Методическая разработка урока Феодальная раздробленность
Оценка 4.7

Методическая разработка урока Феодальная раздробленность

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
25.04.2023
Методическая разработка урока Феодальная раздробленность
феодальная раздробленность.doc

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

для 6 класса по Всеобщей истории

Феодальная раздробленность

учителя истории

Тарасовой Светланы  Анатольевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по истории Средних веков  в 6 классе по теме 

« Феодальная раздробленность».

 

                                                          

Цели: 

Образовательная – помочь осознать причины установления феодальной раздробленности в Европе и усвоить основные  понятия и события  этого периода.

 Развивающая-

 – продолжить работу над развитием познавательного интереса к истории

- умение определять проблему и   находить пути   ее решения,

-анализировать документы, комментировать источники, формулировать выводы

-работать   с картой

-самостоятельно искать ответы  в тексте   учебника

 Воспитательная – содействовать воспитанию у учащихся нравственных качеств, этических норм, дисциплинированности, ответственного отношения к учебному труду.

Коррекционная- 

-анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления

-понимать причинно-следственные зависимости

            -развитие абстрактного  мышления и воображения

 

Тип урока:  комбинированный

Метод: проблемный.

Форма организации учебной деятельности учащихся:  индивидуальная, работа над проблемой

Приёмы: опережающие задания, беседа, работа с картой, работа с историческим документом, тестом учебника.

 

Оборудование: презентация,  учебный  комплекс « Российская и Всеобщая  история», компьютер, учебник, карта.

 

                                               Ход урока.

1. Орг. начало урока.

Разминка:

Учитель

Ученик

феодальная

лестница

Хлодвиг из династии

Меровингов

Карл Великий стал импертором в

800 году

Часть  урожая, которая отдавалась  сеньору

оброк

" Нет человека  без…."

господина

вассал герцога

барон

даровые  работа  крестьянина  в  усадьбе  своего сеньора

барщина

 

2. Постановка  проблемы

 

Учитель: Что  сегодня   мы  будем  изучать на  уроке?

Постановка  проблемы:  выслушать отрывки из источников, проанализировать и помочь  ученики  сформулировать  проблему.

«Жалоба  о разделе  империи» Флора  Лионского, сер. XIвека

Справочные  сведения

Учитель: Какой  возникает  вопрос?  Нет ли противоречия  в  этих  сведениях?

Проблема  урока: Почему  период с IX  по XV   век  называют раздробленным в  IX веке, если империя  была  уже восстановлена  в  X веке?

Учитель: План урока:

Презентация: слайд 2

1. Раздробленность империи

2. Причины  феодальной  раздробленности.

3. Образование « Священной  империи»

3. Подготовка  к  изучению новой  темы

Учитель: Мы   уже  знаем, что произошло  в  843 году?

Ученик: империя Карла  Великого  была   разделена  между  3  его  внуками в городе  Вердене.

Презентация: слайд 3

Учитель: Почему  это произошло?

Ученик: - империя состояла  из разных народностей и все  они стремились освободиться от завоевателей

-в  империи не  было  единого  войска и  феодалам   по одиночки приходилась справляться  с набегами  варварских  племен

- не  было  согласия  и  между  наследниками Карла Великого

Уч.  комплекс -  модуль 1

Учитель: Посмотри внимательно  на  дату и высчитай правильно  век

Запиши хронологические рамки  периода Феодальной раздробленности Феодальная раздробленность Западной Европы в IXXI веках.

Учитель:  Мы  знаем, что на  месте  империи Карла  Великого образовалось  3  королевства, какие?

            Ученик:

 Западно- Франкская империя-  Франция

Восточно-Франкская империя- Германия

Королевство  Лотаря- Италия

Презентация: слайд 3

4. Изучение нового  материала

В  тот период произошла государственная  раздробленность, но  остальные  сферы   жизни  раздробленность не   затронула. Жители этих  государств продолжали считать  себя  единым  целым

Учитель: Опираясь на  текст  учебника( стр. 49), докажи

Ученик:  в  церквах богослужение  велось на  едином латинском  языке.

Физкультминутка

Презентация: слайд  9

 Презентация:  слайд 4

Прочитай  черты, которые характеризуют государственную раздробленность,  а теперь познакомимся  с  чертами феодальной  раздробленности

Учитель: Что такое феодальная раздробленность?

Во времена феодальной раздробленности владение любого крупного феодала стало как бы государством в государстве.

Учитель: Почему это произошло? В  чем причины  раздробленности?

Учитель: Давай, вспомним, что мог делать феодал в своём владении?

Работа  с  учебником стр.51

            Ученик: 1) собирал налоги с подвластной ему территории

            2) судил население

            3) объявлял войну и заключал мир с соседями

 Учитель: К  чему  могла привести такая  самостоятельность?

Учебник  стр. 51

Учитель:   а  правило « Вассал моего вассала – не мой вассал» действовало  в  интересах короля?

Ученик: нет,  так  как  вышедший  из повиновения герцог, мог  и не слушаться  короля, а  король не  мог призвать баронов и рыцарей, так  как  они  не  были его вассалами.

Учитель: Итак,  почему  наступила  феодальная  раздробленность?

Презентация: слайд 7

Ученик: Феодальное землевладение и усиление власти крупных феодалов

Презентация: слайд 6

Учитель:  В  чем еще  причина  раздробленности?

Учеб. комплекс: файл 2

Учитель: Какое хозяйство  здесь показано?

Ученик: натуральное хозяйство, при  котором жители сами обеспечивали   себя  всем необходимым  для  жизни, а значит не   нуждались в  торговых  связях и  могли  прожить самостоятельно, отделившись в  отдельное государство

Учитель: Кроме  того, такая независимость  способствовала  частым  междоусобным войнам,  что также ослабляла  эти государства

Учитель:  Являлись ли  королевства Франция, Италия  и Германия  едиными и  централизованными?

Работа  с  картой  стр. 53  учебник  

Ученик:  нет,  так   они  состояли  из множества  раздробленных герцогств и графств

Презентация:  слайд 10

Учитель: Во Франции королем  был избран  один  из графов, Гуго Капета. Королю принадлежали лишь Париж и Орлеан, но и там он не был полным хозяином. Король зависел от вассалов, а они раздирали страну на части.

 

Презентация: слайд 11

В Италии многочисленные герцогства и графства  вели постоянные  междоусобные войны

Германия  состояла из множества герцогств образованных на  территории  бывших племенных объединений, поэтому  были различия  между ними  в  языке и обычаях. Феодальная раздробленность в соседней Германии началась позже. У германского государства было много врагов, особо опасными были венгры. Их конница держала в страхе всю Европу.

В начале X века в  Восточно-Франкском  королевстве умер последний  король из  династии Каролингов и корону, в  результате  борьбы,  получил герцог Саксонии, Генрих I, по прозвищу  Птицелов. Он  смог объединить под своей  властью многие германские герцогства,  а  сын его Оттон I  решил возродить  державу Карла  Великого.

 В 962 году он  вторгся  в  Италию, обещая Папе Римскому  навести порядок, он  добился коронации императорской  короной.

Физкультминутка: гимнастика для глаз

Презентация: слайд 15

Презентация: слайд 12

Учитель: Какие территории  империи Карла  Великого не вошли в состав  империи Оттона I ?

Карта стр.  53

Ученик: Франция,  Южная  Италия

Учитель: Можно ли  было империю Оттона I, Священную Римскую империю считать единым имперским государством ?

Работа  по  учебнику стр.55

Ученик: нет, потому что

         отсутствовала  единая  армия(герцоги и графы отказывались приводить свои дружины  в  имперское  войско)

          отсутствовали единые законы  и деньги( сами издавали законы и чеканили монеты)

         в Германии  и Италии отсутствовала единая столица и правительство

 

Учитель: Давай   сделаем выводы и ответим на  проблемный  вопрос

С распадом  империи Карла  Великого  Западная  Европа  раздробилась  на  королевства.

Европейские  королевства охватила  феодальная  раздробленность.

Священная Римская  империя не  была  единым государством –внутри ее   сохранялась феодальная  раздробленность.

Учеб.  Комплекс:   модуль!

5. Рефлексия

Вставьте в   правильном  порядке  причины  и следствия  в процессе  развития   феодальных отношений

Учеб. комплекс:  модуль ?

            6. Домашнее задание:

            Параграф 3 , записи.

Работа с документом.

 Письмо Одона, графа Блуасского, королю Франции.

«Удивляешь ты меня, государь мой, как столь поспешно, не разобрав дела, присудил ты меня недостойным феода твоего. Ведь родовитость у меня есть. Если дело касается исполнения службы, то хорошо тебе ведомо, что, пока я был у тебя в милости, служил тебе и при дворе, и в войске, Ежели потом, когда данный мне феод решил ты отобрать, я, обороняя себя и свой феод, нанёс тебе какие-либо обиды, то ведь совершил я это, раздражённый несправедливостью и вынужденный необходимостью. Ибо как же я смогу не оборонять своего феода? Бога и душу свою ставлю, что лучше предпочту умереть на своём феоде, нежели жить без феода».

 

 Вопросы к документу:

–        Из-за чего произошла ссора между сеньором  и вассалом?

–        Почему в период феодальной раздробленности могли появиться подобные письма?

–        Как граф оправдывает свои действия?

–        Вынесите справедливое решение по этому письму. На чьей стороне будут герцоги и графы?

 


Методическая разработка урока для 6 класса по

Методическая разработка урока для 6 класса по

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме «

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме «

Проблема урока: Почему период с

Проблема урока: Почему период с

Учитель: В чем еще причина раздробленности?

Учитель: В чем еще причина раздробленности?

Параграф 3 , записи. Работа с документом

Параграф 3 , записи. Работа с документом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2023