Методическая разработка урока "Дорога к письменности"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока "Дорога к письменности"

Оценка 4.9
doc
16.12.2020
Методическая разработка урока "Дорога к письменности"
Разработка урока.doc

 

Алтайский край

Город Барнаул

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 133»

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

Методическая разработка учебного занятия

«Дорога к письменности».

Урок русского языка (5-7 класс)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Початкова Тамара

    Оскаровна,

учитель русского языка

 и литературы муниципального  автономного обще- образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 133» города  Барнаула

 

 

 

 

 

 

 г. Барнаул

2020

 

 

 

 

 

Краткое обоснование.

 

            Зарождение письменности, развитие алфавита – увлекательнейшая страница в истории человеческой цивилизации. Привыкнув к буквам, которые сопровождают нас повсюду, мы с трудом осознаем знаковую сущность языка и букв, не можем провести границу между звуком и буквой, явлением и словом.

            Изучая фонетику, мы часто рассматриваем лишь звучащую речь, а знаки (буквы), которыми мы эту речь фиксируем на бумаге, являются уже чем-то данным.

            Дети с трудом понимают условность обозначения письменной и звуковой речи. Опыт школьной практики позволяет мне сказать, что лишь немногие ученики, поняв условность записи звуковой речи, научатся делать фонетический разбор, чувствовать структуру слова. Мне кажется необходимым, прежде чем начать занятия по фонетике, подготовить для них почву, показать, как графика зарождалась, развивалась, то есть разрушить представления учеников о букве как о вечном, раз и навсегда данном, неизменном. Это может быть как отдельное факультативное занятие или урок по теме «Графика», так и ежеурочная работа учителя. Она поможет в свете культуроведческого подхода соединить язык и культуру в процессе формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции обучающихся, обогатить их словарный запас. Занятия подобного рода позволят развить речь ребят, расширить их кругозор, создать предпосылки общения в социально-культурной сфере. Современное образование предполагает интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.

            В государственном образовательном стандарте представлен не только строй языка, но и его функциональное и историческое развитие. Изучая историю русской буквы, учитель, используя воспитательный аспект уроков, приведет ребят к осознанию своей мировоззренческой позиции, к необходимости знать свое, национальное, родное.

            Это особенно актуально сегодня, когда происходит неоправданное засорение русской речи иностранными словами. Ведь именно через речь иностранная культура насильственно вторгается в нашу жизнь. Знакомство с историей русской буквы обогатит эмоциональную культуру ученика, его интеллектуальный уровень.

            Мною представлен урок по теме: «Дорога к письменности». 

            Проведение его уместно при изучении разделов «Фонетика, Графика».

            Методы обучения:

            по источнику получения знаний – словесный (беседа);

            по уровню активности познавательной деятельности – репродуктивный (анализ языковых единиц), исследовательский (знакомство с историей возникновения букв);

            по функциям – методы совместной и самостоятельной исследовательской работы.

            В основе занятия заложен принцип взаимосвязи между языком и литературой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Цель  урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Дорога к письменности », организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Личностные: 

·                                 осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

·                                 стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

·                                 владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

·                                  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

·                                 способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

 

Предметные

 познавательные:

-представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

- углубление представлений учащихся об истории возникновения русской письменности, происхождении и значении букв

личностные:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-умение проводить самооценку.

коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- развитие умения слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение работать в группе.

регулятивные:

- развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;

- оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- осуществление познавательной и личностной рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация и целеполагание

     Язык, как море. У одного берега воды моря прозрачны и солены. У другого – опреснены впадающей в него рекой и полны ее мути. И все это в одно и то же время, только в разных точках пространства. Языкознание изучает все виды, все изменения языка. Его интересует все, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать свои мысли, писать – делать то же самое при помощи букв. Еще не так давно люди с недоумением и трепетом взирали на таинственные, никому не понятные надписи на скалах, на стенах древних равнин, на глиняных плитах и полуистлевших парусах, сделанные тысячи лет назад неведомо кем и неизвестно по каким причинам. Никто не знал, что значат эти странные буквы, звуки какого языка они выражают.

- А что такое буква, ребята?

Как вы думаете, всегда ли буквы были такими, какими мы видим их сейчас?

- Что такое письменность?

- Нужно ли знать историю ее зарождения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Буквы – это условные знаки, обозначающие звуки речи.

- Мы знаем, что буквы, их изображение менялось по мере развития человеческого общества.

- Письменность - это законсервированная речь.

2. Лекция - диалог

       В Новгороде, в его влажной почве, были найдены в полной сохранности частные письма, выцарапанные какими-то гвоздями на кусочках бересты, больше сотни таких совсем обыденных записок, набросанных наспех, кое-как, по совсем обыденным поводам. А ведь мы даже и не подозревали, что в 12 – 13 веках умел писать кто-либо, кроме специалистов книжников и грамотеев.

     «От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми целовека на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю [рубашку], сороцицю забыле».

     Мы словно услышали речь, прозвучавшую сотни лет назад. Оказывается и в 12 веке, как и в начале двадцатого, псковичи и новгородцы «цокали», произносили звук [ц] там, где мы выговариваем «ч» : «целовек», «сороцица», а не «человек», «сорочка». И все это благодаря буквам. Но ведь они появились не сразу.     

Что вам известно о возникновении письменности?

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают текст (он может быть воспроизведен на экране, написан на доске).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кстати, о письменности, в прямом смысле этого слова, принято говорить в тех случаях, если имеются два ее признака: рисование и сообщение.

Сообщение ученика:

Некоторые ученые представляют себе начало дороги к письменности так: Было это очень-очень давно, когда люди и медведи жили в пещерах. Пришло время, и люди каким то образом выселили древних  Топтыгиных из их углов. Огляделись люди и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Эти царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нарисовать какое-то изображение.

3. Создание проблемной ситуации

     Современные ученые спорят: как узнать, где кончается наскальная первобытная живопись и начинается письменность?

     Первобытный человек в своей жизни пользовался изображением предметов. Иногда это была серия рисунков, изображающих события из жизни племен. Так появилась пиктография.

 

 

 

 

 

- Обратите внимание на примеры пиктографического письма (демонстрируются слайды, таблицы)

- Чем отличается рисованное письмо от привычного?

 

       А вот какую интересную историю о возникновении письменности поведал писатель Редьярд Киплинг

Дети записывают в тетради тему урока, признаки письменности

 

 

 

 

- письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus – живописный и греческого grapho – пишу)

 

 

 

- Информацию несут рисунки.

Смысл не всегда понятен.

Читают сказку про то, как было написано первое письмо.

Коллективная работа «Пчелиный улей»

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

4. Этапы развития письменности

    Выделяют три основных этапа развития письменности:

1.   пиктографический (рисуночное письмо)

2.   иероглифический – при котором сообщение делилось на части, слова или слоги – каждая часть обозначалась условным знаком – символом, т.е. иероглифом. Иероглифами пользуются Япония и Китай. (20000000 (миллионов) иероглифов.

3.   звуковой – каждый знак – символ обозначает один лишь звук. Сравните иероглифы с нашим алфавитом, состоящим из 33 букв.

 

     По свидетельству историков, у древних германцев существовали тайные знаки, которые понимали только жрецы и вожди племен.  Позже эти знаки стали называться рунами. Руна в переводе с древнескандинавского языка обозначает «тайна». Древнегерманское runen  и современное немецкое runnen означает «таинственный шепот».

Руническое письмо проникло и на Русь. Была ли на Руси собственная письменность до Кирилла – мнения до сих пор расходятся. Но вот то, что наши предки широко использовали письменность соседей, о чем говорят рунические письмена, найденные в древней русской крепости Изборске, бесспорно. Наши предки были образованны и любознательны. Они владели языками других народов.

- Известны ли вам еще какие-либо виды письменности? (Письменность финикийцев например)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Бытует мнение, что именно «чертами и резами» написана самая спорная и скандальная книга со времен «Слова о полку Игореве» - «Велесова книга». Велес – языческий бог, покровитель домашних животных (связка дощечек с неизвестными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые руны имели магическое значение

- Работа со слайдами

Запись значения слова руна

- Знаки Рюриковичей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик делает сообщение:

Одна из самых главных загадок русской письменности – так называемые «черты» и «резы» которыми, по некоторым версиям, писали на Руси в древности. Вокруг них ведутся яростные споры. Их никто не видел. Но есть свидетельство болгарского ученого монаха черноризца Храбра. В книге «Сказание о письменах» он утверждает: «Когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали они при помощи

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

письменами, обнаруженная в 1919 году в имении князей Донских – Захаровских) 

черт и резов»  отголоски «черт и резов» дошли до нас в виде орнаментов на детских игрушках.  

 

Дети делают записи

5. История азбуки

    Обратимся к истории русской азбуки. Создатели славянской азбуки Константин (при пострижении в монахи он был назван Кириллом) (827 – 869) и Мефодий (815 – 885) происходили из византийского города Солуни (ныне Солонини в северной Греции), в котором проживало многочисленное славянское население. Братья с детства знали славянские наречия и обычаи. Мефодий, получив хорошее образование, в молодости был назначен воеводой в одну из славянских областей Византия, Константин учился у крупнейших ученых своего времени, служил библиотекарем  в богатейшем патриаршем книгохранилище. Именно им в 863 году было поручено научить жителей Моравии вести церковную службу на родном языке. Первой книгой, переведенной Константином и Мефодием на славянский язык, стало «Евангелие». Затем они перевели «Апостол», «Псалтирь». Константин создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи в славянской речи азбуку, получившую название кириллица, в честь его церковного имени.

     Так был создан первый общеславянский литературный язык – язык славянских переводов греческих церковных книг. Его обычно называют старославянским или древнецерковнославянским.

В течении 40 месяцев до весны 867 года братья просвещали славян в Моравии. Они избрали себе учеников, обучали их славянской грамоте, подготовили кадры церковнослужителей, способных совершать  богослужение по-славянски.

За свою подвижническую деятельность великие братья были причислены к лику святых.

- В вопросе о первой русской азбуке нет единомыслия. Одни ученые считают первичной кириллицу, другие – глаголицу.

- А в чем их отличие? Только в форме написания букв?  Совпадая с кириллицей по алфавитному составу, расположению, значению и названию букв, глаголица отличалась количеством (изначально 38 – 39) и сложным начертанием букв.

Крещение Руси стимулировало развитие письменности. Грамотные люди стали обычным

 

 

 

Звучит сообщение о Кирилле и Мефодии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети изучают слайд-таблицу, сравнивают с алфавитом. 24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. С тех пор этот день – день рождения славянской письменности.

Демонстрируется икона,  изображающая Кирилла и Мефодия.

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

явлением. Возникли школы. Летописи рассказывают, что «Отец Владимира Мономаха, дома седя, изумеяше 5 язык, в том бо честь есть от инех земель»

   Часть букв кириллицы была заимствована Кириллом из греческого алфавита, часть создана специально для передачи звуков славянского языка, которых не было в греческом языке, а значит, и в алфавите. Это буквы Б, Щ, Ч, Ш, Ы, Ю, Т      Введены были так называемые юсы – малый и большой, которые должны были представлять носовые звуки, похожие на [ Е ] с призвуком [ Н ] и     [ О ] с призвуком [ Н ]. В поздней редакции кириллица включала в себя 43 буквы, считая буквой каждый из четырех «юсов».

- Сравните алфавит кириллицы с современным алфавитом.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

Дети сравнивают, рассказывают историю звука [Ф]. 

6 . История звука

   Для русского языка звук [Ф]  был совершенно не свойственным. Любопытное исследование провел Лев Успенский. Он подсчитал, что в тексте пушкинской «Полтавы» около 30000 букв и среди них только три раза встречается буква Ф .

«Неудобство» произношения звука [Ф] приводило к его замене. В просторечии нередко можно услышать Хведор вместо Федор, Хвонарь вместо Фонарь. А поскольку указывалось на неправильность  такого произношения, то встречаются изменения и в другую сторону. Говорят Фатит вместо Хватит, Фост вместо Хвост. Букву О (фиту) в русском языке употребляли в словах греческого происхождения на месте греческой (тхеты), которая означала звук, похожий  на сочетание [тх]. Писалось, например, Оеологь, Оилософия. Но в русском языке этого звука не было. И получилось, что две разные буквы означали один и тот же звук. Вполне понятно, что один из них был лишним. Так и исчезла буква О (фита). Осталась Ф (ферт), которая до сих пор означает звук [Ф].

- Какие особенности мы наблюдаем в таблице?

 

 

 

 

 

 

- Вспомните, как учился грамоте Алеша Пешков из повести Максима Горького «Детство»

( инсценировка)

Наблюдение над текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая буква алфавита имела свое название, похожее на обычное слово. Думали, так легче запомнить азбуку. А в результате дело усложнялось.

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

    Буквы порождали образы, в них усматривались люди, их позы.

- Знакомы ли вам загадки, пословицы, поговорки о буквах алфавита? 

 

Заранее подготовленный ученик.

Два косяка с притолокой, два стяга с колесом (буква П)

7. Буква и звук

    Названия букв сохранились в устойчивых выражениях, где они выполняют образную функцию. При образовании таких выражений учитывались три признака: место буквы в алфавите, форма и название буквы, его соотнесенность с обычными словами.

Почему так говорят:

- От аза до ижицы

- Сам ни аза в глаза а людей ижицей тычет

 

- Начинать с азов

- Сидеть на азах

- Твердить азы

- Стоять фертом (подперев гордо руки в бока)

- Писать мыслете (т.е. идти зигзагами при опьянении)

    Стоит вспомнить еще об одной роли, которую выполняли  буквы по совместительству. Они были знаками чисел. 

 

 

 

 

 

 

 

- от начала до конца

- сам ничего не знает, а людей укоряет

- начало ученья

 

 

 

 

 

Изучают таблицу.

Задание.

Узнать значение фразеологизмов: сделать на ять, прописать ижицу.

8. Работа с алфавитом

   Славянский алфавит просуществовал на Руси более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, увидевший их, захотел овладеть письмом. Алфавит Киралла и Мефодия поражает простатой и удобством. 

Индивидуальная деятельность. Рассказ о буквицах.

 

  

Русская азбука

    Первоначально в русской азбуке, как и в старославянской кириллице, было 43 буквы. Довольно скоро вышли из употребления юсы (буквы для обозначения носовых гласных, переставших существовать в русском языке еще в дописьменный  период), таким образом, юсы (4 буквы) в русском языке были лишними с самого начала.

    Несколько позднее перестали употребляться особые начертания йотированных А и Е, а затем буквы «кси», «пси», «омега», «зело» совпавшие по значению соответственно с буквами О и З.

    Все эти изменения были закреплены реформой Петра I. Так возникла русская «Гражданка» («гражданская азбука») для печатания гражданских – светских книг.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Официально гражданская азбука была утверждена в январе 1710 года.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

    Но русский алфавит видоизменялся не только за счет сокращения буквенного состава, но и за счет восполнения возникающих пробелов. Так в 18 веке вошли в употребление новые буквы, отсутствовавшие в кириллице: Э, Я (1710 год), Й (1735 год), Ё (введена знаменитым историком и писателем Н.М. Карамзиным, первое употребление в печати относят к 1797 году)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Буквы Ъ и Ь  первоначально обозначали краткие редуцированные гласные, которые были утрачены языком примерно к 12 веку. Они стали разделительными знаками и знаками твердости и мягкости согласных.

     В 1918 году была проведена еще одна реформа, после которой алфавит стал таким, каким мы пользуемся сегодня. Были изъяты I (и), Ь (ять), О (фита), Y ( ижица), и отменено употребление Ъ (ер) на конце слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение

В нашем алфавите были изменения и в начертании букв. Известны три типа почерков:

устав (с конца 10 до начала 16 века),

полуустав (с середины 14 до начала 17 века),

скоропись (с конца 19 века).

Изменились звуковые значения отдельных букв. Е звучала как [Э], а современное значение Е передавалось йотированным Е.

 

 

 

 

 

Сообщение о Ъ («самая дорогая буква»),

Y (ижица)

 

9. Суждения Умозаключения

   Мы должны быть вечно благодарны создателям азбуки.

Какие выводы вы можете сделать?

    Создадим проблемную ситуацию вопросом:

Есть ли связь между характером начертания букв и исторической эпохой?

 

 

 

 

 

 

 

Древние мастера «кодировали» свои знания об окружающем мире в орнаментах деревянного

 

 

 

 

 

Безусловно, каждая буква в древней книге – это произведение искусства, в ней – душа летописца. Но вот меняется эпоха – Петр I поднял Россию на дыбы, заставил ее жить в новом ритме, и на смену прежнему приходит гражданский шрифт. 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

 

 

 

 

убранства домов. Каждый резной элемент имел строго определенную форму, и число его деталей было постоянным.

 

 Из крошечных семян – знаков родной речи произрастали неизмеримые леса и рощи, поля и луга славянской письменности. Ей предстояла великая будущность.

    Прекрасное с боем пробивает себе дорогу. С алфавитом возникли в среде христианства вечно живые и вечно прекрасные библейские образы. Азбуку у нас называли совсем по-домашнему: абевегой, буквицей. С азбукой пришло ощущение стиха, ритмизированной речи, началось летоисчисление. Наибольшим почтением в Киеве пользовались такие памятники болгарской культуры, как «Азбучная молитва», «О письменах» Черноризца Храбра. 

 

- Какие однокоренные слова к слову буква вы можете подобрать?

Дети рассматривают слайды с изображением памятников древнего зодчетсва.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают текст молитвы.

(Слайд)

 

 

 

 

Буква - из буковой ветви

Из бука  - дерева вырезали дощечку и наносили на нее письменные знаки.

10. Работа с текстом.

 

 

 

 

 

 

11.Выявление читательского восприятия

    И как итог нашему уроку пусть прозвучит этот текст.

«Слово, буква и книга – всегда вместе.

    Алфавит в средние века почитался сокращенной вселенной. Великое чудо: маленькие начертания – буквы и громада многовековой культуры русских, украинцев и белорусов.

    О первых книгах наши пращуры писали:

«И отверзлись уши глухих для услышанных слов книжных, и ясен стал язык»

    Русь изначальная, принявшая азбуку, стала нашей люлькой, колыбелью Русской земли, в ней и возрос народ.

    Русь колыбельных лет, какова она? Окульки в люльках, Оленки в пеленках. И материнская песня. Гусли – самогуды. Вьюга и цветущие липы. Меч – кладенец.

    Изначальный книжный завет «Укройся от зла и делай добро».

- О чем этот текст?

- Какова его  главная мысль?

- Как связан текст с темой нашего урока?

- Какие новые понятия вам встретились?

- А как вы относитесь к книге?

Сравните ваши высказывания с тем, как относились к книге на Руси.

«Рядили книгу, как невесту! Листы украшались

 

 

Дети смотрят видеофрагмент о памятниках древнерусской литературы, а затем читают текст.

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

неописуемой красоты рисунками – миниатюрами. На переплеты из деревянных досок шла тщательно выделанная кожа. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. Прадеды любили говорить, «Книжное слово в жемчугах ходит». Больших денег стоила книга. Иметь библиотеку из четырех – пяти книг означало владеть  состоянием, которому завидовали. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, стадо коров, на груду пышных собольих шуб…

    Жизнь книги, как и жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при  нашествии врагов, в походах и странствиях,  при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люди уносили за надежные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги. Книги укрепляли дух, утешали, вселяли надежду.  

Дети высказывают свои суждения

 

12. Подведение итогов

   Настоящее прорастает из прошлого, а будущее из настоящего. И чем глубже мы постигаем прошлое, тем лучше способны предвидеть и творить будущее. Древние письмена хранят еще немало тайн. Нам предстоит их разгадать. Наш век  характеризуется стремительным ростом объема информации. Но мы склоняемся над книгой, чтобы постичь азы информации. Футурологи предрекают книге смерть. Не хочется верить, что книге суждено погибнуть.   

    Прошедшая длинный путь от глиняных табличек и свитков папируса до современного тома, она озарит людей будущего счастливыми минутами общения с духовным богатством, накопленным веками. И среди тех сокровищ  заблестят, как редкие бесценные каменья, рассказы древних о себе, возвращенные к жизни усилиями многих ученых, которые заставили заговорить умолкшие письмена.   

 

13. Домашнее задание (по выбору)

 

 

1. Напишите сочинение – миниатюру по теме «Дорога к письменности». Выразите свое отношение к данному вопросу.

2.  Найдите дополнительный материал о той или иной букве алфавита.

3. Нарисуйте пиктографическое письмо.

 

14. Рефлексия

Что особенно заинтересовало меня?

    Сегодня на уроке мне удалось…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.АнтоноваЕ.С. Тайна текста.- М.,2007

 

2 Драчук В. Дорогами тысячелетий. - М.,1997

 

3. Осетров Е. Аз – свет миру. - М.,1989

           

4 Успенский Л. Слово о словах. - М., 1983

 

 

5. Русская письменность

            Белый город. – М., 2010

 

6. Секреты орфографии. – М.,2008

 

 

 

 

 

 

 


Алтайский край Город Барнаул

Алтайский край Город Барнаул

Краткое обоснование.

Краткое обоснование.

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Дорога к письменности », организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Дорога к письменности », организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Методическая разработка урока "Дорога к письменности"

Методическая разработка урока "Дорога к письменности"

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Слова о полку Игореве» - «Велесова книга»

Слова о полку Игореве» - «Велесова книга»

Совпадая с кириллицей по алфавитному составу, расположению, значению и названию букв, глаголица отличалась количеством (изначально 38 – 39) и сложным начертанием букв

Совпадая с кириллицей по алфавитному составу, расположению, значению и названию букв, глаголица отличалась количеством (изначально 38 – 39) и сложным начертанием букв

Какие особенности мы наблюдаем в таблице? -

Какие особенности мы наблюдаем в таблице? -

Русская азбука Первоначально в русской азбуке, как и в старославянской кириллице, было 43 буквы

Русская азбука Первоначально в русской азбуке, как и в старославянской кириллице, было 43 буквы

Сообщение В нашем алфавите были изменения и в начертании букв

Сообщение В нашем алфавите были изменения и в начертании букв

Выявление читательского восприятия

Выявление читательского восприятия

Подведение итогов Настоящее прорастает из прошлого, а будущее из настоящего

Подведение итогов Настоящее прорастает из прошлого, а будущее из настоящего

ЛИТЕРАТУРА 1.АнтоноваЕ.С. Тайна текста

ЛИТЕРАТУРА 1.АнтоноваЕ.С. Тайна текста
Скачать файл