Методическая разработка учебного занятия по географии
Тема урока: «Как мы живем и работаем в нашем климате», урок 9 в теме «Природа России» и последний при изучении климата России.
Предмет: география.
Класс: 8
УМК: программа: Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. География. Природа и люди. 6 класс // Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. География. Программы общеобразовательных учреждений. 6 – 9 классы. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2010.
Учебник: Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. и др.; под ред. Алексеева А.И. География. Природа и люди. - М.: Просвещение, 2010.
Тип урока: урок реализации полного цикла проектной деятельности.
Ресурсы: учебник «География. Природа и люди. под ред. Алексеева А.И. - М.:Просвещение, 2010», презентация «Климат и человек», географические карты: физическая карта России, климатические пояса России, агроклиматические ресурсы России (атлас 8-9 класс), карта «Влияние природных условий на жизнь человека», дополнительные материалы о влиянии климата на х/д человека (по материалам сети Интернет).
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся о влиянии климата на жизнь и деятельность человека.
Планируемые результаты урока:
Личностные результаты: учащиеся осознают ценность комфортности климата, как одной из важнейших составных частей природных ресурсов, оценивают значение полученных знаний и умений для дальнейшей жизни, применяют полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни.
Предметные результаты:
- знание о влиянии климата на здоровье человека, сельское хозяйство, строительство и транспорт;
- умение работать с тематическими картами «Агроклиматические ресурсы России», «Влияние природных условий на жизнь человека»;
- умение оценивать климатические условия отдельных регионов страны с точки зрения комфортности для жизни; оценивать агроклиматические ресурсы;
- умение определять особенности климата региона и способы адаптации человека к ним.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся ставить цель проектной деятельности, планировать и оценивать проектную деятельность;
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из текста учебника и дополнительных материалов;
- работать с тематическими картами «Агроклиматические ресурсы России», «Влияние природных условий на жизнь человека»;
- формулировать выводы.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
- формулировать собственное мнение и позицию о влиянии климата на жизнь и х/д человека;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно и продуктивно сотрудничать. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- владеть устной и письменной речью;
Получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого.
Деятельностное содержание урока:
Фаза (этап) проекта |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приёмы |
Средства |
Организационная форма |
Результат этапа |
Подготовительный Актуализация 5 мин. |
Организует выполнение и обсуждение актуальных для учащихся вопросов по изучаемой теме
|
Анализируют известные им факты о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Формулируют и фиксируют: известную и неизвестную, но важную для себя информацию. Участвуют в обсуждении собранной информации. |
Приём «Корзина идей, понятий, имен» |
Картинка «Корзина» |
Класс |
Анализ важной известной и неизвестной информации по теме «Климатические условия на территории России» |
Проектировочный 10 мин. Проблематизация
Целеполагание
Концептуализация и моделирование
Планирование
|
Помогает сформулировать проблему с помощью приема «Мозговой штурм» |
Высказывают свои мысли по проблемному вопросу «Насколько зависим человек от климата?», формулируют проблему |
Прием «Мозговой штурм»
|
- |
Класс |
Сформулированная проблема: «Человек зависит от климата. Что можно сделать чтобы уменьшить зависимость?» |
Организует обсуждение, при необходимости задаёт вопросы, необходимые для формулирования цели |
Формулируют цель проекта «Как жить и работать в нашем климате?». Фиксация цели и задач проекта. |
Прием «Технология постановки SMART- целей»
|
- |
Класс |
Сформулированная цель и задачи проекта |
|
Предлагает создать группы по реализации задач проекта, продумать проектный продукт. |
Формируют группы по реализации задач проекта: - медики: узнают, как климат влияет на здоровье человека. - агрономы: выясняют, как климат влияет на сельское хозяйство. - строители: выясняют, как особенности климата учесть в жилищном строительстве; географы: выясняют какие неблагоприятные климатические явления встречаются в России. |
Проектные задания группам
|
- |
Группы |
Сформированы группы, определены проектные продукты групп («Медики» - листок здоровья «Влияние климата на здоровье человека»; «Агрономы» - рекомендации по выращиванию различных с/х культур на территории России»; «Строители» - рекомендации по выбору проектов жилых домов в разных регионах России». «Географы» - памятки «Как вести себя при неблагоприятных климатических явлениях»
|
|
Предлагает разработать план работы групп. Консультирует группы по планированию
|
Составляют план осуществления проектного задания |
- |
- |
Группы |
Сформированный план по разработке проекта и выполнению заданий, определены временные рамки, распределены обязанности при реализации плана |
|
Этап реализации 20 мин.
Реализация
Защита проекта
|
Знакомит с предметным содержанием: комфортность климата, агроклиматические ресурсы, неблагоприятные климатические явления |
Знакомятся с предметным содержанием, которое им необходимо для выполнения проектных заданий |
|
Презентация
|
Класс
|
Знание о наиболее и наименее благоприятных для проживания территориях, агроклиматических показателях различных территорий, неблагоприятных климатических явлениях
|
Организует работу в группах, консультирует, наблюдает за работой групп |
Работают в группах, выполняют проектное задание. |
Проектные задания группам |
Учебник, интернет – ресурсы, географические карты атласа |
Группы |
Проектные продукты групп |
|
Организует представление группами результатов выполнения проектных заданий |
Представляют результаты выполнения проектных заданий, задают вопросы, отвечают на вопросы. Участвуют в оценивании на основании критериев. |
Прием «Оценка деятельности групп» |
Проектные продукты, таблица критериев оценивания
|
Класс |
Защита. |
|
Оценочно-рефлексивный 10 мин |
Организует рефлексию |
Анализируют выполнение проекта, проводят рефлексию деятельности. |
Прием «Групповая рефлексия» Прием «Рюкзак» |
Слайд презентации с вопросами групповой рефлексии |
Класс |
Осознание полученного опыта проектной деятельности |
Дидактические материалы
Проектное задание для группы «Медики»: составить листок здоровья «Влияние климата на здоровье человека».
План выполнения: узнать, как климат влияет на здоровье человека (используя текст учебника «Что такое комфортность климата?» §22 и дополнительные материалы), по карте «Влияние природных условий на жизнь человека» (рис. 47) определить наиболее и наименее благоприятные территории для жизни населения; оценить климатические условия своей местности с точки зрения проживания человека.
Проектное задание для группы «Агрономы»: составить рекомендации по выращиванию с/х культур в своей местности.
План выполнения: выяснить, как климат влияет на сельское хозяйство (§22 и дополнительные материалы); узнать, что такое агроклиматические ресурсы, проанализировать карту «Агроклиматические ресурсы» (рис.48) и определить наиболее благоприятные территории; оценить агроклиматические условия своей местности с точки зрения с/х деятельности.
Проектное задание для группы «Строители»: составить рекомендации по созданию проектов жилищ в своей местности.выяснить.
План выполнения: выяснить, как климат должен учитываться в жилищном строительстве (текст §22); используя текст учебника и дополнительные материалы привести примеры жилищ на территории России с учетом климатических особенностей; оценить климатические условия своей местности с точки зрения строительства.
Проектное задание для группы «Географы»: составить памятки как вести себя при неблагоприятных климатических явлениях.
План выполнения: выяснить, какие неблагоприятные климатические явления встречаются в России (текст §22); используя текст учебника и дополнительные материалы привести примеры неблагоприятных климатических явлений в своей местности;
Приём «Корзина идей, понятий, имен»
Цель: актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний, позволяющая выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
На доске значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по теме «Климатические условия на территории России».
Прием «Мозговой штурм»
Цель: формировать навык формулирования проблемы с определенной позиции
Задание: Выскажите свои мысли по теме «Плюсы и минусы климатических условий на территории России».
(после завершения «мозговой атаки» определяется проблема проекта: Человек зависит от климата. Что можно сделать чтобы уменьшить зависимость?)
Прием «Технология постановки SMART- целей»
Цель: предоставить учащимся методологическую подсказку при формулировании цели
Правильно сформулированная цель должна быть:
1. Specific - конкретная
2. Measurable - измеримая
3. Achievable - достижимая
4. Relevant – согласованная с задачами
5. Time-Bound - определенная во времени.
Задание: сформулировать цель проекта, используя требования к цели.
Прием «Оценка деятельности групп»
Цель: формирование компетентностей по оценке выполнения проектных заданий группами и представленного проектного продукта, а также аргументации своего мнения
Задание:
Оцените выполнение проектных заданий группами и защиту проектного продукта по критериям. Аргументируйте свое мнение.
Критерий |
Медики |
Агрономы |
Строители |
Географы |
1. Выполнение проектных заданий группой |
|
|||
Самостоятельность 0-2 б. |
|
|
|
|
Умение сотрудничать в группе 0-2 б. |
|
|
|
|
Время выполнения заданий 0- 2 б. |
|
|
|
|
2. Защита проектного продукта |
|
|||
Проектный продукт полностью соответствует заявленным задачам проектных групп 0-2 б. |
|
|
|
|
Представитель группы изъясняется ясно, четко, понятно 0-2 б. |
|
|
|
|
Изложение материала (логика изложения, правильность) 0-2 б. |
|
|
|
|
Ответы на вопросы участников других проектов 0-2 б. |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
Прием «Групповая рефлексия»
Цель групповой рефлексии: Повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы; увеличить возможный вклад каждого члена группы в достижение целой группы.
1. Еще раз сформулировать проблему, цель.
2. Вспомнить перечень действий членов групп, направленных на решение задач (какие были действия и в чем они состояли).
3. Вспомнить действия каждого члена группы с указанием на то, какие действия помогли или не помогли достижению цели.
4. Решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить.
Прием «Рюкзак»
Описание: прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно подумать над ответом, можно сказать "я пропускаю ход".
Домашнее задание
§22
Задание 10, стр 109
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.