Методическая разработка урока по дисциплине Информационные технологии по теме: Компьютерные сети. Локальные и глобальные.
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по дисциплине Информационные технологии по теме: Компьютерные сети. Локальные и глобальные.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
08.12.2022
Методическая разработка урока по дисциплине Информационные технологии по теме:  Компьютерные сети. Локальные и глобальные.
Компьютерные сети. Локальные и глобальные.
№5.docx

План занятия № 5

Дисциплина: ОП.03 Информационные технологии

 

Дата _________                                                                                      Группа: ________

 

Тема: Компьютерные сети. Локальные и глобальные.

Цели  и задачи урока.

1.       Образовательные:

Ø  сформировать представления о назначении и принципах построения локальных и глобальных компьютерных сетей;

Ø  сформировать знания о составе и основах функционирования локальных  и глобальных компьютерных сетей.

2.       Развивающие:

Ø  развить познавательные и творческие способности учащихся;

Ø  развить образное мышление;

Ø  развивать готовность учащихся к информационно-учебной деятельности, применять инструментальные средства и средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.

3.       Воспитательные:

Ø  воспитывать трудолюбие, ответственность за результаты своего труда;

Ø  воспитывать культуру делового общения при совместной работе в группе;

Ø  воспитывать доброжелательность среди учащихся, нацеленность на результативность обучения.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Пояснительная записка. Этот урок является первым из раздела коммуникационные технологии и имеет важное значение. Урок формирует представление о назначении и принципах построения локальных и глобальных компьютерных сетей. В ходе урока учащиеся узнают о топологии сетей, научатся оценивать локальные сети с различной топологией, выявлять достоинства и недостатки различных способов организации сетей.

Итогом урока являются знания о назначении, принципах построения и функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей. Совершенствование навыков групповой работы. Развитие умения делать выводы на основании полученных знаний.

 

Оборудование: Презентация «Локальные и глобальные компьютерные сети», компьютер, мультимедийный проектор, электронная доска, раздаточный материал.


Ход урока.

I.  Организационный момент (3 мин). Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Озвучивается тема урока, определяются цель и задачи.

II.  Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. (5 мин.)

Учитель: представьте себя новым сотрудником, который пришел работать в недавно созданную небольшую организацию. У каждого сотрудника есть только компьютер.

·         Как бы вы организовали обмен информацией между сотрудниками?

·         Какое периферийное оборудование вы бы предложили купить и в каком количестве?

·         Каждый ли компьютер, на ваш взгляд, должен быть подключен к Интернету?

Необходимо повести учащихся к выводу о необходимости соединить компьютеры в сеть.

Учитель: Как называется сеть в одном здании, в школе?

Ответ учащихся: Локальная.

Учитель: Давайте подумаем и сформулируем назначение локальных и глобальных компьютерных сетей. Для чего нужны компьютерные сети?

Правильные ответы (учитель помогает четко сформулировать):

·         Для обмена информацией;

·         Для совместного использования периферийного оборудования (принтеров, сканеров, дисков, плоттеров);

·         Для совместного использования ресурсов компьютеров (файлов, программ, баз данных).

III. Изучение нового материала (20 мин.) (презентация) (слайд 1)

С появлением компьютера у человека появился мощный инструмент для работы с информацией. Сегодня компьютеры хранят огромное количество информации, позволяют найти ее по определенным признакам, просмотреть на экране, переслать другим людям.

Сегодня на уроке мы познакомимся, как передается информация с одного компьютера на другой, как могут быть связаны между собой основные в настоящее время источники и приемники информации, т.е. как соединяются между собой компьютеры.

(слайд 2) Компьютерная сеть – это система компьютеров, связанная каналами передачи информации. Основная цель компьютерных сетей - обеспечение обмена информацией между объектами. Для этого необходимо осуществить связь компьютеров между собой. Давайте запишем определение компьютерной сети.

 

(слайд 3) Выделяют локальные и глобальные компьютерные сети.

 

(слайд 4) Рассмотрим более подробно, что включают в себя компьютерные сети (локальные сети, региональные сети, корпоративные сети, глобальная сеть Интернет).

(слайд 5) Локальные сети - это компьютерные сети, расположенные в пределах небольшой ограниченной территории  (здании или в соседних зданиях) не более 10 – 15 км. Они объединяют относительно небольшое количество компьютеров (до 1000 штук).

Локальные сети подразделяют на:

  • одноранговые;
  • с выделенным сервером.

(слайд 6) Одноранговые - это сети, в которых все компьютеры в сети равноправны, то есть сеть состоит только из рабочих станций пользователей.

(слайд 7) Для увеличения производительности, а также в целях обеспечения большей надежности при хранении информации в сети некоторые компьютеры специально выделяются для хранения файлов и программных приложений. Такие компьютеры называются серверами, а локальная сеть - сетью с выделенным сервером.

(слайд 8) Важнейшей характеристикой локальных сетей является скорость передачи информации по сети.

Скорость передачи информации по локальной сети обычно находится от 10 до 100 Мбит/с.

(слайд 9) Компьютеры можно соединять в сеть разными способами. Схема соединения компьютеров в сеть называется топологией сети. Запишем определение.

Виды топологий:

v  Кольцевая

v  Радиальная («звезда»)

v  Шинная

v  Древовидная

(слайд 10) Это топология - кольцо. Зарисуем схему и запишем название схемы. Что произойдет, если в рассмотренной схеме, выйдет из строя сетевой кабель одного из компьютеров? (Сеть перестанет работать.)

(слайд 11) Это топология – звезда.

(слайд 12) Такая схема называется линейная шина. Зарисуем схему и запишем название топологии. Здесь так же, как и в топологии «кольцо», если выйдет из строя сетевой кабель одного из компьютеров, вся сеть перестанет работать.

(слайд 13) Это древовидная топология.

Давайте обсудим, какие достоинства и недостатки имеет каждая топология. (Выслушиваются мнения обучающихся). Заполняем таблицу в тетрадях.

Достоинства и недостатки:

Топология

Достоинства

Недостатки

Кольцо

Простота добавления новых узлов.

Большое количество компьютеров.

Выход из строя 1 компьютера ведет прерывание работ.

Обрыв кабеля ведет к выходу из строя всей сети.

Звезда

Выход из строя 1 компьютера не отражается на функционировании сети.

Не происходит затухания сигнала.

Все точки подключения собраны в одном месте, что позволяет находить неисправности, контролировать работу сети.

Выход из системы центрального компьютера прерывает работу всей сети.

Ограничение количества периферийных компьютеров.

Расход кабеля.

Шинная

Недорогое сетевое оборудование.

Простота добавления новых узлов.

Сеть продолжает функционировать при выходе из строя отдельных компьютеров.

Обрыв кабеля влечет выход из строя всей сети.

Ограничение на длину связи (потери сигнала).

Древовидная

 

Заполняют самостоятельно

 

Заполняют самостоятельно

 

 

(слайд 14) Региональные сети - это сети объединяющие компьютеры в пределах одного региона (города, страны, континента).

(слайд 15) Корпоративные сети. Их создают многие организации, заинтересованные в защите информации от несанкционированного доступа (например, военные, банковские и пр.)

Корпоративная сеть может объединять тысячи и десятки тысяч компьютеров, размещенных в различных странах и городах (в качестве примера можно привести сеть корпорации Microsoft)

(слайд 16) Интернет  - это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая сотни миллионов компьютеров.

Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и сервисами (услугами), которыми пользуется около миллиарда человек во всех странах мира.

IV. Проверка усвоения материала (до 5 мин.).  (слайд 17-20) Тестовые задания.

V. Подведение итогов урока (5 мин.).

Учитель: Проводит фронтальный опрос, что нового узнал каждый ученик, какие новые понятия усвоены, что изменило прежние представления. Выставление оценок в журнал.

 

VI. Домашнее задание (2 мин.) (слайд 22)


Спасибо за внимание, урок окончен.

 

 

 

Преподаватель: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-                   сформировать знания о сообщении, канале связи;

-                   познакомить с понятием компьютерная сеть;

-                   показать структуру компьютерных локальных и глобальных сетей;

-                   совершенствовать умения работать с текстом, задачами.

-                   уметь извлекать необходимую информацию из разных источников;

-                   уметь устанавливать причинно-следственные связи.

-                   осознавать целостность мира и многообразия взглядов;

-                   давать нравственно-этическую оценку материалу урока;

-                   обладать готовность к самостоятельной деятельности;

-                   высказывать свои предложения, приводить доводы;

-                   уметь работать в парах.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов.

Деятельность учителя: планирование, организация деятельности учащихся, регулирование процесса обучения, оценка и анализ процесса обучения.

 Деятельность обучающихся: просмотр слайдов, работа с текстом учебника, с тетрадями, по рядам.

ОРГМОМЕНТ. Приветствие.

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Что вы понимаете под словом сообщение? Какими способами вы можете получить сообщение на близком расстоянии, далеком?

1. Внимательно посмотрите на экран. Приведите примеры каналов связи.

1. Просматривают слайд.

 

Какие единицы скорости движения вы знаете? Перечислите.

В каких единицах измеряется объем информации?

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

«Каждый день мы передаем множество информации: пересказываем, показываем фотографии и т.д. А как можно передавать информацию между компьютерами? Какие средства необходимы для передачи информации? С помощью чего можно передать информацию быстрее всего?

2. Сегодня мы с вами будем говорить о различных видах компьютерной сети.

3.Как вы думаете, чем они будут отличаться?

4.Наша задача заключается в том, что мы должны ответить на эти вопросы, используя учебник.

Работа с текстом учебника и презентацией.

3. ЭТАП  целеполагания

1. Разделите лист тетради пополам, в левую колонку я знаю, в правую не знаю.

2. Обозначьте область ваших знаний и незнаний.( из области незнания- население)

Выполняем работу в тетради

 Выполняют работу в тетради.

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Работа с учебником

4. ЭТАП планирование

 

Тема нами определена. Сегодня мы говорим о компьютерных сетях.

 

Что характеризует компьютерные сети, что входит в состав сети на какие подвиды они могут делиться.

В тексте параграфа найти характеристики компьютерных сетей

Задаёт вопрос

Вступая в диалог с учителем, характеризуют компьютерные сети

Молодцы, вы увидели самую суть. Итак, тема: « Локальные и глобальные компьютерные сети»

 Теперь поговорим о сетях.

 

5. ЭТАП «Открытие» нового знания (Изучение новой темы)

Обсуждают в группах компьютерные сети, состав, структуры сетей, типы кабелей

1.Откройте нужную страницу учебника (140).

2.Назовите какие локальные сети бывают (141).

3. Какие плюсы и минусы есть у одноранговых сетей и сетей с выделенным сервером?

4. Для чего нужен сетевой адаптер

5. Какие типы кабелей используются в локальных сетях?

6.Что собой представляет глобальная сеть?

7.  Какие типы кабелей используются в глобальных сетях?

8. Почему они отличаются от локальных сетей? С чем это связано?

 

 

 

Работа с текстом

 

 

 

 

 

 

Работа по рядам

 

1 ряд. Дайте характеристику локальной компьютерной сети.

2 ряд. Дайте характеристику глобальной компьютерной сети.

6. ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания (Закрепление)

Выполняют задания на новый материал. Отвечают на тестовые вопросы презентации.  Предлагают своё обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

Работа на доске. Решение задачи у доски. Вывод формулы.

Учащийся решает у доски. Если есть ошибки, остальные исправляют, указывают ошибки в решении задачи.

7. ЭТАП Рефлексия (итог урока). Вернемся к проблемному вопросу: Чем отличаются компьютерные сети? Ответ обоснуйте.

НА ДОСКУ.

Называют тему урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока

Предлагаю вспомнить тему урока. Оцениваю ответы учащихся. Сегодня у нас были вопросы и задания базового уровня: это работа с текстом учебника. Это - оценка 4.

Ответ на проблемный вопрос повышенного уровня- 5.

1. Я знаю, чем отличаются компьютерные сети.

2. Я могу дать основные характеристики локальной и глобальной сетям.

8. ЭТАП Домашнее задание.

Параграф Л-1, с 144 Спасибо за урок!

 


 

План занятия № 5 Дисциплина:

План занятия № 5 Дисциплина:

Ход урока. I. Организационный момент (3 мин)

Ход урока. I. Организационный момент (3 мин)

Для увеличения производительности, а также в целях обеспечения большей надежности при хранении информации в сети некоторые компьютеры специально выделяются для хранения файлов и программных приложений

Для увеличения производительности, а также в целях обеспечения большей надежности при хранении информации в сети некоторые компьютеры специально выделяются для хранения файлов и программных приложений

Шинная Недорогое сетевое оборудование

Шинная Недорогое сетевое оборудование

Методическая разработка урока по дисциплине Информационные технологии по теме: Компьютерные сети. Локальные и глобальные.

Методическая разработка урока по дисциплине Информационные технологии по теме:  Компьютерные сети. Локальные и глобальные.

Планируемые образовательные результаты

Планируемые образовательные результаты

Сегодня мы с вами будем говорить о различных видах компьютерной сети

Сегодня мы с вами будем говорить о различных видах компьютерной сети

Что собой представляет глобальная сеть? 7

Что собой представляет глобальная сеть? 7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2022