МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
11.12.2023
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Проблема лингвистического осмысления текста на уроках русского языка и литературы не теряет своей актуальности. В контексте современного образовательного процесса работа с текстом является приоритетным направлением. В соответствии с ФГОС СПО третьего поколения «смысловое чтение и осознанная работа с информацией» - это обязательные учебные действия, которыми должен овладеть каждый обучающийся.
РАБОТА.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ДЗЕРЖИНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ КРАСНОЙ АРМИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Филиппова Надежда Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ СПО «ДХТ им. Красной Армии»

г. Дзержинск, пр. Ленина, 79, 

Нижегородская обл.,

606010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дзержинск

2020


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  • ВВЕДЕНИЕ

3

  • ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА

3

  • МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

4

  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА

5

·        ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

6

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

7

БИБЛИОГРАФИЯ

15

ПРИЛОЖЕНИЕ

16

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ВВЕДЕНИЕ

 

В 2013-2014 учебном году в рамках недели языка и литературы мною был разработан и проведен открытый урок по русскому языку для студентов первого курса специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».

Данный урок представляет собой обобщение педагогического опыта по теме «Лингвистический анализ текста». 

Проблема лингвистического осмысления текста на уроках русского языка и литературы не теряет своей актуальности. В контексте современного образовательного процесса работа с текстом является приоритетным направлением. В соответствии с ФГОС СПО третьего поколения «смысловое чтение и осознанная работа с информацией» - это обязательные учебные действия, которыми должен овладеть каждый обучающийся.

Современное общество не мыслимо без такой единицы информации,  как текст. В связи с этим умение понимать и осмыслять текст – обязательная составляющая успешной личности.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА

 

Цель урока - обучить элементам лингвистического анализа текста.

Перспективная цель - подготовка к написанию сочинения-рассуждения (итоговый экзамен, ЕГЭ).

Задачи урока:

1)      обучающие:

·         закрепить на практике знания, полученные по теме «Средства художественной выразительности»;

·         научить анализировать и понимать проблематику текста на языковом материале;

·         обучить восприятию художественного текста;

·         сформировать умение выражать и аргументировать свое мнение;

·         отработать навык построения речевого высказывания (устного и письменного)

2) развивающие:

·         развивать критическое и логическое мышление;

·         развивать внимание;

·         развивать навыки коллективно-поисковой работы;

·         развивать навыки чтения художественного произведения под лингвистическим “микроскопом”;

·         развивать умение работать с алгоритмами и схемами;

·         развивать навык использования речевых оборотов и клише;

·         развивать творческие способности

3) воспитывающие:

·         воспитать читательскую культуру;

·         способствовать нравственному развитию личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

На уроке были использованы следующие методы обучения:

·         объяснительно-иллюстративный метод,

·         репродуктивный метод,

·         игровой метод,

·         проблемно-поисковый метод,

·         ИКТ,

·         метод групповой работы.

Наряду с указанными методами были использованы следующие приемы обучения:

·         беседа-диалог,

·         конспектирование,

·         постановка проблемных вопросов и заданий,

·         работа со схемой, алгоритмом,

·         работа с текстом,

·         работа в микрогруппах.

 

Целесообразность использования указанных приемов на уроке «Лингвистический анализ текста» обусловлена следующими фактами.

 

Объяснительно-иллюстративный метод

Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества от одного поколения к другому. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой[5].

Использование технических средств наглядности формирует положительный эмоциональный настрой обучающихся, помогает обеспечить концентрацию внимания студентов и вовлечение их в образовательный процесс.  Возрастает эмоциональность восприятия.

Игровой метод

Современный этап развития общества ставит перед педагогической наукой и важную задачу формирования инициативной личности, способной к самостоятельному решению возникающих проблем, активно использующей знания, полученные в процессе обучения. Для решения подобной задачи хорошо подходит игровой метод обучения.

На наш взгляд, игра как метод обучения имеет большой образовательный потенциал:

·  Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностные отношения.

·  Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально - пассивных детей. Исследования психолога Славинской Л.Н. показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок  способен выполнить объем учебной работы, какой ему  совершенно  недоступен в обычной учебной  ситуации.

·  Игра не только обучает, но и развивает мыслительные процессы: внимание, логическое мышление, память, быстроту реакции.

·  Игра позволяет «примерить» социальные роли (дает возможность действовать человеку в определенных реальных жизненных условиях).

·  Использование игровых методов на этапе контроля помогает обратить процесс опроса в увлекательное соревнование.

Игровые методы - это привлекательная для учащихся форма стимулирования и контроля активной познавательной деятельности.

 

Проблемно-поисковый метод

Отличительной чертой проблемно-поисковых методов является постановка перед обучающимися вопроса (проблемы), на который они самостоятельно ищут ответ, создавая новые знания, «делают открытия», формулируют теоретические выводы. Студент является соучастником научного поиска, что способствует повышению заинтересованности в результате [4].

Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения.

 

Метод групповой работы

Групповая форма работы очень эффективна: позволяет учащимся взаимодействовать и сотрудничать, искать компромиссы и свои пути решения поставленных задач. Учеными было отмечено, что дети эффективно учатся при совместном их вовлечении в процесс обсуждения или дискуссию [3].

Необходимо отметить, что при групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя.

 

ИКТ

Технические средства обучения, в частности, ресурсы программы SMART позволяют:

·         при максимальной информационной насыщенности экономить учебное время,

·         осуществлять быстрый и оперативный контроль знаний,

·         создать наглядность для проблемной ситуации,

·         усилить образную и эмоциональную составляющую урока (флэш-анимация, динамические картинки, возможность использования аудио- и видеофайлов),

·         система гиперссылок позволяет быстро обобщить материал,

·         трансформировать слайд в зависимости от задач урока,

·         осуществить ретроспективу (вернуться к прежним размышлениям, сделанным на раннем этапе, с целью сравнения).

Грамотное сочетание ИКТ с другими методами обучения дает больше наглядности, позволяет смоделировать виртуальное пространство учебной ситуации, обеспечивает концентрацию внимания и активности обучающихся.

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА

 На уроке было использовано следующее методическое оборудование:

·         интерактивная доска,

·         мультимедийный проектор,

·         компьютер,

·         учебная презентация в программе SMART «Лингвистический анализ текста»,

·         раздаточный материал,

·         текст рассказа Михаила Чванова “Четверо наедине с горами”,

·         аудиозапись стихотворения В. Высоцкого “Песня о друге”.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

 

Для проведения урока «Лингвистический анализ текста» необходимо

·        повторить темы «Средства художественной выразительности» и «Композиция текста. План»;

·        сформировать рабочие микрогруппы (4-5 микрогрупп).

В качестве домашнего задания студентам предлагается прочитать текст М. Чванова «Четверо наедине с горами» и разделить его на композиционные блоки (микротемы). Некоторые студенты получают индивидуальные задания: выучить стихотворение В. Высоцкого «Песня о друге», подготовить сообщение о личности М. Чванова.

 


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

№п\п

Страница

Действия учителя

Действия учащихся

Примечания

 

Вводно-мотивационный этап

Цель:

Психологический настрой на урок, разминка,

принятие учащимися целевых установок, мотивация.

 

1.         1.

 

 

Организационный момент.

На доске написана дата и тема урока.

Преподаватель предлагает учащимся выполнить задание разминки.

В качестве задания для разминки дано предложение из текста М. Чванова:

Сбросив рюкзаки Третий и Четвертый бросились ему на помощь но бежать по глубокому свежему снегу было очень трудно.

 

Разминку выполняют все студенты группы. Один отвечает у доски.

 

 

 

Проверка осуществляется с помощью режима «Экран на две страницы». Цветовое решение позволяет привлечь внимание студентов к важной информации (недостающие запятые выделены красным цветом).

Ребята приветствуют учителя, дежурный сдает рапорт.

Студенты записывают дату и тему урока.

 

 

 

К доске вызывается студент, который за отведенное время должен расставить знаки препинания и сделать синтаксический разбор предложения.

 

 

 

 

За работу у доски студент получает оценку.

 

 

 

 

 

 

Задание разминки, которая проводится на каждом уроке, помогает закрепить навык синтаксического анализа предложения (готовимся к экзамену).

 

Контролировать время выполнения задания помогает инструмент «Таймер».

 

 

 

С помощью режима «Экран на две страницы» возможно осуществить быструю проверку задания.

Ресурсы программы SMARTNOTEBOOK позволяют произвести разминку быстро и оперативно.

 

2.         2.

 

Преподаватель предлагает студентам поразмышлять над темой урока.

Даны проблемные вопросы:

Что такое анализ текста?

 

Для чего необходимо анализировать тексты?

 

С помощью системы гиперссылок преподаватель подводит итог размышлениям студентов:

·  Чтобы стать хорошим читателем, необходимо анализировать тексты.

·  При анализе открывается такое содержание, о котором  и не подозреваешь после первичного чтения.

·  Чтобы научиться писать хорошие сочинения, надо анализировать тексты.

Студенты дают ответы:

«Анализировать тексты необходимо для того, чтобы понять их смысл, авторскую идею».

 

 

 

 

Одному студенту из каждой группы предлагается прочитать тезисы на доске.

ИКТ позволяют сделать наглядной проблемную ситуацию, привлечь внимание студентов, активизировать их интерес.

Использование гиперссылок позволяет быстро обобщить

полученные от студентов ответы.

3.         3.

Слово учителя: «Сегодня на уроке мы будем анализировать текст, с которым вы успели познакомиться дома. Как называется текст? Кто его автор?»

 

Студентам предлагается определить, кто изображен на портретах.

Слово учителя: «Что сближает этих людей?»

 

 

 

 

 

 

 

Слово учителя: «Рассказы М. Чванова всегда многогранны: с одной стороны, они очень просты, а с другой – философско глубоки».

 

Студенты дают ответы:

«Четверо наедине с горами»

М. Чванова

 

 

«М. Чванов

В. Высоцкий

Оба творческие личности, обратились к теме настоящей дружбы».

 

Один из студентов выразительно читает стихотворение В. Высоцкого.

«Песня о друге». Получает оценку.

Другой студент делает устное выступление о личности М. Чванова. Получает оценку.

Наглядность на уроке обеспечивается ИКТ.

 

 

«Всплывающие» надписи помогают определить личности изображенных.

 

 

Система гиперссылок дает возможность прослушать песню В. Высоцкого «Песня о друге». Можно сравнить выразительное чтение студента и исполнение Высоцкого.

 

Операционно-познавательный этап

Цель:

Реализация основных задач урока

 

4.         4.

Преподаватель предлагает план анализа художественного текста.

Предлагается выразительно прочитать фрагменты текста.

 

 

 

 

Слово учителя: «Почему текст называется «Четверо наедине с горами», а не «Четверо в горах» или «Случай в горах»?

Учащиеся записывают план анализа в тетрадь.

От каждой микрогруппы предоставляется возможность одному студенту выразительно прочитать фрагмент текста. За лучшее прочтение группа получает «талант».

Студенты отвечают на вопросы:

«В горах можно надеяться только на себя и друга»

За оригинальные ответы студенты получают «таланты».

(«Талант» - денежная единица на уроке, которую студенты получают за правильный или лучший ответ.)

Каждая часть плана является гиперссылкой для перехода на тематическую страницу.

5.         5.

Дано определение «ключевые слова».

Предлагается найти ключевые слова в тексте М. Чванова.

 

 

 

Слово учителя: «Мы еще обратимся к этому слайду в конце урока для того, чтобы определить насколько ваш выбор соотносится с идеей автора».

Студенты работают с текстом. Задания выполняются в группах. От каждой микрогруппы приглашается по одному представителю, который должен написать на доске 2 - 3 ключевых слова.

Ключевые слова: ледник, четверо, в связке, улыбки, падение, нож, ужас, отчаяние, в связке, страх, эхо в горах.

Задания выполняются в группах.

 

 

 

 

 

6.         6.

 

 

Преподаватель предлагает порассуждать:

·         Что такое микротема?

·         На сколько частей вы разделили текст?

·         Прочитайте получившийся у вас план.

 

Слово учителя: «Давайте сравним получившиеся у вас результаты с моими».

 

Слово учителя: «Какие проблемы поднимает автор в тексте?»

(см. примечание*)

 

 

Слово учителя: «Чтобы проблемы  лучшим образом «врезались» в память читателя, автор прибегает к средствам художественной выразительности.

Давайте повторим, какие средства выразительности бывают, на какие группы их можно разделить».

 

 

 

 

Студенты отвечают:

«Микротема – наименьшая составная часть общей темы»

 

Предлагают свои варианты плана.

 

 

 

Студенты отвечают:

«Проблема выбора, настоящей дружбы, взаимопомощи, предательства, умения прощать и т. д.»

 

*Благодаря возможностям ИКТ один слайд можно трансформировать в зависимости от потребностей урока:

1.      Потянув за красный ярлычок, вы уберете блок «Микротема», появиться предполагаемый план текста.

2.      Потяните за красный ярлычок у книг, перенесите область с текстом на середину слайда, нажмите по тексту – и слайд увеличиться, появиться список проблем текста.

7.         7.

 

На доске представлено яблочное дерево, где вместо яблок произрастают художественные приемы.

Необходимо «собрать урожай», распределив яблоки по корзинам.

После звукового сигнала все корзины (таблицы) должны быть сданы.

 

 

 

 

Следующий слайд помогает студентам проверить свою работу, в это время преподаватель проверяет выполненные работы. По результатам проверки каждая команда получает «таланты».

 

 

 

Работа осуществляется коллективно в микрогруппах. Студенты должны «собрать урожай», распределив яблоки по корзинам «Тропы» и «Фигуры речи». Для этого им предлагается заполнить таблицу.

 

Команда №_________________

Тропы                              

Фигуры речи

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Должны сдать заполненную таблицу.

Каждая команда получит «таланты» за правильное выполнение задания.

 

Проверяют себя по слайду.

Элемент игровой ситуации облегчает этап опроса и контроля. С помощью данного упражнения можно осуществить повторение и контроль знаний обучающихся по теме «Средства художественной выразительности».

 

 

Ресурсы ИКТ обеспечивают наглядность и моделирование игровой ситуации.

Работа в микрогруппах помогает активизировать деятельность «слабых» студентов.

8.         8.

 

В качестве повторения художественных приемов студентам предлагается выполнить задание на соотнесение термина и его определения.

В задание вынесены следующие термины:

·        Метафора

·        Эпитет

·        Метонимия

·        Олицетворение

·        Гипербола

·        Сравнение

·        Параллелизм

·        Риторический вопрос

·        Риторическое обращение

·        Антитеза

·        Инверсия

·        Парцелляция.

Возможности программа позволяют моментально проверить и оценить работу студента при помощи кнопки «Check».

К доске вызывается 2 студента

Студенты должны соотнести термин и его определение. За правильность выполнения студенты получают оценки.

Проверка задания осуществляется быстро благодаря ресурсам программы SMARTNOTEBOOK.

С помощью данного упражнения на соответствие можно осуществить повторение и контроль знаний обучающихся по теме «Средства художественной выразительности»

9.         9.

В качестве закрепления знаний по теме «Средства художественной выразительности» студентам предлагается «бросить кости» и дать определение появившемуся термину.

От каждой команды приглашается по студенту. Бросая кости, студент получает термин, определение которого он должен дать. За каждый правильный ответ студент приносит своей команде «талант».

Игра в кости дает возможность быстро повторить тему «Средства художественной выразительности».

Использование анимационного варианта кубика помогает создать ситуацию игры и обратить процесс опроса в увлекательное соревнование.

10.       10.

Осуществляется работа в микрогруппах:

«Каждой микрогруппе достается свой фрагмент текста. Ваша задача – не только найти средства художественной выразительности, но и понять, какую роль они выполняют в тексте, для чего нужны».

Для каждой микрогруппы определяется свой фрагмент текста и предлагается таблица для заполнения

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

 

 

Студенты работают с указанным фрагментом текста, находят примеры художественных средств, заполняют таблицу (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Время работы ограниченно таймером.

 

Далее каждой микрогруппе предоставляется слово для ответа.

Распределение фрагментов текста по микрогруппам позволяет охватить и проанализировать его полностью. Групповая работа обеспечивает формирование индивидуальной ответственности каждого участника, личностную активность и возможность выбора роли внутри команды. Способствует

повышению познавательного интереса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивно – оценочный этап

Цель:

Оперативный анализ результатов совместной деятельности. Подведение итогов. Домашнее задание

 

11.       11.

Проводится подсчет заработанных талантов. Выставляются оценки лучшей команде.

Преподаватель предлагает обратиться к слайду с ключевыми словами, которые студенты написали в начале урока, и сравнить их с полученными в ходе урока выводами.

Также студентам предлагается ответить на вопросы:

1)Сегодня я узнал…

2)Было интересно услышать, что думают одноклассники о…

3)Было трудно найти…

4)Я понял, что…

5)Теперь я могу…

6)Я научился…

7)Меня удивило…

8)Мне захотелось…

9)Урок дал мне для жизни …

10)Сегодня на уроке мы говорили о …

11)Мы попытались ответить на вопросы, почему…

12)Мы научились размышлять над…

 

В процессе ответа на вопросы этапа рефлексии студенты осуществляют самоанализ, самооценку проделанной на уроке работе.

Этап рефлексии – важнейший этап урока, который помогает студентам осмыслить свою деятельность на уроке, проанализировать результаты своей работы, поставить цель на будущее развитие  - провести самооценку и самоанализ.

12.       12.

В качестве домашнего задания студентам предлагается написать сочинение – рассуждение:

(10 - 15 предложений)

·         «Не всем дано с горами быть на «ТЫ» (поставив соответствующий знак препинания)

·         Мысли, навеянные рассказом М. Чванова

·         Если друг оказался вдруг…

 

Домашнее задание предполагает повторное осмысление проблем текста

М. Чванова.

 

 


БИБЛИОГРАФИЯ

1.      Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: КомКнига, 2007. -  http://www.twirpx.com/file/121700

2.      Головкина С. Х., Смольников С. Н. Лингвистический анализ текста: Материалы в помощь учителю-словеснику. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006.  - http://www.booksite.ru

3.      Нурушева Г.Р. Преимущества групповой работы на уроках. - http://pedagog.kz

4.      Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле. –  М.: Феникс, 2002

5.      Педагогические технологии: учебное пособие / Под ред. В. С. Кукушкина. – Ростов-на-Дону, 2010

6.      Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов.  –  Москва, 1976

7.      Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М., 2005

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Команда________________________

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Метафора

Эпитет

Гипербола

Метонимия

Олицетворение

Сравнение

 

 

 

 

 

 

Антитеза

Параллелизм

Инверсия

Парцелляция

Риторический вопрос

Риторическое обращение

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

(учебный вариант текста М. Чванова)

 

Четверо наедине с горами

 

Четверо шли по леднику. В две связки.

Четверо шли по леднику и молча улыбались друг другу: была прекрасная погода, и трудные горы оставались позади. Так могут улыбаться лишь люди, которые много дней шли в горах, связанные одной веревкой, и теперь они благополучно возвращались вниз. Каждый думал о своем. По разным причинам люди уходят в горы. Одни – искать себя. Другие – наоборот: убежать от себя. Но от себя никуда не убежишь. Пока идешь к цели, вроде бы забудешь обо всем, что осталось внизу, – одни только горы. Но стоит повернуть назад, все снова наваливается тебе на плечи.

Четверо шли по леднику, и каждый жил уже той жизнью, что ждала его внизу. Вдруг тот, что шел первым, покачнулся, взмахнул руками. В том месте, где он только что шел, путь перерезала огромная трещина. Второго рвануло веревкой, бросило на ледник. Он пытался встать, но его неумолимо волочило к открывшейся трещине. Сбросив рюкзаки, Третий и Четвертый бросились ему на помощь, но бежать по глубокому свежему снегу было очень трудно. Второй сумел зацепиться за небольшой уступ под снегом, но удержался он на нем лишь мгновение, его снова опрокинуло на спину и поволокло дальше.

Третий и Четвертый путались в снегу и видели, что уже поздно. Но на самом краю трещины Второму удалось воткнуть в лед штычок ледоруба. Распластавшись на льду, он повис над обрывом.

Третий и Четвертый бежали, теряя последние силы. Вдруг Второй выхватил нож и одним ударом перерубил натянутую, как струна, веревку. Третий и Четвертый ошеломленно остановились, словно задохнулись горячим свинцом. Из трещины донесся отчаянный вскрик, а за ним удары падающего тела. Потом – несколько мгновений – гнетущая тишина.

Потом Второй встал и сделал несколько быстрых шагов от трещины. В нерешительности остановился. И снова была цепенящая тишина. Словно горы звенели, и вот-вот что-то должно было лопнуть. Двое стояли в глубоком снегу против Второго, и обезумевшие от бега сердца колотились в висках. В глазах Второго метнулся ужас. Он покачнулся, обхватил голову руками и, спотыкаясь, пошел назад к трещине. Остановился на краю, тяжело осел в снегу. Вдруг Третий сорвал с плеча карабин. Он вскинул карабин, но руки его дрожали, и мушка карабина обезумело металась по вершинам гор. Четвертый бросился к Третьему, толкнул его в плечо, грохнул выстрел, и оба, поскользнувшись, упали в снег. Одновременно вскочили...

Второй по-прежнему стоял на краю трещины, и странная улыбка корчилась на его сером лице.  Он ждал решения своей судьбы. Но они больше не обращали на него внимания. Они лихорадочно вбивали в лед крючья и разбирали веревки.

– Вадим! – с надеждой крикнул в трещину Третий, но в ответ была гнетущая тишина. Второй в оцепенении стоял в стороне, и улыбка мертвой маской застыла на его лице. Словно очнувшись, он шагнул к ним.

– Ребята, что мне делать? – прохрипел он. Но они больше не обращали на него внимания, они разбирали веревки. Они готовились к спуску.

– Пристрелите меня!

Они не обращали на него внимания. Где-то внизу лежал их товарищ, живой или мертвый.

– Не мешай, – устало ответил наконец Четвертый. Но он никуда не уходил. Его присутствие угнетало их, он видел это. Но ему некуда было идти. И он стоял – сгорбившись и низко опустив руки. Третий спустился в трещину. Наконец снизу послышался крик:

– Жи-ив! Жи-ив! – и звонкое эхо глохло в ослепительно-белых снегах.

Четвертому хотелось кричать от радости, но надо было держать веревку, и было почему-то противно показывать свою радость перед Вторым. А Второй ссутулился еще больше, теперь ему придется смотреть в глаза не только Третьему и Четвертому, но и тому, что раньше шел первым.

Подъем из трещины был невероятно долгим и трудным. У того, что раньше шел первым, было сломано несколько ребер, рука и нога, и каждое движение причиняло ему сильную боль. Бесчисленные спуски и подъемы... И уже давным-давно потеряли счет времени. И ожесточеннее всех работал Второй. Он не поднимал глаз и молча вбивал крючья. Рискуя сорваться, без страховки повисал на ледяных стенах, устраивал очередную перетяжку. Потом тот, что раньше шел первым, на штормовках лежал на снегу. Двое вязали самодельные носилки, а Второй, отвернувшись, стоял в стороне.

И снова четверо шли в горах. Час за часом. Один пробивал тропу. Двое несли носилки. И все молчали.

 Потом началась пурга. Горы растворились в белой тьме, и не было видно, куда идти. Натыкались на скалы, пятились назад, надеясь обойти их стороной, и снова возвращались на свои следы. Заблудились.

Уже много часов четверо кружили где-то на одном месте. Скалы и пропасти не выпускали из западни. Где-то совсем рядом должна быть тропа, но горы растворились в белой тьме. Третий растянул ногу и носилки нести уже не мог. Тогда ушел Второй. Они ничего не сказали, встал и ушел. Никто его не останавливал, и даже никто не посмотрел ему вслед.

В сумерках стали ставить палатку. Ничего другого не оставалось делать. Шквальный ветер пронизывал насквозь одежду и вырывал из рук стылое полотнище. Потом лежали во тьме сотрясающегося от порывов ветра брезента и вслушивались в тоскливую жуть пурги.

Но тут появился Второй. Он появился внезапно, но никто не удивился его возвращению.

– Я нашел тропу, – глухо сказал он.

Теперь группу вел он. Уходил вперед, проверял тропу, возвращался. Снова уходил. И все молчали. И казалось, что этой дороге не будет конца. И смерть уже была нисколько не страшна. Она казалась избавлением, лечь бы на снег и уснуть.

Потом они шли по долине среди цветов. И все, что случилось за перевалом, казалось им зыбким и страшным сном. А может быть, ничего этого и не было, может, это действительно только сон? И хотелось броситься в траву и все забыть, но на носилках стонал тот, что раньше шел первым.

Потом они вышли на дорогу. Надо было радоваться: до ближайшего населенного пункта оставалось около двух километров. Но с каждым шагом они мрачнели все больше. Над ними висела гнетущая тень случившегося, и никто из них не знал, что они скажут людям.

Потом их догнал автобус. Это были туристы из ближайшего санатория. Они впервые видели настоящих альпинистов, только что спустившихся с гор.

Одна из туристок, молоденькая девушка, подбежала к альпинистам и смущенно сунула одному из них в руки растрепанный букетик придорожных цветов.

Тот, что раньше шел вторым, с ужасом смотрел на цветы в своих руках, словно это были не цветы, а букет страшных змей. Губы его мелко и по-детски задрожали. Он покачнулся и пытался куда-то идти. Но идти было некуда, и он ошеломленно стоял на месте. И цветы сыпались на дорогу сквозь обмороженные черные пальцы.

 

(Михаил Чванов)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Учебная презентация в программе  SMARTNOTEBOOK.


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ВВЕДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ВВЕДЕНИЕ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ На уроке были использованы следующие методы обучения: · объяснительно-иллюстративный метод, · репродуктивный метод, · игровой метод, · проблемно-поисковый метод, ·

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ На уроке были использованы следующие методы обучения: · объяснительно-иллюстративный метод, · репродуктивный метод, · игровой метод, · проблемно-поисковый метод, ·

Игровые методы - это привлекательная для учащихся форма стимулирования и контроля активной познавательной деятельности

Игровые методы - это привлекательная для учащихся форма стимулирования и контроля активной познавательной деятельности

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №п\п

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №п\п

Преподаватель предлагает студентам поразмышлять над темой урока

Преподаватель предлагает студентам поразмышлять над темой урока

Слово учителя: «Рассказы М. Чванова всегда многогранны: с одной стороны, они очень просты, а с другой – философско глубоки»

Слово учителя: «Рассказы М. Чванова всегда многогранны: с одной стороны, они очень просты, а с другой – философско глубоки»

Студенты работают с текстом. Задания выполняются в группах

Студенты работают с текстом. Задания выполняются в группах

На доске представлено яблочное дерево, где вместо яблок произрастают художественные приемы

На доске представлено яблочное дерево, где вместо яблок произрастают художественные приемы

В качестве закрепления знаний по теме «Средства художественной выразительности» студентам предлагается «бросить кости» и дать определение появившемуся термину

В качестве закрепления знаний по теме «Средства художественной выразительности» студентам предлагается «бросить кости» и дать определение появившемуся термину

Рефлексивно – оценочный этап

Рефлексивно – оценочный этап

В качестве домашнего задания студентам предлагается написать сочинение – рассуждение: (10 - 15 предложений) · «Не всем дано с горами быть на «ТЫ» (поставив соответствующий…

В качестве домашнего задания студентам предлагается написать сочинение – рассуждение: (10 - 15 предложений) · «Не всем дано с горами быть на «ТЫ» (поставив соответствующий…

БИБЛИОГРАФИЯ Гальперин И.Р

БИБЛИОГРАФИЯ Гальперин И.Р

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Команда________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Команда________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Метафора

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Метафора

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (учебный вариант текста

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (учебный вариант текста

Подъем из трещины был невероятно долгим и трудным

Подъем из трещины был невероятно долгим и трудным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2023