Методическая разработка урока "Изготовление куклы-оберега "Колокольчик"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока "Изготовление куклы-оберега "Колокольчик"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
МХК +1
2 кл—5 кл
11.08.2021
Методическая разработка урока "Изготовление куклы-оберега "Колокольчик"
Методическая разработка урока технологии по изготовлению куклы-оберега "Колокольчик"
Методическая разработка урока Изготовление куклы-оберега Колокольчик.docx

 «Изготовление традиционной народной куклы-оберега «Колокольчик».

 

Раздел «Конструирование, моделирование и изготовление традиционных народных кукол».

Тема: «Изготовление и оформление традиционной  народной куклы «Колокольчик»

Тип занятия: Изучение нового,  применение ранее изученных знаний, умений и навыков.

Вид занятия по форме проведения – «мастер-класс»

Цель. Совершенствование знаний, умений и навыков при изготовлении кукол-закруток и оптимальное применение различных отделочных материалов при оформлении изделия.

Задачи занятия:

1.     Образовательный аспект: научить обучающихся технологической последовательности и трудовым приёмам при изготовлении народной куклы, оформлению изделий с использованием инструкционной карты.

2.     Развивающий аспект: развивать моторику, внимание, воображение  , продолжить развитие дизайнерского мышления, художественного вкуса, самостоятельности в подборке материалов, совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля и самоконтроля.

3.     Воспитательный аспект: продолжить воспитание аккуратности, терпения, усидчивости, эстетического вкуса, творческого отношения к выполняемой работе, прививать интерес к истории и традициям русского народа.

 

Интеграция: история, изобразительное искусство.

 

Структура занятия

 

Этапы работы

Содержание

Материально- техническая база

Время

1

Организационно-подготовительный

Приветствие. Проверка явки обучающихся на занятие. Активизация обучающихся. Формирование темы, цели занятия.

Постановка перед обучающимися учебных задач. Выдача рабочих папок с материалами.

Рабочие папки с материалами

10 мин.

2

Применение знаний, формирование умений

Индивидуальная работа обучающихся: выполнение практической задачи с помощью инструкционной карты. Самоконтроль

Инструкции по охране труда при работе с ножницами, рабочие папки с материалами и инструментами, необходимые для работы: раскроенные детали изделия, нитки, клей «момент-кристалл», оформительный материал

60 мин.

3

Физминутка (2 раза)

Предупреждение сколиоза, снятие усталости, напряжения пальцев рук.

 

6 мин.

4

Формы контроля и рефлексии

Просмотр выполненных работ. Анализ  педагогом ошибок и недочетов

Модели кукол-закруток, выполненные обучающимися

4 мин.

5

Закрепление материала

Тест для закрепления знаний «Проверь себя»

Бланки с распечатанным текстом

6 мин.

6

Подведение итогов

Определение уровня формирования знаний и умений. Демонстрация лучших  изделий. Информация о домашнем задании

Изделия, выполненные и оформленные обучающимися

4 мин.

 

 

Ход занятия

Сообщение педагога. Здравствуйте! Тема нашего занятия «Изготовление и оформление традиционной народной куклы-оберега», на котором вы продолжите знакомство с технологией изготовления традиционных народных кукол, способам их оформления, закрепите навыки пользования инструкционной картой.

Перед вами стоит задача: из раскроенных деталей изготовить куклу «Колокольчик» , оформить её, используя имеющийся оформительный материал и свою фантазию, руководствуясь традиционными способами оформления русского костюма.

Но перед тем, как мы с вами приступим к изготовлению изделия, давайте повторим пройденный материал.

Повторение пройденного.

Какие еще традиционные куклы вам известны?

Для чего они предназначены?

Можно ли пользоваться иголкой при изготовлении кукол оберегов? 

Теоретические сведения.

Кукла известна с древнейших времен. Она по-прежнему находит путь к сердцу детей и взрослых. Кукла - это народная мудрость, она индивидуальна и самобытна  Традиционные народные куклы очень разнообразны. На Руси считалось, что закрутки были и оберегами. Обережные куклы - это куклы, которых творили для защиты и помощи себя, ребенка, дома, ее давали в дорогу. Поэтому их и мастерили без лица. Считалось, что, имея лицо, кукла получала и душу, тем самым теряя обережные свойства.

 В домах наших предков было сотни кукол. В игре с куклой воспроизводились значимые события жизни: рождение, смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю, помогали в решении жизненных вопросов.

Каждая народная кукла, а особенно обережная, делается по определенным правилам. При изготовлении кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы. Ткань и тряпочки ( в основном для изготовления кукол применяли ношеную одежду, которая несла в себе, как считалось, «тепло» человека) рвали руками. Перевязывали кукол нитками ( в основном) красного цвета, этот цвет считается обережным. Нельзя изготавливать кукол в среду и пятницу (постные дни), а так же в выходные и праздники, и ночью.

Мы предлагаем вам смастерить куклу добрых вестей – «колокольчик». Она вешалась на входной двери и впускала в дом только хорошие вести. У куклы три юбки. Счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

 

Прежде чем приступить к работе, обязательно подумайте над конечным результатом.

Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало.

Объяснение педагогом технологической последовательности выполнения задания.

А теперь повторим правила техники безопасности.

 

Перед началом работы.

·       Проверить организацию рабочего места.

 

Во время работы

·       Не мешать и не отвлекать рядом сидящих.

·       Следить за организацией рабочего места.

·       Пользоваться инструкционной картой.

·       Выполнять правила внутреннего распорядка.

 

По окончании работы.

·       Рабочее место привести в порядок.

·       Инструменты и приспособления сдать дежурному.

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Используются следующие формы обучения: дифференцированный подход (педагог наблюдает и информирует по ходу работы, если требуется, корректирует траекторию работы);

индивидуальная форма – выбор способа оформления изделий (аппликацией, лентами ,  тесьмой, бусинами, ). Обучающимся показан принцип работы: посмотри, как можно сделать и предложи свой вариант.

Во время работы обучающиеся пользуются инструкционными картами, предложенными педагогом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкционная карта.

Необходимые инструменты и материалы.

Вид деятельности

Материал

Инструменты и приспособления

Изготовление и оформление  куклы-закрутки

Раскроенные детали изделий, клей  «Момент-кристалл», нитки, шерстяная пряжа, ленты, тесьма, бусины, синтепон.

Ножницы, приспособление для намотки пряжи.

 

Технологическая последовательность выполнения работы.

№ п/п

Вид деятельности

Необходимые материалы и инструменты

1

Взять круг диаметром 29 см, положить в центр детали синтепон и, сделав шарик, закрутить нитками.

Круг, вырезанный из яркой х/б ткани диам.29 см, синтепон, нитки.

2

Взять круг диаметром 25 см, наложить на полученный шарик, закрутить нитками на том же месте.

Круг из х/б ткани диам.25 см, нитки.

3

Взять круг диаметром 21 см, закрутить аналогично п.2

Круг из х/б ткани диам. 21 см, нитки.

4

Взять прямоугольник из светлой ткани, наложить на полученный шарик, закрутить, из противоположных концов прямоугольника оформить ручки.

Прямоугольник из светлой ткани, нитки.

5

 Изготовление косы: намотать шерстяную пряжу на приспособление ( прямоугольник из картона), перевязав нити с одной стороны, разрезать противоположную.

 Шерстяная пряжа, приспособление для намотки пряжи.

6

Приложить  нити к сформированной голове куклы, сплести косу, закрепить ленточкой.

Шерстяная пряжа, атласная лента.

7

Укрепить «волосы» куклы повойником – повязав  голову тесьмой или лентой.

Готовое изделие, атласная лента, тесьма.

8

Оформить куклу, повязав ей на голову косынку, на талию передник, к ручкам привязать петлю из ленты.

Готовое изделие, клей  «Момент-кристалл»,

атласная лента, тесьма, бусины.

 

 

 

 

3.     ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Через 20 минут самостоятельной работы проводится физкультминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжение пальцев рук.

-Погреть ладони между собой – 10 раз.

- Щёчки опустить, поднять – 10 раз.

- Кончиками пальцев постучать легко по затылку и макушке – 10 раз.

- Кулак о кулак потереть – 10 раз.

- Потереть мочки ушей – 10 раз.

- Ладонями прижимать уши – 10 раз.

 

4.     ПРОСМОТР ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ, РЕФЛЕКСИЯ

Анализ педагогом и обучающимися удачных решений и недочетов; степень аккуратности выполнения работы; декоративное решение.

Продолжите слова, сказанные мною:

На нашем занятии я … (что получили вы от нашего занятия?)

5.                ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Проведение теста на закрепление знаний «Проверь себя».

 

6.     ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

·        Что нового узнали на занятии?

·        Чему научились на занятии?

·        Как вы думаете, могут ли вам пригодиться в жизни полученные на занятии знания и умения?

·        Ваши вопросы и предложения.

Демонстрация выполненных изделий.

 


Изготовление традиционной народной куклы-оберега «Колокольчик»

Изготовление традиционной народной куклы-оберега «Колокольчик»

Организационно-подготовительный

Организационно-подготовительный

Перед вами стоит задача: из раскроенных деталей изготовить куклу «Колокольчик» , оформить её, используя имеющийся оформительный материал и свою фантазию, руководствуясь традиционными способами оформления русского…

Перед вами стоит задача: из раскроенных деталей изготовить куклу «Колокольчик» , оформить её, используя имеющийся оформительный материал и свою фантазию, руководствуясь традиционными способами оформления русского…

Прежде чем приступить к работе, обязательно подумайте над конечным результатом

Прежде чем приступить к работе, обязательно подумайте над конечным результатом

Инструкционная карта. Необходимые инструменты и материалы

Инструкционная карта. Необходимые инструменты и материалы

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Через 20 минут самостоятельной работы проводится физкультминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжение пальцев рук

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Через 20 минут самостоятельной работы проводится физкультминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжение пальцев рук
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2021