«Изготовление традиционной народной куклы-оберега «Колокольчик».
Раздел «Конструирование, моделирование и изготовление традиционных народных кукол».
Тема: «Изготовление и оформление традиционной народной куклы «Колокольчик»
Тип занятия: Изучение нового, применение ранее изученных знаний, умений и навыков.
Вид занятия по форме проведения – «мастер-класс»
Цель. Совершенствование знаний, умений и навыков при изготовлении кукол-закруток и оптимальное применение различных отделочных материалов при оформлении изделия.
Задачи занятия:
1. Образовательный аспект: научить обучающихся технологической последовательности и трудовым приёмам при изготовлении народной куклы, оформлению изделий с использованием инструкционной карты.
2. Развивающий аспект: развивать моторику, внимание, воображение , продолжить развитие дизайнерского мышления, художественного вкуса, самостоятельности в подборке материалов, совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля и самоконтроля.
3. Воспитательный аспект: продолжить воспитание аккуратности, терпения, усидчивости, эстетического вкуса, творческого отношения к выполняемой работе, прививать интерес к истории и традициям русского народа.
Интеграция: история, изобразительное искусство.
Структура занятия
|
Этапы работы |
Содержание |
Материально- техническая база |
Время |
1 |
Организационно-подготовительный |
Приветствие. Проверка явки обучающихся на занятие. Активизация обучающихся. Формирование темы, цели занятия. Постановка перед обучающимися учебных задач. Выдача рабочих папок с материалами. |
Рабочие папки с материалами |
10 мин. |
2 |
Применение знаний, формирование умений |
Индивидуальная работа обучающихся: выполнение практической задачи с помощью инструкционной карты. Самоконтроль |
Инструкции по охране труда при работе с ножницами, рабочие папки с материалами и инструментами, необходимые для работы: раскроенные детали изделия, нитки, клей «момент-кристалл», оформительный материал |
60 мин. |
3 |
Физминутка (2 раза) |
Предупреждение сколиоза, снятие усталости, напряжения пальцев рук. |
|
6 мин. |
4 |
Формы контроля и рефлексии |
Просмотр выполненных работ. Анализ педагогом ошибок и недочетов |
Модели кукол-закруток, выполненные обучающимися |
4 мин. |
5 |
Закрепление материала |
Тест для закрепления знаний «Проверь себя» |
Бланки с распечатанным текстом |
6 мин. |
6 |
Подведение итогов |
Определение уровня формирования знаний и умений. Демонстрация лучших изделий. Информация о домашнем задании |
Изделия, выполненные и оформленные обучающимися |
4 мин. |
Ход занятия
Сообщение педагога. Здравствуйте! Тема нашего занятия «Изготовление и оформление традиционной народной куклы-оберега», на котором вы продолжите знакомство с технологией изготовления традиционных народных кукол, способам их оформления, закрепите навыки пользования инструкционной картой.
Перед вами стоит задача: из раскроенных деталей изготовить куклу «Колокольчик» , оформить её, используя имеющийся оформительный материал и свою фантазию, руководствуясь традиционными способами оформления русского костюма.
Но перед тем, как мы с вами приступим к изготовлению изделия, давайте повторим пройденный материал.
Повторение пройденного.
Какие еще традиционные куклы вам известны?
Для чего они предназначены?
Можно ли пользоваться иголкой при изготовлении кукол оберегов?
Теоретические сведения.
Кукла известна с древнейших времен. Она по-прежнему находит путь к сердцу детей и взрослых. Кукла - это народная мудрость, она индивидуальна и самобытна Традиционные народные куклы очень разнообразны. На Руси считалось, что закрутки были и оберегами. Обережные куклы - это куклы, которых творили для защиты и помощи себя, ребенка, дома, ее давали в дорогу. Поэтому их и мастерили без лица. Считалось, что, имея лицо, кукла получала и душу, тем самым теряя обережные свойства.
В домах наших предков было сотни кукол. В игре с куклой воспроизводились значимые события жизни: рождение, смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю, помогали в решении жизненных вопросов.
Каждая народная кукла, а особенно обережная, делается по определенным правилам. При изготовлении кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы. Ткань и тряпочки ( в основном для изготовления кукол применяли ношеную одежду, которая несла в себе, как считалось, «тепло» человека) рвали руками. Перевязывали кукол нитками ( в основном) красного цвета, этот цвет считается обережным. Нельзя изготавливать кукол в среду и пятницу (постные дни), а так же в выходные и праздники, и ночью.
Мы предлагаем вам смастерить куклу добрых вестей – «колокольчик». Она вешалась на входной двери и впускала в дом только хорошие вести. У куклы три юбки. Счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Прежде чем приступить к работе, обязательно подумайте над конечным результатом.
Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало.
Объяснение педагогом технологической последовательности выполнения задания.
А теперь повторим правила техники безопасности.
Перед началом работы.
· Проверить организацию рабочего места.
Во время работы
· Не мешать и не отвлекать рядом сидящих.
· Следить за организацией рабочего места.
· Пользоваться инструкционной картой.
· Выполнять правила внутреннего распорядка.
По окончании работы.
· Рабочее место привести в порядок.
· Инструменты и приспособления сдать дежурному.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
Используются следующие формы обучения: дифференцированный подход (педагог наблюдает и информирует по ходу работы, если требуется, корректирует траекторию работы);
индивидуальная форма – выбор способа оформления изделий (аппликацией, лентами , тесьмой, бусинами, ). Обучающимся показан принцип работы: посмотри, как можно сделать и предложи свой вариант.
Во время работы обучающиеся пользуются инструкционными картами, предложенными педагогом.
Инструкционная карта.
Необходимые инструменты и материалы.
Вид деятельности |
Материал |
Инструменты и приспособления |
Изготовление и оформление куклы-закрутки |
Раскроенные детали изделий, клей «Момент-кристалл», нитки, шерстяная пряжа, ленты, тесьма, бусины, синтепон. |
Ножницы, приспособление для намотки пряжи. |
Технологическая последовательность выполнения работы.
№ п/п |
Вид деятельности |
Необходимые материалы и инструменты |
1 |
Взять круг диаметром 29 см, положить в центр детали синтепон и, сделав шарик, закрутить нитками. |
Круг, вырезанный из яркой х/б ткани диам.29 см, синтепон, нитки. |
2 |
Взять круг диаметром 25 см, наложить на полученный шарик, закрутить нитками на том же месте. |
Круг из х/б ткани диам.25 см, нитки. |
3 |
Взять круг диаметром 21 см, закрутить аналогично п.2 |
Круг из х/б ткани диам. 21 см, нитки. |
4 |
Взять прямоугольник из светлой ткани, наложить на полученный шарик, закрутить, из противоположных концов прямоугольника оформить ручки. |
Прямоугольник из светлой ткани, нитки. |
5 |
Изготовление косы: намотать шерстяную пряжу на приспособление ( прямоугольник из картона), перевязав нити с одной стороны, разрезать противоположную. |
Шерстяная пряжа, приспособление для намотки пряжи. |
6 |
Приложить нити к сформированной голове куклы, сплести косу, закрепить ленточкой. |
Шерстяная пряжа, атласная лента. |
7 |
Укрепить «волосы» куклы повойником – повязав голову тесьмой или лентой. |
Готовое изделие, атласная лента, тесьма. |
8 |
Оформить куклу, повязав ей на голову косынку, на талию передник, к ручкам привязать петлю из ленты. |
Готовое изделие, клей «Момент-кристалл», атласная лента, тесьма, бусины. |
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Через 20 минут самостоятельной работы проводится физкультминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжение пальцев рук.
-Погреть ладони между собой – 10 раз.
- Щёчки опустить, поднять – 10 раз.
- Кончиками пальцев постучать легко по затылку и макушке – 10 раз.
- Кулак о кулак потереть – 10 раз.
- Потереть мочки ушей – 10 раз.
- Ладонями прижимать уши – 10 раз.
4. ПРОСМОТР ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ, РЕФЛЕКСИЯ
Анализ педагогом и обучающимися удачных решений и недочетов; степень аккуратности выполнения работы; декоративное решение.
Продолжите слова, сказанные мною:
На нашем занятии я … (что получили вы от нашего занятия?)
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Проведение теста на закрепление знаний «Проверь себя».
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
· Что нового узнали на занятии?
· Чему научились на занятии?
· Как вы думаете, могут ли вам пригодиться в жизни полученные на занятии знания и умения?
· Ваши вопросы и предложения.
Демонстрация выполненных изделий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.