Методическая разработка урока литературы в 7 классе
Оценка 4.7

Методическая разработка урока литературы в 7 классе

Оценка 4.7
Документация
docx
русская литература
7 кл
09.06.2020
Методическая разработка урока литературы в 7 классе
Методический материал предназначен для проведения урока внеклассного чтения по произведениям современной литературы. Цель - раскрыть тему связи поколений на примере рассказа Л.Е.Улицкой "Гвозди".
Методическая разработка урока литературы в 7 классе 2.docx

Методическая разработка урока литературы в 7 классе.         

Тема «Связь поколений в современной русской литературе» (На примере рассказа Л.Е. Улицкой «Гвозди»).

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Е. Улицкой, главными героями произведения; пробудить интерес к теме рассказа и вызвать эмоциональный отклик на произведение; развивать навыки анализа художественного произведения.

Планируемые метапредметные результаты изучения темы:

личностные: ученик научится уважительно относиться к старшему поколению; осваивать новые виды деятельности, участвуя в творческом процессе.

регулятивные: ученик научится формулировать тему и цель урока; планировать работу по решению учебной задачи; контролировать свои действия; оценивать достижения каждого участника группы.

познавательные: ученик научится находить главную информацию в тексте; представлять её в сжатом виде (рисунок, схема); анализировать предметы и факты и сравнивать их;  находить причинно-следственные связи в действиях; делать выводы.

коммуникативные: ученик научится вступать в диалог с учителем и одноклассниками; аргументированно выражать своё мнение; соблюдать правила речевого этикета.

Планируемые предметные результаты изучения темы: ученик научится определять тему и основную мысль произведения; находить приёмы создания образов главных героев (портрет, интерьер, речь, поступки героев) и раскрывать их смысловую роль в произведении; объяснять смысл названия рассказа; определять авторскую позицию.

Сценарий урока.

Слово учителя. Сегодня мы будем изучать рассказ Людмилы Евгеньевны Улицкой «Гвозди». Вы будете работать в группах. У каждой группы своё задание. Повторите про себя  роли участников группы и правила работы (листы с информацией на столах).

Роли таковы: 1) теоретик консультирует по вопросам теории; 2) докладчик   представляет результаты работы в группе; 3) контролёр следит за временем выполнения задания; 4) эксперт  оценивает работу каждого и всей группы. Правила работы в группе (правила «трёх нельзя»): нельзя отказываться сообщать своё мнение другим; пренебрегать чужой точкой зрения; показывать своё плохое настроение.

1.   Стадия вызова (мотивация учебной деятельности).

Учитель. Внимание на экран.

Учитель демонстрирует музыкальный видеоряд (изображение представителей разных поколений).

Учитель: Кого вы увидели на экране?

Учащиеся: Мы увидели бабушек, дедушек и их внуков.

Учитель: Чем они заняты?

Учащиеся:  Они играют, читают книги, ловят рыбу, катаются на велосипедах, работают на даче или в поле, участвуют в параде Победы.

Учитель. Как фотографии  связаны с содержанием рассказа Улицкой «Гвозди»?

Учащиеся: В рассказе тоже есть бабушки, прадед, их внуки и правнуки.

Учитель. Правильно. Скажите, как называется группа людей близкого возраста, живущих в одно время? Есть подсказка. (Слово это произошло от русского коло, что значит «круг», «колесо». В этом слове скрыто и другое слово, которое обозначает «сустав, часть целого»).

Учащиеся. Поколение.

Учитель: В рассказе одно поколение или несколько?

Учащиеся: Несколько.

Учитель: Они общаются друг с другом или нет?

Учащиеся: Да.

Учитель: Значит, что существует между ними?

Учащиеся: Связь.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: Связь поколений в рассказе Л.Е. Улицкой «Гвозди». (тема выведена на экране).

Учитель: Каковы цели урока?

Учащиеся: Надо определить тему и основную мысль рассказа, дать характеристику героям, понять, как автор относится к ним.

2.   Стадия осмысления нового содержания.

Учитель:  А теперь послушайте сообщение о писательнице Л.Е. Улицкой.

Учащийся выступает с индивидуальным сообщением о жизни и творчестве Л.Е. Улицкой: Людмила Евгеньевна Улицкая – известная русская писательница, переводчик и сценарист. Она родилась в 1943 году в Башкирии. После войны родители вернулись в Москву. Здесь Людмила Евгеньевна окончила школу и биологический факультет Московского государственного университета. Несколько лет она работала в Институте общей генетики при Академии наук, потом устроилась в Камерный еврейский музыкальный театр. Печатать свои произведения Улицкая начала в конце восьмидесятых годов. Её книги имели успех. Улицкая – первая женщина-писатель, которая получила почётную международную премию «Русский букер» в 2001 году. Её лучшие произведения: повесть «Сонечка», сборники рассказов «Бедные родственники», «Девочки», «Детство 45-53: а завтра будет счастье».

Людмила Евгеньевна активно занимается благотворительной деятельностью. Она отбирает и отправляет лучшие книги в российские библиотеки. Также Улицкая является попечителем московских хосписов под названием «Вера» и помогает безнадежно больным людям.

Учитель: Многие произведения Людмилы Улицкой посвящены теме детства. И это неслучайно. Именно в это время дети узнают мир, учатся различать добро и зло и познают самих себя.  Об этом рассказ Улицкой.

Где и когда происходит действие? (Действие происходит летом в деревне).

Еще раз назовите героев. (Прадед, две бабушки Анна и Настасья, отец Сергея, сам мальчик, его троюродные сёстры Нина, Марина и брат Митя).

Какова тема рассказа? (Тема рассказа – мальчик Серёжа в гостях у прадедушки).

Учитель. Выполните задания в группах. Время на подготовку – 5 минут.

Задания для группы №1. Найдите в тексте описание деревни. Подчеркните ключевые слова и предложения. Прочитайте вслух отрывок. Ответьте на вопросы: какой вы представляете деревню? Кого увидел Серёжа на улице? Какое впечатление произвели на него животные?  Найдите слово, которое передаёт его ощущения. Что оно значит?

Ответ: прадед жил в далёкой деревне, до которой отец с Серёжей добирались долго. «По обе стороны неширокой улицы, заросшей низкой пушистой травой, стояли большие серые избы. Некоторые были заколочены. Посреди улицы медленно шли тонконогие кудлатые животные…». Деревня старая, маленькая. В ней живёт мало людей. Серёжа увидел на улице овец, которых принял за собак. Они удивили мальчика. Он назвал их «чудные собачки». Слово «чУдный» имеет значение «красивый, удивительный». Есть другое слово «чуднОй», что значит странный, необычный.

Задания для группы №2. Найдите в тексте описание избы прадеда.  Подчеркните слова и выражения, с помощью которых мы можем представить внутреннее убранство дома.

Ответьте на вопросы: какое первое впечатление произвела на Серёжу изба? Найдите глагол, который передаёт его чувства. Что напоминала ему изба? Что больше всего поразило мальчика?

Ответ: «Изба, в которой жил прадед, стояла на краю деревни.  Когда они вошли, Серёжа замер – у него была книжка русских сказок, в которой всё было точно так нарисовано: с русской печи свисал овчинный тулуп, который надевал сказочный Старик перед тем, как вести свою бедную дочь в лес к Морозко, и даже ухват стоял на т ом самом месте, что и на картинке. И запах был особенный, на всю жизнь запомнившийся: старой овчины, закваски яблок, лошадиной сбруи и другого, незнакомого…запах, которого больше нет на свете…»

Внутренне убранство избы поразило Серёжу. Он словно попал в сказку. Глагол «замер» передаёт чувство изумления мальчика. Но больше всего его удивил особый запах. Он запомнился Серёже на всю жизнь.

Учитель. Действительно, старинные крестьянские дома имеют свой, ни с чем не сравнимый запах. Это запах родины. Хорошо сказал об этом Пушкин: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

А какими предстают деревенские родственники Серёжи?

Задания для группы №3. Найдите описание внешности двух старух Анны и Настасьи. Подчеркните ключевые слова и предложения. Ответьте на вопросы: понравились ли деревенские старушки  мальчику? Почему? Как выглядела его городская бабушка? Найдите слово, которое выражает отношение Серёжи к старушкам. Объясните его значение.

Ответ: «Одна старуха была ничего, вторая страшная и очень худая и совсем без зубов». Они не походили на городскую бабушку Серёжи: «Он сразу вспомнил свою красивую завитую бабушку, мамину мать, которая работала бухгалтером в театре и часто водила его на детские спектакли». Деревенские старушки не понравились Серёже, потому что они были некрасивыми по сравнению с его городской бабушкой. Поэтому мальчик «скривился» (значит, сделал гримасу недовольства, брезгливости).

Учитель. А как старушки принимали подарки от отца Серёжи? О чём это свидетельствует?

Учащиеся: одна бабушка радовалась, а другая от счастья плакала. Они любили отца Серёжи, он подростком гостил у них. Старушки были благодарны отцу мальчика за то, что он их помнит.

Учитель: А Серёжа понял, почему одна из старушек плачет?

Учащиеся: нет. Он считал, что старушка боится остаться без подарка.

Учитель. К сожалению, пока ещё Серёжа не понимает, что старым людям дороги не сами подарки, а внимание со стороны родных людей.

Задания для группы №4.  Найдите в тексте описание внешности прадеда. Подчеркните ключевые слова и выражения. Ответьте на вопросы: каким престаёт прадед в рассказе? Чем он занимается?

Ответ: «И тут вошёл прадед. Он был большой и походил на некрасивого медведя», «пальцы у деда были огромные, руки тёмные, ногти толстые и бурые, как картон», он говорит «глухим голосом».  Прадед – сильный, трудолюбивый человек. Он занимается хозяйством, мастерит своими руками вещи.

 Учитель. Вот таким увидела прадеда  Майя Кочергина. Он напоминает нам героев из русских сказок и былин.

Учитель. Обратите внимание на то, как ведут себя старухи и отец Серёжи при появлении прадеда. О чем это говорит?

Учащиеся. Старухи притихли. А Серёжин отец, как показалось мальчику, даже робел перед ним. Прадеда все уважают. Он глава семьи.

Задания для группы №5. Найдите описание ужина. Подчеркните ключевые слова и выражения. Ответьте на вопросы: какими блюдами и из какой посуды потчевали деревенские родственники гостей? Что показалось странным мальчику во время ужина? Почему он обиделся?

Ответ: «Сели за стол. Посреди стола стоял таз с каким-то коричневым супом, но тарелок не было, только ложки и большой, раскатистый, как пирог, хлеб». «Нестрашная старуха крошила в таз зелёный лук, огурцы и картошку, вторая принесла откуда-то решето с яйцами». «Суп был холодный, кислый…». «Потом поставили на стол большую яичницу и варёную картошку». Мальчику показалось странным то, что все едят из одного тазика и никто не пролил ни капли супа на стол.  У Серёжи так не получалось. Когда старуха Анна поднесла мальчику отдельную тарелку с окрошкой, троюродные сёстры и брат стали посмеиваться. Мальчик заплакал, он хотел есть из общей миски, как все. Серёже было обидно ещё и потому, что на него никто не обращал внимания. 

Учитель: Какое решение принял мальчик после ужина?

Учащиеся: Серёжа решил, что ни за что не  останется в деревне.

Учитель: В первый же вечер пребывания в деревне Серёжа открыл для себя совершенно новый мир. Здесь  все живут по старинным порядкам, чтут традиции. Деревенские родственники трудятся на земле, едят простую, здоровую пищу, заботятся друг о друге, радушно встречают гостей. Все уважают и слушаются главу семьи. Городскому мальчику Серёже такая жизнь сначала кажется странной, непонятной.  Но со временем его отношение меняется. Мальчик находит много интересного и полезного в крестьянской жизни,  и помогает ему в этом прадед. 

Задания для группы №6. Найдите описание сарая- мастерской прадеда. Подчеркните ключевые слова и предложения. Ответьте на вопросы: какие инструменты увидел в мастерской Серёжа? Как они хранились? О чём это говорит?

Ответ: «Стоял верстак, над ним висели разные инструменты: рубанки, молотки и ещё много разных железных вещей, которым Серёжа не знал названия. Под верстаком стоял ящик. В нём по гнёздам были разложены гвозди разной величины». Серёжа увидел инструменты, ими пользуются  столяра и плотники. (Это древние профессии, которые связаны с обработкой дерева. Плотник строит деревянные здания. Столяр делает из дерева мебель, двери, окна, лестницы). Все инструменты находятся на своих местах, а гвозди разложены в ящике по гнёздам. Значит, прадед – мастеровитый, трудолюбивый и аккуратный человек.

Учитель. А теперь проверим, насколько вы хорошо разбираетесь в инструментах.

Учитель проводит эксперимент по определению инструментов. Один ученик кратко комментирует изображения предметов на экране.

Фронтальная беседа по вопросам,

Учитель. Вспомните, что  пытался сделать в сарае  Серёжа?

Учащиеся. Серёжа высыпал гвозди на пол и стал забивать их в порог. Он промахивался, бил себя по пальцам. Серёжа увлекся и не заметил, как в сарае появился прадед.

Учитель. Как отреагировал на поступок мальчика прадед?

Учащиеся. Прадед не рассердился. Он посоветовал, как правильно надо забивать гвозди, а потом дал Серёже гвоздодёр. Прадед сказал, что «гвоздь на дело нужен».

Учитель. Верно, в крестьянском хозяйстве каждая вещь ценна и полезна. Нужно относиться к ней бережно. Какое задание даёт прадед мальчику?

Учащиеся. Он наказывает правнуку, чтобы тот выдернул все гвозди и сложил их в коробку.

Учитель. Что понял мальчик? Найдите предложение-ответ на мой вопрос.

Учащиеся: «Серёжа понял, что попался в ловушку».

Учитель. Прадед не только научил мальчика забивать гвозди, но и приготовил ему другое, более трудное дело. Легко ли было Серёже вытаскивать гвозди?

Учащиеся. Нет. Гвозди не поддавались, и только тогда, когда прадед сам показал, как надо работать с гвоздодёром, Серёжа вытащил все гвозди.

Учитель. Было ли у мальчика желание бросить  работу?

Учащиеся: Да. Когда прадед куда-то ушёл, Серёжа решил спрятаться на чердаке.

Учитель. Почему же мальчик, несмотря на усталость и боль, всё-таки завершил работу? Как об этом пишет автор?

Учащиеся.  Мальчику было стыдно. Автор пишет: «гвозди томили его», «уйти почему-то было невозможно».

Учитель. Похвалил ли прадед мальчика за усердную работу?

Учащиеся. Старик не похвалил мальчика, хотя сам Серёжа был собой доволен. Он переборол себя и завершил начатое дело.

Учитель: Какое ещё испытание приготовил прадед Серёже?

Учащиеся: Мальчик должен был теперь выправить все гвозди.

Учитель: Расскажите о том, как мальчик выполнял задание.

Учащиеся: Сначала прадед положил кусок железа на чурку, взял кривой гвоздь и стал постукивать по нему молотком. Затем к делу приступил Серёжа. Он больно ударил молотком по пальцу, сжал губы и стал работать. Долго ничего не получалось, а потом «гвозди стали послушными». Мальчик выполнил поручение прадеда.

Учитель. А теперь похвалил ли его прадед? Почему?

Учащиеся: Старик не похвалил правнука, потому что тот исправлял свою ошибку - использовал гвозди не по назначению. А потом прадед попросил мальчика помочь ему поменять доски в курятнике.

Учитель: Каким человеком предстаёт прадед в этом эпизоде? Что вы можете сказать о его характере?

Учащиеся: Старик – мудрый, добрый, терпеливый и хозяйственный человек.

Учитель. Действительно, прадед поступил мудро. Он не стал сурово наказывать Серёжу из-за забитых в порог гвоздей. Наоборот, он научил мальчика трудиться: правильно пользоваться инструментами, забивать, выдёргивать и выпрямлять гвозди. А главное – бережно относиться к вещам и уважать труд других.

Задание для всех групп: вспомните, в каком произведении русской литературы главные герои – дедушка и внук – оказываются в такой же ситуации, как и герои Людмилы Улицкой? Как поступает дедушка, узнав о проступке внука?

Учащиеся: Это повесть Максима Горького «Детство». Мальчик Алёша хотел попробовать покрасить ткань. Двоюродный брат подучил его взять для этого белую праздничную скатерть. Алёша. так и сделал. Скатерть была испорчена. Дед Каширин, узнав об этом, жестоко высек розгами Алёшу. Мальчик даже потерял сознание и несколько дней не приходил в себя. Дед Каширин не похож на прадеда из рассказа Улицкой. Он злой, раздражительный, но отходчивый. Дедушка попросил прощения у внука и начал учить его грамоте. И Алёша понял: «Дедушка не страшный и не злой». Надо уметь прощать близких людей.

Учитель. А что понял Серёжа, когда он был у прадеда в гостях?

Учащиеся. Серёжа понял, что надо относиться ответственно к любому делу и беречь инструменты. Мальчик стал взрослее рядом с прадедом. И его уроки остались на всю жизнь  в памяти Серёжи. Это было последнее лето в жизни прадеда. Он чувствовал приближение смерти, потому сам своими руками приготовил себе гроб, чтобы не обременять родных. И делал он это основательно, спокойно – так, как прошла его жизнь. В конце рассказа мы узнаём о том, что на следующий год Серёжа снова приехал в деревню, но прадеда уже не было в живых. Только коробок с гвоздями напоминал мальчику о прадеде.

 

3.    . Стадия рефлексии.

Учитель. Подведём итоги. Ответьте на вопросы:

1.    О чём вас заставил задуматься рассказ Л.Е. Улицкой?

2.    С какими чувствами вы покидаете урок?

Учитель. Эксперты оцените работу групп по предложенным критериям:

ФИ участника группы

Участвовал в диалоге

Аргументированно выражал свое мнение

Соблюдал правила этикета

Баллы 1-3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Домашнее задание: напишите небольшой отзыв о рассказе Л.Е. Улицкой «Гвозди» (объём-100 слов), используя предложенный план (памятка напечатана на листочках).


 

Методическая разработка урока литературы в 7 классе

Методическая разработка урока литературы в 7 классе

Повторите про себя роли участников группы и правила работы (листы с информацией на столах)

Повторите про себя роли участников группы и правила работы (листы с информацией на столах)

Учащиеся. Поколение. Учитель:

Учащиеся. Поколение. Учитель:

Сонечка», сборники рассказов «Бедные родственники», «Девочки», «Детство 45-53: а завтра будет счастье»

Сонечка», сборники рассказов «Бедные родственники», «Девочки», «Детство 45-53: а завтра будет счастье»

Серёжа увидел на улице овец, которых принял за собак

Серёжа увидел на улице овец, которых принял за собак

Найдите слово, которое выражает отношение

Найдите слово, которое выражает отношение

Учитель. О братите внимание на то, как ведут себя старухи и отец

Учитель. О братите внимание на то, как ведут себя старухи и отец

Задания для группы №6. Найдите описание сарая- мастерской прадеда

Задания для группы №6. Найдите описание сарая- мастерской прадеда

Учитель. Верно, в крестьянском хозяйстве каждая вещь ценна и полезна

Учитель. Верно, в крестьянском хозяйстве каждая вещь ценна и полезна

Долго ничего не получалось, а потом «гвозди стали послушными»

Долго ничего не получалось, а потом «гвозди стали послушными»

И его уроки остались на всю жизнь в памяти

И его уроки остались на всю жизнь в памяти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020