Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе Тема урока " Охрана природы"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе Тема урока " Охрана природы"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
02.03.2024
Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе  Тема урока " Охрана природы"
Урок -суд с элементами инсценизации.Суд над человеком за его безответственное отношение к природе.
Урок окружающий мир 4 класс.docx

  Автор методической разработки

учитель начальных классов Звягинцева Светлана Алексеевна

Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе                                                      

Тема урока: Охрана природы

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4  

Тема: Охрана природы

Цель: создать условия для знакомства учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию

экологического  сознания;  расширить  знания  о  заповедниках  России  и  заповедниках  Донского  края;  воспитывать  бережное

отношение к природе родного края, гордость за её природные богатства.

Формирование УУД:

Познавательные 

·  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. 

·  Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

Коммуникативные 

·  Допускать  возможность  существования  различных  точек  зрения,  в  т.ч.  не  совпадающих  с  его  собственной,  и

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.  

·  Формулировать собственное мнение и позицию. 

·  Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные 

·  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем

плане.

·  Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные   

·  Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.

·  Принятие  ценности  природного  мира,  готовность  следовать  в  своей  деятельности  нормам  природоохранительного,

нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   

Предметные:  

·  Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического

поведения в школе, быту и природной среде.

·  Определять  характер  взаимоотношений  человека  и  природы,  находить  примеры  влияний  этих  отношений  на  природные

объекты, здоровье и безопасность человека.

1

 

Планируемый результат:

·  Учащиеся познакомятся с возникновением и созданием заповедных зон, узнают сведения о заповедниках.

Основные понятия: Природа, заповедник, заказник, охрана.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4  

Тема: Охрана природы

Цель: создать условия для знакомства учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию

экологического  сознания;  расширить  знания  о  заповедниках  России  и  заповедниках  Донского  края;  воспитывать  бережное

отношение к природе родного края, гордость за её природные богатства.

Формирование УУД:

Познавательные 

·  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. 

·  Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

Коммуникативные 

·  Допускать  возможность  существования  различных  точек  зрения,  в  т.ч.  не  совпадающих  с  его  собственной,  и

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.  

·  Формулировать собственное мнение и позицию. 

·  Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные 

·  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем

плане.

·  Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные   

·  Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.

·  Принятие  ценности  природного  мира,  готовность  следовать  в  своей  деятельности  нормам  природоохранительного,

нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   

Предметные:  

·  Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического

поведения в школе, быту и природной среде.

·  Определять  характер  взаимоотношений  человека  и  природы,  находить  примеры  влияний  этих  отношений  на  природные

объекты, здоровье и безопасность человека.

1

 

Планируемый результат:

·  Учащиеся познакомятся с возникновением и созданием заповедных зон, узнают сведения о заповедниках.

Основные понятия: Природа, заповедник, заказник, охрана.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4  

Тема: Охрана природы

Цель: создать условия для знакомства учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию

экологического  сознания;  расширить  знания  о  заповедниках  России  и  заповедниках  Донского  края;  воспитывать  бережное

отношение к природе родного края, гордость за её природные богатства.

Формирование УУД:

Познавательные 

·  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. 

·  Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

Коммуникативные 

·  Допускать  возможность  существования  различных  точек  зрения,  в  т.ч.  не  совпадающих  с  его  собственной,  и

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.  

·  Формулировать собственное мнение и позицию. 

·  Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные 

·  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем

плане.

·  Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные   

·  Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.

·  Принятие  ценности  природного  мира,  готовность  следовать  в  своей  деятельности  нормам  природоохранительного,

нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   

Предметные:  

·  Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического

поведения в школе, быту и природной среде.

·  Определять  характер  взаимоотношений  человека  и  природы,  находить  примеры  влияний  этих  отношений  на  природные

объекты, здоровье и безопасность человека.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4  

Тема: Охрана природы

Цель: создать условия для знакомства учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию

экологического  сознания;  расширить  знания  о  заповедниках  России  и  заповедниках  Донского  края;  воспитывать  бережное

отношение к природе родного края, гордость за её природные богатства.

Формирование УУД:

Познавательные 

·  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. 

·  Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

Коммуникативные 

·  Допускать  возможность  существования  различных  точек  зрения,  в  т.ч.  не  совпадающих  с  его  собственной,  и

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.  

·  Формулировать собственное мнение и позицию. 

·  Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные 

·  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем

плане.

·  Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные   

·  Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.

·  Принятие  ценности  природного  мира,  готовность  следовать  в  своей  деятельности  нормам  природоохранительного,

нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   

Предметные:  

·  Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического

поведения в школе, быту и природной среде.

·  Определять  характер  взаимоотношений  человека  и  природы,  находить  примеры  влияний  этих  отношений  на  природные

объекты, здоровье и безопасность человека.

1

 

Планируемый результат:

·  Учащиеся познакомятся с возникновением и созданием заповедных зон, узнают сведения о заповедниках.

Основные понятия: Природа, заповедник, заказник, охрана.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4  

Тема: Охрана природы

Цель: создать условия для знакомства учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию

экологического  сознания;  расширить  знания  о  заповедниках  России  и  заповедниках  Донского  края;  воспитывать  бережное

отношение к природе родного края, гордость за её природные богатства.

Формирование УУД:

Познавательные 

·  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. 

·  Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

Коммуникативные 

·  Допускать  возможность  существования  различных  точек  зрения,  в  т.ч.  не  совпадающих  с  его  собственной,  и

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.  

·  Формулировать собственное мнение и позицию. 

·  Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные 

·  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем

плане.

·  Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные   

·  Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.

·  Принятие  ценности  природного  мира,  готовность  следовать  в  своей  деятельности  нормам  природоохранительного,

нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   

Предметные:  

·  Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического

поведения в школе, быту и природной среде.

·  Определять  характер  взаимоотношений  человека  и  природы,  находить  примеры  влияний  этих  отношений  на  природные

объекты, здоровье и безопасность человека.

1

 

Планируемый результат:

·  Учащиеся познакомятся с возникновением и созданием заповедных зон, узнают сведения о заповедниках.

Основные понятия: Природа, заповедник, заказник, охран

Ф.И.О. Макарова Анастасия Сергеевна, Кравченко Любовь Ивановна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4  

Тема: Охрана природы

Цель: создать условия для знакомства учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию

экологического  сознания;  расширить  знания  о  заповедниках  России  и  заповедниках  Донского  края;  воспитывать  бережное

отношение к природе родного края, гордость за её природные богатства.

Формирование УУД:

Познавательные 

·  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. 

·  Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

Коммуникативные 

·  Допускать  возможность  существования  различных  точек  зрения,  в  т.ч.  не  совпадающих  с  его  собственной,  и

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.  

·  Формулировать собственное мнение и позицию. 

·  Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные 

·  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем

плане.

·  Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные   

·  Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.

·  Принятие  ценности  природного  мира,  готовность  следовать  в  своей  деятельности  нормам  природоохранительного,

нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

1

 

Планируемый результат:

·  Учащиеся познакомятся с возникновением и созданием заповедных зон, узнают сведения о заповедниках.

Основные понятия: Природа, заповедник, заказник, охрана.

 Цели  урока:

1. Общеобразовательные:

а) формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;

б) познакомить с профессией – эколог;

в) выявить основные пути загрязнения  природы;

г) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

2. Развивающие:

а) расширять кругозор детей о природе;

б) развивать логическое мышление;

в) развивать познавательный интерес к предмету.

 3. Воспитательные:

а) воспитывать бережное отношение к природе;

б) формировать гражданскую позицию: « Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».

Тип урока: урок – суд, урок-инсценизация

Оборудование: таблицы, иллюстрации с изображением растений и животных, занесённых в Красную книгу России, карта России с условными обозначениями заповедников, плакат «Как прекрасен этот мир», презентация к уроку, интерактивная доска , компьютер, маски и костюмы животных.

                                                Ход урока

І  Организация класса.

а) Прогноз погоды.(заполнение календаря природы)

Проверка домашнего задания.

Какую тему изучали на уроке? Какие природные зоны знаете? Каковы особенности зоны степей? В какой зоне находится наша местность? Рассказать о труде людей в зоне степей. Почему степную зону называют житницей? Как влияет трудовая деятельность людей на жизнь животных и растений?

ІІ    Актуализация опорных знаний.

1.Слово учителя.

Распахивая земли, вырубая  леса, застраивая всё заводами , люди  наносят вред природе. В степной зоне почти не осталось нераспаханных земель. Животный и растительный мир в опасности. Природа даёт нам всё для жизни: воду, воздух, еду. Все мы - дети природы, но не все одинаково бережно относимся к ней.

2.Сообщение темы урока.

Сегодня у нас необычный урок. Урок милосердия и справедливости.

Тема урока: «Планета  Земля - наш общий дом.»

Сегодня я встретила почтальона, который вручил мне письмо. Сказал открыть его на уроке  природоведения(читаю письмо).

Я очень хочу, чтоб вы сегодня на урок взяли не только книгу, тетрадь, но и сердце. Ведь прикоснуться к прекрасному ,можно только сердцем.

Посмотрите на этот плакат «Как прекрасен этот  мир! »Прекрасны творения природы, ими нужно восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки  природа, если бы ни одно обстоятельство. Всему живому угрожает опасность .  (стук в дверь)

-Ребята, нам  принесли очень тревожную телеграмму. Я вам её прочту «Планета людей в опасности! Планета людей в опасности!»

-Какая же опасность угрожает нашему дому?

1й. Авария на ЧАЭС стала трагедией  народа. Радиационные вещества, которые попали в окружающую среду, пагубно влияют на всё живое, на здоровье людей.

2й. Заводы и фабрики причиняют вред. Каждый год в реки, моря, озёра выбрасывается до 6 кубометров загрязнённой воды, десятки миллионов тонн вредных веществ.

3й. Облака несут кислотные дожди, пылевые бури.

4й.   Лес на нашей планете исчезает со скоростью 20 га за минуту. За 60 лет исчезло 76 видов животных,26 видов птиц, гибнет рыба.

5йПотоки машин отравляют воздух, каким мы дышим.

6й. Рост заболеваний среди детей вырос в 6-8 раз.

7й.Мы должны бить тревогу, чтобы спасти Землю.

Учитель.

Природа в опасности. Но как часто мы можем наблюдать как кто-то из вас рвёт с корнем цветы, убивает лягушек, бросает камни в птиц- ради развлечения. А ведь мы с вами учим правила поведения в природе. Давайте повторим их. (дети показывают знак)

-Не ломай  ветви деревьев и кустов.

-Не рви на лугах и в лесах цветы.

-Не лови бабочек, пчёл, насекомых.

-Не разоряй муравейники.

-Не разоряй птичьи гнёзда.

Уч. Дерево, цветок, трава и птица.

      Не всегда умеют защититься.

      Если будут уничтожены они

     На планете мы останемся одни.

Учитель. Мы часто слышим «Человек- царь природы» .А кто поставил человека над природой? Сам человек! Кто такой человек без природы? Представить свою жизнь невозможно без пения птиц, шелеста листьев, без воздуха, воды.

Всё нам щедро даёт природа, а взамен просит  бережного отношения к ней. Но жаль ,ни растения, ни животные не умеют говорить. А если б могли? Давайте пофантазируем.

Сегодня мы будем судить человека. За бездумное отношение к природе человек понесет наказание.

ІІІ Экологический суд.

Судьёй у нас будет Зубр. Было время, когда жизнь его была на волоске. Зубров истребляли, убивали, уничтожали.

Главный обвинитель –Тур. Я объясню почему. Дело в том, что последний тур был убит в 17 столетии.

Адвокат –защитник -Собака. Присяжные заседатели все, кто находится у нас в классе.

Судья. Прошу внимания! Судебное расследование начинается! Слово- главному обвинителю.

Тур. Мне трудно говорить. И не только потому ,что меня уже нет на свете. Я боюсь,  много видов растений и животных исчезнут так, как мой вид. Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое прекрасное животное ,как морская корова. Её тело достигало 9 метров.  Весила  она 40 тонн, а молоко было вкусным и полезным.

Ещё один пример, странствующий голубь, который умер ещё в начале нашего  столетия. Огромные стаи уничтожались ради  мяса.

Ливанский кедр. Когда-то это дерево росло везде, но его решили выменять на канаты, ткани, золото ,которые привозили из Египта. Вот результат: сейчас только в Ливане осталось лишь 400 деревьев. Где б ни появился человек, он всё уничтожает, кого-нибудь убивает. А что делается сейчас! Отравлен воздух, реки. Посмотрите! Остановитесь! Подумайте!

Зубр. Какое наказание, по-вашему мнению, заслуживает человек?

Тур. Он уже наказан.И продолжает наказывать себя. Хотя, своё мнение я выскажу позже.

Зубр. Теперь слово защите.

Собака. Кто ,как не мы, домашние животные, знаем человека?

Тур .Смешно! Вы же зависите во всем. Вам не выгодно обвинять его. Кто даёт вам есть, пить?

Собака. А вы знаете ,что первый заповедник был образован ещё в 1832г. В Америке. А в нашей степной зоне их четыре.

Зубр. Заслуживаем свидетелей со стороны защиты и обвинения. Первый свидетель-воздух.

Воздух. За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 млр. тонн. В результате уменьшается  озоновый  слой, появляются  озоновые дыры.

Зубр .Свидетель вода.

Вода .Учёные подсчитали, что каждый год в водоёмы поступает столько вредных веществ, что ними можно было бы заполнить 10000тов.поездов. Умирают реки и озёра. Загрязнённой водой нельзя пользоваться. Человек ещё не понял многое, что происходит вокруг него.

Зубр Свидетель почва.

Почва. Почва образуется очень медленно. Нужны сотни и тысячи лет .А уничтожить её можно быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожено 1,4часть всех плодородных земель.

Зубр. Слово защите.                      

Собака. Очень жаль! Но пока всё это» горькая»  правда. Но ведь человеку нужна вода, чтоб варить сталь, делать бумагу.        

Зубр .Заслуживаем свидетелей Аполлон и Махаон.

Аполлон. И слушать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а потом заповедники и фабрики открывают. Мы очень обижены на людей!

Махаон. Как простить, если нас ловят все, кому не лень. Я очень жалею, что родилась такой красавицей.

Аполлон. Как убедить человека, что мы красивы только на воле, в полёте! С каждым годом нас становится всё меньше и меньше!

Зубр .Послушаем свидетелей защиты. Цветы.

Мать- и -мачеха. И нас тоже всё меньше и меньше. Природа нам велела цвести очень рано. И человек, соскучившись долгой зимой за цветами, просто срывают нас, чтоб подержать в руках. Сорвут и выкинут. А ведь мы лекарственные растения.

Ландыш. Меня рвут не задумавшись. А ведь чтоб я зацвёл, с того времени как упало в землю моё семечко ,должно пройти  10 лет!

Зубр. Но ведь ландыши рвут в лекарственных целях!

Ландыш. Рвать меня можно только ранней весной, только осторожно. Было время, когда меня можно было встретить везде. А сейчас я требую охраны!

Колокольчик. У нас в стране 18 тыс. видов травянистых растений. И многие из них занесены в Красную книгу! Колокольчик, подснежник, пион, зверобой.

Зубр. Свидетель Жаба.

Жаба. Человеческая неблагодарность не знает границ. Никому нет дела до того, что мы уничтожаем 2% вредных насекомых. Слизь, которую выделяет наша кожа, убивает вредные бактерии в водоёмах. Как жаль, что мы такие беззащитные.

Зубр .Следующий свидетель Сова.

Сова. Все животные интересны. Но мы, птицы, очень интересны любителям природы. Кому-то хочется посадить нас в клетку, кому-то нужно чучело, кому мясо. Сколько моих братьев и сестер никогда не увидят люди. За последние 150 лет исчезло 150 видов птиц!

Зубр. После  всего, что мы  узнали, что же нам делать с человеком!

Собака. В любом суде даётся слово обвиняемому. Послушаем человека.

Человек .Не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого нам не легче.

Собака. То, что сделал человек с природой -тяжёлое преступление .Но ведь человек, только он может всё исправить. Только человек создал Красную книгу, заповедники, охраняет их. К нашему счастью, люди на Земле разные.

Зубр. Не возражаю. Только благодаря человеку мне удалось выжить.

Тур. Выходит, человек сам себе подписывает смертный  приговор.

Дети .Спасём воду в морях и океанах, малых и больших реках.

             Спасём редких птиц.

             Спасём исчезающие растения.

              Спасём тишину улиц от звонких двигателей.

Спасём рассветы от дыма и гари.

Спасём землю.

Тур. От кого спасёте!

Все: От себя.

VI. Тест «Умеешь ли ты охранять природу».

Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»

1.     Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше – 1 балл;
б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу – 5 баллов

2.     Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца – 3 балла;
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели – 5 баллов;
в) буду наблюдать издали – 1 балл.

3.     Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно – 5 баллов;
б) расспрошу об этом учительницу – 2 балла;
в) не пойду – 1 балл.

4.     После привала в походе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?
а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик 1балл,
б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился – 5 баллов;
в) закопал бы в землю – 3 балла.

5.     Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
А) почти все знаю, но хотел бы знать больше – 3 балла;
Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше -1 балл;
В) я люблю природу, но мы этого еще не проходили – 5 баллов.

V Рефлексия

Сегодня урок был добрым. Ребята, природа ждёт от вас не чёрствости и зла, а мудрости и доброты. Сегодня вы ещё маленькие, но пройдут годы, от вашей внимательной, мудрой деятельности  будет зависеть жизнь на Земле. Будьте мудрыми, как природа, щедрыми, как земля. Помните всегда - планета Земля- наш общий дом.

На уроке вы работали хорошо, но настоящую оценку вам поставит сама природа.

Д.з. Посадить дерево ,куст ,цветок. Помочь птицам зимой.

 

 

 

 


 

Автор методической разработки учитель начальных классов

Автор методической разработки учитель начальных классов

Распахивая земли, вырубая леса, застраивая всё заводами , люди наносят вред природе

Распахивая земли, вырубая леса, застраивая всё заводами , люди наносят вред природе

А ведь мы с вами учим правила поведения в природе

А ведь мы с вами учим правила поведения в природе

Ещё один пример, странствующий голубь, который умер ещё в начале нашего столетия

Ещё один пример, странствующий голубь, который умер ещё в начале нашего столетия

Аполлон. И слушать ничего не хотим

Аполлон. И слушать ничего не хотим

Собака. То, что сделал человек с природой -тяжёлое преступление

Собака. То, что сделал человек с природой -тяжёлое преступление

V Рефлексия Сегодня урок был добрым

V Рефлексия Сегодня урок был добрым
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2024