах, выполняют проектное задание.

Проектные задания группам

Учебник, интернет – ресурсы, географические карты атласа

Группы

Проектные  продукты групп

Организует представление группами результатов выполнения проектных заданий

Представляют результаты выполнения проектных заданий, задают вопросы, отвечают на вопросы. Участвуют в оценивании на основании критериев.

Прием «Оценка деятельности групп»

Проектные продукты, таблица критериев оценивания

 

Класс

Защита.

Оценочно-рефлексивный

10 мин

Организует рефлексию

Анализируют выполнение проекта, проводят рефлексию деятельности.

Прием «Групповая рефлексия»

Прием «Рюкзак»

Слайд презентации с вопросами групповой рефлексии

Класс

Осознание полученного опыта проектной деятельности


Дидактические материалы

 

Проектное задание  для группы «Медики»: составить листок здоровья «Влияние климата на здоровье человека».

План выполнения: узнать, как климат  влияет на здоровье человека (используя текст учебника «Что такое комфортность климата?» §22 и дополнительные материалы), по карте «Влияние природных условий на жизнь человека» (рис. 47) определить наиболее и наименее благоприятные территории для жизни населения; оценить климатические условия своей местности с точки зрения проживания человека.

 

Проектное задание  для группы «Агрономы»: составить рекомендации по выращиванию с/х культур в своей местности.

План выполнения: выяснить, как климат влияет на сельское хозяйство (§22 и дополнительные материалы); узнать, что такое агроклиматические ресурсы, проанализировать карту «Агроклиматические ресурсы» (рис.48) и определить наиболее благоприятные территории; оценить агроклиматические условия своей местности с точки зрения с/х деятельности.

 

Проектное задание  для группы «Строители»: составить рекомендации по созданию проектов жилищ в своей местности.выяснить.

План выполнения: выяснить, как климат должен учитываться в жилищном строительстве (текст §22); используя текст учебника и дополнительные материалы  привести примеры жилищ на территории России с учетом климатических особенностей; оценить климатические условия своей местности с точки зрения строительства.

 

Проектное задание  для группы «Географы»: составить памятки как вести себя при неблагоприятных климатических явлениях.

План выполнения: выяснить, какие неблагоприятные климатические явления встречаются в России (текст §22); используя текст учебника и дополнительные материалы привести примеры неблагоприятных климатических явлений в своей местности;

 

Приём  «Корзина идей, понятий, имен»

Цель: актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний, позволяющая выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

На доске значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по теме «Климатические условия на территории России».

 

Прием «Мозговой штурм»

Цель: формировать навык формулирования проблемы с определенной позиции

Задание: Выскажите свои мысли по теме «Плюсы и минусы климатических условий на территории России».

(после завершения «мозговой атаки» определяется проблема проекта: Человек зависит от климата. Что можно сделать  чтобы уменьшить зависимость?)

 

Прием «Технология постановки SMART- целей»

Цель: предоставить учащимся методологическую подсказку при формулировании цели

Правильно сформулированная цель должна быть:

1.                 Specific - конкретная

2.                 Measurable - измеримая

3.                 Achievable - достижимая

4.                 Relevant – согласованная с задачами

5.                 Time-Bound - определенная  во времени.

Задание: сформулировать цель проекта, используя требования к цели.

 

 

Прием «Оценка деятельности групп»

Цель: формирование компетентностей по оценке выполнения проектных заданий группами и представленного проектного продукта, а также аргументации своего мнения

Задание:

Оцените выполнение проектных заданий группами и защиту проектного продукта по критериям. Аргументируйте свое мнение.

Критерий

 Медики

Агрономы

Строители

Географы

1. Выполнение проектных заданий группой

 

Самостоятельность 0-2 б.

 

 

 

 

Умение сотрудничать в группе  0-2 б.

 

 

 

 

Время выполнения заданий 0- 2 б.

 

 

 

 

2. Защита проектного продукта

 

Проектный продукт полностью соответствует

заявленным задачам проектных групп 0-2 б.

 

 

 

 

Представитель группы изъясняется ясно, четко, понятно 0-2 б.

 

 

 

 

Изложение материала (логика изложения, правильность)  0-2 б.

 

 

 

 

Ответы на вопросы участников других проектов 0-2 б.

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

Прием «Групповая рефлексия»

Цель групповой рефлексии: Повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы; увеличить возможный вклад каждого члена группы в достижение целой группы.

 

1.  Еще раз сформулировать проблему, цель.

2.    Вспомнить  перечень действий членов групп, направленных на решение задач (какие были действия и в чем они состояли).

3.    Вспомнить действия каждого члена группы с указанием на то, какие действия помогли или не помогли достижению цели.

4.    Решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить.

      

Прием «Рюкзак»

Описание: прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно подумать над ответом, можно сказать "я пропускаю ход".

 

Домашнее задание

§22

Задание 10, стр 109


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка учебного занятия по географии

Методическая разработка учебного занятия по географии

Деятельностное содержание урока:

Деятельностное содержание урока:

Концептуализация и моделирование

Концептуализация и моделирование

Этап реализации 20 мин.

Этап реализации 20 мин.

Дидактические материалы Проектное задание для группы «Медики»: составить листок здоровья «Влияние климата на здоровье человека»

Дидактические материалы Проектное задание для группы «Медики»: составить листок здоровья «Влияние климата на здоровье человека»

Прием «Оценка деятельности групп»

Прием «Оценка деятельности групп»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020