Методическая разработка урока по дисциплине "Статистика"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по дисциплине "Статистика"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
другое
10 кл—11 кл
02.06.2021
Методическая разработка урока по дисциплине "Статистика"
Методическая разработка урока дисциплина "Статистика", тема "Статистическое исследование"
статист.исследование.doc

Комитет образования Еврейской автономной области

Областное государственное профессиональное образовательное

Бюджетное учреждение «Сельскохозяйственный техникум»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

В помощь преподавателям

О Т К Р Ы Т Ы Й    У Р О К

По дисциплине  «Статистика»

Тема: «Статистическое  исследование»

 

 

 

 

 

Разработала: преподаватель Зеленская А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Ленинское

Предмет: Статистика

Тема: Статистическое исследование

Цели: дидактические:

-изучить и обобщить новый материал;

-научиться самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать ее, выделять главное;

-оценивать уровень знаний студентов.

           воспитательные:

-вызвать интерес у студентов к изучаемой теме, дисциплине, специальности;

-воспитать культуру общения, коммуникабельность;

           развивающие:

-развивать познавательные возможности, самостоятельность и активность в поиске знаний, творческий подходы выполнению задания;

-развивать внимание, память, умение логически мыслить, отстаивать свою точку зрения, развивать устную речь.

Вид занятия: урок.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы проведения: коллективная познавательная деятельность, самостоятельная работа.

Время проведения: 45 минут.

Место проведения: аудитория.

Оборудование:

-таблиц №1 «Группировка данных по признакам»

-таблица №2 «Анализ данных исследования»

-ноутбук

-мультимедийная установка.

 

 

Структура занятия

 

Этапы

 

 

Методы проведения

 

Деятельность

Педагога

Студента

1

2

3

4

1.Организационный момент (Камертон)

Приветствие.                  Проверка присутствующих. Ознакомление студентов с видом, типом, темой занятий. Целеполагание.

Здоровается.

Отмечает отсутствующих,

Оформляет журнал

 

Приветствуют, встают – садятся на места.

Слушают.

2.Мотивация

Объяснение  нового материала, беседа по вопросам: сколько человек присутствует на уроке? Сколько из них девочек? Сколько студентов в техникуме? Что собой представляет наука статистика? Какие стадии включает в себя статистическое исследование.

Обобщение ответов студентов преподавателем.

Слушают, воспринемают информацию, вступают в диалог

3.Выполнение практической части

Практическое задание

Объясняет условия выполнения задания

Проводят наблюдение; группируют полученные данные; анализируют данные полученные в результате наблюдения и группировки.

4.Актуализация (повторение изученного материала)

Проверка усвоенного материала

Дает тест  на закрепление изученного материала

Студенты отвечают на вопросы теста

5.Рефлексия

Подведение итогов

Обобщает материал

Самооценка, взаимооценка

В звене на основе контрольной карты осуществляет проверку (второй  экз. отдает преп.) и выстовляет оценку, которая доводится до сведения группы.

6.Домашнее задание

Подготовить изученную тему. Провести группировку данных в кругу семьи по признакам которые вы выберете

 

Слушают, записывают со звонком выходят из кабинета

 

 

 

Т Е С Т

(на закрепление пройденного материала)

 

ТЕМА: Статистическое  исследование

 

1.Сводка и обработка, классификация  и

систематизация данных  является _____                          а) применение трех

____стадией статистического исследования.                      последовательных                              

                                                                                                  Стадий

 

2.Что в статистике называется статистичес-

ким исследованием?                                                             б) третьей

 

3.Статистическое наблюдение-это________

стадия, статистического наблюдения                                  в) массовость

 

4. Что является отличительной особенностью

общественных явлений, изучаемой                                     г) первая

статистикой?

 

5. Анализ данных, полученных в результате

сводки и обработки статистических данных                      д) вторая

является____________стадией.

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

Контрольная карта

№ ответа

Ответ студента

Правильный ответ

 

1

 

д

 

2

 

а

 

3

 

г

 

4

 

в

 

5

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________

 

                                                       Ф.И.О

 

№ вопроса

ответ

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

 

 

     Здравствуйте!

     Я надеюсь, что вы поможете мне провести урок, настроение  у нас бодрое, хорошее, в кабинете уютно, тепло, а на улице холодно. Бежали сегодня на занятия почувствовали холод, а кто знает какова температура воздуха  в Ленинске ? (ОТВЕТ) .

   -  А в  Биробиджане,  Хабаровске,  Москве,  Сочи   одинаковая  ли  температура ? (ОТВЕТ)

    - Откуда мы узнали о погоде? ( из сообщений  гидрометеослужб)

    - А может быть – 32 градуса это холодно для Ленинска  или  для  всей ЕАО?

    - А как вы думаете, когда результат точнее, когда больше данных или меньше? (когда больше), т.е.  массовость имеет большое значение  при составлении любых прогнозов.

 

     Сегодня мы проводим урок  по статистике. Эта наука, которая доводит до сведения всех нас самые разнообразные прогнозы.

    - Сколько человек присутствует на уроке?

    - Из присутствующих на уроке сколько студентов, а сколько приглашенных?

     Наш урок проходит  в «Сельскохозяйственном техникуме».

     -Сколько студентов обучается в техникуме?

     Вы испытываете затруднение при ответе на этот вопрос. А почему ?

Так   вот   ТЕМА  нашего  урока  «Статистическое исследование», она  и поможет ответить на эти вопросы.

     -А как вы думаете, в чем будет заключаться цель нашего урока? (ОТВЕТ)

ЦЕЛЬ УРОКА: Ознакомиться с основными стадиями  статистического исследования и овладеть  практическими  навыками.

     Поэтому наш урок состоит  из  двух  частей  - теоретической  и  практической.

     Чтобы мы  могли  правильно  выполнить  практическую часть урока, необходимо  выяснить , что  это за  наука  статистика ?

     МНЕНИЕ   СТУДЕНТОВ

     Термин  «статистика»  происходит  от латинского  слова  «статус», которое  означает  положение,  состояние вещей,  и  употребляется  в  различных  значениях.

     У  вас ответ на вопрос сколько студентов в группе, не  вызвал затруднения,  а вот на последний вопрос  чёткого ответа нет. А почему ?

     МНЕНИЕ   СТУДЕНТОВ

     Статистика  занимается  собиранием  и  подсчетом  тех  или    иных  данных,  она  устанавливает,  например  численность   населения,  общую   площадь   с/х  угодий  и  многое  другое.  И  это  в  общем  правильно,  но  далеко  не полное  представление о  статистике.  Отличительной   особенностью  явлений  изучаемых  статистической наукой  является   их  массовость,  именно в массовом   наблюдении  и   обобщении  фактов  состоит  познавательная  сила  статистики.

     Для  изучения общественных   явлений  и  процессов  применяют  три  последовательные  стадии ,  которые   в  статистике  называют  статистическим  исследованием.

     А теперь попробуем  ответить,  что   необходимо  сделать,  чтобы  получить  сведения  о  количественном  составе  группы?

     МНЕНИЕ  СТУДЕНТОВ

     Первой  стадией  исследования  является  наблюдение.  На этой стадии  в  результате учета  фактов  получают  точные,  первичные  данные  об  изучаемых  общественных  явлениях.

     А  теперь можно  ли  на  основании  полученных   данных,  сказать  о  составе  группы  по  определенным  признакам (полу, возрасту) ?

     МНЕНИЕ   СТУДЕНТОВ

     Мы  с вами проведем  группировку   данных,  это и  будет  являться  второй  стадией  статистического  исследования.

     А  сейчас  можно  ли проанализировать  полученные   данные?

     МНЕНИЕ  СТУДЕНТОВ

     Да,  действительно,  анализ  данных  полученных  в  результате  наблюдения,  группировки,  является третьей  стадией  статистического  исследования. 

     Таким  образом,  давайте  уточним,  какие  стадии  включает  в  себя   статистическое  исследование.

     МНЕНИЕ  СТУДЕНТОВ

     А  сейчас,  когда   мы  познакомились  со  стадиями  статистического  исследования,  проведем  наблюдение  в  группах.

     Проведем  наблюдение  по  следующим  признакам: полу; возрасту;

№ звена

По полу

По возрасту

По цвету волос

По цвету глаз

По составу семьи

По месту

проживания

 

 

муж

жен

16-17

18-19

Старше 19

Черные

Белые

Рыжие

Каштановые

другие

Карие

Голубые

Серые

Зеленые

другие

До 3х чел.

От 3х до 5

Больше 5

Иногород-ние

Городские

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цвету волос; цвету глаз; составу семьи; месту проживания.

     Для этого  мы  разделимся на  звенья,  в  каждом  звене,  я  назначила  звеньевого,  которые  будут  производить  записи  в  таблицы,  выданные  на  каждое  звено. И  после  того  как  вы  проведете  исследование,  каждый в  своём   звене,  звеньевой  выйдет  к  доске  и  произведет  запись  полученных  данных  в  таблицу  № 1.

     А теперь  используя  знания  математики,  нахождения  %  от  числа,  определим  в  % - ом  соотношении количество  студентов  по  каждому  признаку,  т.е.  проведем   анализ  полученных  данных.

     -Кто  из  вас  помнит  из  курса  математики ,  как  проводится  такой  расчет ? (ОТВЕТ).

     Для  того  чтобы  определить  в  %-ом  соотношении  количество  студентов  по  каждой  группе  признаков,  необходимо  подсчитать  общий  итог,  а  затем  количество  студентов  по  каждому  признаку,  разделить  на  общий  итог  и   умножить  на  100%.  Все  полученные  расчеты в  результате  анализа  статистических  данных,  оформить  таблицу  № 2.

 

 

 

                                                                                                                 Таблица  2

Признак

Количество (чел.)

%

По полу:

-мужской

-женский

 

 

 

ИТОГО

 

 

По возрасту:

-16-17 лет

-17-18 лет

-старше 18 лет

 

 

 

ИТОГО

 

 

По цвету волос:

-черный

-белый

-рыжий

-каштановый

-другие

 

 

 

ИТОГО

 

 

По цвету глаз:

-карие

-голубые

-серые

-зеленые

-другие

 

 

 

ИТОГО

 

 

По составу семьи:

-до 3-х человек

-от 3 до 5

-больше 5

 

 

 

ИТОГО

 

 

По месту жительства:

-сельская местность

-городские

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

     Для этого  1 звено проводит расчет по половому признаку, 2 звено по возрасту, 3 звено по цвету  волос, 4 звено по цвету глаз, 5 звено по составу семьи и я  со  своим помощником  по месту  проживания.  После  того  как проведете   расчет, звеньевые  дают  свои  результаты, а мой  помощник произведет  запись  в  таблицу  № 2.  (после  всех  расчетов)

     Перед вами  готовые данные  статистического исследования. Насколько  вы  правильно поняли  тему  урока, а  мне интересно  знать,  как   вы  усвоили  материал,  я  предлагаю  провести  тестирование.

     Всем  вам  я  раздам  тесты  и  листок  с  номерами  вопросов,  где  вы  должны  вписать  фамилию,  и  проставить  правильно  выбранный  ответ  из  предложенных,  после  этого, 1 экземпляр оставляете  у себя,  а  второй  отдаете  мне,  для  контроля,  я  выдаю  на  каждое  звено  «контрольную карту»,  вы проверяете  правильность  ответов (правильный ответ «+», не верный «-«), сколько верных  ответов, такая и оценка  за  тест. Звеньевые сообщают  сведения  о  полученных  оценках.

     Перед  вами результаты  тестирования,  цифры  как  живые, говорят  сами за себя,  все  вы  усвоили  материал,  так  как  результаты  положительные.

     Вы  имеете  представление что же  такое статистическое    исследование и как оно  проводится,  вы  сможете  провести статистическое  исследование у себя  дома,  на отделении, среди друзей  и  сделать выводы по  интересующим  вас  вопросам.

     А сейчас домашнее задание:

- подготовить изученный  материал;

-проведите исследование дома, по любым признакам , и на следующий урок покажите результаты.

  Студенты заполняют карту самооценки.

РЕФЛЕКСИЯ. КАРТА САМООЦЕНКИ СТУДЕНТА.

Группы                      Ф.И.О.__________________________________________

 

Вопросы

Оценка

да

нет

1. Активно ли работал(а) в группе?

 

 

а) участвовал(а) в выполнении всех заданий практического занятия;

 

 

б) участвовал(а) в выполнении некоторых более понятных для меня заданий;

 

 

в) был(а) пассивным.

 

 

2. Выработал(а) умения:

 

 

а) составлять таблицы;

 

 

б) рассчитывать показатели;

 

 

в) анализировать рассчитанные показатели.

 

 

3. Понравилась ли технология работы на таком занятии?

 

 

4. Полученные знания в дальнейшем обучении по специальности будут применяться?

 

 

 

     Я благодарю  всех за  участие в уроке!

     До свидание, спасибо!


Комитет образования Еврейской автономной области

Комитет образования Еврейской автономной области

Предмет : Статистика Тема : Статистическое исследование

Предмет : Статистика Тема : Статистическое исследование

Организационный момент (Камертон)

Организационный момент (Камертон)

Т Е С Т (на закрепление пройденного материала)

Т Е С Т (на закрепление пройденного материала)

Ф.И.О № вопроса ответ 1 2 3 4 5

Ф.И.О № вопроса ответ 1 2 3 4 5

Поэтому наш урок состоит из двух частей - теоретической и практической

Поэтому наш урок состоит из двух частей - теоретической и практической

МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ А сейчас, когда мы познакомились со стадиями статистического исследования, проведем наблюдение в группах

МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ А сейчас, когда мы познакомились со стадиями статистического исследования, проведем наблюдение в группах

Таблица 2 Признак

Таблица 2 Признак

Перед вами готовые данные статистического исследования

Перед вами готовые данные статистического исследования

Полученные знания в дальнейшем обучении по специальности будут применяться?

Полученные знания в дальнейшем обучении по специальности будут применяться?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2021