Свистухин Егор Валентинович, учитель физики высшей категории Кировской средней школы №2
Методическая разработка урока на тему:
«Решение задач по теме «Магнитное поле тока». 8 класс
(четвёртый урок темы)
Цель урока: закрепить знания учащихся по теме «Магнитное поле тока»
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Задачи урока
Образовательные:
а) формирование умений применять полученные знания при решении графических задач;
б)совершенствование полученных знаний и умений на предыдущих уроках.
Развивающие: развитие самостоятельности учащихся, навыков логического мышления, пространственных представлений.
Воспитательные: воспитание умения работать в коллективе, умения слушать своих товарищей и делать вывод, воспитание положительной мотивации получения знаний.
УУД
Личностные: демонстрируют умение решать задачи по теме «Магнитное поле тока", с уважением относятся к авторам открытий и изобретений: Эрстеду, Амперу, Ому.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме; проявляют интерес к физике как к науке.
Регулятивные: усвоение экспериментального метода познание физических явлений и оценивание достигнутого результата.
Коммуникативные: придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества
Оборудование: центральная и боковые учебные доски кабинета физики, экран с видеопрезентёром, демонстрационный амперметр, самодельные катушки индуктивности, источник тока, лампочка на подставке, реостат на 1000Ом, железный предмет.
На партах у ребят находятся железный гвоздь, моток проволоки, учебный реостат на 6 Ом, рабочие листки ( смотрите приложение!).
Технологии: системно - деятельностный подход, элементы проблемного обучения.
Ход урока
1. Организационный момент «Кто к нам пришел?»
1) Узнаю о присутствующих на уроке у лидера класса, отмечаю с его помощью отсутствующих в своей рабочей тетради.
2) Обращаю внимание учащихся на дидактический материал на партах (рабочий листок, смотри приложение), а также на возможность работать сегодня как на центральной, так и на боковой учебных досках.
2. Актуализация опорных знаний «Разминка»
1) Обращаюсь к ученикам с вопросами:
«Какие физические явления мы с вами изучаем в данное время?»
«Что мы изучали на предыдущем уроке?»
«Какие последние записи вы делали в рабочей тетради?»
Методические замечания. 1. Даю возможность ребятам переключится на урок физики и вспомнить свои записи на предыдущем уроке.
2.При дистанционном обучении используются видеофрагменты «Магнитное поле» (07:08), «Магнитное поле прямого тока» (07:27), «Магнитное поле катушки с током» (05:49), «Правило «правой руки»(05:17), которые сняты собственными силами.
2) Обращаю внимание учащихся на то, что на уроке они могут зафиксировать и преодолеть затруднения в изучении темы. Учитель будет акцентировать внимание на этом в ходе урока и при выполнении заданий.
3) Формирую команды (по 3 человека) из желающих и сильных учеников «Архимеды» и «Галилеи»
3) Каждой команде выдаю вопросы для общения с другой командой
Задание 1
Нарисуйте на доске условные обозначения: ключа,
реостата,
катушки.
Покажите эти приборы ребятам на демонстрационном столе.
Задание 2
Нарисуйте на доске условные обозначения:
гальванического элемента,
батареи гальванических элементов,
источника тока.
Покажите эти приборы ребятам на демонстрационном столе.
4) Организовую поочередную «перестрелку заданиями» между командами, контролирую правильность записей на доске, где нужно комментирую ответы ребят.
5) Предлагаю командам выполнить задания от учителя.
Задание 3(обеим командам)
Нарисуйте на доске электрическую схему из последовательно соединенных батареи гальванических элементов, ключа, лампочки, реостата.
Посмотрите опыт на демонстрационном столе. Почему они так себя ведут? Объясните.
Опыт 1: демонстрирую взаимодействие двух подвешенных в воздухе
катушек (притягивание и отталкивание)
3. Решение задач под девизом «Да здравствуют умные люди!»
1) Открываю «крылья» боковой учебной доски и оглашаю девиз, под которым будет проходить далее урок (заранее написанный мелом или заготовленный в виде плаката): «Да здравствуют умные люди!»
2) На учебных досках и на экране видеопрезентера демонстрируются графические задания. Они же распечатаны и лежат на учебных партах у ребят.
Методическое замечание. Необходимость раздачи рабочих листков на парты обуславливается следующим:
а) зрение у ребят не у всех хорошее;
б) в ходе урока предстоит делать зарисовки в тетрадях, что легче делать с рабочего листка.
Предлагаю отдельным ребятам у доски выполнить задания 1-8:
Задание 1. Укажите однородные и неоднородные магнитные поля, чем они отличаются?
1 2 3 4 5
Задание 2. Каково по величине магнитное поле в точках А,Б,В?
Задание 3. (зарисовать в тетрадь)
Задание 4. (зарисовать в тетрадь)
Задание 5. Укажите (устно) направление тока в проводниках (А, Б) и направление магнитных силовых линий (В).
Б В
Задание 6. (зарисовать в тетрадь)
Задание 8. Укажите направление тока в катушках (А, Б, В) по правилу правой руки и ее магнитные полюса. (Работа отдельных учащихся у доски или у экрана)
А Б
Методические замечания. 1. Учитель и ученики используют учебные доски и экран с рисунками для объяснений, исходя из их эффективности и наглядности.
2. Перед выполнением задания учитель с учениками повторяют правила «буравчика» и «правой руки», а вместе с ними имена знаменитых физиков, фотографии которых размещены в кабинете.
3.Учитель чередует выполнение письменных и устных заданий.
4. Число заданий можно варьировать (больше или меньше) в зависимости от уровня подготовки класса и наличия учебного времени
4.Решение экспериментальных задач
Опыт 2. Демонстрирую магнитное действие катушки с током на магнитную стрелку с сердечником и без него) и прошу учащихся объяснить наблюдаемое.
1)Раздаю учащимся учебные реостаты на 6 Ом с помощью лаборанта или учащегося-помощника. На учебном реостате учащиеся показывают его максимальное сопротивление (6 Ом), сопротивления 3 Ом, 2 Ом, равное нулю, места подвода напряжения.
Опыт 3.Демонстрирую различное свечение лампочки при регулировании силы тока реостатом на 1000 Ом, силу тока ребята определяют визуально по амперметру вплоть до отсутствия свечения на лампочке и прошу объяснить наблюдаемое.
Методическое замечание. Обращаю внимание учащихся на то, что лампочка может не светиться, а ток через неё (малый!) бежать.
2)Ребята изготавливают простейший электромагнит с помощью провода и железного гвоздя (без подключения к источнику тока).
Методическое замечание. Длину провода подберите такую, чтобы в домашних условиях действие электромагнита было заметным. Намотать проволоку на гвоздь или болт нужно в несколько слоёв.
Опыт 4. Проблемное задание: как в домашних условиях достать железный предмет, завалившийся в узкую недоступную щель?
Учащиеся рассуждают, предлагают решение.
Задаю наводящие вопросы, приглашаю двух желающих к столу, на котором среди прочих предметов лежат батарейка (плоская или цилиндрическая), моток проволоки, большие и разной длины железные гвозди. Имитацией «недоступной щели» служат две кипы книг, просматриваемых учащимися класса.
Прошу у учащихся небольшой железный предмет, бросаю его в «щель». Ученики показывают на демонстрационном столе, как ее достать с помощью самодельного электромагнита.
Методическое замечание. Ребята постепенно готовятся к лабораторной работе «Сборка электромагнита и испытание его действия»
5. Домашнее задание
1) При посещении кинотеатра обратить внимание на то, как проходит затемнение зала. Какой опыт, проведенный сегодня в классе натолкнёт на ответ? Поинтересоваться у киномеханика, как это делается на практике.
2) Экспериментальное задание. Осуществить Опыт 4 у себя дома, исходя из подручных средств. Обращаю внимание на то, что сердечник может быть подлиннее. Категорически предупреждаю не пользоваться сетью переменного тока! Объясняю последствия…
3)Попросить родителей показать устройство квартирного электрического звонка
6. Изучение практической направленности. ( фронтально, при наличии времени). Ученые исследовали магнитное поле так же,
как и вы. А для чего это делали? Наверно для того, чтобы заставить его работать
на благо человечества.
Посмотрите на экран и скажите, где вы видите практическое применение магнитного
поля.
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3 |
|
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Рис. 6 |
7. Рефлексия, подведение итогов урока
В свободной беседе с учащимися, на основе вывешенных частей предложений на одной из стен физкабинета, даю им возможность, высказаться:
« Я узнал на уроке, что…»,
«Меня удивило то, что…»,
«Мне было интересно, как…»,
«Я теперь знаю, что…»,
«Я теперь смогу…»
Приложение
Рабочий лист
Задание 1. Укажите однородные и неоднородные магнитные поля
1 2 3 4 5
Задание 2. Какова величина магнитного поля в точках А,Б,В?
Задание 3. (зарисовать в тетрадь)
(использовать правило буравчика)
Задание 5. Укажите (устно) направление тока в проводниках (А, Б) и направление магнитных силовых линий (В).
Б В
(использовать правило «буравчика»)
Задание 6. (зарисовать в тетрадь)
(использовать правило правой руки)
Задание 8. Укажите направление тока в катушках (А, Б) по правилу правой руки и ее магнитные полюса.
А ( устно)
Б ( письменно)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.