Методическая разработка урока. Урок-мастерская
по произведениям
А.С. Пушкина «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», Х.К. Андерсена
«Снежная королева», О. Уайльда «Мальчик-звезда». 5
класс
Урок внеклассного чтения после изучения темы № 4 «Дороги к счастью».
Рабочая программа по литературе. 5 класс. УМК под ред. И.Н.Сухих. Базовый уровень. 3 часа в неделю.
«Литература. 5 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений, [Т.В.Рыжкова, Г.Л.Вирина, И.Н.Сухих] ; под ред. И.Н.Сухих .— М.: Издательский центр «Академия», 2019.
Что есть красота
Цель - создать условия для актуализации жизненного опыта учащихся;
самопознания и самооценивания; самоформирования своей позиции;
Задачи:
· способствовать осознанию учащимися понятий «нравственная красота» «внешняя и внутренняя красота»;
·
содействовать
развитию ценностных ориентаций учеников : «добро-зло»,
«милосердие- жестокость», «вежливость-грубость».
· способствовать развитию навыков работы в команде, коллективе;
· содействовать развитию устной и письменной речи, коммуникативных умений.
Класс разделён на 4-5 групп по 5-6 человек.
Адгоритм
1. Организация групп.
Индукция. Групповые задания.
Группам выданы конверты, в которых находятся подборки иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», Х.К.Андерсена «Снежная королева». [1]
Мастер
-Откройте конверт и разложите иллюстрации перед собой в один ряд.
- Выберите одно
изображение лица, которое вам кажется очень красивым, положите слева.
- А справа – изображение, лицо на котором вам кажется некрасивым.
Социализация в группе –обмен идеями.
Мастер
- Завершите работу. Остальные картинки уберите в конверт.
Афиширование. Каждая группа поочерёдно объясняет свой выбор. Если решения одинаковые, представители группы сообщают об этом.
- Какие лица вы считаете красивыми и некрасивыми?
Ответы учеников.
2.
ЗАДАНИЯ – ГРУППАМ. Работа в группах
с фрагментами текстов
А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и Х.К. Андерсена
«Снежная Королева».
Группам выдаются конверты № 2 с текстами из произведений.
Мастер
- В конвертах находятся отрывки из знакомых вам произведений. Прочитайте их про себя.
Текст № 1
…Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
…
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
Текст № 2
Но царевна
молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
…
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Текст № 3
Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя.
…
Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица.
Теперь она не казалась ему ледяной, как в тот раз, когда сидела за окном и
кивала ему. В его глазах она была совершенством.
Текст № 4
Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Разве ты не видишь, как велика ее сила? Разве ты не видишь, как ей служат люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в ее сердце, сила ее в том, что она милое, невинное дитя.
Мастер
- Разложите тексты так, чтобы они лежали под теми изображениями, которые им более всего соответствуют (под картинкой с красивым лицом лежал бы соответствующий текст, а под картинкой с безобразным –подходящий по содержанию).
- Прочитайте тексты-описания, которые вы положили под красивым лицом. Обоснуйте свой выбор.
Прочитайте тексты-описания, которые вы положили под некрасивым лицом. Обоснуйте свой выбор. Социализация в группах.
Афиширование. 1 группа читает ответы.
Вопросы к другим группам.
- У кого так же?
- У кого иначе? Другая версия?
Размышления
Мастер
- Известно ли вам, что человек до сорока лет «зарабатывает» себе лицо, а после сорока Господь даёт ему лицо, над которым он трудился 40 лет.
3. ЗАДАНИЯ – ГРУППАМ. Работа с фрагментами из сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда» (в группах). Группам выдаются конверты № 3 с текстами
и иллюстрациями к сказке О. Уайльда.
СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ
(На слайде три изображения Мальчика –звезды. На первом мальчик прекрасный, на втором- безобразный, на третьем - прекрасный.) [2]
Мастер читает текст №1.
- Положите текст к соответствующей картинке.
- Кто так же поступил? Поднимите руки.
- У кого получилось иначе?
(Методический комментарий. Если у кого-то из детей другой вариант ответа, необходимо предоставить слово представителю группы для обоснования решения.)
Текст № 1
… Дитя-звезда … с каждым годом становился всё красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте, ибо все они были смуглые и черноволосые, а у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы — как лепестки алой розы, и глаза — как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья. И он был строен, как цветок, выросший в густой траве, где не ступала нога косца.
Но красота его принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким. На детей Лесоруба, да и на всех прочих детей в селении он смотрел сверху вниз, потому что, говорил он, все они низкого происхождения, в то время как он знатного рода, ибо происходит от Звезды. И он помыкал детьми и называл их своими слугами. Он не испытывал сострадания к беднякам или к слепым, недужным и увечным, но швырял в них камнями и прогонял их из селения на проезжую дорогу и кричал им, чтобы они шли побираться в другое место, после чего ни один из нищих, кроме каких-нибудь самых отчаявшихся, не осмеливался вторично прийти в это селение за милостыней. И он был точно околдован своей красотой и высмеивал всех, кто был жалок и безобразен, и выставлял их на посмешище. Себя же он очень любил и летом в безветренную погоду часто лежал у водоёма в фруктовом саду священника и глядел на своё дивное отражение, и смеялся от радости, любуясь своей красотой.
Мастер читает текст № 2.
- Положите текст к соответствующей картинке.
- Кто так же поступил? Поднимите руки.
- У кого получилось иначе?
Текст № 2
Тогда женщина встала и, горько рыдая, скрылась в лесу, а Мальчик-звезда, увидав, что она ушла, очень обрадовался и побежал играть со своими товарищами.
Но те, поглядев на него, начали смеяться над ним и сказали:
— Да ведь ты мерзок, как жаба, и отвратителен, как гадюка. Убирайся отсюда, мы не хотим, чтобы ты играл с нами. — И они выгнали его из сада. Тогда Мальчик-звезда задумался и сказал себе:
— Что такое они говорят? Я пойду к водоему и погляжусь в него, и он скажет мне, что я красив.
И он пошел к водоёму и поглядел в него, но что же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки. И он бросился ничком на траву и заплакал и сказал:
— Не иначе как это мне наказание за мой грех. Ведь я отрёкся от моей матери и прогнал её, я возгордился перед ней и был с ней жесток. Теперь я должен отправиться на поиски и обойти весь свет, пока не найду её. А до тех пор я не буду знать ни отдыха, ни покоя.
Мастер читает текст № 3.
- Следите не только за содержанием текста, но и за возможными фактическими ошибками.
- Положите текст к соответствующей картинке.
- Определитесь с вашим решением.
- Кто так же поступил? Поднимите руки.
- У кого получилось иначе? Объясните свой выбор.
Текст № 3
Когда
проходил он городские ворота, воины низко склонились перед ним, отдавая ему
почести и восклицая:
— Как прекрасен господин наш!
А толпа горожан следовала за ним, и все твердили:
— Воистину не найдётся никого прекраснее во всём мире!
И Мальчик-звезда заплакал и сказал себе:
— Они смеются надо мной и потешаются над моей бедой.
Но так велико было стечение народа, что он сбился с дороги и пришёл на большую площадь, где стоял королевский дворец.
И ворота дворца распахнулись, и навстречу Мальчику-звезде поспешили священнослужители и знатнейшие вельможи города и, смиренно поклонившись ему, сказали:
— Ты наш господин, которого мы давно ожидаем, и сын нашего государя.
А Мальчик-звезда сказал им в ответ:
— Я не королевский сын, я сын лесоруба (ошибка, правильный ответ - бедной нищенки). И зачем говорите вы, что я прекрасен, когда я знаю, что вид мой мерзок?
И тогда тот, чья кольчуга была разукрашена золотыми цветами и на чьём шлеме гребень был в виде крылатого льва, поднял свой щит и вскричал:
— Почему господин мой не верит, что он прекрасен?
И Мальчик-звезда посмотрел в щит, и что же он увидел? Его красота вернулась к нему, и лицо его стало таким же, каким было прежде, только в глазах своих он заметил что-то новое, чего раньше никогда в них не видел.
- Кто заметил ошибку? Какую?
6. Задание в группах
(Методический комментарий. Один экземпляр текста с пропусками распечатывается крупным шрифтом на группу.)
Мастер
- Вам выданы тексты с пропусками. Необходимо заполнить пропуски в тексте, используя тексты 1,2,3 из предыдущего задания.
- Это трудная работа, на которую отводится 6 минут. За минуту до окончания времени я вас предупрежу.
- Посоветуйтесь в группе и прочитайте свой вариант текста. Социализация в группе –обмен идеями.
Афиширование. Каждая группа зачитывает свой вариант текста.
Текст с пропусками
Редкая красота отличала мальчика ото всех людей в посёлке. С каждым годом он становился всё красивее и красивее, у него лицо было _____________и _____________, словно выточенное из слоновой кости, и _____________кудри его были как лепестки ___________, а губы – как лепестки алой ___________, и глаза – как _____________, отражённые в прозрачной воде ручья.
Но он вырос ______________ и__________________. Красота принесла людям и живым существам только ____________, так как у него была __________________и _________________ красота.
После всех пережитых страданий он стал_________________, _________________.
К нему вернулась _____________красота, а в его глазах появилось что-то новое – ______________, ________________. Такая_______________ душа и сделала его по–настоящему _______________, достойным звания __________________ звезды).
(Восстановленный текст
Редкая красота отличала мальчика ото всех людей в посёлке. С каждым годом он становился всё красивее и красивее, у него лицо было белое_и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья.
Но он вырос себялюбивым, гордым и жестоким. Красота принесла людям и живым существам только зло, так как у него была гордая и жестокая красота.
После всех пережитых страданий он стал добрым, смиренным и прекрасным. К нему вернулась прежняя красота, а в его глазах появилось что-то новое – раскаяние, доброта. Такая красивая душа и сделала его по –настоящему красивым, достойным звания настоящей звезды.)
Мастер
- Какова основная мысль восстановленного текста?
Афиширование. Ответы групп.
(Возможный ответ. Пережитые испытания отражаются в лице человека, оно становится прекрасным, в глазах появилось что-то новое, чего раньше не было: доброта, смирение, сострадание.)
Слово мастера
- Мальчик-звезда скитался, страдал от лишений и унижений, терзался чувством вины. После пережитых мучений, испытаний он стал добрым, открытым, чутким к чужим бедам – обрел внутреннюю красоту, красоту души. И прежняя внешняя привлекательность к нему вернулась, только теперь уже это было неважно. Красота души отразилась в его лице.
Промежуточная рефлексия
- А теперь опустите голову на руки и сами себе ответьте на вопрос, есть ли в вашей душе ростки красоты, внутренней и внешней? О чем говорят ваши поступки? Считаете ли вы себя красивым человеком?
- Поднимите головы. Теперь я вижу, какие прекрасные дети собрались сегодня в классе
4. Рефлексия. Работа с пословицами. Каждому вручается конверт № 4.
Ученики садятся полукругом. В центре – «авторский» стул.
Мастер
- Вам предлагается самое трудное задание! Выберите только одну пословицу и подчеркните её.
· Будь красив, да не будь спесив.
· Глаза - бирюза, а душа - сажа.
· Некрасив собою, зато честен душою.
· Вид хорош, да по виду не судят.
· Не по хорошу мил, а по милу хорош.
· Любимо – вот и красиво.
· Сверху мило, а внутри гнило.
· Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Мастер
- Кто хочет высказаться? Объясните, почему вы выбрали именно эту пословицу.
Резюме мастера
… что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
- Замечательно, когда человек внешне привлекателен, красив, но ещё важнее красота его души, внутренний мир. К этому выводу многие из вас пришли самостоятельно и вместе с одноклассниками. Красивый – это любящий, добрый, скромный, чуткий, отзывчивый, вежливый, неравнодушный, способный прийти на помощь, проникнуться чужой бедой или радостью, как своей. Это признаки настоящей КРАСОТЫ ДУШИ. Такая красота и есть тот огонь, который, мерцая, восхищает людей, привлекает к себе. А человек, лишенный этого огня, подобен пустому сосуду, не приносящему никому ни пользы, ни радости.
И русский народ, создатель пословиц, которые вы прочитали, и все писатели, с текстами которых вы сегодня работали, ценят душевную красоту превыше внешней привлекательности. Красота души, по их мнению, - это лучшие человеческие качества: скромность, приветливость, искренность, доброта, самоотверженность, желание помочь, спасти, выручить Хорошо, что и вы это поняли, а значит и прекрасны душой.
Литература
1. Белова Н.И., Орлова О.В. Технология педагогических мастерских: вхождение в ценности. Методическое пособие. под общ. ред. Н.И. Беловой.-Москва: РУДН, 2019.
2. Белова Н.И., Орлова О.В. По меркам добра. nsportal.ru›sites/default/files/2018/06/04
3. Что такое педагогическая мастерская? https://slovesnik.org/kopilka/stati/chto-takoe-pedagogicheskaya-masterskaya.html
4. Новик Н.И. Технология «Педагогическя мастерская». http://ext.spb.ru/webinars/6833--l-r-.pdf
5. Педагогические мастерские. https://studopedia.ru/3_104515_pedagogicheskie-masterskie.html
Приложения
Конверт № 1 [1]
[2] Слайд презентации
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.