Литературное чтение Учитель: Григоревская Г.Д.
Тема урока: И.А.Крылов «Ворона и лисица»
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова, взглядами великого баснописца на жизнь, реальные отношения людей в обществе; обучения определению морали басен, использованию слов морального вывода в определенных случаях повседневной жизни; работе над выразительным чтением (инсценированием) |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; осмыслять специфику рассказа и басни |
Метапредметные: познавательные: сравнивают и сопоставляют произведения между собой, называя общее и различное в них (басню и рассказ); регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; оценивают свои достижения и результаты сверстников; коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, периодическую печать и СМИ, включая Интернет |
Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников |
Образовательные ресурсы: портрет писателя И. А. Крылова, рисунки учащихся, выставка книг И. А. Крылова |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока |
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что-то новое и важное о себе и людях. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами. На сегодняшнем уроке Будем думать, размышлять, На вопросы отвечать, Выразительно читать |
Показывают готовность |
Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, общения |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
II. Повторение
изученного |
– Ребята, давайте ещё раз вспомним, что такое басня? |
– Басня – иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл. Читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. – Басня всегда поучает, то есть содержит нравоучение. Высказывают предположения |
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли |
– Что такое мораль басни?
|
|||
– И. А Крылова называют народным баснописцем. Почему ему досталась слава лучшего русского баснописца? Потому что Иван Андреевич Крылов был очень смелым человеком в России, а иронический стиль и тон позволяли ему прямо говорить порой убийственную ироничную правду. И в семьдесят лет Крылов оставался таким же неисправимым гордецом и задирой, каким был в детстве. Гоголь писал о баснях Крылова: «Всюду у него Русь и пахнет Русью» |
|||
III. Проверка домашнего задания |
– Что было задано на дом? – Какие строчки басни стали крылатым выражением? Объясните, как вы их понимаете?
– В ком же лучше найти недостатки: в себе или в других?
– Что (какой порок) И. А. Крылов высмеивает в этой басне? |
Читают басню (3 ученика). – «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» – В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим |
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли |
IV. Инсценировка басни |
– Представим, что вы находитесь в театре. Как нужно вести себя в театре? – Что такое аплодисменты? Не забудьте о них после представления. |
Отвечают на вопросы. |
Формулируют ответы на по- ставленные |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Но прежде чем послушать и посмотреть инсценировку, обратите внимание на выразительность, логические ударения, смену голоса и настроения. Позвольте представить артистов. – Понравилась ли басня? Чем именно? – Что запомнилось? – Все ли герои понравились? |
Внимательно слушают.
Заранее подготовленные учащиеся выходят к доске с масками главных героев, инсценируют басню. |
учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Следуют инструкции учителя |
|
Физкультминутка Лиса зарядку делает: Потянулась во весь рост То прыгает, то бегает. И расправила свой хвост |
Выполняют физкультминутку согласно тексту |
|
V. Закрепление изученного материала |
– Вы выучили наизусть басню «Зеркало и Обезьяна».
– Итак, обезьяна была глупой, несообразительной. А какими еще чертами она отличалась? – Какой совет дал Медведь? – «Чем кумушек считать трудиться…» – эти строки стали пословицей, в них заключается главная мысль басни. Как сказать по-другому то, что посоветовал медведь? – Выражения из басен Крылова очень созвучны народным пословицам. – Прочитайте пословицу: «Других не суди, на себя погляди». – Была ли польза от совета Мишки? (Нет, глупую Обезьяну не перевоспитаешь.) |
Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения |
Аргументиру-ют свои
ответы, используя полученную информацию |
|
– Прочитайте басню еще раз про себя. Выводы: Слушая или читая басню, мы можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни. – Найдите, где в данной басне спрятан вывод. (В начале.) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Находят ответы на вопро- |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Зачитайте его.
– Как вы его понимаете?
– Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? |
сы
в тексте, читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, – Не надо льстить, нужно говорить правду, ложь откроется. – Приятно, когда говорят о тебе правду |
|
VI. Обобщение изученного материала. 1. Угадай произведение. |
– Я прочитаю отрывки из басен И. А. Крылова, а вы должны угадать название басни. 1. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак») 2. Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши. («Стрекоза и Муравей») 3. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна») 4. Тьфу, пропасть! – говорит она. – И тот дурак, Кто слушает людских всех врак… («Мартышка и Очки») |
Отвечают на вопросы.
|
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли |
2. Игра «Фотоглаз». |
Сыр Ворона Муравей Лисица – Какие слова лишние? Почему? (Муравей не упоминается в данной басне.) – Из какого произведения этот герой? («Стрекоза и Муравей».) |
|
|
3. Кроссворд |
– Отгадайте кроссворд и узнайте героиню басни (см. ресурсный материал) |
Разгадывают кроссворд |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VII. Итог урока. Рефлексия |
– Какие знания и навыки вы приобрели на уроке? – Какие же пороки любил «пощипать» Крылов? – Полезным ли для вас оказался урок? Чем? – Продолжите предложения, дав оценку работе на уроке: • Мне понравилось, как рассказывали басню… • Выразительно читали… • Хорошо мыслили… – Нужно ли изучать басни? – Чему они учат? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа. Адекватно воспринимают информацию |
VIII. Домашнее задание |
Учебник, с. 138–139, выучить басню наизусть; нарисовать иллюстрацию |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Принимают |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.