Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово».
Цели урока:
познакомить учащихся с произведением Л.Пантелеева «Честное слово»; продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев представлять себе черты их характера; развивать речь учащихся; формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения.
Оборудование: Толковый словарь Ожегова, иллюстрации к тексту, книги с произведениями Л.Пантелеева.
Ход урока
I. Организационный этап.
Настроить и проверить готовность учащихся к уроку.
- Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
В известном рассказе найдём
Помощников наших –друзей.
– Проверим готовность к уроку.
II. Постановка учебной задачи.
1. Рассказ учителя.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева “Честное слово”. Давайте послушаем сообщение об этом авторе, которое приготовили ребята.
Д.Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908–1987). Родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, “где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль”. Этими качествами книги Пантелеев заслужили свою популярность.
В 1930–40 гг. он объединил ряд своих произведений в цикл “Рассказы о подвиге”: “Пакет”, рассказывающий о гражданской войне, “Ночка”, “Гвардии рядовой”, посвященный событиям отечественной войны, “Новенькая”, “Платочек”.
Пантелеев был автором очерков, рассказов, дневников, посвященных блокадному Ленинграду: “В осажденном городе”, “Январь”, а также воспоминаний о писателях – С. Маршаке, Е. Шварце, М. Горьком.
Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы (“Часы”, “Республика Шкид” и др.).
Умер писатель в 1987 г. в Москве.
- Главное действующее лицо повествования - герои сказки. Чтобы стать главным, герою нужно совершить поступок, хороший или плохой.
- В сказке не рассказывается о том, что чувствуют герои, когда встречается с очередной угрозой или опасностью. А вот из рассказа мы можем узнать, какие сложные и разнообразные переживания бывают у главных действующих лиц.
Давайте, проверим наш вывод, прочитав рассказ Л.Пантелеева « Честное слово».
III.Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Первичное восприятие текста.
(Чтение текста учителем.)
2. Чтение текста учениками цепочкой.
3. Работа над содержанием текста.
- Понимал ли мальчик, стоя на посту, что мальчики про него забыли?
- Что он почувствовал, когда на улице стемнело?
- Почему же он не ушёл?
- Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика?
- Как можно назвать их отношение к мальчику? Прочитайте это в тексте.
-Заслуживает ли мальчик такое серьёзное отношение?
Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают,
что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера. И в данном случае неважно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьёзно, с уважением.
Маленький мальчик, который несмотря ни на какие обстоятельства, не нарушил своего слова, конечно, заслуживает такого серьезного отношения. Он проявил мужество и стойкость взрослого человека.
IV. Физкультминутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
(присесть и руками над головой изображать ушки).
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть –
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть
(хлопаем в ладоши).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать –
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать
(прыжки).
Зайку волк напугал
Быстро зайка убежал (бег),
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа по содержанию.
- Охарактеризуйте мальчика. Какой он?
- Смелый
- стойкий
- серьёзный
- мужественный
- ответственный
- честный
- Что думает о будущем мальчика рассказчик? Найдите отрывок из текста и прочитайте его.
2.Работа над пословицами.
- Объясните смысл пословиц:
Друзья познаются в беде.
Уговор дороже денег.
Давши слово, держись, а не давши, крепись.
3. Игра «Превращение слов».
4. Чтение по ролям до слов “Не успели мы втроем выйти из сада, …”
– Постарайтесь голосом передать настроение и состояние героев?
– Как понимаете выражение: “Кажется еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту”?
– Как вы думаете, почему майор согласился помочь?
– Как повел себя мальчик при виде военного? Почему?
– Что значит “весело и с облегчением засмеялся”?
5. – Представьте, что вам предложили написать этому мальчику письмо. Чтобы вы написали? (Дети пишут в тетрадях.)
VI. Рефлексивно-оценочный.
- В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.
VII. Этап подведения итогов урока.
- Что было интересным?
- Что вызвало затруднение?
- Какие выводы вы сделали для себя?
Д/з. Прочитать стр. 119-127, составить план.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.