Методическая разработка урока по теме: « Бой купца Калашникова и опричника Кирибеевича» по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по теме: « Бой купца Калашникова и опричника Кирибеевича» по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Оценка 4.7
pdf
18.12.2022
Методическая разработка урока по теме: « Бой купца Калашникова и  опричника Кирибеевича» по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
урок по произведению Лермонтова.pdf

Методическая разработка урока по теме: « Бой купца Калашникова и опричника Кирибеевича» по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя

Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

 

(урок построен по карте «Устный урок -2» авторской технологии  Ф.Я. Вассермана «Биоинформатика и синергетика»)

 

Цель урока: раскрыть содержание конфликта между героями в «Песне…»; показать особенности героев поэмы, определить нравственный идеал автора, совершенствовать навыки анализа художественного произведения. 

Цели и задачи урока:

образовательная: ознакомление учащихся с художественным произведением М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; с историей создания, особенностями сюжета и композиции.

развивающая: развитие умения анализировать произведение, работать самостоятельно; проводить сопоставительный анализ художественных образов; проводить наблюдения и эксперимент, структурировать тексты,

осуществлять расширенный поиск информации; Планируемые результаты:

Личностные: развитие морального сознания в решении проблем на основе личностного выбора, формирование нравственного поведения, осознанного отношения к своим поступкам; формирование толерантности, доброжелательного отношения друг к другу. Метапредметные:

-   умение планировать пути достижения целей;

-   умение строить логическое рассуждение;

-   умение слушать партнера, аргументировать свою позицию - умение видеть культурологические связи. Предметные:

-   понимание литературы как один из способов познания жизни; - воспитание читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свою точку зрения; участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

 

вре мя

Деятельность учителя

Деятел ьность обуча

ющихс я

3

мин

I. Организационный момент. Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, пожелание  успеха. Совместное определение цели и задач урока.

Учени ки

осмыс ливают

 

 

 

постав ленну ю цель. 

4

мин

II. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Работа с ТСС (тематическим словарным запасом). 

Прочитать текст, выписать ключевые слова, аргументировать свой выбор.

Само слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». На опричников не распространялись ни государственные, ни церковные, ни моральные законы. Им было позволено всё, что было угодно царю. Главным критерием опричника была безусловная личная преданность государю. Опричники были фактически личной карательной гвардией Ивана Грозного.

Домостро́й — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. Свод правил общественного, религиозного и семейно-бытового поведения. Главной мыслью третьей части было полное подчинение жены мужу. Женщинам во всем надлежало слушаться мужа, не разговаривать с чужими на улице, не снимать платка, не поднимать глаз.

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ, и торговцы.

Ставит

ся 1-я

отметк

а в

МПМ

(матри ца посадо чных мест)

+

выпол

нен - не

выпол

нен

6

мин

III. Мотивация к изучению нового. Актуализация знаний. С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

1.Почему Лермонтов строит свое повествование именно победой Калашникова? (Калашников борется за правое дело, поэтому правда на его стороне. Справедливость должна восторжествовать. Зло должно быть наказано.)

2.В произведениях каких жанров добро всегда побеждает зло? (в произведениях устного народного творчества: в сказках, в былинах).

3.Почему Лермонтов выбирает жанр исторической песни, близкой к былине? (Считается, что история песни правдива. Герои показаны глазами народа. Так, в поэме народное мнение выражают гусляры. Они всегда прославляют народных героев.)

Учени ки отвеча ют на вопрос ы учител

я.

 

20 мин

IV. Работа с текстом. Закрепление и осмысление изученного.

Перекрестный опрос.

1)                Какие картины старой Москвы и ее быта рисует Лермонтов? 

2)                Что привлекает ваше внимание в этих описаниях? 

3)                Какими средствами изображаются герои поэмы?

4)                Кому из героев поэмы вы сочувствуете?

5)                Каким предстаёт перед нами купец Калашников? 6) По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду? 

7)                Что заставило «смутиться думой крепкою» Калашникова, вернувшегося домой? 

8)                В чем подозревает свою жену Калашников? 

9)                Почему он так строго ее встречает? 

10)           Как объяснить слова, которыми встречает муж Алену?

11)           Как объясняет Алёна Дмитриевна свое долгое отсутствие? 

12)           Как она реагирует на обвинения мужа?

13)           Что вы знаете о Домострое? 

14)           Боится ли Алёна Дмитриевна людского суда? Как она говорит об этом?

15)           Можем ли мы узнать из этой части, как относятся гусляры к поступку Кирибеевича? 

16)           Почему купец Калашников принимает решение биться с царским опричником?

17)           Почему позор женщины — это позор и её мужа, и всей семьи?

18)           Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?

19)           Как ведёт себя Кирибеевич перед началом поединка? Кому он кланяется? Как посмеивается над «плохими бойцами»?

20)           Как ведёт себя Степан Парамонович? Кому он кланяется?

21)           Как отвечает на хвастливый вопрос Кирибеевича?

22)           Где ищет помощи Калашников? 

23)           Почему Степан Парамонович призывает братьев вступиться за честь семьи, если Кирибеевич его побьёт? 

24)           Как отвечает Калашников на грозный вопрос царя?

25)           Каким представляется нам царь Иван Грозный? 

26)           Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника?

27)           Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет? 28) Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою? 

29) Справедливо ли он поступил? Помиловал бы царь

Калашникова, если бы тот сказал, за что убил Кирибеевича?

Ставит

ся 2-ая

отметк а в

МПМ

 

30)        Как схоронили Калашникова, как ведут себя люди у его могилы?

31)        Какое отношение народа к герою выражают гусляры?

32)        Какие художественные приемы используются в поэме?

Какова их роль?

33)        Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного? 

 

 

V. Обощение и систематизация знаний (применение полученных знаний). Критический опрос.

Учащиеся пишут тестовый вопрос и опрашивают друг друга по МПМ.

Ставит

ся 3-я

оценка в

МПМ.  

5

мин

VI. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. 

-   Чему научился я сегодня на уроке?

-   Какое впечатление осталось у вас от урока?

 

Норматив выставления оценок:

«5» +++

«4» ++

«3» +

«2»

Оценивается каждый обучающийся в классе.

Оцени вают работу своих однокл

ассник

ов,

пишут телегр аммы. Учител

ь в это время выстав ляет оценки за урок.

 

 

 

 2

мин

VII. Домашнее задание.

Выучить отрывок наизусть «Над Москвой

 

 

великой, златоглавою»; ответить на вопросы учебника, отметить черты

героев поэмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по теме: «

Методическая разработка урока по теме: «

I. Организационный момент.

I. Организационный момент.

III. Мотивация к изучению нового

III. Мотивация к изучению нового

IV. Работа с текстом. Закрепление и осмысление изученного

IV. Работа с текстом. Закрепление и осмысление изученного

Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника? 8)

Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника? 8)

Как схоронили Калашникова, как ведут себя люди у его могилы? 31)

Как схоронили Калашникова, как ведут себя люди у его могилы? 31)

Методическая разработка урока по теме: « Бой купца Калашникова и опричника Кирибеевича» по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Методическая разработка урока по теме: « Бой купца Калашникова и  опричника Кирибеевича» по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2022