Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Воздух на Земле»
Оценка 5

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Воздух на Земле»

Оценка 5
docx
26.03.2024
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Воздух на Земле»
phpix98gY_plan-konspekt-uroka.docx

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Воздух на Земле»

5.Тип: открытие нового знания

6.Цель: Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете;

7.Задачи:

·        раскрыть значение воздуха в жизни растений, животных, человека; его практическое значение, необходимость борьбы за чистоту воздуха, пространства

·        охарактеризовать мероприятие, которое обеспечивает чистоту воздуха, подтвердить свойство воздуха опытами.

·        учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.

·        развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.

·        формировать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к природе.

8.Планируемые результаты:

Предметные: Расширение представления о воздухе; осознание пользы чистого воздуха для человека и всего живого на земле; усвоение некоторых экологических правил поддержания воздуха в чистоте.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Определять цель учебной деятельности; работать по предложенному учителем плану; контролировать выполнение задания; определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.

Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт; передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью; перерабатывать полученную информацию, обобщая её; пытаться находить способы по экологической защите воздуха от загрязнений; определять правила улучшения самочувствия.

Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге, в паре; сотрудничать, договариваться; слушать собеседника и понимать речь других;доказывать свою точку зрения; конструировать небольшие устные речевые высказывания, передавая содержание текста в соответствии с целью.

Личностные УУД: Осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме; оценивать себя и свои поступки через соблюдение правил защиты воздуха от загрязнений; сопереживать, оказывать взаимопомощь одноклассникам.

9.Методы и приёмы: Метод рассказа учителя(сообщение), наглядный(презентация, видеофильм), словесный(беседа), частично-поисковый(поиск ответов учащихся на вопросы учителя), экспериментальный метод(эксперимент, проводимый самими учащимися), проблемная ситуация, работа в парах

10.Ресурсное обеспечение:  презентация, раздаточный материал( диаграмма состава воздуха), рабочая тетрадь, учебник( Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая: Рос. вкад. наук. Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение-. – 3-е изд. – М.: Просвещение. 2013. – 143 с.: ил – (Академический школьный учебник) (Перспектива). – ISBN 978-5-09-030206-7.)

11.Формируемые понятия: Воздух, ветер, космическое пространство

12.Практикант: Бутина Валентина Сергеевна

13.Учитель: Агеева Любовь Александровна

14.Методист: Маркова Надежда Григорьевна

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.                   Мотивация к учебной деятельности на уроке

Приветствие

-Здравствуйте, мои любители

природы. Меня зовут Валентина Сергеевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Но перед тем, как мы начнём , давайте вспомним, какими качествами должен обладать прилежный ученик?

 

-А теперь, скажите мне, какие качества мешают ученику работать на уроке?

-Да, ребята, вы абсолютно правы, так давайте постараемся придерживаться теми качествами, которыми должен обладать ученик , в течении  всего урока.

-На слайде перед вами представлен девиз нашего урока, давайте все вместе прочитаем его:

Слайд1

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

- Теперь, посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

Приветствие учителя учащимися

 

 

 

 

- Ученик должен быть внимательным, активным, старательным, инициативным, должен слушать и слышать учителя, отзывчивым….

-Лень, невнимательность, сонливость….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают со слайда девиз урока:

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

Дарят улыбки друг другу

 

 

II.                Актуализация знаний и пробное учебное действие

 

Закрепление изученного материала

-Ребята, на прошлых уроках, вы проходили такие темы, как  «Солнце» и «Звёзды и планеты». Сейчас я проверю, как внимательно, вы слушали учителя на уроке.

-Вы ведь внимательно его слушали?

-Ребята, какую роль выполняет Солнце на земле?

-То есть, Солнце-это главный источник на земле. Так получается?

Так, ещё какую роль играет Солнце?

-Совершенно верно, благодаря Солнцу развиваются и размножаются организмы.

-Ребята, сколько невооружённым глазом может человек увидеть на ночном небе звёзд?

-Ребята, а с какими планетами вы познакомились на прошлом уроке?

-Чем ещё, кроме размера, различаются между собой планеты?

 

-А чем, различаются между собой звёзды?

 -Ребята, перед вами висит географическая карта, давайте по одному выйдем к доске и найдём по одному океану, которые на ней изображены.

- Вот вы перечислили океаны, скажите мне, а как человек использует водное пространство?

- А вот есть такие океаны, которые замерзают, что людям поможет перевозить продукты в таких местах?

-Совершенно верно. Ребята, а как называют профессию людей, которые работают на дне морского океана?

-Ребята, вы были совсем близки, да, водолазы действительно погружаются под воду, но лишь на короткий срок.

Слайд 2

А Гидронавты могут находится  под водой очень длительное время и работать там.

-Но не стоит его путать с водолазом.

 

 

 

 

 

 

-Да!

- Если бы не было солнца, то не было бы света

 

-Да

- Благодаря солнцу мы живём

 

 

 

- Примерно 6 тысяч звёзд, (очень много….)

 

- Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

- массой, наличием или отсутствием спутников, удалённостью от Солнца

 

-По размеру, по яркости, по расстоянию

 

Выходят ученики и показывают

 

 

 

 

-Перевозит продукты, ловит рыбу..

 

 

-Ледокол

 

 

-Водолазы….

III.             Выявление места и причины затруднения

Создание проблемной ситуации

- Я предлагаю вам разгадать ребус.

Слайд 3(с ребусом)

uhr6var_2.png

-Что же у нас зашифровано на картинке?

 

-Что вы знаете о нём?

-Ребята, попробуйте закрыть рот и нос рукой?

-Вы долго можете пробыть без воздуха?

-Ребята, а как вы думаете, что тогда помогает гидронавтам так долго находится под водой?

Слайд 4 (акваланг)

-А ещё их называют аквалангами

 

- Итак сейчас речь идёт о самом большом – голубом воздушном океане. Четыре водных океана широко разлились по Земле, а пятый – воздушный, над Землёй. Получается, что поверхность нашей планеты – его дно. И, бегая по двору, гуляя по лесу, мы всё время как бы находимся на океанском дне, как Гидронавты.

-Ребята, постарайтесь обсудить тему вашего урока в парах, а потом скажите ваш ответ с соседом?

- Вы совершенно правы, тема вашего сегодняшнего урока будет называться «Воздух на Земле»

Слайд 5(тема урока)

-Ребята, а какие вы поставите цели на урок?

-Что вы хотите узнать?

 

 

 

 

 

-Воздух!

 

- мы им дышим….

-закрывают нос и рот рукой

 

-Нет, нам тяжело дышать

 

-Им помогают баллоны с воздухом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Тема урока Воздух на Земле

 

 

 

 

 

1.Что такое воздух

2.Какие свойства  имеет воздух

3.Из чего состоит воздух

4.Значение воздуха

IV.            Построение проекта выхода из затруднения

Моделирующий этап

-Так, давайте теперь сверимся с целями, которые на слайде

. Слайд 6(цели урока)

1.Что такое воздух

2.Какие свойства  имеет воздух

3.Из чего состоит воздух

4.Значение воздуха

- Теперь, давайте откроем учебники на стр58

 

 

 

 

Сравнивают поставленные цели

 

 

 

Открывают учебники на стр58

 

V.               Реализация проекта

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеофильм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеофильм

Формирующий этап, изучается новая тема урока

-Как только не называют пятый океан: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера. Учёные предпочитают называть воздух, который окружает нашу планету, атмосферой Земли.

-Ребята, вы знаете, что такое веер?

Слайд7(понятие слова веер)

-Вы очень близки, веер- это небольшой, как правило, складной предмет из, будь то веточки, перья, бумага для создания потока воздуха

- А теперь, скажите мне, что значит рассеивать?

-Рассеиваться, значит расходится по всему пространству

-А что значит поглощать?

-Да, ребята, вы абсолютно правы, поглощать, значит- съедать, проглатывать

-А вы знаете, что такое космическое пространство?

Слайд8(понятие словосочетания космическое пространство)

-Космическим пространством называют пустые участки вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел.

-Ребята, эти понятия встретятся у вас в процессе урока, не забывайте про  них

-Давайте почитаем текст, который представлен перед вами на стр.58-59.

-Валерия, начни, пожалуйста.

-Так, достаточно

-Ребята, с помощью чего можно ощутить воздух?

 

 

 

-Так, всё абсолютно верно, воздух можно почувствовать, выполняя какие-либо действия.

-Алия, продолжи

-Спасибо

-Что такое ветер?

-А что такое ураган?

 

 

-Вероника, давай ты

-Ребята, в космическом пространстве есть воздух?

-Какие вещества входят в состав воздуха?

 

-Так, и последний абзац прочитает нам Ксения

-Ребята, подумайте, почему воздух считают невидимым сокровищем?

 

 

 

-Ребята, вот девочки прочитали текст, что нового вы для себя узнали?

 

 

-Ребята, я предлагаю сейчас вам   побыть следопытами. У вас на столах лежат таблицы, но с пустыми колонками, в течении  наших экспериментов мы будем заполнять пропуски .

1.Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Через стену мы видим соседний класс?
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Теперь догадайтесь,  о каком свойстве воздуха это говорит?

-Да, всё абсолютно верно, воздух имеет прозрачность, что помогает нам видеть то, что нас окружает.

-Давайте запишем это свойство в нашу таблицу

2. – Посмотрите на комнатные растения.

Какого они цвета?
– Какого цвета школьная парта?
– А какого цвета воздух?
– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха

-И это свойство тоже пойдёт в нашу таблицу

3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.

- А чистый воздух пахнет?
-Правильно, воздух не имеет запаха.

-Этим свойством мы дополним нашу таблицу

4. –Ребята, для дальнейшей нашей работы мы должны будем сделать опыты, но их вы будете делать в старших классах.

 А сейчас мы с вами посмотрим небольшое видео и затем заполним таблицу нужным для вас элементом .

 

-Так, вы посмотрели видео и что вы можете сказать из  увиденного?

Какое ещё свойство имеет воздух при нагревании?

-Действительно, воздух, как и все вещества состоит из мельчайших движущих частиц - молекул. Молекулы при нагревании удаляются друг от друга, тем самым воздух расширяется и в колбе с водой образуются пузырьки.

-А какое свойство имеет воздух при охлаждении?

-То есть, тут действие происходит наоборот, молекулы сближаются и вода поднимается вверх по трубке.

-Какой мы сделаем вывод, исходя из сказанного?

 

-Молодцы, это свойство у нас тоже пойдёт в нашу таблицу

5. –Ребята, у воздуха есть ещё одно свойство, но чтобы его узнать, вам придётся послушать следующие строчки из стихотворения и определить какими свойствами определяются следующие факторы:

Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех
.

-И какими же свойствами объясняются факты?

 

Слайд 9 (таблица со свойствами воздуха)

-И что же у нас получилось в таблице?

 

 

-Какие вы молодцы. Ребята, мы с вами очень хорошо поработали и теперь самое время размяться. Проведём физ.минутку:

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

-Ребята,  давайте посмотрим небольшой видеофильм

-Что вы узнали из просмотревшего фильма?

-обратите внимание на иллюстрацию на стр.59. Эта схема у вас лежит на столах, вам нужно будет потом её вклеить в тетрадь, чтобы не потерять.

 

 

 

 

 

 

 

 

-прибор, чтобы от жары спасаться

 

 

 

 

 

-ответы учащихся

 

 

 

-Скушать

 

 

 

-….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-читает первый абзац

 

 

-Воздух можно ощутить, если резко взмахнуть рукой, быстро побежать. Ещё можно почувствовать с помощью веера.

 

 

 

-читает второй абзац

 

-Ветер-это движущийся воздух

- Ураган-это очень сильный ветер. Опасное явление природы

 

-читает третий и четвёртый абзацы

-Нет

 

-В состав воздух входят такие вещества: азот, кислород, углекислый газ

-читает пятый абзац

 

-Потому что живые организмы дышат воздухом, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Человек даже несколько минут не может обойтись без воздуха

-Мы узнали про то, что в космическом пространстве нет воздуха и то, что человек не может прожить и пару минут без воздуха

 

 

 

 

 

 

 

 

– Нет, мы ничего не видим

 

– Нет, мы не можем увидеть, нам мешает стена

– Да, нам ничего не мешает

 

-Воздух прозрачен. Этим можно убедится  собственными наблюдениями

 

 

 

 

 

 

– Зелёные.

– Коричневая.

Он бесцветен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистый воздух не пахнет.

 

 

 

 

 

 

 

Зрительное и слуховое восприятие

 

 

 

 

 

-При нагревании воздух расширяется, это чётко видно на видео.

 

 

 

 

 

 

 

-При охлаждении воздух сжимается

 

 

 

 

-При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Воздух плохо проводит тепло

 

 

 

 

- Прозрачен; бесцветен; не пахнет; при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; плохо проводит тепло

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.            Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Формирующий этап

-Ребята, почему ваш текст на странице 58 называется « Воздух на Земле»?

-Почему есть жизнь на планете Земля?

 

-Ребята, посмотрите на свои диаграммы, которые лежат у вас на столах и скажите мне, какого газа больше в составе воздуха?

 

-Потому что в тексте говорится о воздухе на Земле

- На планете Земля есть жизнь, потому что на ней есть воздух, солнце…..

 

-В составе воздуха больше Азота

VII.         Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Формирующий этап с использованием индивидуальной работы

-Ребята, у вас на столах лежат листочки с тестами, ваша задача их решить, потом все вместе проверим. Даю вам на выполнение работы 2 минуты. Тест очень лёгкий. Я думаю, что все с ним справятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Я вижу, что большинство уже решили,

На раз - отложите ручки на край стола,

На два - поменяйтесь тестами с соседом по парте

На три  - возьмите простые карандаши

На четыре - начинайте проверять по эталону

Слайд 10 (проверка по эталону)

У всех получилось

(на доске критерии оценивания):

0 ошибок - «5»

1-2 ошибки - «4»

3-4 ошибки – «3»

5 и более ошибок – « не справился»

Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки, похвалите себя.

А теперь поднимите руки те, у которых 1-2 ошибки, вы тоже можете себя похвалить

Я надеюсь, что троек у нас нет.

1.Что такое воздух?

а)смесь газов  б)чистый кислород  в)чистый азот

6. Как называется воздушная оболочка Земли

а)гидросфера б)атмосфера в)литосфера

2. Какого газа в воздухе больше?

а)кислорода б)азота в)углекислого газа

7. Какой газ поддерживает горение?

а)кислород б)азот в)углекислый газ

 

3.Какой газ поддерживает дыхание?

а)кислорода б)азота в)углекислого газа

8. Какой газ человек выдыхает при дыхании?

а)кислород б)азот в)углекислый газ

4. Какой цвет у воздуха?

а)воздух бесцветный  б) голубой  в)белый

9. Какой запах и вкус у воздуха?

а)приятный б)неприятный в)не имеет запаха и вкуса

5. Что происходит с воздухом при нагревании?

а)расширяется б) сжимается в) не изменяется

10. Что происходит с воздухом при охлаждении?

а)расширяется б)сжимается в)не изменяется

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гладят себя по голове

 

 

Гладят себя по голове

VIII.      Включение в систему знаний

Формирующий этап, применение новых знаний

-Ребята, что мы сегодня проходили на уроке?

-Ребята, так что же такое воздух?

 

-Какие свойства имеет воздух?

 

 

 

-А из чего состоит воздух?

 

-Скажите мне значение воздуха для жизнедеятельности живых организмов?

 

 

-Воздух на Земле и его свойства

 

-Воздух-это смесь газов, образующая земную атмосферу

- Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо пропускает тепло

-Воздух состоит из смесей газов: Азота, Кислорода, Углекислого газа

-Благодаря воздуху, есть жизнь на Земле

IX.            Рефлексия

Организация рефлексивной деятельности

Слайд 11( рефлексия)

-Ребята, оцените свою деятельность на уроке, у вас на столах лежат цветочки разных цветов, при этом каждый цвет определяет вашу оценку деятельности на уроке. Давайте попробуем оценить себя. Так я узнаю, на  сколько вы честны сами перед собой.

Розовый цветочек - Я был активным, отвечал на уроке, справился с самостоятельной работой

Зелёный цветочек - Я отвечал на уроке, справился с самостоятельной работой, но остались некоторые вопросы по теме

Синий цветочек – Мне не удалось показать свою активность на уроке

Самооценка учащихся собственной деятельности

 

Учитель______________

Методист_____________

 

 

 


 

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Воздух на

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Воздух на

Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге, в паре; сотрудничать, договариваться; слушать собеседника и понимать речь других;доказывать свою точку зрения; конструировать небольшие устные речевые высказывания, передавая содержание…

Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге, в паре; сотрудничать, договариваться; слушать собеседника и понимать речь других;доказывать свою точку зрения; конструировать небольшие устные речевые высказывания, передавая содержание…

Сергеевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я

Сергеевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я

Вы ведь внимательно его слушали? -Ребята, какую роль выполняет

Вы ведь внимательно его слушали? -Ребята, какую роль выполняет

Ребята, вы были совсем близки, да, водолазы действительно погружаются под воду, но лишь на короткий срок

Ребята, вы были совсем близки, да, водолазы действительно погружаются под воду, но лишь на короткий срок

Землёй. Получается, что поверхность нашей планеты – его дно

Землёй. Получается, что поверхность нашей планеты – его дно

Словарная работа

Словарная работа

Видеофильм

Видеофильм

Видеофильм

Видеофильм

Видеофильм

Видеофильм

Физминутка

Физминутка

Видеофильм Формирующий этап, изучается новая тема урока -Как только не называют пятый океан: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера

Видеофильм Формирующий этап, изучается новая тема урока -Как только не называют пятый океан: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера

Я вижу, что большинство уже решили,

Я вижу, что большинство уже решили,

А теперь поднимите руки те, у которых 1-2 ошибки, вы тоже можете себя похвалить

А теперь поднимите руки те, у которых 1-2 ошибки, вы тоже можете себя похвалить

I. Рефлексия

I. Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2024