Тема: Февральская революция 1917 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: сочетание эвристической беседы с элементами групповой практической работы обучающихся с историческими документами.
Цели урока:
1. Обучающая - сформировать у обучающихся представления о том, что Февральская революция была обусловлена неразрешенностью основных социально–экономических и политических противоречий, которые обострились на фоне усталости от I мировой войны;
2. Развивающая – продолжить формирование информационных и коммуникативных компетентностей.
3. Воспитательная – способствовать верному нравственному и этическому осмыслению событий Февраля 1917 года;
Основные знания: причины революции; задачи революции; характер революции.
Основные понятия: революция; кризис власти; двоевластие.
Оборудование: исторические документы, фрагменты мемуаров и дневников; схема «Февраль 1917 года»; хронологическая таблица; настольные таблички с названиями основных групп российского общества; на доске – формулировка проблемно – познавательной задачи, перечень проблем, существовавших в России к началу 1917 года.
План урока:
1. Мотивационная беседа, формулировка целей урока.
2. Изучение нового материала на основе групповой работы обучающихся с историческими документами, схемами и таблицей.
3. Закрепление изученного материала с опорой на конспект.
4. Пояснения к домашнему заданию.
I. Мотивационная беседа, формулировка целей урока.
Цель урока: выяснить причины, задачи и характер революции и ответить на вопрос: «Почему так быстро рухнуло самодержавие в Феврале 1917 года?»
Сегодня вы, работая в группах, должны продемонстрировать умение добывать необходимые знания, пользуясь разнообразными информационными источниками, знаниями своих одноклассников и продемонстрировать свою информационную и коммуникативную компетентность.
К концу урока в ваших рабочих тетрадях должна быть воспроизведена хронологическая таблица «События Февральской революции 1917 года» а также основные знания: причины, задачи и задачи революции.
II. Изложение нового материала.
Что же представляла из себя ситуации в России к началу 1917 года? Учащиеся знакомятся с выдержкой из донесения Протопопова и делают вывод о ситуации в России к началу 1917 года о том, что война вызвала расстройство всего народного хозяйства.
Кроме того:
1) общие расходы на войну составили более 30 млрд. руб. Часть из них покрывалась за счёт внешних и внутренних займов, часть – путём увеличения выпуска бумажных денег;
2) покупательная способность рубля к февралю 1917г. составила 27 коп.;
3) в стране назревал голод;
4) хлеб был, но крестьяне придерживали его, ожидая повышения цен. Цены на мясо увеличились по сравнению с 1914 г. на 200 – 220%;
5) З/п рабочих увеличилась на 100%, а цены выросли на 300%;
6) повсюду стояли очереди за продуктами. В одном из полицейских донесений утверждалось: «Очереди за продовольствием были равноценны по влиянию революционным митингам и десяткам тысяч революционных прокламаций».
- А что же правительство?
Царское правительство лихорадило; происходили частые смены министров. В 1914 – 1917 гг. сменились 4 председателя совета министров, 5 министров внутренних дел, 3 военных министра, 4 министра земледелия. Многих возмущало или раздражало влияние Г. Распутина на царскую семью. Присутствие при дворе этого старца с сомнительной репутацией дискредитировало самодержца. В ночь на 17.12.1916 года Распутин был убит. Но желаемых результатов это не дало. Усилилось стачечное движение, происходили волнения на национальных окраинах империи. Всё говорило о том, что страна на пороге революции.
На основе полученной информации, выделите проблемы, существовавшие в России к началу 1917 года.
Чтобы понять смысл происходившего в то время в России, необходимо узнать, что думали современники тех далёких событий, как они оценивали ситуацию.
Групповая работа учащихся с документами.
Общее задание для всех групп:
1. После изучения документов дать характеристику ситуации в России к февралю 1917 года, как её увидели герои ваших документов.
2. Сделать вывод о позиции героев документов по вопросу о путях дальнейшего развития событий.
I группа изучала материалы, отражающие позицию социал – демократов.
II группа изучала материалы о том, как оценивали положение в стране царь, его семья и ближайшее окружение.
III группа изучала материалы о настроениях в армии.
IV группа изучала материалы о том, как видели ситуацию лидеры крупнейших буржуазных партий, члены Государственной думы.
V группа анализирует материалы, отражающие настроения рабочих и крестьян.
Помимо текстов документов ребята получают карточки с краткой характеристикой автора текста и с минимальными биографическими сведениями.
Работа в группах должна помочь школьникам дополнить общую характеристику ситуации в России к февралю 1917г., предложенную учителем в начале урока.
Примерные выводы, сделанные в результате работы в группах
1. Ленин считал, что монархия обречена. Он был за революцию, причём полагал, что она будет мировой. Кроме того, он считал, что именно партия большевиков способна возглавить революцию и дать народу мир, хлеб и свободу.
Мартов считал, что Россия не готова к тому, о чём говорил Ленин, что не следует забегать вперёд.
Ленин откровенно издевается над Мартовым, считая себя правым. Он не стеснялся в выражениях, ругая и либералов, считал их неспособными спасти страну.
2. Николай II не до конца понимал ситуацию. Он не верил в возможность революции. Даже донесения охранного отделения не насторожили самодержца.
Окружение царя влияло на него противоречиво:
одни уверяли, что всё спокойно, что правительство владеет ситуацией и что царю ни в коем случае нельзя уступать Государственной думе;
другие пытались убедить Н. II в необходимости уступок, перемен.
Сам же Николай II не без влияния Александры Фёдоровны пришёл к выводу о силовом решении проблем: роспуск Государственной думы и т.д. Эта близорукость царя дорого обошлась и ему, и России.
3. Одна часть армии, прежде всего офицеры, была ему ещё предана. Они считали, что революционные идеи нужно вытравливать силой.
Положение солдат и матросов было ужасно: голод, холод, лишения, нередкими были издевательства офицеров. Солдатская масса пропитывалась революционными настроениями, хотела закончить войну, вернуться домой и отобрать землю у помещиков.
Всё это говорило о том, что армия уже не является опорой самодержавия.
4. Видные общественно – политические деятели были явно растеряны: с одной стороны, видны попытки сохранить монархи; с другой стороны, Гучков, Шингарёв, Милюков и Шульгин видят, что страна движется к революции. Они пытаются найти выход в воздействии на императора, но одновременно ощущают своё бессилие, не могут даже определить состав будущего правительства. Вероятно сказываются былые разногласия, нерешительность. Впоследствии это проявилось и в работе Временного правительства.
Пуришкевич – явный приверженец монархии. Но он понимает, что слишком далеко зашло разложение царизма и его не спасти.
5. Рабочие жили скверно. Надвигался голод, вести с фронта были не утешительные. Они понимали, что так дальше жить нельзя: выходили на улицы с требованиями 8-ми часового рабочего дня, прекращения войны, свержения самодержавия.
Группа приводит характеристику положения рабочих и крестьян. Теперь настало время выделить главные причины революции.
На доске – перечень проблем, существовавших в России к началу 1917 года:
1. Слабость самодержавной власти.
2. Продовольственные трудности.
3. Продолжение войны.
4. Бездействие правительства.
5. Революционные настроения в армии.
6. Усиление национальных противоречий на окраинах России.
7. Нерешённый вопрос о земле.
8. Тяжёлое положение рабочих и крестьян.
9. Военные неудачи.
- Какие из перечисленных проблем, существовавших в России к началу 1917 года были наиболее болезненными? Обоснуйте свой выбор.
Работа с опорным конспектом «Февраль 1917 года».
Учащиеся формулируют причины революции:
1. Всеобщее недовольство политикой царизма;
2. Обострение социально – экономических противоречий, вызванных длительной и изнурительной войной;
3. Нерешённость аграрного вопроса;
4. Нерешённость рабочего вопроса;
5. Нерешённость национального вопроса.
Затем обучающиеся определяются задачи революции:
- свержение самодержавия и установление демократической республики; - прекращение войны и заключение мира;
- решение вопроса о земле;
- установление 8-часового рабочего дня и улучшение положения рабочих;решение национального вопроса.
Характер революции-- буржуазно-демократический.
Существуют различные точки зрения на характер революции.
Работа с документами по вопросам. Деникин А. И. «Очерки русской смуты», Троцкий Л. Д. «Итоги и перспективы».
Обучающиеся делают вывод, что к началу 1917 года Росси стояла перед выбором: эволюция или революция.
Работа со схемой. Россия Эволюция Революция 26.02.1917.
- Когда была упущена последняя возможность развития России по пути эволюции к конституционной монархии?
Рассмотрим ход событий на основе хронологической таблицы.
- Но сначала, работая с текстом учебника, определите, что послужило поводом для начала массовых выступлений?
18.02.1917 объявили забастовку рабочие лафетно - штамповочной мастерской Путиловского завода. Они требовали повышения з/п, оплаты простоев и сверхурочных. Администрация объявила об их увольнении. На их защиту встали все рабочие завода. Дирекция ответила закрытием завода. Более 30 тысяч рабочих остались без средств к существованию. Это послужило поводом для начала массовых выступлений.
Работа над хронологической таблицей.
-23.02 – демонстрация и забастовки рабочих в Петрограде (участвовало треть столичного пролетариата). Лозунги: «Хлеба!», «Мира!», «Свободы!».
-24.02 – первые столкновения демонстрантов с полицией.
-25.02 – всеобщая политическая стачка (более 300 тыс.человек). Лозунги: «Долой царизм!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!». В эти дни и Дума, и император пытаются переломить ход событий. Государственная дума: - создаёт комитеты по распределению продовольствия;
- 26.02. Председатель Думы М.В. Родзянко отправляет телеграмму царю. Работа с учебником (текст телеграммы). Николай II.:- 25.02 телеграмма командующему Петроградским военным округом С.С. Хабалову с требованием немедленно прекратить беспорядки;
- 26.02 указ о роспуске Думы.
-26 – 27.02 – демонстрации перерастают в вооружённое восстание.
27 – 28.02 – массовый переход солдат и матросов на сторону восставших.
Результатом петроградских событий было создание 27.02 двух новых центров власти:
1. Временный комитет членов Государственной думы во главе с председателем Думы М.В. Родзянко;
2. Временный исполком Петроградского Совета. Председатель – Н.С. Чхеидзе.
01.03 – соглашение о создании Временного правительства.
02.03 – Николай II подписал акт об отречении от престола.
От имени временного комитета членов Государственной думы в Псков выехала делегация в составе с А.И. Гучкова и В.В. Шульгина с предложением к царю об отречении в пользу наследника Алексея при регенстве великого князя Михаила Александровича. К этому предложению присоединилось командование армии.
Преподаватель зачитывает воспоминания В.В. Шульгина и Николая II об этом событии.
- Когда была упущена последняя возможность развития России по пути эволюции к конституционной монархии?
26.01.1917 года подписанием указа о роспуске Думы, когда царь оттолкнул от себя всю демократическую общественность. Так рухнуло самодержавие. Вместо него образовалось двоевластие – одновременное существование двух властей: с одной стороны – Временное правительство во главе с князем Г. Львовым до созыва Учредительного собрания,с другой – Петросовет. О дальнейшем развитии событий речь пойдёт на следующих уроках.
III. Закрепление изученного материала с опорой на конспект.
Обобщив и систематизировав, полученные в ходе работы с различными информационными источниками, знания и опираясь на конспект «Февраль 1917 года», подведём итоги:
1. Каковы причины, задачи, характер революции?
2. Почему в феврале 1917 года столь быстро рухнуло самодержавие? Обучающиеся выделяют причины:
1– сопротивление консервативных сил любым демократическим начинаниям; 2 – Православная церковь перестала быть опорой царского режима;
3 – разобщённость демократических сил;
4 – разрыв между монархией и народом.
Обучающиеся кратко повторяют изученный материал по опорному конспекту «Февраль 1917 года», обобщая и систематизируя полученные знания.
Таким образом, цель урока достигнута: - мы выяснили причины, задачи и характер революции; - ответили на вопрос: «Почему так быстро рухнуло самодержавие в Феврале 1917 года?»; - продемонстрировали свою информационную и коммуникативную компетентность.
IV. Домашнее задание: параграф, вопросы №1 –3, конспект урока. Возможен вариант решения проблемной задачи дома с опорой на конспект
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.