Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: "Б.Л.Пастернак "Золотая осень"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: "Б.Л.Пастернак "Золотая осень"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
27.12.2020
Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: "Б.Л.Пастернак "Золотая осень"
Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: "Б.Л.Пастернак "Золотая осень", 4 класс, программа "Школа России".
Методическая разработка урока по литературному чтению.Б.Л.Пастернак. Золотая осень..docx

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №1»

 города Валуйки Белгородской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК
«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

4 КЛАСС. шКОЛА рОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов: Григоревская Галина Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся; прививать интерес к литературе; показать красоту, образность поэзии Б. Л. Пастернака; учить детей видеть и понимать прекрасное, воспитывать любовь к поэзии.

Ход урока

I.                   Организационный этап.

II.                Этап проверки домашнего задания.

II. Изучение нового материала.

1. Подготовка восприятия учащихся.

– Сегодня мы прочитаем стихотворение поэта и писателя, чьё творчество было удостоено одной из самых высоких наград – Нобелевской премии. О его произведениях много спорили и при его жизни, неоднозначно оценивают его и сейчас. Вы сможете подробнее изучить и осмыслить его произведения, когда станете старше. Одно бесспорно – этот человек был необыкновенно талантлив. Когда его не стало, А. А. Ахматова написала стихотворение «Памяти поэта» (11 июня 1960 года).

Умолк вчера неповторимый голос,

И нас покинул собеседник рощ.

Он превратился в жизнь дающий колос

Или в тончайший, им воспетый дождь.

И все цветы, что только есть на свете,

Навстречу этой смерти расцвели.

Но сразу стало тихо на планете,

Носящей имя скромное…

                Земли.

– Имя этого человека – Борис Пастернак.

– Знакомо ли вам это имя?

Учитель показывает портрет поэта.

– Каким вы можете себе его представить, глядя на портрет и прослушав стихотворение А. Ахматовой?

 

III. Физкультминутка.

2. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

– Борис Пастернак вырос в удивительной семье, где всё способствовало пробуждению тяги к творчеству. Его отец, Леонид Осипович, был известным художником, академиком живописи; мать, Розалия Исидоровна, – прекрасной пианисткой. Лев Толстой, который бывал в доме Пастернаков, заслушивался её игрой. Борис мечтал стать композитором, с 13 лет упорно изучал теорию музыки, но позже решил, что, не имея абсолютного слуха, не сможет стать профессиональным композитором. Он увлёкся философией и поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Но и философия удержала его ненадолго.

С  1913  года  23-летний  Пастернак  полностью  посвятил  себя  поэзии. В этом же году в альманахе «Лирика» появились первые стихи Бориса Пастернака. А через год был напечатан первый сборник его стихов. Большое влияние на поэзию Пастернака, по словам самого поэта, оказала поэзия А. Блока. Кроме лирических стихов, Б. Пастернак создаёт поэмы, посвящённые историческим событиям или историческим личностям. Незадолго до своей кончины (1955 г.) он создаёт роман, который в его мыслях существовал и вырисовывался в течение десятилетий, за него он был удостоен Нобелевской премии.

3. Работа над стихотворением. Чтение стихотворения учителем.

– Стихотворение Бориса Пастернака, которое мы прочитаем с вами сегодня, называется «Золотая осень».

4. Чтение стихотворения обучающимися.

5. Проверка первичного восприятия.

– Какое настроение создаёт стихотворение?

– Какие картины предстали вашему взору?

– Какие  приёмы  использует  поэт,  чтобы  показать  красоту  золотой осени?

– Какие строки вас заворожили сильнее всего? Прочитайте их.

– Как бы вы прочитали это стихотворение?

6. Работа над лексическим значением слов.

Чертог (высок., устар.) – пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

Просека дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.

Каталог – составленный в определённом порядке перечень (перечисление) каких-нибудь однородных предметов.

Новобрачная – невеста.  

7. Конкурс на лучшего чтеца.

IV. Этап подведения итогов урока.

- Что запомнили из автобиографии поэта? Какие еще произведения Б.Л.Пастернака вы знаете?

V. Этап домашнего задания.

 Подготовить выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Золотая осень»; по желанию выучить наизусть понравившийся отрывок; выполнить рисунок; выписать в тетрадь по чтению используемые поэтом эпитеты, сравнения, метафоры.

VI. Рефлексия.

Продолжи предложение.

Сегодня на уроке я…

Узнал…

Понравилось…

Вызвало затруднение…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 68
СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ КЛЫЧКОВ. «ВЕСНА В ЛЕСУ»

Цели: продолжать знакомить учащихся с поэзией начала – середины XX века; работать над развитием у детей воображения, наблюдательности, мышления, красивой, грамотной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают  наизусть понравившийся им отрывок из стихотворения Б. Л. Пастернака «Золотая осень», объясняя свой выбор, затем несколько человек выразительно читают всё стихотворение.

– Какие эпитеты вы выписали из стихотворения? (сказочный чертог, след янтарный, вишнёвый клей, древний уголок, позолота небывалая.)

– Какие нашли сравнения? (Липы обруч золотой – как венец на новобрачной; В жёлтых клёнах флигеля словно в золочёных рамах.)

– Какие метафоры, олицетворения использовал автор? (лик берёзы под фатой, погребённая земля, бушует лист, деревья стоят попарно, перелистывает стужа.)

 Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Мы прочитали стихотворение Бориса Пастернака об осени, а сейчас послушайте стихотворение другого поэта, Сергея Клычкова, о другом  времени года.

Учитель читает стихотворение С. А. Клычкова «Весна в лесу».

– Вот как рассказывает поэт о приходе весны в лес.

Словарную работу можно провести либо перед чтением стихотворения, либо после чтения, спросив детей о том, всё ли им было понятно в стихотворении, какие слова и выражения были непонятны. Проводить словарную работу во время чтения стихотворения не следует, чтобы  не нарушить целостность восприятия произведения.

Рудый – рыжий. 

Яр – 1 – крутой берег, обрыв; 2 – глубокий заросший овраг (обл.).

Истома –  чувство приятной расслабленности.

Клохчут – (клохтать, то же, что и квохтать) о самках некоторых птиц: издавать короткие, прерывисто повторяющиеся звуки.

Сои – возможно, имеются в виду сойки – пёстрые лесные птицы.

Свирелка – (свирель) народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева, тростника.

– Каким настроением наполнено стихотворение?

– Какими перед вами предстали обитатели леса? 

– Прочитайте о каждом из них.

IV. Итог урока.

– Что хотите сказать?

– Какие мысли, чувства пробудил в вас сегодняшний урок?

Домашнее задание:  подготовить выразительное чтение стихотворения С. А. Клычкова «Весна в лесу» (с. 116–117, часть 2-я); по желанию выучить стихотворение наизусть; сделать рисунки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 69
ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КЕДРИН.
«БАБЬЕ ЛЕТО»

Цели: продолжать знакомить учащихся с русскими поэтами начала – середины XX века и их произведениями; учить детей понимать замысел произведений, пробуждать мысли, чувства учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.  

Из рисунков учащихся организуется выставка, отмечаются наиболее интересные работы. Затем ученики читают наизусть стихотворение.

 Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Слышали ли вы такое выражение «бабье лето»?

– Как вы его понимаете?

Бабье летотёплые дни, которые наступают после первых осенних утренников (утренних заморозков).

«Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться…

И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки… И радостно блестит в полях свежая молодая зелень.

– Бабье лето стаёт, – улыбаясь, говорит народ».

(В. Бианки. «Сентябрь».)

А вот как об этой удивительной поре написал поэт Дмитрий Кедрин.

Учитель читает стихотворение Д. Б. Кедрина «Бабье лето».

Знакомы ли вам чувства, переживания, описанные автором?

С чем сравнивает поэт людей?

Как вы думаете, почему?

О чём поэт просит бабье лето?

Как бы вы прочитали это стихотворение?

Упражнение в чтении стихотворения.

IV. Итог урока.

О чём вам напомнил сегодняшний урок?

Домашнее задание:  подготовить выразительное чтение стихотворения Д. Б. Кедрина «Бабье лето» (с. 118, часть 2-я); написать мини-сочинение на тему «Пора бабьего лета».

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 70
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ. «СЕНТЯБРЬ»

Цели: знакомить учащихся с поэзией Николая Рубцова; учить детей бережно, чутко относиться к родной природе, родным местам, родным людям; учить понимать смысл произведения, проникать в глубину его замысла.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Несколько человек выразительно читают стихотворение Д. Б. Кедрина «Бабье лето», после чего учащиеся зачитывают свои мини-сочинения на  тему  «Пора  бабьего  лета».  Ученики  оценивают  работы  друг  друга, называют самое интересное сочинение, самое оригинальное, самое весёлое и т. д.

 Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Подготовка восприятия учащихся.

– Завершают поэтическую тетрадь стихи Николая Рубцова.

Николай Рубцов родился в глухой вологодской деревне и рано остался сиротой. Главное в его стихах – родная природа, которую он ощущал как тайну. Несмотря на то что поэт уехал в город, стал городским жителем, его родина – это деревня, и его стихи – это повествование о глухом, нетронутом уголке России, это рассказ о земле с её деревенскими жителями, о широком, необъятном просторе. Может быть, именно поэтому в последние годы жизни поэт не расставался с томиком стихов Ф. И. Тютчева.

Учитель читает стихотворение Николая Рубцова о родном крае: родной деревне, родной реке, родной роще. Оно называется «Сентябрь». Учитель читает стихотворение.

– Каким настроением наполнено стихотворение?

– Какие слова звучат наиболее пронзительно? Прочитайте их.

– Что роднит оба стихотворения Николая Рубцова?

– Прочитайте стихотворение так, как вы его понимаете.

IV. Итог урока.

– Чему научил вас урок?

– О чём заставил задуматься?

Домашнее задание:  подготовить выразительное чтение стихотворения Н. М. Рубцова «Сентябрь» (с. 119, часть 2-я).


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города

Цели : дать учащимся первичное представление о поэзии

Цели : дать учащимся первичное представление о поэзии

III . Физкультминутка. 2. Знакомство с жизнью и творчеством поэта

III . Физкультминутка. 2. Знакомство с жизнью и творчеством поэта

Каталог – составленный в определённом порядке перечень (перечисление) каких-нибудь однородных предметов

Каталог – составленный в определённом порядке перечень (перечисление) каких-нибудь однородных предметов

Урок 68 СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ КЛЫЧКОВ

Урок 68 СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ КЛЫЧКОВ

Какие метафоры, олицетворения использовал автор? ( л ик берёзы под фатой, погребённая земля, бушует лист, деревья стоят попарно, перелистывает стужа

Какие метафоры, олицетворения использовал автор? ( л ик берёзы под фатой, погребённая земля, бушует лист, деревья стоят попарно, перелистывает стужа

Урок 69 ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КЕДРИН

Урок 69 ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КЕДРИН

Бабье лето стаёт, – улыбаясь, говорит народ»

Бабье лето стаёт, – улыбаясь, говорит народ»

Николай Рубцов родился в глухой вологодской деревне и рано остался сиротой

Николай Рубцов родился в глухой вологодской деревне и рано остался сиротой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2020