План занятия № 5
Дисциплина: ОП.03 Информационные технологии
Дата _________ Группа: ________
Тема: Компьютерные сети. Локальные и глобальные.
Цели и задачи урока.
1. Образовательные:
Ø сформировать представления о назначении и принципах построения локальных и глобальных компьютерных сетей;
Ø сформировать знания о составе и основах функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей.
2. Развивающие:
Ø развить познавательные и творческие способности учащихся;
Ø развить образное мышление;
Ø развивать готовность учащихся к информационно-учебной деятельности, применять инструментальные средства и средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.
3. Воспитательные:
Ø воспитывать трудолюбие, ответственность за результаты своего труда;
Ø воспитывать культуру делового общения при совместной работе в группе;
Ø воспитывать доброжелательность среди учащихся, нацеленность на результативность обучения.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Пояснительная записка. Этот урок является первым из раздела коммуникационные технологии и имеет важное значение. Урок формирует представление о назначении и принципах построения локальных и глобальных компьютерных сетей. В ходе урока учащиеся узнают о топологии сетей, научатся оценивать локальные сети с различной топологией, выявлять достоинства и недостатки различных способов организации сетей.
Итогом урока являются знания о назначении, принципах построения и функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей. Совершенствование навыков групповой работы. Развитие умения делать выводы на основании полученных знаний.
Оборудование: Презентация «Локальные и глобальные компьютерные сети», компьютер, мультимедийный проектор, электронная доска, раздаточный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент (3 мин). Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Озвучивается тема урока, определяются цель и задачи.
II. Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. (5 мин.)
Учитель: представьте себя новым сотрудником, который пришел работать в недавно созданную небольшую организацию. У каждого сотрудника есть только компьютер.
· Как бы вы организовали обмен информацией между сотрудниками?
· Какое периферийное оборудование вы бы предложили купить и в каком количестве?
· Каждый ли компьютер, на ваш взгляд, должен быть подключен к Интернету?
Необходимо повести учащихся к выводу о необходимости соединить компьютеры в сеть.
Учитель: Как называется сеть в одном здании, в школе?
Ответ учащихся: Локальная.
Учитель: Давайте подумаем и сформулируем назначение локальных и глобальных компьютерных сетей. Для чего нужны компьютерные сети?
Правильные ответы (учитель помогает четко сформулировать):
· Для обмена информацией;
· Для совместного использования периферийного оборудования (принтеров, сканеров, дисков, плоттеров);
· Для совместного использования ресурсов компьютеров (файлов, программ, баз данных).
III. Изучение нового материала (20 мин.) (презентация) (слайд 1)
С появлением компьютера у человека появился мощный инструмент для работы с информацией. Сегодня компьютеры хранят огромное количество информации, позволяют найти ее по определенным признакам, просмотреть на экране, переслать другим людям.
Сегодня на уроке мы познакомимся, как передается информация с одного компьютера на другой, как могут быть связаны между собой основные в настоящее время источники и приемники информации, т.е. как соединяются между собой компьютеры.
(слайд 2) Компьютерная сеть – это система компьютеров, связанная каналами передачи информации. Основная цель компьютерных сетей - обеспечение обмена информацией между объектами. Для этого необходимо осуществить связь компьютеров между собой. Давайте запишем определение компьютерной сети.
(слайд 3) Выделяют локальные и глобальные компьютерные сети.
(слайд 4) Рассмотрим более подробно, что включают в себя компьютерные сети (локальные сети, региональные сети, корпоративные сети, глобальная сеть Интернет).
(слайд 5) Локальные сети - это компьютерные сети, расположенные в пределах небольшой ограниченной территории (здании или в соседних зданиях) не более 10 – 15 км. Они объединяют относительно небольшое количество компьютеров (до 1000 штук).
Локальные сети подразделяют на:
(слайд 6) Одноранговые - это сети, в которых все компьютеры в сети равноправны, то есть сеть состоит только из рабочих станций пользователей.
(слайд 7) Для увеличения производительности, а также в целях обеспечения большей надежности при хранении информации в сети некоторые компьютеры специально выделяются для хранения файлов и программных приложений. Такие компьютеры называются серверами, а локальная сеть - сетью с выделенным сервером.
(слайд 8) Важнейшей характеристикой локальных сетей является скорость передачи информации по сети.
Скорость передачи информации по локальной сети обычно находится от 10 до 100 Мбит/с.
(слайд 9) Компьютеры можно соединять в сеть разными способами. Схема соединения компьютеров в сеть называется топологией сети. Запишем определение.
Виды топологий:
v Кольцевая
v Радиальная («звезда»)
v Шинная
v Древовидная
(слайд 10) Это топология - кольцо. Зарисуем схему и запишем название схемы. Что произойдет, если в рассмотренной схеме, выйдет из строя сетевой кабель одного из компьютеров? (Сеть перестанет работать.)
(слайд 11) Это топология – звезда.
(слайд 12) Такая схема называется линейная шина. Зарисуем схему и запишем название топологии. Здесь так же, как и в топологии «кольцо», если выйдет из строя сетевой кабель одного из компьютеров, вся сеть перестанет работать.
(слайд 13) Это древовидная топология.
Давайте обсудим, какие достоинства и недостатки имеет каждая топология. (Выслушиваются мнения обучающихся). Заполняем таблицу в тетрадях.
Достоинства и недостатки:
Топология |
Достоинства |
Недостатки |
Кольцо |
Простота добавления новых узлов. Большое количество компьютеров. |
Выход из строя 1 компьютера ведет прерывание работ. Обрыв кабеля ведет к выходу из строя всей сети. |
Звезда |
Выход из строя 1 компьютера не отражается на функционировании сети. Не происходит затухания сигнала. Все точки подключения собраны в одном месте, что позволяет находить неисправности, контролировать работу сети. |
Выход из системы центрального компьютера прерывает работу всей сети. Ограничение количества периферийных компьютеров. Расход кабеля. |
Шинная |
Недорогое сетевое оборудование. Простота добавления новых узлов. Сеть продолжает функционировать при выходе из строя отдельных компьютеров. |
Обрыв кабеля влечет выход из строя всей сети. Ограничение на длину связи (потери сигнала). |
Древовидная
|
Заполняют самостоятельно
|
Заполняют самостоятельно
|
(слайд 14) Региональные сети - это сети объединяющие компьютеры в пределах одного региона (города, страны, континента).
(слайд 15) Корпоративные сети. Их создают многие организации, заинтересованные в защите информации от несанкционированного доступа (например, военные, банковские и пр.)
Корпоративная сеть может объединять тысячи и десятки тысяч компьютеров, размещенных в различных странах и городах (в качестве примера можно привести сеть корпорации Microsoft)
(слайд 16) Интернет - это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая сотни миллионов компьютеров.
Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и сервисами (услугами), которыми пользуется около миллиарда человек во всех странах мира.
IV. Проверка усвоения материала (до 5 мин.). (слайд 17-20) Тестовые задания.
V. Подведение итогов урока (5 мин.).
Учитель: Проводит фронтальный опрос, что нового узнал каждый ученик, какие новые понятия усвоены, что изменило прежние представления. Выставление оценок в журнал.
VI. Домашнее задание (2 мин.) (слайд 22)
Спасибо за внимание, урок окончен.
Преподаватель: _____________
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
- сформировать знания о сообщении, канале связи; - познакомить с понятием компьютерная сеть; - показать структуру компьютерных локальных и глобальных сетей; - совершенствовать умения работать с текстом, задачами. |
- уметь извлекать необходимую информацию из разных источников; - уметь устанавливать причинно-следственные связи. |
- осознавать целостность мира и многообразия взглядов; - давать нравственно-этическую оценку материалу урока; - обладать готовность к самостоятельной деятельности; - высказывать свои предложения, приводить доводы; - уметь работать в парах. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов. |
Деятельность учителя: планирование, организация деятельности учащихся, регулирование процесса обучения, оценка и анализ процесса обучения. |
Деятельность обучающихся: просмотр слайдов, работа с текстом учебника, с тетрадями, по рядам. |
ОРГМОМЕНТ. Приветствие. |
||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний |
||
Что вы понимаете под словом сообщение? Какими способами вы можете получить сообщение на близком расстоянии, далеком? |
1. Внимательно посмотрите на экран. Приведите примеры каналов связи. |
1. Просматривают слайд.
|
Какие единицы скорости движения вы знаете? Перечислите. В каких единицах измеряется объем информации? |
||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
||
«Каждый день мы передаем множество информации: пересказываем, показываем фотографии и т.д. А как можно передавать информацию между компьютерами? Какие средства необходимы для передачи информации? С помощью чего можно передать информацию быстрее всего? |
2. Сегодня мы с вами будем говорить о различных видах компьютерной сети. 3.Как вы думаете, чем они будут отличаться? 4.Наша задача заключается в том, что мы должны ответить на эти вопросы, используя учебник. |
Работа с текстом учебника и презентацией. |
3. ЭТАП целеполагания |
||
1. Разделите лист тетради пополам, в левую колонку я знаю, в правую не знаю. 2. Обозначьте область ваших знаний и незнаний.( из области незнания- население) |
Выполняем работу в тетради |
Выполняют работу в тетради. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Работа с учебником |
4. ЭТАП планирование |
||
|
Тема нами определена. Сегодня мы говорим о компьютерных сетях. |
|
Что характеризует компьютерные сети, что входит в состав сети на какие подвиды они могут делиться. |
||
В тексте параграфа найти характеристики компьютерных сетей |
Задаёт вопрос |
Вступая в диалог с учителем, характеризуют компьютерные сети |
Молодцы, вы увидели самую суть. Итак, тема: « Локальные и глобальные компьютерные сети» Теперь поговорим о сетях.
|
||
5. ЭТАП «Открытие» нового знания (Изучение новой темы) |
||
Обсуждают в группах компьютерные сети, состав, структуры сетей, типы кабелей |
1.Откройте нужную страницу учебника (140). 2.Назовите какие локальные сети бывают (141). 3. Какие плюсы и минусы есть у одноранговых сетей и сетей с выделенным сервером? 4. Для чего нужен сетевой адаптер 5. Какие типы кабелей используются в локальных сетях? 6.Что собой представляет глобальная сеть? 7. Какие типы кабелей используются в глобальных сетях? 8. Почему они отличаются от локальных сетей? С чем это связано? |
Работа с текстом
Работа по рядам
1 ряд. Дайте характеристику локальной компьютерной сети. 2 ряд. Дайте характеристику глобальной компьютерной сети. |
6. ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания (Закрепление) |
||
Выполняют задания на новый материал. Отвечают на тестовые вопросы презентации. Предлагают своё обобщение и варианты ответов по учебной проблеме |
Работа на доске. Решение задачи у доски. Вывод формулы. |
Учащийся решает у доски. Если есть ошибки, остальные исправляют, указывают ошибки в решении задачи. |
7. ЭТАП Рефлексия (итог урока). Вернемся к проблемному вопросу: Чем отличаются компьютерные сети? Ответ обоснуйте. |
||
НА ДОСКУ. |
||
Называют тему урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока |
Предлагаю вспомнить тему урока. Оцениваю ответы учащихся. Сегодня у нас были вопросы и задания базового уровня: это работа с текстом учебника. Это - оценка 4. Ответ на проблемный вопрос повышенного уровня- 5. |
1. Я знаю, чем отличаются компьютерные сети. 2. Я могу дать основные характеристики локальной и глобальной сетям. |
8. ЭТАП Домашнее задание. |
||
Параграф Л-1, с 144 Спасибо за урок! |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.