Методическая разработка урока математики во 2 классе.
УМК: система развивающего обучения Л. В. Занкова, учебник И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина (2019г.)
Тема урока: Составные части задачи. Взаимосвязь между условием и вопросом задачи. (Обобщение).
Предметные результаты:
- Систематизировать знания учащихся о структуре задачи. Устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи.
- Уметь выделять в задаче данные и искомые числа.
- Осуществлять самоконтроль при вычислениях.
Ход урока:
1. Организация на урок.
2. Работа по теме.
а) Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
-Ребята, рассмотрите запись на доске.
На доске:
ЗАДОР + УДАЧА – ДО – РУ = ____________
- Что можете сказать? (Это ребус, а ещё это математическое выражение.)
- Верно. Это математическое выражение. А чем оно отличается от обычных выражений? (В нём вместо чисел используются буквы.)
- Я предлагаю вам найти значение этого выражения в парах.
Работа в парах:
-На каждой парте лежит карточка с математическим ребусом. Выполните указанные действия вместе с соседом по парте. Если всё верно – получится слово.
(ЗАДОР + УДАЧА – ДО – РУ = ЗАДАЧА)
-Давайте проверим, что у вас получилось. (Ответ одной из пар учеников.)
-Кто согласен с ребятами?
На доске появилось слово- ЗАДАЧА.
- Как вы думаете, почему я загадала это слово? (Сегодня на уроке мы будем решать задачи.)
- Что нужно знать и уметь, чтобы решить задачу? (Выслушать мнения детей.)
- Верно, ребята, задачи- это особый вид математических заданий, поэтому, решая задачи нужно хорошо уметь и читать, и считать, и быть очень внимательным.
б) Систематизация знаний о составных частях задачи. Формирование вычислительных навыков.
Сегодня на уроке мы будем решать задачи, но сначала давайте посмотрим, как хорошо вы умеете считать, а заодно потренируем внимание.
- Следующее задание будем выполнять по группам: мальчики и девочки. (На доске прикреплены карточки с заданиями.)
Мальчики
- Не выполняя вычитания, расположите разности в порядке уменьшения их значений.
Девочки
- Не выполняя сложения, расположите суммы в порядке увеличения их значений.
- Давайте проверим вашу работу. Мальчики проверяют работу девочек, а девочки – мальчиков. Если задание выполнено верно, должны получиться слова.
Проверка:
У 89 – 2 =87
С 88 – 2 = 86
Л 87 – 2 = 85
О 86 – 2 = 84
В 85 – 2 = 83
И 83 – 2 = 81
Е 82 – 2 = 80
В 30 + 4 = 34
О 32 + 4 = 36
П 33 + 4 = 37
Р 34 + 4 = 38
О 35 + 4 = 39
С 36 + 4 = 40
- Что обозначают полученные слова? (Составные части задачи.)
- Какие ещё слова можно сюда добавить? (Данные числа и искомые числа).
- Где содержатся данные числа?
- А искомые?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
в) Установление взаимосвязи между условием и вопросом.
-Далее продолжим работать по учебнику. Откройте учебник с. 57 №124. Прочитайте задание. (Ученики читают текст: Золушка сшила сёстрам и мачехе 8 платьев. Она украсила 3 платья вышивкой, а остальные- кружевами. Сколько раз помогал своему хозяину Кот в сапогах?)
- Является ли данный текст задачей? (Нет. Этот текст нельзя назвать задачей.)
- Почему вы так решили? (Вопрос не подходит к условию.)
- Придумайте такой вопрос, чтобы получилась задача. (Сколько платьев с кружевами сшила Золушка?)
- Решите полученную задачу. (Решение: 8 – 3 =5 (пл.) Ответ: 5 платьев с кружевами сшила Золушка.)
- Что же мы с вами смогли выяснить, выполняя это задание.
Вывод: В задаче условие и вопрос должны соответствовать друг другу.
г) Систематизация знаний о задачах.
-Молодцы, вы хорошо потрудились, поэтому я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Следопыт».
- Попробуйте по её названию догадаться, что нужно будет сделать? (Предположения ребят.)
- Играть мы будем по группам. (Класс делится на 5 групп.) У каждой группы на столе лежит конверт с заданием.
- Давайте вспомним правила работы в группе. (Ответы детей)
- Вам нужно прочитать данные задачи и по предложенному решению узнать одну из них.
· Карточки с задачами для групповой работы.
Задача №1. Катя собрала в букет 11 кленовых листьев. Четыре из них были красные, а остальные жёлтые. Сколько жёлтых листьев в этом букете?
Задача №2. На пришкольном участке ребята посадили 1 десяток кустов малины и 3 куста чёрной смородины. Сколько всего кустов посадили ребята?
Задача №3. Стрекоза за два часа поймала 45 насекомых. Пять из них были комары, а остальные мошки. Сколько мошек поймала стрекоза?
Задача №4. В мебельном магазине было 58 диванов. 3 десятка диванов уже продано. Сколько диванов осталось продать?
Задача №5. В вазе лежало 14 апельсинов. За день несколько апельсинов съели и осталось 6 апельсинов. Сколько апельсинов съели?
· У каждой группы в конверте есть карточка с решением одной из задач.
1 группа 3 группа
2 группа 4 группа
5 группа
Проверка выполнения работы. Коллективное обсуждение. (Каждая группа показывает классу карточку с решением и читает текст задачи, которая подходит к данному решению.)
- Ребята, кто заметил что-то необычное в текстах задач? (Некоторые данные записаны словами или в виде десятков.)
- Верно, данные в задачах не всегда представлены нам в готовом виде. Для того, чтобы решить задачу, нужно их видоизменить. Поэтому к каждому слову в задаче нужно относиться очень внимательно.
3. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Давайте подведём итоги нашей работы на уроке.
На доске табличка с началом фразы, а дети дополняют эту фразу:
-Ребята, большое спасибо за хорошую работу на уроке. Вы молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.