Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 311 с углубленным
изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока по теме: «Единицы измерения длины» |
|
|
|
Автор: Михайлова Елена Александровна,
учитель математики
Санкт-Петербург
2019
1. Информация об участнике:
1.1 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 311 с углубленным изучением
физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
1.2. Михайлова Елена Александровна, учитель математики.
1.3. 8 911 742 87 54 - мобильный
1.4. Программа по математике 5 класс, на основе типовой и авторской программы В.И. Жохова. Тема урока «Единицы измерения длины», 5 класс (базовый уровень)
1.5. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцберд. – М.: Мнемозина, 2008;
1.6. Номинация «Лучший урок математического цикла»
2. Методическая разработка.
Урок по теме «Единицы измерения длины» 5 класс, математика.
2.1 Цели и задач
Цели урока: применения ранее сформированных знаний и действий на основе их переноса в новые условия и развитие навыков добывания знаний, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке.
Задачи урока: для достижения предметных результатов:
Изучить старинные единицы измерения;
Научиться переводить одни единицы измерения в другие;
Строить цепочки логических рассуждений;
Владеть общим приемом решения учебных задач.
для достижения метапредметных результатов:
Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться ориентироваться в строении учебника;
Учиться понимать информацию, представленную в виде схемы, таблицы, текста с математическим содержанием;
Учиться использовать системные и внесистемные единицы измерения, сравнивать их с реальными объектами;
Приобретать навыки сотрудничества с товарищами при совместной работе;
для достижения личностных результатов:
Содействовать развитию интереса к предмету, осознанию практической значимости предмета;
Учиться оценивать результаты своей работы
Тип урока: урок – виртуальная экскурсия. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Межпредметные связи: Информатика, математика, история, история СПБ.
Оборудование, необходимые материалы: Проектор, раздаточный материал, презентация, выполненная в программе Power Point
2.2 Этапы урока с подробным описанием видов деятельности.
Этапы урока |
Уровень самостоятельности учащихся |
Формы работы |
ЭОР/ ЦОР |
Действия учащегося |
Действия учителя |
1.Организационый момент |
|
фронтальная |
Презентация Слайд №1 |
Слушают, читают тему урока |
Сообщает тему урока, мотивирует учащихся на работу |
2. Актуализация опорных знаний и умений. |
полностью |
Индивидуальная |
Задания на карточках Презентация Слайд №2,3, |
Поиск и выделение необходимой информации, учатся высказывать свое предположение (версию). |
Учитель организует игровую деятельность, подводит учащихся к определению цели урока, организует коллективную проверку |
3.Мотивационный момент. |
частично |
фронтальная |
Презентация Слайд №4,5,6 |
Учащиеся учатся выражать свои мысли, рассуждать |
Озвучивает сведения о происхождении терминов и понятий. |
4. Практическая работа. Работа с текстом.
|
частично |
фронтальная |
Презентация Слайд 7,8 |
Учащиеся учатся выражать свои мысли, рассуждать. Осуществляют извлечение необходимой информации из текста. Учатся отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в письменной речи |
Формирует задания, организует деятельность учащихся по обработке информации; задает вопросы, побуждает к высказыванию своего мнения, создает ситуацию информационного поиска. |
2) Физкультминутка. |
полностью |
Индивидуальная фронтальная |
Презентация Слайд 9,10 |
Меняют вид деятельности, работают по предложенному плану |
Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся |
5.Самостоятельная работа в парах.
|
полностью |
Индивидуальная групповая |
Задание на карточках Презентация Слайд 11, 12,13,14,15, 16 |
Учащиеся работают в парах, составляют самостоятельно вопросы к тексту, записывают в тетрадь, осуществляют взаимопроверку, координирование в сотрудничестве. Учатся осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. По окончанию работы проводят сравнительный анализ полученных результатов |
Учитель организует работу, коллективную проверку, обсуждение, анализ полученных результатов |
6 . Информирование учащихся о домашнем задании |
|
фронтальная |
Задание на карточках |
Записывают в дневнике, что домашнее задание на карточках |
Объясняет домашнее задание |
7. Итог урока Рефлексия |
полностью |
Индивидуальная фронтальная |
Задание на карточках |
Высказывают свое мнение, оценку процесса и результативность своей деятельности и своего настроения |
Помогает подвести итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, проанализировать достижение целей урока; предлагает форму самооценки; побуждает к высказыванию своего мнения |
2.3 . Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов, учащихся на уроке
Этапы урока |
Планируемые результаты |
Формы и методы диагностики |
Актуализация опорных знаний и умений. |
Владение общими приемами решения учебных задач; умение определить цель деятельности на уроке; учебно-познавательный интерес к предмету; умение оценивать свой результат |
Диагностика опорных знаний и умений, с добавлением заданий для совершенствования навыка. Самостоятельная дифференцированная работа, успехом которой является расшифровка слова без помощи учителя или одноклассника. |
Практическая работа. Работа с текстом. |
Умение переводить одни единицы измерения в другие; умение использовать системные и внесистемные единицы измерения, умения сравнивать их с реальными объектами; умение ориентироваться в строении учебника; осознание практической значимости предмета |
Способ проверки сформированости ключевых компетенций обучаемых - совместная работа с текстом (акцент переводится с воспроизведения знаний на поисковую деятельность). В задании оценивается: сформированость навыков выборочного чтения, умение найти в тексте нужную информацию, умение находить дополнительную информацию, умение оформлять математические записи |
Самостоятельная работа в парах. |
Умение сотрудничества с товарищами при совместной работе; умение извлекать необходимую информацию из текста, умение отделять новое от известного, умение осуществлять контроль в форме сравнения своей работы с заданным эталоном. |
Задание включает в себя информацию, которое позволяет проверить знания, учащихся по предмету, а также оценить метапредметные результаты. Критерии успеха в выполнении задания: найдена необходимая информация, правильно выполнен перевод из одной единицы измерения в другую, правильно выполнены действия с числами, правильно применены формулы площади и периметра прямоугольника. |
Домашнее задание |
Владение общими приемами решения учебных задач; умение переводить одни единицы измерения в другие; учебно-познавательный интерес |
Задания позволяют провести диагностику личностных результатов: готовность и способность учащихся к саморазвитию, мотивации к учению и познанию |
Итог урока. Рефлексия |
Умения оценивать учебные действия, умения осознавать причины, приведшие к успеху или не успеху; умения строить речевые высказывания |
Индивидуальная самооценка с помощью шаблонов |
2.4. Текст методической разработки материалов
1. Организационный момент. Учитель объявляет тему урока. Обращает внимание на народную пословицу «Без меры и лаптя не сплетешь», что помогает усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Учитель обращает внимание на то, что ученикам уже известны многие единицы измерения длины и поэтому просит назвать их. Учащиеся называют уже известные им единицы: сантиметр, миллиметр, километр, локоть, миля, верста, пядь, вершок, дюйм. Учитель ставить перед учащимися проблему: если еще единицы измерения длины. Учитель напоминает учащимся, что каждый урок - это новые знания и навыки, следовательно, на уроке они должны узнать новое и научиться новому. А вот как учащиеся узнают о новых единицах измерения, для этого они должны выполнить первое задание. Слайд №1
2. Актуализация опорных знаний и умений. Учащимся предлагается решить задачи и уравнения устно, записать ответы в таблицу и, учитывая найденные ответы, прочитать полученные слова (расшифровка выдается только тогда, когда ученик запишет все ответы, если учащийся допустил ошибку, то обязательно выполняет коррекцию). При самостоятельном выполнении заданий учащиеся работают в разном темпе и требуют разной степени помощи. Скорость выполнения заданий зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от индивидуально-физиологических способностей, поэтому задания составлены с этим учетом. Задания выдаются именные, на карточке написано фамилия ученика. Те, кто выполняют работу быстрее, могут помочь своему товарищу по парте или по соседней парте. Такая организация деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся класса, создает благоприятный психологический климат на уроке. У учащихся исчезают чувство страха, неуверенности. Эти задания подобраны так, чтоб учащиеся сами определили форму, цели урока (учитель подводит учащихся к осознанию темы).
№ |
Задание |
№ |
Задание |
№ |
Задание |
1 |
Вычислить: 28+87+72= |
1 |
Вычислить: 52 + 657 + 248= |
1 |
Вычислить: 28 - 87+72= |
2 |
Вычислить: 937 – (137 + 293)= |
2 |
Вычислить: 25 ∙7∙ 4 = |
2 |
Вычислить: 337 – (137 +155)= |
3 |
Вычислить: 50∙ 7 ∙2 = |
3 |
Вычислить: 197 – (38+97)= |
3 |
Вычислить: 3∙ 319 = |
4 |
Найти периметр прямоугольника со сторонами 3см и 4 см |
4 |
Вычислить периметр прямоугольника со сторонами 1 дм и 16 см. |
4 |
Вычислить периметр треугольника со сторонами 6 см, 9см, 3дм. |
5 |
Решить уравнение: 35х=70 |
5 |
Решить уравнение: 5∙х=0 |
5 |
Решить уравнение: 200 – х = 13 |
6 |
Решить уравнение: 75 - х = 23 |
6 |
Решить уравнение: 265 - х = 94 |
6 |
Решить уравнение: х +174 = 174 |
|
|
7 |
Решить уравнение: 54 + х = 116 |
7 |
Решить уравнение: 43 + х = 1000 |
7 |
Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 9 см и 5 см. |
8 |
Вычислить площадь прямоугольника со сторонами 13 м и 4 м. |
8 |
Вычислить периметр прямоугольника со сторонами 12 см и 14 см. |
|
|
9 |
Решить уравнение: 9900 : х = 3 |
9 |
Вычислить площадь прямоугольника 9дм и 6 м |
|
|
10 |
Решить уравнение: Х : 3 =57 |
|
|
Расшифровка:
М |
Ч |
Б |
У |
Н |
Е |
И |
О |
К |
Д |
А |
С |
Ы |
П |
Р |
Э |
Я |
62 |
507 |
14 |
187 |
2 |
700 |
52 |
37 |
45 |
3300 |
171 |
957 |
22 |
44 |
0 |
13 |
540 |
Учитель: Вопрос: Какие слова у вас получились? (УЧЕБНИК, ЭКСКУРСИЯ, СЕМИРАМИДА). Какая связь между этими словами?
Ученики:Выстраивают логическую цепочку из этих слов, делают вывод, что они совершат экскурсию и помогать им будет учебник.
3. Мотивационный момент. Рассказ об одном из 7 Чудес Света: Висячие сады Семирамиды. Слайд№2,3
Учитель: Существует несколько версий этой удивительной истории возникновения Садов Семирамиды, но мы остановимся на одной. (Кто захочет узнать больше, кого заинтересует эта тема, могут самостоятельно найти информацию).
Учитель предлагает учащимся, которые знают легенды о садах Семирамиды, рассказать другим учащимся. Если таких учащихся нет, то учитель сам рассказывает о них. Слайд№4,5
Вавилонский царь Навуходоносор II (605—562 до н. э.) и Киаксар, царь Мидии заключив военный союз, напали Ассирию и одержав победу, поделили её территорию между собой. Прежде грозный враг Вавилона, дважды разграбивший его столицу был уничтожен. Цари решили упрочить свой военный союз браком Навуходоносора и дочери Киаксара. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор приказал возвести висячие сады. Мидия, в отличие от находящегося в пустыне Вавилона была зеленой и цветущей землей. Навуходоносор собрал лучших строителей и архитекторов и приказав им не жалея денег построить для своей жены сады, каких не знал до этого древний свет…
Учитель: Стоит заметить, что некоторые историки считают Висячие Сады Семирамиды мифом, вымыслом. Откуда тогда появились эти удивительные изображения сада? Как художники могли так практически одинаково изображать его?
Учащиеся строят свои гипотезы. Предполагают, что вероятнее всего сохранились какие-нибудь источники, в котором существует описание этого сада и самого Вавилона эпохи Навуходоносора II.
Учитель: Действительно сохранились письменные источники, например, в книге греческого историка и географа Страбона есть описание этого удивительного сада и Вавилона. Слайд№6
4. Практическая работа. Работа с текстом.
1) Учитель предлагает учащимся познакомиться с текстом. Учащиеся читают текст. Учитель спрашивает: Какими единицами измерения пользовались в древнем Вавилоне? (стадион, фунт, локоть, плетра).
Вот как описывал Вавилон и главное его чудо – Сады, греческий историк Страбон, живший в первом веке до нашей эры: Вавилон находится на равнине, образуя четырехугольник, каждая сторона которого равна 120 стадионов. Толщина стен, окружающих его равна 32 футам, что по ширине соответствует размеру колесницы, запряженной четырьмя лошадьми. Высота стен между башнями 50 локтей, сами башни высотой 60 локтей. Сады Семирамиды имели четырехугольную форму, каждая сторона длиной в четыре плетра (прим. 1 плетр = 100 футам). Сады сформированы из дугообразных сводов, выложенных в шахматном порядке в несколько рядов, и покоящихся на кубо-образных опорах. Каждый уровень отделен от предыдущего слоем асфальта и обожженного кирпича (для того что бы не допустить просачивания воды). Внутри своды полые, а пустоты засыпаны плодородной почвой, причем слой ее был таков, что даже разветвленная корневая система гигантских деревьев свободно находила себе место. На верхнюю терассу ведут широкие пологие лестницы, выложенные дорогой плиткой, а по бокам них, проведена, постоянно работающая, цепь подъемников, посредством которых вода из Ефрата подается к деревьям и кустам. Слайд№7 Слайд№8
Задание к тексту: 1. Какие единицы мы уже знаем, слышали про них? Где встречались? (Учащиеся называют единицу измерения локоть, фут, и сообщают, что знакомились с ними в учебнике математике). 2. Как найти значения этих единиц в учебнике?
Учитель объясняет, что учебник – это небольшая энциклопедия, которая содержит много интересной, полезной информации. Только нужно уметь им пользоваться. В каждом учебнике есть предметный указатель, с помощью которого можно сразу найти нужную информацию.
Задание: Учащимся предлагается с помощью предметного указателя найти значения единиц измерения локоть, фут и записать эти значения в тетрадь. (Учащиеся указывают нужную страницу локоть - стр 21, 102, фут -стр 102. и делают запись в тетрадь)
Вопросы: Если в предметном указателе - стадион? Плетр? (нет) Где можно найти? (в энциклопедиях, интернете)
Учитель с помощью презентации и специальной ссылке показывает значение этой величины. (Со слайда № 7 и №8 на слайды№19,20)
(Слайд №19. Стадий, стадион, стадия (греч. στάδιον) — единица измерения расстояний в древних системах мер многих народов, введённая впервые в Вавилоне, а затем перешедшая к грекам и получившая своё греческое название. Не является для нас достаточно определенной. В Вавилоне за стадий принимали расстояние, которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча солнца при восходе его до того момента, когда весь солнечный диск окажется над горизонтом. Если этот выход солнца продолжается примерно две минуты, то за это время человек при средней скорости ходьбы проходит 195 м.
Слайд №20. Плетр (греч. πλέθρον) — единица длины в Древней Греции, равная 100 греческим или 104 римским футам (ступням), что составляет примерно 31 м ) Учащиеся записывают в тетрадь : 1 стадион – 195 м , 1 плетр = 31 см.
Задание: Что мы можем узнать из данного текста? (периметр, толщину стен, высоту башен, высоту стен Вавилона, периметр, площадь сада в современных единицах.) Запись в тетрадях и на доске:
1) 120 195=23400 (м) – длина стороны; 2) 23400 ∙4 = 93600 (м) =93 км 600 м - периметр;
3) 32∙ 31 = 992 см = 10 (м) - толщина стен; 4)50 ∙ 45= 2250 см = 22мм 50 см - высота стен башен;
5) 60∙ 45= 2700 см = 27 м - высота самих башен; (27 метров высота 9 этажного дома) 6) 4 ∙ 31= 124 (м) - сторона сада;
7) 124 ∙124 =15376 (кв. м ) - площадь сада;
Учитель предлагает сравнить: площадь сада Семирамиды со школьным стадионом: школьный стадион примерно 3000 кв. м., высоту башен Вавилона с 9 этажным домом)
2).Физкультминутка. Почти 90 процентов всей информации человек воспринимает глазами. Если устают глаза, снижается наше внимание и активность. Давайте перед следующей задачей дадим отдых глазам.
1. Аккуратно положите свою ручку.
2.Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, откройте глаза. Повторить 3 раза.
3. Рисуй глазами прямоугольник.
Теперь его переверни.
И вновь глазами ты по периметру веди
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь веди горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
4.Представьте себе, что мог увидеть на берегах Евфрата ученый - археолог Роберт Кольдевей в IX веке.
3) Рассказ учителя о том как миф, превратился в реальность. Слайд № 9,10
В том, что это не более чем миф были уверены многие историки, пока в 1898 году на берегах Евфрата не высадилась археологическая экспедиция Роберта Кольдевея. Лишь безжизненную пустыню с огромным холмом глины увидел тогда перед собой Кольдевей…
5. Самостоятельная работа в парах.
Учитель: Сказания, легенды о чуде света, сказочном саде Древнего Вавилона, в течение многих веков поражали воображение наших предков. Идея «висячих садов» претворялась в жизнь и в последующие годы. XVI и XVIII веках выращивали в Московском кремле «верховые сады», или «сады, что на сенях», располагаемые на каменных сводах, над палатами и погребами. В 1623 году был заложен верховой сад в Кремле. Во времена Екатерины II висячий сад устроили в Зимнем дворце.
Задание: Учащимся предлагается прочитать тексты (Учащиеся работают в парах, у каждой пары свой текст. Задания для пар так же подготовлены с учетом индивидуальных особенностей и степени подготовности учащихся. Задание про Висячий сад в Москве объемнее) и выяснить в каких единицах измеряются сады.
После прочтения текстов, учитель предлагает учащимся поделиться полученной информацией. Учащиеся рассказывают о своих садах. Учитель сопровождает их рассказ слайдами 11, 12, 13, 14, 15 .Добавляет их пересказы новыми сведениями. Например, отмечают, что сад в Эрмитаже можно увидеть и сейчас, что он после реставрации, о том как сад был превращен во время блокады в огород, что в саду в Кремле любил гулять девятилетний Петр I и запускать в пруду кораблики.
Про единицы измерения учащиеся отвечают – сажень
Учитель: Обращает внимание на величину сажень. Ударение в этом слове. (сАжень и сажЕнь - Оба варианта постановки ударения являются правильными в соответствии с нормами русского языка Этимологи считают, что изначально была все же сажЕнь. )
Учитель: В Древней Руси применялась не одна, а множество разных саженей: На Слайд №17 можно увидеть разные виды сажени.
Учитель: Мы видим, что Сажень от 152 до 250 см. Давайте найдем среднею величину: 200 с2м ( Дети записывают в тетрадь).
Задание: Учащиеся продолжают работу с текстами о висячих садах Эрмитажа и Московского Кремля. Составляют самостоятельно вопросы к тексту и отвечают на них.
1. Во времена Екатерины II висячий сад устроили в Зимнем дворце. 1763 году. Этот сад не был виден со стороны, так как находился внутри здания, окруженный с одной стороны залом Эрмитажа, а с трех других — галереями. В нем росли ряды берез, среди газона с клумбами из цветов шли дорожки, в конце которых стояли мраморные статуи. Расстояние от земли составляло 6 саженей. Сад имеет форму прямоугольника. Размеры сада 50 на 11 саженей. В царствование Екатерины II сад был покрыт сеткой и населен редкими птицами, обезьянами и кроликами. Висячий сад Эрмитажа сохранился до наших дней. В нем зеленый газон, цветы и статуи, но уже нет деревьев.
2. XVI и XVIII веках выращивали в Московском кремле «верховые сады», или «сады, что на сенях», располагаемые на каменных сводах, над палатами и погребами. В 1623 году был заложен верховой сад в Кремле . По утверждению известного историка И. Забелина, он был обнесен каменной оградой с частыми проемами и имел "62 сажени в длину и 8 саженей в ширину" . В саду имелся искусственный водоём глубиной 2 аршина, куда подавалась вода при помощи специального механизма, находившегося в существующей и поныне Водовзводной башне. Водоём украшали «водяные взводы» (фонтаны) и две резные беседки. Для устройства висячих садов на каменные своды укладывали свинцовые бруски весом в 640 пудов и запаивали их, а сверху насыпали грунт на «аршин с четвертью».
Результаты записывают в тетрадь с пояснением и на доске по ходу работы.
Эрмитаж 1. Стороны: 50 ∙2= 100м, 11∙ 2= 22 м 2. Периметр: (100 + 22)∙2 =244 м 3. Площадь: 100∙22=2200 кв. м 4. Расстояние над землей: 6∙2=12 м
|
Московский кремль 1. Стороны: 62 ∙ 2=124 м, 8 ∙ 2=16 м 2. Периметр: (124 + 16) ∙2 = 280 м 3.Площадь: 124 ∙ 16 = 1981 кв. м 4. Глубина водоема: 2 аршина = 2 ∙ 71 см = 142 см 5. Вес досок: 640 пуд = 640 ∙ 16400 г = 10т 496 кг 6. Грунт: «аршин с четвертью» = 71 см + 18 см =89 см |
Подведение итогов. Сравнить периметры и площади садов. Скорректировать свои записи или исправить ошибки.
6 . Домашнее задание:
1)Задачи, которые были в учебниках в начале прошлого века! (Такие задачи решали ученики школ дореволюционной России, начиная с первого класса): Сколько будет, если сложить 3 мили, 214 ярдов, 2 фута и 4 версты, 52 сажени, 2 аршина?
2)"Расшифруй" пословицы и поговорки.
« Не уступить ни пяди», «Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим», "Мал золотник, да дорог",«От горшка два вершка, а уже указчик", "За семь верст киселя хлебать», "На три аршина в землю видит".
3) Если учащиеся хотят выполнить дополнительное задание, то пробуют найти информацию о других висячих садах, созданных в память о садах Семирамиды.
7 . Итог урок. Учитель: Подведем итог урока. Вернемся в начало урока. Подумаем над вопросами: Что я у знал нового на уроке? Какие навыки я приобрел на уроке (чему научился новому) на уроке?
Предложить учащимся провести релаксацию усвоения учебных материалов:
1. На уроке я работал : активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3.Урок для меня показался: коротким / длинным
4. За урок я : не устал / устал
5. Материал урока мне был: понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
6. Домашнее задание мне кажется : легким / трудным
Можно попросить учащихся нарисовать смайлик. Рефлексия эмоционального состояния учащихся по окончании урока.
Использованная литература:
1.Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцберд. – М.: Мнемозина, 2008;
2.Жохов В. И. Преподавание математики в 5-6 классах. – М.: Мнемозина, 2010;
3.Математические диктанты для 5 – 9 классов: книга для учителя/ Е.Б. Арутюнян и др. – М.: Просвещение, 1995;
4.Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. С. Чесноков. – М.: Мнемозина, 2007;
5.Манвелов С.Г. Задания по математике на развития самоконтроля учащихся.- М.: Просвещение, 1997;
6.Депман И.Я.,Н.Я. Виленкин. За страницами учебника математики.- М.: Просвещение, 1989;
7.Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Сборник. ( учебное пособие). – СПБ.:Издательство « Паритет», 1999;
8. http://class-fizika.narod.ru;
9.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8B_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D1%8B;
10. http://ctoday.ru/article/history_construction/13/;
11.http://travels-planet.com/chudesa-sveta/sem-chudes-sveta-drevnego-mira/visyachie-sady-semiramidy.html;
12.http://www.ksist.ru/index.php?newsid=60; 13.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%8C;
14. http://www.rg.ru/2010/09/23/ermitazh.html;
15.http://www.the-village.ru/village/culture/culture/114281-fotoreportazh-visyachiy-sad-ermitazha-posle-restavratsii;
16.http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCoQFjAB&url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F11%2Fzdorovesberegayushchee_obrazovanie.docx&ei=d_ikUMiWMciC4gT1iYCoCA&usg=AFQjCNHhFoqUBTIt9qcgR9vgPI9HpB-Xgg&sig2=fYuEDnQXj2cU_cbjlamW7w&cad=rjt;
17. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9;
18. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%80.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.