Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Воздух на Земле»
5.Тип: открытие нового знания
6.Цель: Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете;
7.Задачи:
· раскрыть значение воздуха в жизни растений, животных, человека; его практическое значение, необходимость борьбы за чистоту воздуха, пространства
· охарактеризовать мероприятие, которое обеспечивает чистоту воздуха, подтвердить свойство воздуха опытами.
· учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.
· развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.
· формировать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к природе.
8.Планируемые результаты:
Предметные: Расширение представления о воздухе; осознание пользы чистого воздуха для человека и всего живого на земле; усвоение некоторых экологических правил поддержания воздуха в чистоте.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Определять цель учебной деятельности; работать по предложенному учителем плану; контролировать выполнение задания; определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.
Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт; передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью; перерабатывать полученную информацию, обобщая её; пытаться находить способы по экологической защите воздуха от загрязнений; определять правила улучшения самочувствия.
Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге, в паре; сотрудничать, договариваться; слушать собеседника и понимать речь других;доказывать свою точку зрения; конструировать небольшие устные речевые высказывания, передавая содержание текста в соответствии с целью.
Личностные УУД: Осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме; оценивать себя и свои поступки через соблюдение правил защиты воздуха от загрязнений; сопереживать, оказывать взаимопомощь одноклассникам.
9.Методы и приёмы: Метод рассказа учителя(сообщение), наглядный(презентация, видеофильм), словесный(беседа), частично-поисковый(поиск ответов учащихся на вопросы учителя), экспериментальный метод(эксперимент, проводимый самими учащимися), проблемная ситуация, работа в парах
10.Ресурсное обеспечение: презентация, раздаточный материал( диаграмма состава воздуха), рабочая тетрадь, учебник( Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая: Рос. вкад. наук. Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение-. – 3-е изд. – М.: Просвещение. 2013. – 143 с.: ил – (Академический школьный учебник) (Перспектива). – ISBN 978-5-09-030206-7.)
11.Формируемые понятия: Воздух, ветер, космическое пространство
12.Практикант: Бутина Валентина Сергеевна
13.Учитель: Агеева Любовь Александровна
14.Методист: Маркова Надежда Григорьевна
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности на уроке |
Приветствие -Здравствуйте, мои любители природы. Меня зовут Валентина Сергеевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Но перед тем, как мы начнём , давайте вспомним, какими качествами должен обладать прилежный ученик?
-А теперь, скажите мне, какие качества мешают ученику работать на уроке? -Да, ребята, вы абсолютно правы, так давайте постараемся придерживаться теми качествами, которыми должен обладать ученик , в течении всего урока. -На слайде перед вами представлен девиз нашего урока, давайте все вместе прочитаем его: Слайд1 Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать. - Теперь, посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. |
Приветствие учителя учащимися
- Ученик должен быть внимательным, активным, старательным, инициативным, должен слушать и слышать учителя, отзывчивым…. -Лень, невнимательность, сонливость….
Читают со слайда девиз урока: Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать. Дарят улыбки друг другу
|
||||||||||
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие
|
Закрепление изученного материала -Ребята, на прошлых уроках, вы проходили такие темы, как «Солнце» и «Звёзды и планеты». Сейчас я проверю, как внимательно, вы слушали учителя на уроке. -Вы ведь внимательно его слушали? -Ребята, какую роль выполняет Солнце на земле? -То есть, Солнце-это главный источник на земле. Так получается? Так, ещё какую роль играет Солнце? -Совершенно верно, благодаря Солнцу развиваются и размножаются организмы. -Ребята, сколько невооружённым глазом может человек увидеть на ночном небе звёзд? -Ребята, а с какими планетами вы познакомились на прошлом уроке? -Чем ещё, кроме размера, различаются между собой планеты?
-А чем, различаются между собой звёзды? -Ребята, перед вами висит географическая карта, давайте по одному выйдем к доске и найдём по одному океану, которые на ней изображены. - Вот вы перечислили океаны, скажите мне, а как человек использует водное пространство? - А вот есть такие океаны, которые замерзают, что людям поможет перевозить продукты в таких местах? -Совершенно верно. Ребята, а как называют профессию людей, которые работают на дне морского океана? -Ребята, вы были совсем близки, да, водолазы действительно погружаются под воду, но лишь на короткий срок. Слайд 2 А Гидронавты могут находится под водой очень длительное время и работать там. -Но не стоит его путать с водолазом. |
-Да! - Если бы не было солнца, то не было бы света
-Да - Благодаря солнцу мы живём
- Примерно 6 тысяч звёзд, (очень много….)
- Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. - массой, наличием или отсутствием спутников, удалённостью от Солнца
-По размеру, по яркости, по расстоянию
Выходят ученики и показывают
-Перевозит продукты, ловит рыбу..
-Ледокол
-Водолазы…. |
||||||||||
III. Выявление места и причины затруднения |
Создание проблемной ситуации - Я предлагаю вам разгадать ребус. Слайд 3(с ребусом)
-Что же у нас зашифровано на картинке?
-Что вы знаете о нём? -Ребята, попробуйте закрыть рот и нос рукой? -Вы долго можете пробыть без воздуха? -Ребята, а как вы думаете, что тогда помогает гидронавтам так долго находится под водой? Слайд 4 (акваланг) -А ещё их называют аквалангами
- Итак сейчас речь идёт о самом большом – голубом воздушном океане. Четыре водных океана широко разлились по Земле, а пятый – воздушный, над Землёй. Получается, что поверхность нашей планеты – его дно. И, бегая по двору, гуляя по лесу, мы всё время как бы находимся на океанском дне, как Гидронавты. -Ребята, постарайтесь обсудить тему вашего урока в парах, а потом скажите ваш ответ с соседом? - Вы совершенно правы, тема вашего сегодняшнего урока будет называться «Воздух на Земле» Слайд 5(тема урока) -Ребята, а какие вы поставите цели на урок? -Что вы хотите узнать? |
-Воздух!
- мы им дышим…. -закрывают нос и рот рукой
-Нет, нам тяжело дышать
-Им помогают баллоны с воздухом
-Тема урока Воздух на Земле
1.Что такое воздух 2.Какие свойства имеет воздух 3.Из чего состоит воздух 4.Значение воздуха |
||||||||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения |
Моделирующий этап -Так, давайте теперь сверимся с целями, которые на слайде . Слайд 6(цели урока) 1.Что такое воздух 2.Какие свойства имеет воздух 3.Из чего состоит воздух 4.Значение воздуха - Теперь, давайте откроем учебники на стр58 |
Сравнивают поставленные цели
Открывают учебники на стр58
|
||||||||||
V. Реализация проекта
Словарная работа
Работа с текстом
Видеофильм
Физминутка
Видеофильм |
Формирующий этап, изучается новая тема урока -Как только не называют пятый океан: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера. Учёные предпочитают называть воздух, который окружает нашу планету, атмосферой Земли. -Ребята, вы знаете, что такое веер? Слайд7(понятие слова веер) -Вы очень близки, веер- это небольшой, как правило, складной предмет из, будь то веточки, перья, бумага для создания потока воздуха - А теперь, скажите мне, что значит рассеивать? -Рассеиваться, значит расходится по всему пространству -А что значит поглощать? -Да, ребята, вы абсолютно правы, поглощать, значит- съедать, проглатывать -А вы знаете, что такое космическое пространство? Слайд8(понятие словосочетания космическое пространство) -Космическим пространством называют пустые участки вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. -Ребята, эти понятия встретятся у вас в процессе урока, не забывайте про них -Давайте почитаем текст, который представлен перед вами на стр.58-59. -Валерия, начни, пожалуйста. -Так, достаточно -Ребята, с помощью чего можно ощутить воздух?
-Так, всё абсолютно верно, воздух можно почувствовать, выполняя какие-либо действия. -Алия, продолжи -Спасибо -Что такое ветер? -А что такое ураган?
-Вероника, давай ты -Ребята, в космическом пространстве есть воздух? -Какие вещества входят в состав воздуха?
-Так, и последний абзац прочитает нам Ксения -Ребята, подумайте, почему воздух считают невидимым сокровищем?
-Ребята, вот девочки прочитали текст, что нового вы для себя узнали?
-Ребята, я предлагаю сейчас вам побыть следопытами. У вас на столах лежат таблицы, но с пустыми колонками, в течении наших экспериментов мы будем заполнять пропуски . 1.Мы знаем, что
воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. -Да, всё абсолютно верно, воздух имеет прозрачность, что помогает нам видеть то, что нас окружает. -Давайте запишем это свойство в нашу таблицу 2. – Посмотрите на комнатные растения. Какого
они цвета? -И это свойство тоже пойдёт в нашу таблицу 3. Вы замечали, что
в разных помещениях пахнет по-разному? -
А чистый воздух пахнет? -Этим свойством мы дополним нашу таблицу 4. –Ребята, для дальнейшей нашей работы мы должны будем сделать опыты, но их вы будете делать в старших классах. А сейчас мы с вами посмотрим небольшое видео и затем заполним таблицу нужным для вас элементом .
-Так, вы посмотрели видео и что вы можете сказать из увиденного? Какое ещё свойство имеет воздух при нагревании? -Действительно, воздух, как и все вещества состоит из мельчайших движущих частиц - молекул. Молекулы при нагревании удаляются друг от друга, тем самым воздух расширяется и в колбе с водой образуются пузырьки. -А какое свойство имеет воздух при охлаждении? -То есть, тут действие происходит наоборот, молекулы сближаются и вода поднимается вверх по трубке. -Какой мы сделаем вывод, исходя из сказанного?
-Молодцы, это свойство у нас тоже пойдёт в нашу таблицу 5. –Ребята, у воздуха есть ещё одно свойство, но чтобы его узнать, вам придётся послушать следующие строчки из стихотворения и определить какими свойствами определяются следующие факторы: Веет
стужею январь, -И какими же свойствами объясняются факты?
Слайд 9 (таблица со свойствами воздуха) -И что же у нас получилось в таблице?
-Какие вы молодцы. Ребята, мы с вами очень хорошо поработали и теперь самое время размяться. Проведём физ.минутку: Мы
немножко отдохнем, -Ребята, давайте посмотрим небольшой видеофильм -Что вы узнали из просмотревшего фильма? -обратите внимание на иллюстрацию на стр.59. Эта схема у вас лежит на столах, вам нужно будет потом её вклеить в тетрадь, чтобы не потерять. |
-прибор, чтобы от жары спасаться
-ответы учащихся
-Скушать
-….
-читает первый абзац
-Воздух можно ощутить, если резко взмахнуть рукой, быстро побежать. Ещё можно почувствовать с помощью веера.
-читает второй абзац
-Ветер-это движущийся воздух - Ураган-это очень сильный ветер. Опасное явление природы
-читает третий и четвёртый абзацы -Нет
-В состав воздух входят такие вещества: азот, кислород, углекислый газ -читает пятый абзац
-Потому что живые организмы дышат воздухом, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Человек даже несколько минут не может обойтись без воздуха -Мы узнали про то, что в космическом пространстве нет воздуха и то, что человек не может прожить и пару минут без воздуха
– Нет, мы ничего не видим
– Нет, мы не можем увидеть, нам мешает стена – Да, нам ничего не мешает
-Воздух прозрачен. Этим можно убедится собственными наблюдениями
– Зелёные. – Коричневая. – Он бесцветен.
– Чистый воздух не пахнет.
Зрительное и слуховое восприятие
-При нагревании воздух расширяется, это чётко видно на видео.
-При охлаждении воздух сжимается
-При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
-Воздух плохо проводит тепло
- Прозрачен; бесцветен; не пахнет; при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; плохо проводит тепло
|
||||||||||
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Формирующий этап -Ребята, почему ваш текст на странице 58 называется « Воздух на Земле»? -Почему есть жизнь на планете Земля?
-Ребята, посмотрите на свои диаграммы, которые лежат у вас на столах и скажите мне, какого газа больше в составе воздуха? |
-Потому что в тексте говорится о воздухе на Земле - На планете Земля есть жизнь, потому что на ней есть воздух, солнце…..
-В составе воздуха больше Азота |
||||||||||
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Формирующий этап с использованием индивидуальной работы -Ребята, у вас на столах лежат листочки с тестами, ваша задача их решить, потом все вместе проверим. Даю вам на выполнение работы 2 минуты. Тест очень лёгкий. Я думаю, что все с ним справятся.
-Я вижу, что большинство уже решили, На раз - отложите ручки на край стола, На два - поменяйтесь тестами с соседом по парте На три - возьмите простые карандаши На четыре - начинайте проверять по эталону Слайд 10 (проверка по эталону) У всех получилось (на доске критерии оценивания): 0 ошибок - «5» 1-2 ошибки - «4» 3-4 ошибки – «3» 5 и более ошибок – « не справился» Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки, похвалите себя. А теперь поднимите руки те, у которых 1-2 ошибки, вы тоже можете себя похвалить Я надеюсь, что троек у нас нет. |
Гладят себя по голове
Гладят себя по голове |
||||||||||
VIII. Включение в систему знаний |
Формирующий этап, применение новых знаний -Ребята, что мы сегодня проходили на уроке? -Ребята, так что же такое воздух?
-Какие свойства имеет воздух?
-А из чего состоит воздух?
-Скажите мне значение воздуха для жизнедеятельности живых организмов? |
-Воздух на Земле и его свойства
-Воздух-это смесь газов, образующая земную атмосферу - Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо пропускает тепло -Воздух состоит из смесей газов: Азота, Кислорода, Углекислого газа -Благодаря воздуху, есть жизнь на Земле |
||||||||||
IX. Рефлексия |
Организация рефлексивной деятельности Слайд 11( рефлексия) -Ребята, оцените свою деятельность на уроке, у вас на столах лежат цветочки разных цветов, при этом каждый цвет определяет вашу оценку деятельности на уроке. Давайте попробуем оценить себя. Так я узнаю, на сколько вы честны сами перед собой. Розовый цветочек - Я был активным, отвечал на уроке, справился с самостоятельной работой Зелёный цветочек - Я отвечал на уроке, справился с самостоятельной работой, но остались некоторые вопросы по теме Синий цветочек – Мне не удалось показать свою активность на уроке |
Самооценка учащихся собственной деятельности |
Учитель______________
Методист_____________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.