Методическая разработка урока по обществознанию в 7 классе "Деньги и их функции"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по обществознанию в 7 классе "Деньги и их функции"

Оценка 4.6
doc
математика
18.04.2020
Методическая разработка урока по обществознанию в 7 классе "Деньги и их функции"
урок обществознания 7 класс.doc

Методическая разработка урока по обществознанию в 7 классе         

"Деньги, их функции".

учителя истории и обществознания

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Порхова Псковской области»

 Яковлевой Ларисы Анатольевны                                                                                                  

Цели:     

Предметные: сформировать у обучающихся представления о причинах возникновения денег, их функциях; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег;

Метапредметные: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.   

 Личностные: сформировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание» 7 класса, под ред. Боголюбова Л.Н.; карточки с заданиями; театральные реквизиты

Основные термины:  бартер, эквивалент, деньги, функции денег, цена,  виды денег,

Межпредметные связи: история, математика, русский язык, литература

                                                                                                                                                                                     

Тип урока - изучение нового материала.  

Технология – педагогический театр

Методы -   проблемно-диалоговый,  игровой.

Форма урока: урок – спектакль

Средства обучения и воспитания: вербальные, наглядные, видео-аудио средства, компьютерные, действенно-практические.

 

ХОД УРОКА.

I.       Организационный момент.

Друзья мои!

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших добрых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений.

Мы ВМЕСТЕ поведем  урок…

 

Слайд 1.   27 марта во всем мире отмечали Международный день театра.

Наша Псковская земля имеет свои глубокие театральные традиции.

- Ребята, скажите, у вас в школе есть театральный кружок? Кто занимается в нем из вашего класса?

Мы сегодня с вами находимся в театральной студии и будем ВМЕСТЕ ставить спектакль.  По ходу спектакля  мы  будем  исполнять роли и режиссера,  и актеров.

II. Мотивационный момент:

Осталось  определить репертуар:  послушайте отрывок из пьесы и определите, о чем будет наш спектакль? (Учитель читает отрывок из пьесы А.С.Пушкина «Скупой рыцарь») 

 

Слайд 2

Счастливый день! могу сегодня я

В шестой сундук (в сундук еще неполный)

Горсть золота накопленного всыпать.

Не много, кажется, но понемногу

Сокровища растут.

Так я, по горсти бедной принося

Привычну дань мою сюда в подвал,

Вознес мой холм — и с высоты его

Могу взирать на все, что мне подвластно.  (пауза)

- О чем будет сегодня спектакль?

Мы будем говорить о деньгах и название нашего спектакля «Деньги, их функции».

Большинство из нас знает о денежном мире крайне мало. Хотя, некоторое представление о законах денежного мира необходимо знать  каждому.

-Ребята, скажите,  а что вам известно  о деньгах?

- Почему так важно изучать эту тему?

- Исходя из названия спектакля, давайте поразмышляем вместе, какая будет цель и задачи нашего спектакля? («Мозговой штурм» Учитель записывает на доске ответы учеников)

Ребята,  если обобщить, можно ли сказать, что цель спектакля -   расширить и обобщить знания о деньгах.

А задачи спектакля:

·        выяснить причину появления денег,

·         определить  функции  денег

·        узнать,  как изменились деньги на протяжении истории Слайд 3.

А вот и афиша спектакля!  

Ребята, при подготовке программы спектакля я очень спешила и не успела ее доделать. Я прошу вас  ее  исправить  и дополнить к концу урока (учитель раздает на столы «Программки» - см. Приложение I)

 

Слайд 4    В нашем спектакле будет три действия:    

1.      «Как деньги стали деньгами?» или «Средневековая ярмарка»

2.      «Функции денег»

3.      «Деньги меняют обличье» или «Чудесное превращение»

 

II.    Содержательный момент.  Изучение нового материала:

 

Слайд 5  Действие 1  «Как деньги стали деньгами?» или  «Средневековая ярмарка»   

-Ребята, кто знает, что такое обмен?  (ответы учеников)

Обобщение учителя: Передача чего-либо взамен, он  необходим для удовлетворения  своих потребностей. Первоначально люди обходились обменом товара на товар – бартером.       

Давайте,  побываем на средневековой ярмарке и представим себе эту сцену. Мне нужны три актера: Гончар, Кузнец, Мастерица (учитель приглашает по очереди актеров и дает им необходимые реквизиты и карточки с небольшим текстом). Ваша задача разыграть сцену (см. Приложение II):

- Гончар, обращается к Кузнецу: «Мне нужны новые  ПОДКОВЫ для моей лошади, а у меня есть красивые глиняные КУВШИНЫ.  Давай поменяемся!»

- Кузнец отвечает Гончару: «А мне НЕ НУЖНЫ твои красивые глиняные кувшины, я их обменял на прошлой ярмарке. Вот тряпочную КУКЛУ я бы приобрел для своей дочурки. А вот вижу, Мастерица ходит со своими изделиями! Уважаемая, давай поменяемся, я отдам тебе ПОДКОВЫ  для лошади, а ты мне КУКЛУ для моей красавицы-дочки».

- Мастерица: «Здравствуйте, добрые люди, а я вот хочу обменять КУКЛУ на глиняный КУВШИН, мой-то протекать стал. Гончар, давай  обменяемся!»

- Гончар: «Да зачем мне твоя кукла, мои сыновья в них не играют, мне нужны подковы для лошади!»

Учитель обращается к актерам:

- Ребята, просто ли вам было совершить обмен?

Действительно, при обмене необходимо, чтобы потребности мастеров совпадали.

- Что же делать в такой ситуации, предложите,  как вам уйти с ярмарки с необходимым для вас товаром?

Учитель: «Садитесь, ребята, спасибо за вашу игру».

Слайд 6 .  Обобщение учителя: Люди догадались, что сделку можно разделить во времени. Сначала глиняный кувшин  мы обменяем на какой-то товар посредник, а уж потом этот товар обменяем на нужную нам вещь.  Товар-посредник выступает в данном случае в роли эквивалента.

- Что означает слово «эквивалент»?

Это нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару.

В роли эквивалента у разных народов в разное время побывали товары, которые в данной местности ценились.

- Ребята, предложите,  какие товары могли служить  товаром-посредником или эквивалентом?       

      Слайд 7. Обобщение учителя:  

·         У некоторых племен товарами-эквивалентами  был скот: коровы, лошади, овцы.

·         В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты,  называли “солинусы”, от которых произошло слово «солдат».

·         У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, зерно, янтарь.

 

Слайд 8. Все названные богатства, которые принимались в оплату за товары или услуги стали играть роль денег. Постепенно эта роль перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. Так появились первые деньги.

- В чем преимущества металлов?  

Обобщение учителя:

·        Металлы, отличаются  такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость.

·         Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений.

·        И  металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах.

 

-Давайте подведем итог первого действия «Как деньги стали деньгами?».  Что означает термин «деньги»?

Обобщение учителя:  «Деньги – это универсальный товар, посредством которого выражается стоимость всех других товаров»

Физминутка        

Первое действие закончено. В нашем театре – антракт, отдых и у нас новые герои. (видеофрагмент)

Частушки для скоморохов  (см. Приложение III):


Слайд 9 . Действие 2  «Функции денег» 

-Что такое функция? Это роль, значение.

- Какую роль играют деньги, давайте выясним вместе. Для этого проведем работу в малых творческих театральных группах. У нас их пять, соответственно названию функции денег. Руководитель группы выберет денюшку с заданием (ученики выбирают свою функцию)(см. Приложение IV)

Задание «сценка-загадка».  Рассмотрите рисунок на стр.182  и с помощью предложенных вам  реквизитов обыграйте свою функцию денег, не называя ее,  используя ситуации из жизни.

А в качестве денег будет выступать псковская деньга или «псковка».  Это - монета независимой Псковской республики, чеканившаяся с 1425 до 1510 года. На аверсе помещался погрудный портрет покровителя города князя Довмонта.

На подготовку  задания 3  минуты.

Выступление театральных групп. После выступления каждой группы обучающиеся узнают название функции денег.

Ребята, с вашей помощью мы определили пять функций денег. Спасибо! Слайд 10 (С названиями функций).

Действие 3 «Деньги меняют обличье» или «Чудесное превращение»  

Слайд 11. Ребята, сейчас я выступлю в роли актера - фокусника. А вы подумайте, о чем фокус? (фокус учителя: в сундук опускается  металлическая монета, вынимается  бумажная купюра, а потом   пластиковая карточка)

- Прокомментируйте, в чем мой фокус?

В превращении!   (Продолжение слайда)

Обобщение учителя: Фокус показывает, что деньги бывают в разном виде. Деньги,  меняя своё обличье, сохраняют свои важнейшие функции.

- Давайте подумаем вместе, почему произошли изменения внешнего вида денег? (для удобства)

Действие третье закончилось. Спасибо всем.

III. Аналитический момент. Закрепление и обобщение изученного на уроке:

 Ребята, на ваших столах программка нашего спектакля, вы не забыли, что ее надо отредактировать. Я думаю, что вы успеете это сделать за две минуты.

Ребята, у вас получилось выполнить это задание? Давайте проверим.

Слайд 12=слайд 2 (афиша)

Ребята, перед нами стояли задачи:

·         выяснить, причину появления денег,

·         определить  функции  денег

·        узнать, как изменились деньги на протяжении истории

для достижения цели расширить и обобщить знания о деньгах.

- Мы выполнили задачи, достигли цели?

Учитель заслушивает ответы учеников

Ребята, запишем домашнее задание Слайд 13 параграф 17 стр.188 вопрос №3 устно;  задание на выбор: творческое  название спектакля, кроссворд, зарисовку  на тему нашего спектакля

IV. Рефлексивный момент (эмоциональный).

 Слайд  14

Учитель: - Ребята, спектакль закончился, спасибо всем актерам, режиссерам, зрителям. Аплодисменты и будут оценкой вашей игры на  спектакле.   

 

Приложение I  «Программа с ошибками»

 

 

 

I.       «Как деньги стали деньгами» или «Средневековая ярмарка»

  1. Первоначально  люди обходились обменом товара на товар, то есть_________
  2. Товар-посредник выступает  в роли _________________
  3. _________________   это нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару.
  4. Все названные богатства, которые принимались в оплату за товары или услуги стали играть роль________________. Постепенно эта роль перешла к ____________________
  5. ______________– это универсальный товар, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.
  6. Какое суждение верно?

А. Деньги усложняют обмен.   Б. Деньги облегчают обмен. Свой выбор объясни.

II.    «Функции денег»

функция

пример

Мера стоимости                                         

вклад в сбербанке

 

ценник в магазине

Средство платежа 

возвращение долга мировому валютному фонду

Средство накопления

покупка   хлеба

Мировые деньги

 

III. «Деньги меняют обличье» или «Чудесное превращение»

________________                        __________________                          __________________

 

Математические задачи. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего?

На средневековой ярмарке: «Эй, народ псковский, покупай рыбку маленькую - снеток, по 35 рублей за сотню». Сколько стоил 1 снеток? 

 

Приложение II.   Сценка «Средневековая ярмарка»

- Гончар, обращается к Кузнецу: «Мне нужны новые  ПОДКОВЫ для моей лошади, а у меня есть красивые глиняные КУВШИНЫ.  Давай поменяемся!»

- Кузнец отвечает Гончару: «А мне НЕ НУЖНЫ твои красивые глиняные кувшины, я их обменял на прошлой ярмарке. Вот тряпочную КУКЛУ я бы приобрел для своей дочурки. А вот вижу, Мастерица ходит со своими изделиями! Уважаемая, давай поменяемся, я отдам тебе ПОДКОВЫ  для лошади, а ты мне КУКЛУ для моей красавицы-дочки».

- Мастерица: «Здравствуйте, добрые люди, а я вот хочу обменять КУКЛУ на глиняный КУВШИН, мой-то протекать стал. Гончар, давай  обменяемся!»

- Гончар: «Да зачем мне твоя кукла, мои сыновья в них не играют, мне нужны подковы для лошади!»

 Приложение III. «Частушки для скоморохов» 


 1.        Деньги чаще подавай,

И при этом повторяй:

«Подаю я серебро,

Чтобы было мне добро».

 

2.         В окно мусор не бросают,

С ним и деньги улетают,

А не верите вы мне,

Так живите в нищете.

 

3.         Тот, кто ночью подметает,

Тот богатства выметает,

Не мойте вечером  полы,

Чтобы деньги не ушли.

 

4.         Умный деньги бережёт

И на стол их не кладёт,

И найдёт всегда предлог,

Не давать через порог.

 

5.         Не нужно приучать

 Часто деньги в долг давать,

        Если можешь, помоги -

       Заработать научи.

 

6.         В карманах дыры зашивай,

Небрежность здесь не позволяй,

Как деньги дыры те найдут,

То непременно утекут.

 

  1. Мы про деньги вам пропели,

Хорошо ли, плохо ли,

 А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.


 

 

Приложение IV. Задание «сценка-загадка». 

  1. Рассмотрите рисунок на стр.182  и с помощью предложенных вам  реквизитов обыграйте свою функцию денег, не называя ее,  используя ситуации из жизни.

Функция «Мера стоимости».

 Комментарий: в этой функции деньги выступают каждый раз, когда, когда приходится решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар. У товара появляется цена – стоимость, выраженная в деньгах. Смотришь на ценник и понимаешь, что один товар дороже другого, например, в два раза.

Реквизиты:  ценники, товары

 

 

 

  1. Рассмотрите рисунок на стр.182  и с помощью предложенных вам  реквизитов обыграйте свою функцию денег, не называя ее,  используя ситуации из жизни.

 

Функция «Средство обращения».

 Комментарий: Деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки. Правда, в роли посредника при обмене деньги выступают мимолетно.

       Реквизиты:  деньги, товары

 

  1. Рассмотрите рисунок на стр.182  и с помощью предложенных вам  реквизитов обыграйте свою функцию денег, не называя ее,  используя ситуации из жизни.

 

Функция «Средство платежа».

 Комментарий: Деньги используются, например, при выплате заработанной платы, при продаже товара в кредит, при оплате за проезд в транспорте, при оплате коммунальных расходов и т.д. В этих случаях деньги опережают товары и услуги в их стремлении к взаимному обмену.

        Реквизиты:  деньги, автобусные билеты

 

 

  1. Рассмотрите рисунок на стр.182  и с помощью предложенных вам  реквизитов обыграйте свою функцию денег, не называя ее,  используя ситуации из жизни.

 

Функция «Средство накопления».

 Комментарий: Деньги выступают в роли сокровищ, хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде вклада. Деньги как средство накопления позволяют осуществить в будущем различные планы.

        Реквизиты:  деньги, копилка

 

  1. Рассмотрите рисунок на стр.182  и с помощью предложенных вам  реквизитов обыграйте свою функцию денег, не называя ее,  используя ситуации из жизни.

Функция «Мировые деньги».

 Комментарий: Деньги как всеобщее платежное средство существуют и в международных связях. С их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам. До XX века роль мировых денег играли благородные металлы, в первую очередь золото. В наши дни эту роль выполняют некоторые национальные валюты - доллар США, фунт стерлингов, евро.

     Реквизиты:  деньги  

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока по обществознанию в 7 классе "Деньги, их функции"

Методическая разработка урока по обществознанию в 7 классе "Деньги, их функции"

Учитель читает отрывок из пьесы

Учитель читает отрывок из пьесы

Кузнец отвечает Гончару: «А мне

Кузнец отвечает Гончару: «А мне

Слайд 9 . Действие 2 «Функции денег» -Что такое функция?

Слайд 9 . Действие 2 «Функции денег» -Что такое функция?

П риложение I «Программа с ошибками»

П риложение I «Программа с ошибками»

Приложение II. Сценка «Средневековая ярмарка» -

Приложение II. Сценка «Средневековая ярмарка» -

Рассмотрите рисунок на стр

Рассмотрите рисунок на стр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020