Методическая разработка урока по предмету "Литературное чтение" на тему: "Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег. Басни Л.Толстого", УМК "Перспектива", 4 класс

  • docx
  • 05.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Документ Microsoft Word.docx

07.05.2019

Тема урока: Самостоятельное чтение.

Л. Толстой. Был русский князь Олег.

Басни Л.Толстого. с. 127-128

Цели: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; учить анализировать прочитанное, выявлять мотивы и причины поступков героев; развивать речь, внимание, мышление; прививать добрые чувства к близким и окружающим людям.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:

- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Оборудование: книги Л.Н. Толстого для детей, репродукции картин В.М. Васнецова, текст поэмы А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Работа по теме урока

— Какие его произведения вы знаете и помните?

 

— На какие группы можно разделить эти произведения? (Рассказы и басни.)

 

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

 

— Что такое басня? (Примерный ответ. Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением.)

— Какие рассказы вам понравились?

— Что вы еще читали у Льва Николаевича? (Выразительное чтение отрывков из былин.)

— Что нового узнали на уроке?

— Что вам особенно понравилось из прочитанных произведений?

— Какую книгу захотелось прочитать?

— Нашли ли вы произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

— Прочитаем его выразительно.

(Первичное чтение с комментированием. Словарная работа.)

Ибо — потому что.

Волхвы, кудесники — колдуны, чародеи.

Княже - вежливое обращение к князю.

Укорять — обвинять.

Сей — этот.

Слывет — известна.

— О каком князе идет речь в отрывке из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина?

— Какую смерть предсказали волхвы князю?

— Как поступил князь Олег со своим конем, чтобы избежать смерти?

— Удалось ли ему уйти от судьбы?

— Заметили ли вы, что почти каждое предложение начинается с союза м? Почему? (Это придает речи напевность и связность, одно предложение словно перетекает в другое.)

— Каким еще жанрам литературы свойственна такая напевность и неторопливость? (Былинам.)

— Как надо читать это произведение? (Неторопливо, размеренно.)

(Повторное выразительное чтение отрывка.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 127. Сейчас вы прочитаете это произведение в пересказе Льва Николаевича Толстого. (Дети читают текст.)

— Какое произведение вам понравилось больше? Почему?

— Чем они отличаются? (Примерный ответ. Произведение Л.Н. Толстого написано прозой, а произведение А.С. Пушкина — в стихотворной форме. У А.С. Пушкина эта история описана более подробно. Понравилась сцена прощания князя Олега со своим любимым конем, как он приказал укрыть его ковром, выгуливать, купать, кормить отборным зерном, поить ключевой водой. Кажется, князь Олег даже плакал, когда с ним прощался. Он сначала жалеет, что послушался кудесника, думает, что не надо было верить его

словам, тогда бы и дальше они были вместе. Жалко, что предсказание кудесника сбылось.)

— Какую словесную иллюстрацию можно нарисовать?

— Что вы нарисуете на переднем плане? на заднем? («Олег на коне и волхвы», «Олег рядом с черепом коня», «Похороны Олега».)

— Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Встреча князя Олега с волхвом». Что вы видите? Расскажите.

— Прочитайте отрывок, соответствующий каждой репродукции.

(Первичное чтение басни «Кто прав?» учителем.)

— Ваши впечатления?

— В чем смысл, мораль басни?

— Прочитайте басню «Мудрый старик» про себя.

— Прочитайте выразительно вслух.

— Что делал старик?

— Что он ответил людям? Согласны ли вы с ним?

— Какие черты характера проявились у старика? (Ум, благородство, доброта, внимательное отношение к окружающим.)

— В чем заключается главная мысль басни Л.Н. Толстого?

— Прочитайте еще одну басню Л.Н. Толстого — «Два товарища». Определите, в чем ее мораль.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

VI. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

— Чему учат произведения Л.Н. Толстого?

Домашнее задание

Найти и прочитать другие басни Л.Н. Толстого. Подготовить выразительное чтение одной из них.