Методическая разработка урока. Мастерская ценностной ориентации по произведениям А.С. Пушкина «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», Х.К. Андерсена «Снежная королева», О. Уайльда «Мальчик-звезда». 5 класс
Оценка 4.7

Методическая разработка урока. Мастерская ценностной ориентации по произведениям А.С. Пушкина «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», Х.К. Андерсена «Снежная королева», О. Уайльда «Мальчик-звезда». 5 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
05.02.2022
Методическая разработка урока. Мастерская ценностной ориентации по произведениям А.С. Пушкина  «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», Х.К. Андерсена «Снежная королева», О. Уайльда «Мальчик-звезда». 5 класс
«Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», Х.К. Андерсена «Снежная королева», О. Уайльда «Мальчик-звезда». 5 класс Урок внеклассного чтения после изучения темы № 4 «Дороги к счастью». Рабочая программа по литературе. 5 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих. Базовый уровень. «Литература. 5 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений, [Т.В.Рыжкова, Г.Л.Вирина, И.Н.Сухих] ; под ред. И.Н.Сухих .— М.: Издательский центр «Академия», 2019. Цель - создать условия для актуализации жизненного опыта учащихся; самопознания и самооценивания; самоформирования своей позиции. Задачи: • способствовать осознанию учащимися понятий «нравственная красота», «внешняя и внутренняя красота»; • содействовать развитию ценностных ориентаций учеников : «добро-зло», «милосердие- жестокость», «вежливость-грубость». • способствовать развитию навыков работы в команде, коллективе; • содействовать развитию устной и письменной речи, коммуникативных умений. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке Формы: • работа в группах: социализация, социоконструкция, афиширование результатов работы в группе, межгрупповая социализация; • работа с иллюстрациями и текстами, решение ситуационных задач • размышление над собственной позицией, самооценка, рефлексия. Основные методы: • мини-исследования: анализ портретов героев, их поступков, анализ текстов; выбор текстов, соответствующих иллюстрациям. • наблюдение за взаимодействием учащихся во время работы в группах. Литературные сказки А.С. Пушкина «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», Х.К. Андерсена «Снежная королева», О.Уайльда «Мальчик-звезда» дают возможность учащимся осмыслить понятия: «внешняя и внутренняя красота», «добро-зло», «милосердие- жестокость», «вежливость-грубость». Ученики, «проживая» с одноклассниками ситуации, в которых необходимо сделать нравственный выбор, определяют для себя нравственные ориентиры, учатся оценивать чужие поступки и свои, получают жизненно важные уроки.
Методическая разработка.Рожкова Е.В..docx

Методическая разработка урока. Урок-мастерская по произведениям
А.С. Пушкина «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», Х.К. Андерсена «Снежная королева»,
О. Уайльда «Мальчик-звезда».  5 класс

Урок внеклассного чтения после изучения темы № 4 «Дороги к счастью».

Рабочая программа по литературе. 5 класс. УМК под ред. И.Н.Сухих. Базовый уровень. 3 часа в неделю.

«Литература. 5 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений,  [Т.В.Рыжкова, Г.Л.Вирина, И.Н.Сухих] ; под ред. И.Н.Сухих .— М.: Издательский центр «Академия», 2019.

 

Что есть красота

 

Цель - создать условия для актуализации жизненного опыта учащихся;

самопознания и самооценивания;  самоформирования своей позиции;

Задачи:

·          способствовать осознанию учащимися понятий «нравственная красота» «внешняя и внутренняя красота»;

·         содействовать  развитию ценностных ориентаций учеников : «добро-зло»,
«милосердие- жестокость», «вежливость-грубость».

·         способствовать  развитию навыков работы в команде, коллективе;

·         содействовать развитию устной и письменной речи,  коммуникативных умений.

Класс разделён на 4-5 групп по 5-6 человек.

Адгоритм

1.          Организация групп.

Индукция. Групповые задания.

Группам выданы конверты, в которых находятся подборки иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», Х.К.Андерсена «Снежная королева». [1]

Мастер

-Откройте конверт и разложите иллюстрации перед собой в один ряд.

- Выберите одно изображение лица, которое вам кажется очень красивым, положите слева.
- А справа – изображение, лицо на котором вам кажется некрасивым.

 Социализация в группе –обмен идеями.


Мастер

- Завершите работу. Остальные картинки уберите в конверт.

 Афиширование. Каждая группа поочерёдно объясняет свой выбор. Если решения одинаковые, представители группы сообщают об этом.

- Какие лица вы считаете красивыми и некрасивыми?

Ответы учеников.

2.                      ЗАДАНИЯ – ГРУППАМ. Работа в группах с фрагментами текстов
А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и Х.К. Андерсена «Снежная Королева».

Группам выдаются конверты № 2 с текстами из произведений.

Мастер

- В конвертах находятся отрывки из знакомых вам произведений. Прочитайте их про себя.

Текст № 1

…Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
Текст № 2

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».

Текст № 3

Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя. 


          Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица. Теперь она не казалась ему ледяной, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему. В его глазах она была совершенством. 

Текст № 4

Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Разве ты не видишь, как велика ее сила? Разве ты не видишь, как ей служат люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в ее сердце, сила ее в том, что она милое, невинное дитя.

Мастер

- Разложите тексты так, чтобы они лежали под теми изображениями, которые им более всего соответствуют (под картинкой с красивым лицом лежал бы соответствующий текст, а под картинкой с безобразным –подходящий по содержанию).

- Прочитайте тексты-описания, которые вы положили под красивым лицом. Обоснуйте свой выбор.

Прочитайте тексты-описания, которые вы положили под некрасивым лицом. Обоснуйте свой выбор. Социализация в группах.

Афиширование.  1 группа читает ответы.

Вопросы к другим группам.

 - У кого так же?

- У кого иначе?  Другая версия?

Размышления

Мастер

- Известно ли вам, что человек до сорока лет «зарабатывает» себе лицо, а после сорока Господь даёт ему лицо, над которым он трудился 40 лет.

 

3.                      ЗАДАНИЯ – ГРУППАМ. Работа с фрагментами из сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда» (в группах).  Группам выдаются конверты № 3 с текстами

и иллюстрациями к сказке О. Уайльда.

СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ

(На слайде три изображения Мальчика –звезды. На первом мальчик прекрасный, на втором- безобразный, на третьем - прекрасный.) [2]

 Мастер читает текст №1.

- Положите текст к соответствующей картинке.

- Кто так же поступил? Поднимите руки.

- У кого получилось иначе?

(Методический комментарий. Если у кого-то из детей другой вариант ответа, необходимо предоставить слово представителю группы для обоснования решения.)

Текст № 1

… Дитя-звезда … с каждым годом становился всё красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте, ибо все они были смуглые и черноволосые, а у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы — как лепестки алой розы, и глаза — как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья. И он был строен, как цветок, выросший в густой траве, где не ступала нога косца.

Но красота его принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким. На детей Лесоруба, да и на всех прочих детей в селении он смотрел сверху вниз, потому что, говорил он, все они низкого происхождения, в то время как он знатного рода, ибо происходит от Звезды. И он помыкал детьми и называл их своими слугами. Он не испытывал сострадания к беднякам или к слепым, недужным и увечным, но швырял в них камнями и прогонял их из селения на проезжую дорогу и кричал им, чтобы они шли побираться в другое место, после чего ни один из нищих, кроме каких-нибудь самых отчаявшихся, не осмеливался вторично прийти в это селение за милостыней. И он был точно околдован своей красотой и высмеивал всех, кто был жалок и безобразен, и выставлял их на посмешище. Себя же он очень любил и летом в безветренную погоду часто лежал у водоёма в фруктовом саду священника и глядел на своё дивное отражение, и смеялся от радости, любуясь своей красотой.

Мастер читает текст № 2.

- Положите текст к соответствующей картинке.

- Кто так же поступил? Поднимите руки.

- У кого получилось иначе?

Текст № 2

Тогда женщина встала и, горько рыдая, скрылась в лесу, а Мальчик-звезда, увидав, что она ушла, очень обрадовался и побежал играть со своими товарищами.

Но те, поглядев на него, начали смеяться над ним и сказали:

— Да ведь ты мерзок, как жаба, и отвратителен, как гадюка. Убирайся отсюда, мы не хотим, чтобы ты играл с нами. — И они выгнали его из сада. Тогда Мальчик-звезда задумался и сказал себе:

— Что такое они говорят? Я пойду к водоему и погляжусь в него, и он скажет мне, что я красив.

И он пошел к водоёму и поглядел в него, но что же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки. И он бросился ничком на траву и заплакал и сказал:

— Не иначе как это мне наказание за мой грех. Ведь я отрёкся от моей матери и прогнал её, я возгордился перед ней и был с ней жесток. Теперь я должен отправиться на поиски и обойти весь свет, пока не найду её. А до тех пор я не буду знать ни отдыха, ни покоя.

Мастер читает текст № 3. 

- Следите не только за содержанием текста, но и за возможными фактическими ошибками.

- Положите текст к соответствующей картинке.

  - Определитесь с вашим решением.

- Кто так же поступил? Поднимите руки.

- У кого получилось иначе? Объясните свой выбор.

Текст № 3
Когда проходил он городские ворота, воины низко склонились перед ним, отдавая ему почести и восклицая:

— Как прекрасен господин наш!

А толпа горожан следовала за ним, и все твердили:

— Воистину не найдётся никого прекраснее во всём мире!

И Мальчик-звезда заплакал и сказал себе:

— Они смеются надо мной и потешаются над моей бедой.

Но так велико было стечение народа, что он сбился с дороги и пришёл на большую площадь, где стоял королевский дворец.

И ворота дворца распахнулись, и навстречу Мальчику-звезде поспешили священнослужители и знатнейшие вельможи города и, смиренно поклонившись ему, сказали:

— Ты наш господин, которого мы давно ожидаем, и сын нашего государя.

А Мальчик-звезда сказал им в ответ:

— Я не королевский сын, я сын лесоруба (ошибка, правильный ответ - бедной нищенки). И зачем говорите вы, что я прекрасен, когда я знаю, что вид мой мерзок?

И тогда тот, чья кольчуга была разукрашена золотыми цветами и на чьём шлеме гребень был в виде крылатого льва, поднял свой щит и вскричал:

— Почему господин мой не верит, что он прекрасен?

И Мальчик-звезда посмотрел в щит, и что же он увидел? Его красота вернулась к нему, и лицо его стало таким же, каким было прежде, только в глазах своих он заметил что-то новое, чего раньше никогда в них не видел.

- Кто заметил ошибку? Какую?

6.    Задание в группах

(Методический комментарий. Один экземпляр текста с пропусками распечатывается крупным шрифтом на группу.)

Мастер

- Вам выданы тексты с пропусками. Необходимо заполнить пропуски в тексте, используя тексты 1,2,3 из предыдущего задания.

- Это трудная работа, на которую отводится 6 минут. За минуту до окончания времени я вас предупрежу.

- Посоветуйтесь в группе и прочитайте свой вариант текста. Социализация в группе –обмен идеями.

Афиширование. Каждая группа зачитывает свой вариант текста.

Текст с пропусками

Редкая красота отличала мальчика ото всех людей в посёлке. С каждым годом он становился всё красивее и красивее, у него лицо было _____________и _____________, словно выточенное из слоновой кости, и _____________кудри его были как лепестки ___________, а губы – как лепестки алой ___________, и глаза – как _____________, отражённые в прозрачной воде ручья.  

Но он вырос ______________ и__________________. Красота принесла людям и живым существам только ____________, так как у него была __________________и _________________ красота.

После всех пережитых страданий он стал_________________, _________________.

К нему вернулась _____________красота, а в его глазах появилось что-то новое – ______________, ________________. Такая_______________ душа и сделала его по–настоящему _______________, достойным звания __________________ звезды).

(Восстановленный текст

Редкая красота отличала мальчика ото всех людей в посёлке. С каждым годом он становился всё красивее и красивее, у него лицо было белоенежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья.      

Но он вырос себялюбивым, гордым и жестоким. Красота принесла людям и живым существам только зло, так как у него была гордая и жестокая красота.

После всех пережитых страданий он стал добрым, смиренным и прекрасным.   К нему вернулась прежняя красота, а в его глазах появилось что-то новое – раскаяние, доброта. Такая красивая душа и сделала его по –настоящему красивым, достойным звания настоящей звезды.)

Мастер

  - Какова основная мысль восстановленного текста?

 Афиширование. Ответы групп.

(Возможный ответ. Пережитые испытания отражаются в лице человека, оно становится прекрасным, в глазах появилось что-то новое, чего раньше не было: доброта, смирение, сострадание.)

   Слово мастера

 - Мальчик-звезда скитался, страдал от лишений и унижений, терзался чувством вины. После пережитых мучений, испытаний он стал добрым, открытым, чутким к чужим бедам – обрел внутреннюю красоту, красоту души. И прежняя внешняя привлекательность к нему вернулась, только теперь уже это было неважно. Красота души отразилась в его лице.

Промежуточная рефлексия

- А теперь опустите голову на руки и сами себе ответьте на вопрос, есть ли в вашей душе ростки красоты, внутренней и внешней? О чем говорят ваши поступки? Считаете ли вы себя красивым человеком?

- Поднимите головы. Теперь я вижу, какие прекрасные дети собрались сегодня в классе

4.                      Рефлексия. Работа с пословицами. Каждому вручается конверт № 4.

Ученики садятся полукругом. В центре – «авторский» стул.

Мастер

-  Вам предлагается самое трудное задание!  Выберите только одну пословицу и подчеркните её.

· Будь красив, да не будь спесив.

· Глаза - бирюза, а душа - сажа.

· Некрасив собою, зато честен душою.

· Вид хорош, да по виду не судят.

· Не по хорошу мил, а по милу хорош.

· Любимо – вот и красиво.

· Сверху мило, а внутри гнило.

·  Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Мастер

-  Кто хочет высказаться? Объясните, почему вы выбрали именно эту пословицу.

Резюме мастера

… что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

- Замечательно, когда человек внешне привлекателен, красив, но ещё важнее красота его души, внутренний мир. К этому выводу многие из вас пришли самостоятельно и вместе с одноклассниками. Красивый – это любящий, добрый, скромный, чуткий, отзывчивый, вежливый, неравнодушный, способный прийти на помощь, проникнуться чужой бедой или радостью, как своей. Это признаки настоящей КРАСОТЫ ДУШИ. Такая красота и есть тот огонь, который, мерцая, восхищает людей, привлекает к себе. А человек, лишенный этого огня, подобен пустому сосуду, не приносящему никому ни пользы, ни радости.

И русский народ, создатель пословиц, которые вы прочитали, и все писатели, с текстами которых вы сегодня работали, ценят душевную красоту превыше внешней привлекательности. Красота души, по их мнению, - это лучшие человеческие качества: скромность, приветливость, искренность, доброта, самоотверженность, желание помочь, спасти, выручить Хорошо, что и вы это поняли, а значит и прекрасны душой.

 

Литература

1.      Белова Н.И., Орлова О.В. Технология педагогических мастерских: вхождение в ценности. Методическое пособие. под общ. ред. Н.И. Беловой.-Москва: РУДН, 2019.

2.      Белова Н.И., Орлова О.В. По меркам добра.  nsportal.rusites/default/files/2018/06/04

3.      Что такое педагогическая мастерская? https://slovesnik.org/kopilka/stati/chto-takoe-pedagogicheskaya-masterskaya.html

4.      Новик Н.И. Технология «Педагогическя мастерская». http://ext.spb.ru/webinars/6833--l-r-.pdf

5.      Педагогические мастерские.  https://studopedia.ru/3_104515_pedagogicheskie-masterskie.html

 

 


 

Приложения

 

 

Конверт № 1 [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[2] Слайд презентации

 

 

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Мастер - Завершите работу.

Мастер - Завершите работу.

Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек

Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек

СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ (На слайде три изображения

СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ (На слайде три изображения

И они выгнали его из сада. Тогда

И они выгнали его из сада. Тогда

Почему господин мой не верит, что он прекрасен?

Почему господин мой не верит, что он прекрасен?

Но он вырос себялюбивым, гордым и жестоким

Но он вырос себялюбивым, гордым и жестоким

Мастер - Кто хочет высказаться?

Мастер - Кто хочет высказаться?

Приложения Конверт № 1 [1]

Приложения Конверт № 1 [1]

[2] Слайд презентации

[2] Слайд презентации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2022