Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе «Семейные ценности и традиции»
Оценка 4.8

Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе «Семейные ценности и традиции»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
10.04.2021
Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе «Семейные ценности и традиции»
Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе «Семейные ценности и традиции».
Урок - ОРКЭС.doc

                         Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе.

Автор: Панягина Елена Юрьевна (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №8 городского округа-город Камышин Волгоградской области)

 

«Семейные ценности и традиции»

 

Пояснительная записка

Актуальность  данной темы и поставленных задач обусловлена тем, что  важной семейной ценностью является передача духовного опыта от поколения к поколению. Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Именно традиционный уклад обеспечивал единство и стабильность общества. В первую очередь это касалось иерархичности семьи, почитания старших, традиции совместных семейных праздников, обрядов, хранения реликвий. Люди осознавали особую их важность для детей, способных тонко воспринимать и впитывать впечатления. Традиционно семью скрепляли и сплачивали глубокие семейные корни. К сожалению, многое сегодня оказалось забытым, что подрывает устои семьи, в результате - растет отчужденность между родственниками, разрушается главная традиция - жить семьей.

 Семья воспитывает у ребёнка ценные мотивы трудолюбия, готовит его к осознанному выбору профессии, она учит быть милосердным, великодушным,  честным, внимательным к проблемам других, формирует навыки самосознания.

Семья - это ячейка общества, самое главное в жизни любого человека. Никакая карьера, деньги, независимость не смогут дать человеку того душевного тепла, нежности, любви, поддержки, надёжности, которые может дать ему семья. Несмотря на все сложности современной жизни, людям удаётся создать семью. Каждый человек должен стремиться создать семью, в которой будет царить любовь, уважение, забота друг о друге.

У детей важно сформировать чёткое представление о семье как ячейке общества. И если будет «больна» семья, то будет «болеть» всё общество, чего мы не можем допустить особенно сейчас, когда вокруг России складывается  недоброжелательная  обстановка.  Сплочение людей в семье приведёт к прочности государства в целом.

Поэтому актуальной целью данного урока, является: создание  условия для формирования представлений учащихся о ценностях семьи и знакомство с семейными ценностями и добрыми традициями, объединяющими  родных и близких.

 

 

Педагогические приёмы, формы, способы, оригинальные идеи и находки.

Для решения поставленных целей и задач были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, стимулирование. Стимулирование – это поощрение, которое  подтверждает правильность алгоритмов действий ребёнка. Всё  это способствует закреплению позитивных форм поведения ребёнка и проявляется в различных формах: благодарность, похвала, одобрение деятельности, метод проекта.

Метод контроля и самоконтроля: контроль практический, устный опрос.

Использован приём педагогической помощи: организация успеха; показ  положительных примеров; поручение посильных дел.

Формы и методы, применяемые на уроке, нацелены на  «вызов» учащихся на откровенный разговор: это расположение столов, когда нужно говорить и смотреть в глаза собеседника, это и тот факт, что учитель сидит рядом за этим же столом, а не возвышается над ребятами, это и сотворчество, когда каждый прикладывает руку к общему результату урока в виде проекта (ватман-лист), который лежит на столе, а не висит на доске. Рассказы о лучших традициях семей одноклассников формируют у учащихся осознание ценности семьи,  важности семейного воспитания в жизни человека вообще и в их жизни в частности.

Результативность таких занятий очевидна:

- речь учащихся расширяется знаниями об устном народном творчестве, ответы становятся глубокими, с собственной точкой зрения;

- учащиеся приобретут опыт работы в группах;

- меняются взаимоотношения в классном коллективе, они становятся доверительнее, дети внимательнее относятся к мнению товарища, которого недавно для себя  «открыли»;

- ребята уже ждут таких занятий, готовы взять на себя процесс подготовки и организации занятия, просматривают литературу, предлагают свои варианты;

-  осуществляется социализация обучающихся, обогащается их жизненный опыт, формируется ценностное отношение к семье и своим родственникам и закладываются основы толерантного поведения в обществе. 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА

«Семейные ценности и традиции»

(учащиеся сидят группами)

 

Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о ценностях семьи и продолжить знакомство с семейными ценностями и добрыми традициями, объединяющими  родных и близких.

Задачи:

·       Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.

·       Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

·       Учить детей вежливо общаться с взрослыми, воспитывать желание заботиться о них.

 

Ход урока:

1.Учитель:

- Сегодня я шла в школу с хорошим  настроением. Как вы думаете, почему?

 Дети:

- Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
       – Потому что наступила настоящая весна.
       – Сегодня светит солнце.
       – Может быть, потому что скоро  летние каникулы

Учитель:

- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и     солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада.

Учитель:

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий.

А чтобы всё получилось, какими вы должны быть на уроке?

Дети:

- Помощниками нам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Учитель:

- А начать урок  я хочу со сказки: «Звездочка и Луна».

Очень давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звездочку, свет был, то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный?». Звездочка долго молчала и ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной, нет ни одной звездочки похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой. А ярким, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат. Я спросила у странника, который был долгое время в пути. Он выглядел, очень изможденным, уставшим, каждый шаг давался ему с трудом, но глаза?» «А какими были его глаза - спросила Луна?». Они светились в темноте от счастья и радости. «Чему радуешься странник - спросила Звездочка?». Он ответил, что замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал, дома меня ждет тепло, уют забота моей семьи - жена, дети, внуки. Ради их счастливых глаз, я готов совершить невозможное. С тех пор я стараюсь дарить больше света, тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью. Луна спросила у Звездочки, хотела ли она иметь свою семью. «А разве это возможно?» – с надеждой спросила Звездочка. Луна махнула рукавом золотого одеяния и на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым, ярким светом, как будто говорили «Мы рядом, мы здесь, мы теперь одна семья!».

Вопрос: Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы с вами сегодня будем говорить?

(ответы детей).

3) Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем говорить о самом важном, что есть у каждого человека - это его семья.

Обратите внимание, какой смысл заложен в этом слове

(схематичное объяснения слова семь-Я, рисуем на доске цветок маленькое семя - это Я + папа+ мама +две бабушки+ два дедушки ).

         У меня есть мама,

         У меня есть папа,

                У меня есть дедушки,

                У меня есть бабушки,

                А у них есть я.

               Что это? СЕМЬЯ!

Работа со словарём: значение слова - семья

Вопросы: Что для вас семья?

                   Почему семья нужна человеку?

Учитель:

- Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет. Конечно, родные нам люди мамы, папы, дедушки, бабушки, братья, сестры.

 

Поразмышляем вместе над мудрыми мыслями (работа с пословицами)

О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы

- Давайте вспомним, что такое пословица? (работа со словарём)  

Я предлагаю вам сейчас собрать и  объяснить смысл нескольких из них:

·       Вся семья вместе и душа на месте.

·       Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

·       В родной семье и каша гуще:

Работа с текстом до чтения:

-Рассмотрите рисунки на  стр. 44

-Можно ли предположить,  какие традиции в семьях, которые  нарисовал художник?

- Чтение текста с остановками:

 

Работа с текстом после чтения:

- Определите главную  мысль текста? (Под влиянием семейных традиций ……)

 

Физминутка

 

А теперь вместе поразмышляем:

Учитель:

- В каждой семье существует различные семейные ценности и традиции.

- Скажите, как вы понимаете, что такое семейные ценности?

- Например, к семейным ценностям можно отнести старое кресло? (ответы детей). К семейным ценностям можно отнести многое: старые письма, бабушкин платок, мебель, дерево посаженное прадедом.

- И  духовные ценности как любовь, верность, доверие.

- В ценности переходит все то, создает память о наших предках. Но и есть и материальные семейные ценности (счет в банке, золото и т.д.)

- Что ценнее? (ответы детей).

Учитель:

- А теперь скажите, как вы понимаете выражение «Семейные традиции» (ответы детей)

 

Работа с притчей (по группам)

Работа со словарём: выявить значение слова «притча».

Я вам раздам тексты, вы прочитаете, и скажите, о какой семейной традиции идет речь.

Притча 1 (о любви)

Однажды в дом, где жили бедные муж и жена, постучали. Это было три старца, их звали  могут впустить одного из них, что они никогда об этом не пожалеют.

Муж и жена заспорили: « Давай богатство, мы так бедны!» - сказал муж.

«Нет, давай Удачу» - настаивала жена - «И будем жить счастливо».

И тут супруги посмотрели друг другу в глаза и разом воскликнули – «Надо позвать любовь!»

Порог переступили три старца, супруги очень удивились. Потому что там, где есть Любовь, всегда будут Богатство и Удача – ответили старцы.

 

 

Притча  2  ( понимание и терпение)

Легенда: В давние времена жила большая, дружная семья из 100 человек. В ней всегда царили, мир, любовь и согласие. Молва об этой семье дошла до правителя, вызвал главу семьи, чтобы узнать, как им удается так дружно жить. Ответ удивил правителя, на листе было написано 100 раз слова: понимание и терпение.

Текст 3  (труд).

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые нам по возрасту. Каждый занят работой - мама моет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Вопрос: О какой традиции идет речь? Есть ли у нас такая семейная традиция?

 

Стихотворение (А. Барто  «Воскресенье»)

- учебник стр.46 (наизусть)     

 

Рефлексия методом проектов

Учитель:   

- Ребята, мне очень хочется, чтобы сегодняшний разговор вам запомнился.

Поэтому в оставшееся время мы сделаем  альбом  нашей большой семьи,  ведь мы с вами тоже семья

- Перед вами на партах лежат заготовки для будущего проекта «Моя семья» и инструкция по заполнению этой заготовки.

Проект «Моя семья»: верхний левый квадрат – название проекта с подписью имени и фамилии автора проекта; верхний правый квадрат – изображение семьи; нижний левый квадрат – три самые важные ценности семьи; нижний правый квадрат – пожелание своей семье. 

На столе перед учащимися инструкция по составлению проекта «Моя семья».

1.    Создавайте проект, используя цветные карандаши и фломастеры. Выполняйте работу аккуратно, красиво.

2.    В верхнем левом углу заготовки напишите название проекта – «Моя семья».

3.     В нижнем левом углу перечислите (можно ручкой) те семейные ценности (3-4 главных), которые присущи вашей семье.

4.       В нижнем правом углу напишите пожелания ваши родным, вашей семье.

Список семейных ценностей

Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи, дружба, чувство благодарности, взаимоуважение, равноправие и т.д.

Защита проектов.( выставка на доске)

Учитель:

- Посмотрите, ребята, какая у нас большая семья.

Хочется верить, что она добрая и дружная.

     

 


Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе

Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе

Педагогические приёмы, формы, способы, оригинальные идеи и находки

Педагогические приёмы, формы, способы, оригинальные идеи и находки

КОНСПЕКТ УРОКА «Семейные ценности и традиции» (учащиеся сидят группами)

КОНСПЕКТ УРОКА «Семейные ценности и традиции» (учащиеся сидят группами)

Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный?»

Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный?»

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе

Учитель: - А теперь скажите, как вы понимаете выражение «Семейные традиции» (ответы детей)

Учитель: - А теперь скажите, как вы понимаете выражение «Семейные традиции» (ответы детей)

Учитель: - Ребята, мне очень хочется, чтобы сегодняшний разговор вам запомнился

Учитель: - Ребята, мне очень хочется, чтобы сегодняшний разговор вам запомнился
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2021