Методическая разработка урока по литературному чтению по теме И.А.крылов "Ворона и лисица"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме И.А.крылов "Ворона и лисица"

Оценка 4.6
docx
9 кл—10 кл
16.08.2020
Методическая разработка урока по литературному чтению по теме И.А.крылов "Ворона и лисица"
Методическая разработка урока по литературному чтению, 3 класс, программа "Школа России".
лит., Григоревская.docx

Литературное чтение                                              Учитель: Григоревская Г.Д.

Тема урока: И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова, взглядами великого баснописца на жизнь, реальные отношения людей в обществе; обучения определению морали басен, использованию слов морального вывода в определенных случаях повседневной жизни; работе над выразительным чтением (инсценированием)

Планируемые результаты

Предметные:

научатся пользоваться элементарными приёмами анализа текста

по вопросам учителя (учебника); понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; осмыслять специфику рассказа и басни

Метапредметные:

познавательные: сравнивают и сопоставляют произведения между собой, называя общее и различное в них (басню и рассказ);

регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; оценивают свои достижения и результаты сверстников;

коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, периодическую печать и СМИ, включая Интернет

Личностные:

осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников

Образовательные ресурсы: портрет писателя И. А. Крылова, рисунки учащихся, выставка книг И. А. Крылова

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организация начала урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что-то новое и важное о себе и людях. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке

Будем думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

Показывают готовность
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ластика, пишущих принадлежностей, указки). Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, общения

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

II. Повторение изученного
материала

– Ребята, давайте ещё раз вспомним, что такое басня?

Басня – иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл.

Читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень.

– Басня всегда поучает, то есть содержит нравоучение.

Высказывают предположения

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Что такое мораль басни?

 

– И. А Крылова называют народным баснописцем. Почему ему досталась слава лучшего русского баснописца?

Потому что Иван Андреевич Крылов был очень смелым человеком в России, а иронический стиль и тон позволяли ему прямо говорить порой убийственную ироничную правду. И в семьдесят лет Крылов оставался таким же неисправимым гордецом и задирой, каким был в детстве. Гоголь писал о баснях Крылова: «Всюду у него Русь и пахнет Русью»

III. Проверка домашнего задания

– Что было задано на дом?

– Какие строчки басни стали крылатым выражением? Объясните, как вы их понимаете?

 

– В ком же лучше найти недостатки: в себе или в других?

 

 

– Что (какой порок) И. А. Крылов высмеивает в этой басне?

Читают басню (3 ученика).

– «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»

– В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли

IV. Инсценировка басни

– Представим, что вы находитесь в театре. Как нужно вести себя в театре?

– Что такое аплодисменты? Не забудьте о них после представления.

Отвечают на вопросы.

Формулируют ответы на по-

ставленные


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Но прежде чем послушать и посмотреть инсценировку, обратите внимание на выразительность, логические ударения, смену голоса и настроения. Позвольте представить артистов.

– Понравилась ли басня? Чем именно?

– Что запомнилось?

– Все ли герои понравились?

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 

Заранее подготовленные учащиеся выходят к доске с масками главных героев, инсценируют басню.

учителем вопросы.

Используют простые речевые средства для передачи

своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

Следуют инструкции учителя

 

Физкультминутка

Лиса зарядку делает:                   Потянулась во весь рост

То прыгает, то бегает.                 И расправила свой хвост

Выполняют физкультминутку согласно тексту

V. Закрепление изученного материала

– Вы выучили наизусть басню «Зеркало и Обезьяна».

 

 

– Итак, обезьяна была глупой, несообразительной. А какими еще чертами она отличалась?

– Какой совет дал Медведь?

– «Чем кумушек считать трудиться…» – эти строки стали пословицей, в них заключается главная мысль басни. Как сказать по-другому то, что посоветовал медведь?

– Выражения из басен Крылова очень созвучны народным пословицам.

– Прочитайте пословицу: «Других не суди, на себя погляди».

– Была ли польза от совета Мишки? (Нет, глупую Обезьяну не перевоспитаешь.)

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения

Аргументиру-ют свои ответы, используя полученную информацию
и имеющиеся знания.

 

– Прочитайте басню еще раз про себя.

Выводы: Слушая или читая басню, мы можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

– Найдите, где в данной басне спрятан вывод. (В начале.)

 

Внимательно слушают,

задают уточняющие вопросы.

Находят ответы на вопро-

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Зачитайте его.

 

 

 

– Как вы его понимаете?

 

 

– Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

сы в тексте, читают вдумчиво, понимают все слова, представляют,
о чём говорится.

– Не надо льстить, нужно говорить правду, ложь откроется.

– Приятно, когда говорят о тебе правду

 

VI. Обобщение изученного материала.

1. Угадай произведение.

– Я прочитаю отрывки из басен И. А. Крылова, а вы должны угадать название басни.

1. Когда в товарищах согласья нет,

    На лад их дело не пойдёт,

    И выйдет из него не дело, только мука.

(«Лебедь, Щука и Рак»)

2. Ты всё пела? Это дело.

    Так поди же попляши.

(«Стрекоза и Муравей»)

3. Чем кумушек считать трудиться,

    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

(«Зеркало и Обезьяна»)

4. Тьфу, пропасть! – говорит она. – И тот дурак,

    Кто слушает людских всех врак…

(«Мартышка и Очки»)

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли

2. Игра «Фотоглаз».

Сыр                Ворона                 Муравей            Лисица

– Какие слова лишние? Почему? (Муравей не упоминается в данной басне.)

– Из какого произведения этот герой? («Стрекоза и Муравей».)

 

3. Кроссворд

– Отгадайте кроссворд и узнайте героиню басни (см. ресурсный материал)

Разгадывают кроссворд


Окончание табл.

1

2

3

4

VII. Итог урока. Рефлексия

– Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

– Какие же пороки любил «пощипать» Крылов?

– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

– Продолжите предложения, дав оценку работе на уроке:

•  Мне понравилось, как рассказывали басню…

•  Выразительно читали…

•  Хорошо мыслили…

– Нужно ли изучать басни?

– Чему они учат?

Отвечают на вопросы

Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа.

Адекватно воспринимают информацию

VIII. Домашнее задание

Учебник, с. 138–139, выучить басню наизусть; нарисовать иллюстрацию

Внимательно слушают,

задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебную задачу

 


 

Литературное чтение

Литературное чтение

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4

Окончание табл. 1 2 3 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2020