Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "Музыкальная культура эпохи классицизма. Сонатно-симфонический цикл".
Оценка 5

Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "Музыкальная культура эпохи классицизма. Сонатно-симфонический цикл".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
21.03.2024
Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "Музыкальная культура эпохи классицизма. Сонатно-симфонический цикл".
Конспект урока по музыкальной литературе. 2 год обучения.
Эпоха классицизма.docx

Урок 2.

Тема урока: Музыкальная культура эпохи классицизма. Сонатно-симфонический цикл.

Цель урока: знакомство учащихся с историей развития музыки эпохи классицизма, основными музыкальными жанрами эпохи.

Задачи урока:

- образовательные: познакомить учащихся развитием музыкального искусства эпохи классицизма, основными музыкальными жанрами и её представителями, закрепить полученный материал;

- развивающие: развивать речь и мышление учащихся, развивать образно-эмоциональное восприятие музыки, развивать умение сопоставлять факты и делать выводы.

- воспитательные: воспитывать организованность, активность, интерес к изучаемому материалу, расширить музыкальный кругозор.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы: наглядный, иллюстративно-объяснительный, частично-поисковый, исследовательский метод.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока: музыкальный центр, компьютер, доска, аудио- и видеозаписи, иллюстрации, презентация.

Ход урока.

1.                     Проверка домашнего задания, ответы на вопросы.

(Опрос по творчеству и биографии Генделя).

2.                      Изучение нового материала. Характеристика эпохи.

На доске написано слово "класс". Разбор и запись однокоренных слов (класс, классный, классик, классический и может быть классицизм).

С какими словами, понятиями ассоциируется ряд этих слов?

(Слова "класс" и "классный" ассоциируются с понятием "школа"; слово "классический" - со словами "эталон" , "образец", "пример для подражания").

Давайте подумаем.  какие деятели искусств считаются классиками? (те, чьи произведения выдержали проверку временем, а произведения, прошедшие эту проверку – классическими (примеры произведений, ставших классическими: стихи А.С. Пушкина; оперы В.Моцарта, симфонии Л.Бетховена и другие).

Художественный стиль классицизм возник в XVII столетии, во Франции. Классицизм (с лат.  образцовый) стиль в искусстве  XVII-начала XIX  века, который зародился во Франции. Основываясь на закономерности, разумности мирового устройства мастера этого стиля стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образам и воплощениям нравственных идеалов. Высшими, непревзойдёнными образцами художественного творчества они считали произведения античного мира, поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы. Основу классицизма составляло убеждение, что всем ходом вещей в природе и жизни управляет единый всеобщий порядок.

Главные качества классицизма: упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции.

Представители классицизма: композиторы Жан Батист Люлли и Жан Филипп Рамо

Музыкальные жанры: опера, лирическая трагедия (жанр французской оперы  рубежа XVII-XVIII веков, становление и расцвет в творчестве Люлли и Рамо).

В XVIII столетии начался новый виток развития
общественного сознания
настала Эпоха Просвещения.

Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Й.Гайдна, В.А.Моцарта и Л.Бетховена, работавших в преимущественно в Вене и образовавших направления в музыкальной культуре второй половины 18-го начала 19 столетия венскую классическую школу.

Композиторы венской школы создали очень стройную и логичную систему правил построения произведения. Благодаря такой системе самые сложные чувства обликались в ясную и совершенную форму.

И если в других видах искусства законы классицизма уже в начале 19-го века многим казались устаревшими, в музыке, система жанров, форм и правил гармонии разработанной венской школой, сохраняет свое значение до сих пор.

Из трех великих венских музыкальных классиков Гайдн — самый старший. Ему было 24 года, когда родился Моцарт, и 38 лет, когда родился Бетховен.

Музыкальные жанры: симфония, соната, струнный квартет.

Сформировался классический парный[1] состав симфонического оркестра из четырех групп инструментов: струнная, деревянно-духовая, медно-духовая, ударная (у Гайдна).

3.                     Инструментальная музыка.

В них большое значение приобрела сонатная форма. Поэтому инструментальные циклы называют сонатными или сонатно-симфоническими.

Сначала сонатами называли любые инструментальные произведения, чтобы отличить их от кантат – вокальных пьес.

Соната (с ит. «sonore» звучать)это произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатно-симфонического цикла (сонатные циклы для трех и более инструментов называются трио, квартет, квинтет и т.д.)

Большинством сонат (например у Гайдна и Моцарта) состоят из 3 частей. Части контрастны по характеру, темпу, размеру, но связаны общим замыслом и образуют единое целое.

1 часть – активная, энергичная, быстрая, пишется в сонатной форме (сонатного аллегро).

Сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиция, разработка и реприза.

Экспозиция (с лат. – изложение, показ) основана на 4 темах: главная, связующая, побочная, заключительная. Самые важные из них главная и побочная, они контрастны.

Главная партия обычно более активная, энергичная, решительная. Она звучит в основной тональности.

Связующая тема – это переход из тональности главной темы в тональность побочной темы.

Побочная партия гораздо мягче, напевнее, грациознее. Она звучит в тональности доминанты (мажор) или параллельной тональности (минор).

Заключительная партия – завершает экспозицию и утверждает тональность побочной партии.

В Разработке (развитие) происходит развитие тем экспозиции за счет смены тональности, лада, регистра, фактуры. Часто развивает самый выразительный мотив темы. Такое развитие называется мотивным.  Разработка – самый напряженный раздел сонатной формы. Именно здесь находится кульминация высшая точка тематического развития.

В Репризе (повтор) темы экспозиции повторяются в прежнем порядке, но теперь главная и побочная темы звучат в основной тональности.

В сонатной форме могут быть вступление и кода. Кодаэто дополнительное заключение, которое обычно закрепляет главную тональность. Иногда в ней опять развиваются основные музыкальные темы (обычно в симфониях).

2 часть – медленная, лирическая, созерцательная. Может быть написана в разных формах.

3 часть – быстрый, яркий, живой финал, часто бывает написан в форме рондо[2].

4.                     Симфония.

Симфония (с греч. созвучие) – в Древней Греции и Древнем Риме обозначало любое приятное для слуха сочетание звуков, а также совместное пение ансамбля или хора в унисон (один звук). Сегодня значение этого слова другое.

Симфонияэто произведение для симфонического оркестра, написанное в форме сонатно-симфонического цикла.

Существует множество различных вариантов симфонии с разным количеством частей от одной до пяти, с разным составом исполнителей, включая хор и певцов-солистов, с более свободным строением.

Классический сонатно-симфонический циклэто очень сложная многочастная инструментальная форма, где каждая часть имеет свое место и роль.

1 часть – активная, энергичная, содержит контрастные темы-образы, написана в быстром темпе, в сонатной форме.

2 часть - лирическая, созерцательная, написана в медленном темпе, форма различная.

3 часть – оживленная, танцевальная, обычно написана в трехчастной репризной форме. В симфониях Гайдна и Моцарта 3 часть называлась менуэтом[3], у Бетховена более острое скерцо (с нем. шутка).

4 часть – финал в быстром или очень быстром темпе, в форме рондо или сонатной форме.

Как правило 1, 3, 4, а иногда только 1 и 4 части симфонии пишутся в одной тональности.

Итак, мы упомянули слова «соната», «квартет», «симфония». Различие этих циклов зависит от состава исполнителей. Особое место принадлежит симфонии — произведению для оркестра, предназначенному для звучания в большом помещении перед многочисленными слушателями.

 В этом смысле симфонии близок концерт трехчастное сочинение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра. Наиболее же распространенные камерные инструментальные циклы — соната (для одного или двух инструментов), трио (для трех инструментов), квартет (для четырех инструментов), квинтет (для пяти инструментов).

5.                     Итог урока.

На следующем уроке мы продолжим изучать музыку эпохи классицизма и познакомимся поближе с жанром оперы. А пока подведём небольшой итог урока, посмотрим презентацию и ответим на несколько вопросов.

-Что такое классицизм, в какой стране и веке он зародился?

- Назовите ярких представителей эпохи классицизма.

- Что такое соната, симфония, сонатно-симфонический цикл?

 

6.                     Домашнее задание.

1)выучить новые определения в тетради;

2)знать строение сонаты и симфонии;

3)выполнить письменное задание в Р.Т. №60, 69, 72.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Парный состав  – всех инструментов по 2, например 2 флейты, 2 трубы и т.д.. Еще есть двойной состав оркестра ( когда к парному добавляются еще по 2 инструмента)

[2] Рондо (с фр. - круг) -  музыкальная форма, основанная на чередовании рефрена (как бы припева) с эпизодами. АВАСА

[3] Менуэт (с фр. – маленький шаг) – французский трехдольный изящный бальный  танец, в трехдольном размере с затактом, в умеренном темпе.

Урок 2. Тема урока : Музыкальная культура эпохи классицизма

Урок 2. Тема урока : Музыкальная культура эпохи классицизма

Давайте подумаем. какие деятели искусств считаются классиками? (те, чьи произведения выдержали проверку временем, а произведения, прошедшие эту проверку – классическими (примеры произведений, ставших классическими: стихи

Давайте подумаем. какие деятели искусств считаются классиками? (те, чьи произведения выдержали проверку временем, а произведения, прошедшие эту проверку – классическими (примеры произведений, ставших классическими: стихи

Композиторы венской школы создали очень стройную и логичную систему правил построения произведения

Композиторы венской школы создали очень стройную и логичную систему правил построения произведения

Сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиция, разработка и реприза

Сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиция, разработка и реприза

Симфония. Симфония (с греч. созвучие) – в

Симфония. Симфония (с греч. созвучие) – в

Как правило 1, 3, 4, а иногда только 1 и 4 части симфонии пишутся в одной тональности

Как правило 1, 3, 4, а иногда только 1 и 4 части симфонии пишутся в одной тональности

Домашнее задание. 1)выучить новые определения в тетради; 2)знать строение сонаты и симфонии; 3)выполнить письменное задание в

Домашнее задание. 1)выучить новые определения в тетради; 2)знать строение сонаты и симфонии; 3)выполнить письменное задание в

Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "Музыкальная культура эпохи классицизма. Сонатно-симфонический цикл".

Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "Музыкальная культура эпохи классицизма. Сонатно-симфонический цикл".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2024