Методическая разработка учебного занятия по теме "Щелочные металлы" дисциплине «Химия».
Оценка 4.9

Методическая разработка учебного занятия по теме "Щелочные металлы" дисциплине «Химия».

Оценка 4.9
docx
09.07.2024
Методическая разработка учебного занятия по теме "Щелочные металлы"  дисциплине «Химия».
урок по теме Щелочные металлы.docx

Разгуляева Алена Николаевна

учитель химии

МБОУ СОШ № 38,

г. Озёрск

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Химия».

Тема занятия: Щелочные металлы

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: комбинированный урок

Цели занятия: Изучить свойства и особенности щелочных металлов; совершенствовать практические умения и навыки написания уравнений реакций и схем электролиза расплавов и растворов электролитов, и решению задач.

Задачи занятия:

Обучающие: формирование знаний учащихся о щелочных элементах как типичных металлах, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими).

Развивающие: развитие умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.

Ход урока

1 Организационный момент

Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы изучили общие сведения о металлах: положение в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов. Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных щелочных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.

2 Актуализация знаний

 Фронтальный опрос

Учитель:

- На какие две большие группы происходит деление химических элементов?

Обучающийся:

- На металлы и неметаллы

Учитель:

- Где находятся металлы в периодической системе Д.И. Менделеева.

Обучающийся:

 - В периодической системе элементы – металлы расположены в начале всех периодов, а также в четных рядах больших периодов побочных подгруппах. Условной границей, отделяющей металлы от неметаллов, служит диагональ, отведенная от бора к астату. Металлы оказываются левее и ниже этой прямой, неметаллы – правее и выше, а элементы, находящиеся вблизи прямой, имеют двойственную природу, их называют амфотерными.

Учитель:

- Какие группы естественных семейств в периодической системе мы знаем?

Обучающийся:

– Мы знаем особые группы отдельных металлов: щелочные металлы, щелочноземельные металлы, редкоземельные металлы (иттрий, лантан и лантаноиды, актиноиды), переходные металлы.

– Благородные металлы (серебро, золото и шесть платиновых металлов) . Платиновые металлы (платиноиды, рутений, родий, палладий, осмий, иридий, платина) металлы подгруппы алюминия.

Учитель:

– Каковы особенности строения атомов металлов?

Обучающийся:

- Атомы металлов имеют сравнительно большие атомные радиусы, поэтому их внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо сними связаны. И вторая особенность, которая присуща атомам наиболее активных металлов – это наличие на внешнем энергетическом уровне 1-3 электронов.

Учитель:

- Как особенности строения атома влияют на физические свойства?

Обучающийся:

-  Характерные физические свойства металлов металлический блеск, электрическая проводимость, теплопроводность, Связана с особенностью строения кристаллических решеток атомов металлов. В узлах располагаются атомы и положительные ионы металлов, связанные посредством обобществленных внешних электронов, которые принадлежат всему кристаллу, эти электроны компенсируют силы электростатического отталкивания между положительными ионами и тем самым связывают их, обеспечивая устойчивость металлической решетки.

Учитель:

- Как особенности строения металлов влияют на их химические свойства?

Обучающийся:

 - Самое характерное химическое свойство всех металлов – их восстановительная способность, т.е. способность атомов легко отдавать свои внешние электроны, превращаясь в положительные ионы. Металлы не могут быть окислителями, т. е. атомы металлов не могут присоединять к себе электроны.

3 Изучение нового материала

3.1 Общая характеристика

К щелочным металлам относятся литий, натрий, калий, рубидий, цезий и франций. В периодической системе они расположены в главной подгруппе I группы. Все щелочные металлы имеют один s-электрон на внешнем электронном слое, который при химических реакциях легко теряют, проявляя степень окисления +1. Поэтому щелочные металлы являются сильными восстановителями. Радиусы их атомов возрастают от лития к францию. Электрон внешнего слоя с возрастанием радиуса атома находится все дальше от ядра, силы притяжения ослабевают и, следовательно, увеличивается способность к отдаче этого электрона, т.е. химическая активность. В электрохимическом ряду напряжений металлов все щелочные металлы стоят левее водорода. Это типичные металлы, в твердом состоянии хорошо проводят электрический ток. Они легкоплавки, быстро окисляются на воздухе, поэтому их хранят без доступа воздуха и влаги, чаще всего под керосином. Щелочные металлы образуют соединения с преимущественно ионной связью. Оксиды щелочных металлов - твердые гигроскопичные вещества, легко взаимодействующие с водой. При этом образуются гидроксиды - твердые вещества, хорошо растворимые в воде. Соли щелочных металлов, как правило, тоже хорошо растворяются в воде.

3.2 Физические свойства

Основные сведения о щелочных металлах
   Таблица 1
Величина

3Li

11Na

19Ka

37Rb

55Cs

87Fr

Атомный вес

6,94

22,99

39,1

85,47

132,9

[223]

 

 

Валентные электроны

(2) 2s1

(8) 3s1

(8) 4s1

(8) 5s1

(8) 6s1

(8) 7s1

Металлический радиус атома, нм

0,155

0,189

0,236

0,248

0,268

0,280

Радиус иона,  нм

0,68

0,98

1,33

1,49

1,65

1,75

Энергия ионизации, Эв

5,39

5,14

4,43

4,176

3,89

3,98

Содержание в земной

коре, ат. %

0,02

2,0

1,1

4×10-3

9×10-5

¾

Плотность, г/см3

0,534

(0,97)

0,86

1,532

1,87

 

Температура плавления, 0С

179

97,8

63,5

39,0

28,5

 

 

3.3 Химические свойства

1)  Взаимодействие с кислородом. В продуктах горения калия, рубидия и цезия содержатся в основном надпероксиды:

\mathsf{K + \ O_2 \longrightarrow \ KO_2}

Для получения оксидов натрия и калия нагревают смеси гидроксида, пероксида или надпероксида с избытком металла в отсутствие кислорода:

2Na + O2 = Na2O2.

\mathsf{2 \ Na + 2 \ NaOH \longrightarrow 2 \ Na_2O + \ H_2 \uparrow}

\mathsf{2 \ Na + \ Na_2O_2 \longrightarrow 2 \ Na_2O}

\mathsf{3 \ K + \ KO_2 \longrightarrow 2 \ K_2O}

Оксиды щелочных металлов обладают всеми свойствами, присущими основным оксидам: они реагируют с водой, кислотными оксидами и кислотами:

\mathsf{Li_2O + \ H_2O \longrightarrow 2 \ LiOH}

2) Взаимодействие с водородом.

2Na + Н2 =2NaН – гидрид натрия.

3) Взаимодействие с водой. Важное свойство щелочных металлов — их высокая активность по отношению к воде. Наиболее спокойно (без взрыва) реагирует с водой литий:

\mathsf{2 \ Li + 2 \ H_2O \longrightarrow 2 \ LiOH + \ H_2 \uparrow}

При проведении аналогичной реакции натрий горит жёлтым пламенем и происходит небольшой взрыв. Калий ещё более активен: в этом случае взрыв гораздо сильнее, а пламя окрашено в фиолетовый цвет.

4) Взаимодействие с галогенами

2Na + Сl2 = 2NaCl – хлорид натрия.

5) Взаимодействия с неметаллами

\mathsf{2 \ K + \ S \longrightarrow \ K_2S}

\mathsf{6 \ Li + \ N_2 \longrightarrow 2 \ Li_3N}

\mathsf{2 \ Li + 2 \ C \longrightarrow \ Li_2C_2}

6) Взаимодействие с раствором кислот:

2HСl + 2Na = 2NaСl + H2.

7) Взаимодействие с солями

Менее активные металлы могут быть получены восстановлением щелочными металлами:

3Na + AlCl3 = Al + 3NaCl.

8) Качественные реакции: окрашивание пламени ионами
Li+ - карминово-красное
Na+ - желтое
K+ - фиолетовое

Демонстрируется опыт

Прокаливается железная проволока до тех пор, пока не перестанет ею окрашиваться пламя, затем вносится в пламя на кончике проволоки раствор соли натрия. Наблюдаем окрашивание пламени ионами натрия в желтый цвет.

Опыт повторяется, используя хлорид калия. Наблюдаем окрашивание пламени в фиолетовый цвет.

3.4 Соединения щелочных металлов
Щелочные металлы - самые сильные восстановители, их ионы не проявляют окислительных свойств.

Гидроксиды (едкие щелочи) - твердые кристаллические вещества, типично ионные соединения, сильные основания. Гидроксиды щелочных металлов являются истинными гидроксидами, т.к. имеют ионный тип кристаллической решетки.
NaOH-едкий натр, каустическая сода
KOH-едкое кали
Соли - типично ионные соединения, как правило, хорошо растворимы в воде, кроме некоторых солей лития. Соли, образованные слабыми кислотами сильно
гидролизуются.
Na2CO3×10H2O - кристаллическая сода
Na2CO3 - кальцинированная сода
NaHCO3 - питьевая сода
K2CO3 - поташ

3.5 Получение

         Т.к. щелочные металлы - это самые сильные восстановители, их можно восстановить из соединений только при электролизе расплавов солей:
2NaCl=2Na+Cl2
на катоде: Na++e-=Na
на аноде:2Cl--2e-=Cl2e

3.6 Применение

Алюминий-литиевые сплавы нашли применение в авиационной и космической технике.

Литий используется при производстве литиевых аккумуляторов, такие аккумуляторы применяются в кардиостимуляторах.

Расплавы натрия и калия используются в качестве теплоносителей в атомных реакторах и в авиационных двигателях.

Пары натрия используются в люминесцентных светильниках.

Натрий служит катализатором в производстве каучука.

Натрий используется при производстве калия, титана, циркония и тантала, а также тетраэтилсвинца – добавки, улучшающей детонационные свойства бензина.

Пероксид натрия и надпероксид калия используются в подводных лодках и космических кораблях для регенерации кислорода.

Гидроксид калия применяется для получения жидкого мыла и стекла.

Гидроксид натрия используется для производства бумаги, искусственных тканей, мыла, очистки нефтепроводов, в производстве искусственного волокна и в щелочных аккумуляторах.

Хлорид натрия – пищевой продукт и сырье для получения натрия и его соединений, применяется в медицине для приготовления физиологического раствора.

Карбонат натрия используется для производства бумаги, мыла и стекла.

Гидрокарбонат натрия (питьевая сода) применяется в медицине, кулинарии, в производстве минеральных вод, используется в огнетушителях.

Карбонат калия (поташ) необходим при производстве жидкого мыла и стекла.

Нитрат калия – комплексное минеральное удобрение, применяется для производства черного пороха и фейерверков.

Цезий нашел применение в фотоэлементах.

4 Рефлексия

4.1 Решение задачи

К раствору, содержащему 16 г сульфата меди (II), прилили раствор, содержащий 20 г гидроксида натрия. Какова масса образовавшегося осадка?

4.2 Напишите химические уравнения следующих превращений:

http://festival.1september.ru/articles/617297/img1.gif

5 Домашнее задание [1] c. 184, зад. 5, 6.

6 Подведение итогов урока, выставление оценок

 

Список литературы

1.     Габриелян, О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005.

2.     Габриелян, О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.

3.      Габриелян, О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.

4.     Ерохин, Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. – М., 2004.

5.     Кузнецова, Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Разгуляева Алена Николаевна учитель химии

Разгуляева Алена Николаевна учитель химии

Организационный момент Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека

Организационный момент Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека

Учитель: - Какие группы естественных семейств в периодической системе мы знаем?

Учитель: - Какие группы естественных семейств в периодической системе мы знаем?

Характерные физические свойства металлов металлический блеск, электрическая проводимость, теплопроводность,

Характерные физические свойства металлов металлический блеск, электрическая проводимость, теплопроводность,

В электрохимическом ряду напряжений металлов все щелочные металлы стоят левее водорода

В электрохимическом ряду напряжений металлов все щелочные металлы стоят левее водорода

Содержание в земной коре, ат

Содержание в земной коре, ат

Взаимодействие с водой . Важное свойство щелочных металлов — их высокая активность по отношению к воде

Взаимодействие с водой . Важное свойство щелочных металлов — их высокая активность по отношению к воде

Na + - желтое K + - фиолетовое

Na + - желтое K + - фиолетовое

Т.к. щелочные металлы - это самые сильные восстановители, их можно восстановить из соединений только при электролизе расплавов солей: 2NaCl=2Na+Cl 2 на катоде:

Т.к. щелочные металлы - это самые сильные восстановители, их можно восстановить из соединений только при электролизе расплавов солей: 2NaCl=2Na+Cl 2 на катоде:

Хлорид натрия – пищевой продукт и сырье для получения натрия и его соединений, применяется в медицине для приготовления физиологического раствора

Хлорид натрия – пищевой продукт и сырье для получения натрия и его соединений, применяется в медицине для приготовления физиологического раствора

Список литературы 1. Габриелян,

Список литературы 1. Габриелян,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2024