Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме: "Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» и другие на выбор»
Оценка 4.6

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме: "Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» и другие на выбор»

Оценка 4.6
docx
06.04.2024
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме: "Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» и другие на выбор»
Урок 71.Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Ники-тина.docx

Дата: ____________________

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема: «Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» и другие на выбор»

Цель урока: познакомить учащихся с выразительными средствами поэтической речи на примере стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» и других произведений; развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Познакомятся с понятием выразительности поэтической речи и её основными средствами (эпитеты, метафоры, сравнения и др.).

- Научатся находить в стихотворениях изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль.

- Получат опыт выразительного чтения стихотворений.

- Смогут анализировать поэтический текст, определять его тему, идею и настроение.

Метапредметные:

- Разовьют умение работать с информацией, анализировать, сравнивать, делать выводы.

- Будут учиться высказывать и аргументировать свою точку зрения.

- Смогут оценивать свою работу и работу одноклассников.

Личностные:

- Получат эстетическое удовольствие от поэзии.

- Научатся эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

- Оценят красоту родной природы через поэтическое слово. 

- Будут развивать чувство прекрасного, творческое воображение, образное мышление.

                                                                             Ход урока:

Этап 1.Актуализация знаний

- Ребята, на прошлых уроках литературного чтения мы говорили о выразительности поэтической речи. Кто помнит, что такое выразительность и какими средствами она достигается в стихах?

(Дети отвечают, что выразительность - это особая эмоциональность, передача чувств и настроения с помощью интонации, темпа, пауз, сравнений, эпитетов, олицетворений и т.д.)

- Молодцы! А сейчас я прочитаю вам несколько строк, а вы постарайтесь угадать название стихотворения и автора:

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачен и ясен...

Как вы думаете, кто написал эти строки?

(Дети отвечают, что это стихотворение И.С. Никитина "В синем небе плывут над полями...")

Этап 2.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

- Правильно, сегодня мы будем учиться чувствовать выразительность поэтической речи в стихах Ивана Саввича Никитина. А как вы думаете, какая тема нашего урока? 

(Дети формулируют тему, например: "Выразительность поэтической речи в стихах И.С. Никитина")

- Хорошо, тема верная. И первое стихотворение, с которым мы поработаем - "В синем небе плывут над полями..." Перед вами текст этого стихотворения. Давайте прочитаем его вслух и постараемся почувствовать настроение, переданное поэтом.

Этап 3.Освоение нового материала

1)Осуществление учебных действий по освоению нового материала

(Дети читают стихотворение, после чего учитель просит их описать возникшие при чтении чувства, представить нарисованную автором картину).

- Верно, в этом стихотворении Никитин передаёт восхищение красотой ясного летнего вечера, безмятежность, спокойствие и умиротворение. А с помощью каких выразительных средств ему это удается? 

Найдите в тексте эпитеты и олицетворения.

(Дети находят эпитеты "золотые края", "тёплый вечер", "прозрачен и ясен" и олицетворение "облака плывут") 

- Действительно, эпитеты помогают нам ярче представить облака, почувствовать тепло вечера. А олицетворение придаёт облакам особую лёгкость и живость.

Как вы думаете, какую роль играет выбранный поэтом размер и рифма?

(Дети отвечают, что четырехстопный ямб и перекрестная рифма создают плавность, напевность, соответствующую безмятежности вечера).

- Да, ребята, своим выбором Никитин подчеркивает гармонию и красоту вечернего пейзажа.

Этап 4.Физминутка

Этап 5.Применение изученного материала

1)Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

- Мы разобрали выразительные средства на примере одного стихотворения. Давайте попробуем применить наши знания к другим стихам Никитина. Откройте страницу... Перед вами стихотворение "Утро"...

(Дети анализируют текст, находят примеры выразительных средств).

2)Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

- А теперь давайте представим, что нам нужно сделать иллюстрацию к стихотворению "В синем небе плывут над полями..."

Подумайте, какие краски вы бы выбрали? Как изобразили облака, закат, туман? Какое настроение должен передавать рисунок?

(Дети описывают возможные варианты иллюстрации, обосновывая свой выбор содержанием и настроением стихотворения).

Этап 6.Подведение итогов. Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, чему научились?

(Дети отвечают, что учились находить и понимать роль выразительных средств в поэзии на примере стихов Никитина).

- Правильно. Вы сегодня очень хорошо поработали. Скажите, что вам больше всего понравилось и запомнилось? О чем бы вы хотели узнать подробнее?

(Дети делятся впечатлениями).

- Спасибо за активное участие в уроке! Дома перечитайте стихи Никитина и попробуйте выразительно прочесть их вслух, передавая голосом и интонацией настроение.


 

Дата: ____________________ Предмет: литературное чтение

Дата: ____________________ Предмет: литературное чтение

Действительно, эпитеты помогают нам ярче представить облака, почувствовать тепло вечера

Действительно, эпитеты помогают нам ярче представить облака, почувствовать тепло вечера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2024