Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Л.Пантелеев "Честное слово", 4 класс
Оценка 5

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Л.Пантелеев "Честное слово", 4 класс

Оценка 5
docx
14.06.2022
Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Л.Пантелеев "Честное слово", 4 класс
Пантелеев Честное слово.docx

Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово».

 

Цели урока:

познакомить учащихся с произведением Л.Пантелеева «Честное слово»; продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев представлять себе черты их характера; развивать речь учащихся; формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения.

Оборудование: Толковый словарь Ожегова, иллюстрации к тексту, книги с произведениями Л.Пантелеева.

 

Ход урока

 

I.                  Организационный этап.

Настроить и проверить готовность учащихся к уроку.

- Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

В известном рассказе найдём

Помощников наших –друзей.

– Проверим готовность к уроку.

II.               Постановка учебной задачи.

1. Рассказ учителя.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева “Честное слово”. Давайте послушаем сообщение об этом авторе, которое приготовили ребята.

Д.Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908–1987). Родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, “где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль”. Этими качествами книги Пантелеев заслужили свою популярность.

В 1930–40 гг. он объединил ряд своих произведений в цикл “Рассказы о подвиге”: “Пакет”, рассказывающий о гражданской войне, “Ночка”, “Гвардии рядовой”, посвященный событиям отечественной войны, “Новенькая”, “Платочек”.

Пантелеев был автором очерков, рассказов, дневников, посвященных блокадному Ленинграду: “В осажденном городе”, “Январь”, а также воспоминаний о писателях – С. Маршаке, Е. Шварце, М. Горьком.

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы (“Часы”, “Республика Шкид” и др.).

Умер писатель в 1987 г. в Москве.

- Главное действующее лицо повествования - герои сказки. Чтобы стать главным, герою нужно совершить поступок, хороший или плохой.

- В сказке не рассказывается о том, что чувствуют герои, когда встречается с очередной угрозой или опасностью. А вот из рассказа мы можем узнать, какие сложные и разнообразные переживания бывают у главных действующих лиц.

       Давайте, проверим наш вывод, прочитав рассказ Л.Пантелеева « Честное слово».

III.Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1.     Первичное восприятие текста. 

   (Чтение текста учителем.)

2.     Чтение текста учениками цепочкой.

3.     Работа над содержанием текста.

        - Понимал ли мальчик, стоя  на посту, что мальчики про него забыли?

        -  Что он почувствовал, когда на улице стемнело?       

       - Почему же он не ушёл?

       - Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика?

       - Как можно назвать их отношение к мальчику? Прочитайте это в тексте.

       -Заслуживает ли мальчик такое серьёзное отношение?

        Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают,

что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера. И в данном случае неважно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьёзно,  с уважением.

Маленький мальчик, который несмотря ни на какие обстоятельства, не нарушил своего слова, конечно, заслуживает такого серьезного отношения. Он проявил мужество и стойкость взрослого человека.

IV. Физкультминутка.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(присесть и руками над головой изображать ушки).

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть –

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

(хлопаем в ладоши).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать –

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать

(прыжки).

Зайку волк напугал

Быстро зайка убежал (бег),

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

V. Закрепление знаний и способов действий.

   1.  Работа по содержанию.

 - Охарактеризуйте мальчика. Какой  он?

- Смелый

- стойкий

- серьёзный

- мужественный

- ответственный

- честный

      - Что думает о будущем мальчика рассказчик? Найдите отрывок из текста и прочитайте его.

2.Работа над пословицами.

- Объясните смысл пословиц:

 Друзья познаются в беде.

 Уговор дороже денег.

 Давши слово, держись, а не давши, крепись.

3.     Игра «Превращение слов».

4.     Чтение по ролям до слов “Не успели мы втроем выйти из сада, …”

– Постарайтесь голосом передать настроение и состояние героев?

– Как понимаете выражение: “Кажется еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту”?

– Как вы думаете, почему майор согласился помочь?

– Как повел себя мальчик при виде военного? Почему?

– Что значит “весело и с облегчением засмеялся”?

5.     – Представьте, что вам предложили написать этому мальчику письмо. Чтобы вы написали? (Дети пишут в тетрадях.)

VI. Рефлексивно-оценочный.

- В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.

VII. Этап подведения итогов урока.

- Что было интересным?

- Что вызвало затруднение?

- Какие выводы вы сделали для себя?

 Д/з. Прочитать стр. 119-127, составить план.

 


 

Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»

Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы (“Часы”, “Республика

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы (“Часы”, “Республика

Зайку волк напугал Быстро зайка убежал ( бег ),

Зайку волк напугал Быстро зайка убежал ( бег ),
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2022