Конспект урока «Семья под защитой закона»
Цель урока: сформировать представление учащихся о значении семьи в жизни человека.
Задачи урока:
1) сформировать представление о роли семьи в обществе;
2) раскрыть сущность понятия семейные правоотношения;
3) раскрыть порядок и условия заключения и расторжения брака, правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье;
4) развивать умения учащихся анализировать, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
Семейный кодекс РФ (извлечения), Конституция РФ, мультимедийный проектор, экран.
Основные понятия:
семейные правоотношения, брачный договор (контракт), брак, семья.
Ученики должны уметь:
- характеризовать семейное право как отрасль, брачный контракт;
- называть: условия заключения брака, условия заключения и прекращения семейных отношений;
- знать основные нормы правового регулирования семейных отношений.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Посмотрите пожалуйста на слайд и попробуйте самостоятельно определить тему урока. Что мы видим на экране?
Итак, записываем тему урока «Семья под защитой закона».
Давайте вместе сформулируем проблему сегодняшнего урока и составим план. Какие вопросы в изучении сегодняшней темы мы должны затронуть? (варианты детей)
Проблема: Для чего нужна человеку семья?
План урока:
1. Семья и источники семейного права.
2. Брак. Условия заключения и расторжения брака
3. Права и обязанности супругов
4. Права и обязанности родителей и детей
Ребята, давайте вместе вспомним, сколько отраслей права мы изучили?
Семейное право - это ещё одна отрасль права, которую мы будем изучать.
Какие источники права регулируют семейное право? (варианты детей)
Конституция закрепила основные права и свободы граждан в сфере семейных отношений.
Найдите в Конституции РФ статьи, касающиеся семейных правоотношений? (Дети, изучив Конституцию называют статьи)
Равенство прав и свобод мужчины и женщины (ст.19 п.3)
Равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию детей (ст.38 п.2)
Обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ст.38 п.3)
Отраслевым нормативно-правовым актом, регулирующим семейные правоотношения, является Семейный Кодекс РФ, принятый 8 декабря 1995 г.
Давайте устроим мозговой штурм и попробуем дать определение семьи?
Семья - это основанное на браке или кровном родстве малая группа, члены которой объединены общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью.
На основании определения найдите признаки семьи?
Признаки: брак, кровное родство, общий быт, взаимная моральная и правовая ответственность.
А какие вы знаете виды семей? (варианты детей)
Многодетные, малодетные, бездетные, многопоколенные, нуклеарные.
Физкультминутка: я называю вид семьи, а вы должны встать столько человек, сколько членов входят в состав этих семьей.
2. Создание семьи - ответственный шаг в жизни человека. Её создание начинается с брака.
Что такое брак? Ответы детей.
Брак - добровольный союз мужчины и женщины, с целью создания семьи, зарегистрированные в органах ЗАГСа.
На основании определения найдите признаки брака?
Признаки брака: союз мужчины и женщины, свободный союз, единобрачный союз, равноправный союз, союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа, союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности.
Теперь класс я попрошу разделиться на 2 группы. Первая группа находит в СК «Условия и порядок вступления в брак в схемах или заключение брака». Вторая группа «Порядок расторжения брака». 5 минут выписать.
Каковы условия и порядок вступления в брак?
Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, достижение брачного возраста, отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака:
а) не должны состоять в зарегистрированном браке
б) не должны быть близкими родственниками
в) недееспособность, признанное по суду
3. И вот у нас образовалась новая семья.
Теперь он и она должны решать многие вопросы совместно. Супруги равны между собой, их личные и имущественные права регулируются законом.
Подумайте и попробуйте дать определение: что такое семейные правоотношения?
Семейные правоотношения – это урегулированные нормами семейного права общественные отношения (связи), выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и некоторых других оснований.
Составить схему законный режим имущества супругов:
Имущество, нажитое до брака
Имущество, полученное во время брака в дар, в порядке наследования
Предметы индивидуального пользования
Личным имуществом каждый супруг владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно.
Договорной режим имущества супругов:
Брачный договор - соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке в случае его расторжения:
а) права и обязанности по взаимному содержанию
б) способы участия в доходах друг друга
в) порядок несения каждым из них семейных расходов
г) имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака
Задача 1. В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Крюковых гражданка Крюкова попросила не включать в общую собственность фарфоровую статуэтку 19 века, полученную ею в наследство от деда; пианино, приобретённое во время брака на средства, заработанные ею в загранкомандировке, и золотой перстень, который носила только она и являющийся, следовательно, её личным имуществом, не подлежащим разделу. Как поступит суд. Свой ответ поясните.
Семейное право регулирует отношения не только отношения между супругами, но и между родителями и детьми.
Теперь мы с вами видим таблицу права и обязанности родителей и детей. Задача ваших команд заполнить таблицу: 1 команда находит в СК права и обязанности родителей, 2 команда права и обязанности детей.
Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.
Родительские права прекращаются по достижении детьми 18 лет или при вступлении в брак.
Если родители уклонялись от содержания и воспитания своих детей, дети освобождаются от выполнения указанной обязанности.
Рефлексия
Ответить на проблемный вопрос (дети)
Итак, давайте с вами проведем рефлексию. Прием называется
Хорошо (эмоциональное состояние) какие эмоции испытывали
Интересно (что узнали)
Мешало (что мешало работать)
С собой (чему научились) и что возьмете с собой.
Домашнее задание.
Параграф 21, решить задачу.
Аркадий (14 лет) жалуется своим друзьям: «Мои родители – жестокие люди. Они требуют, чтобы я в 21.00 был дома, проверяют домашнее задание, не хотят разориться на мой сотовый телефон, а три старых я давно потерял». Может ли в данном случае быть поставлен вопрос о лишении родительских прав родителей Аркадия. Ответ поясните.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.