Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»
Методическая разработка урока «Решение задач на смеси, сплавы и растворы.»
Салемал, 2019
Данные об учителе: Крестьянова Ольга Валерьевна |
|||||
Предмет |
Алгебра (УМК линия Мордкович А.Г.) |
Класс |
9 |
||
Тема урока |
Решение задач на смеси, сплавы и растворы. |
||||
Цели урока:
|
Научиться решать задачи на смеси сплавы и растворы. |
||||
Задачи:
|
1. Образовательные: · освоить приемы решения задач по теме «Смеси. Сплавы и растворы»; · отработать умения и навыки учащихся при решении расчетных задач. 2. Развивающие: · развивать познавательные процессы, операции логического мышления (анализ, прогнозирование, умение делать выводы) при решении задач, через преобразование формул и подстановка известных величин в конечную формулу или алгебраическое уравнение; · развивать познавательный интерес к предмету через решение задач, имеющих важное практическое значение; · способствовать развитию математической и химической речи учащихся; · развивать самостоятельность учащихся при решении задач. 3. Воспитательные: · воспитывать умение контролировать внимание на всех этапах урока; · продолжить эстетическое воспитание через оформление доски, записей в тетради, использование наглядностей; · способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся. |
||||
Планируемые образовательные результаты: Применять понятия и определения математики в решении задач по химии на растворы и смеси из реальной жизни. |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
Научится: Оперировать понятиями раствор, концентрация, процент, массовая доля, нахождение процента от числа, нахождение числа по его части, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.Решать задачи на растворы, сплавы и смеси разными способами. Ученик получит возможность повторить и откорректировать знания по теме: «Решение задач на растворы и смеси». Углубить и развить представления о решении задач на растворы и смеси. Исследовать новые простейшие, необычные представления о числовых закономерностях в решении задач. |
Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование; Умение составлять схемы и уравнения к текстовым задачам. Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Коррекция; Целеполагание Коммуникативные: Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
Развитие логического мышления, внимания; Развитие математической и химической речи; Развитие интереса к предметам; Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
|
|||
Решаемые учебные проблемы |
Осмысленное решение химических задач математическим способом, решение математических задач на смеси, сплавы и растворы. Поиск более простого решения задач. Применение знаний в реальной жизни. |
||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
раствор, растворитель, концентрация, процент, массовая доля, нахождение процента от числа, нахождение числа по его части, построение логической цепочки рассуждений, сопоставление полученного результата с условием задачи. |
||||
Вид, используемых на уроке средств ИКТ |
Презентация, тест |
||||
Методическое назначение средств ИКТ |
Активизация познавательного процесса на уроке |
||||
Аппаратное и программное обеспечение |
Мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал |
||||
Образовательные Интернет-ресурсы |
ФИПИ, Решу ОГЭ |
||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||
1.Организационный этап |
Эмоциональный настрой учащихся на урок. Проводит диалог с учащимися Слайд 1. Добрый день ребята, садитесь! Как у вас настроение? Сегодня мы с вами продолжим подготовку к ОГЭ по математике и разберем некоторые задачи из КИМ, а именно №22. Эпиграфом нашего урока будет античный афоризм «Незнающие пусть научатся, знающие - вспомнят еще раз». #Смеси и сплавы
|
Просмотр слайда и диалог с учителем. |
||||||||||||||||
2. Постановка цели и задач урока. |
Слайд 2. Посмотрите пожалуйста на экран и сформулируйте тему урока и цель. |
Просмотр слайда. Формулирование темы урока «Решение задач на сплавы, смеси и растворы» и цели: Научиться решать задачи на смеси, сплавы и растворы/ Вспомнить алгоритм решения задач на смеси, сплавы и растворы.
|
||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Слайд 3. Тему определили, цель поставили. Будем решать? Прежде, чем мы начнем говорить о решении задач, давайте проведем небольшой тест: скрестите руки на груди. А теперь поднимите руку те, у кого левая рука оказалась сверху. А - у кого сверху оказалась правая рука. У тех из нас, у кого левая рука оказалась сверху, в большей степени работает правое полушарие. Такие люди имеют образное мышление. Они должны ясно представить себе каждый процесс, а левополушарные (те, у кого сверху оказалась правая рука) имеют математический склад ума. Для таких людей более простым путем при решении задач является применение формул, и не играют большой роли образы. Но раз мы с вами такие разные, то и подход к решению одной и той же задачи у каждого будет свой. Сегодня мы с вами разберем различные способы решения одних и тех же задач, которые встречаются на экзаменах как по математике, так и по химии, чтобы каждый из вас имел возможность выбрать тот путь, который будет для него наиболее понятным. Слайд 4. Сегодня мы с вами рассмотрим 3 метода решения задач: Табличный, метод стаканчиков, метод рыбки. |
Участвуют в тесте, в диалоге.
|
||||||||||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний |
Слайд 5. Не бывает практики без теории. Давайте с вами вспомним теоретические аспекты решения задач на сплавы, смести и растворы. Что нам необходимо помнить при решении задач: |
Записывают в тетрадь теоретические аспекты решения задач. |
||||||||||||||||
5. Опыт |
При решении задач нам необходимо учитывать один Закон. Давайте попробуем его сформулировать в ходе проведения химического опыта. Я прошу выйти 1 ученика для проведения опыта. ОПЫТ: в стакан раствора марганцовки розового цвета объёмом 150 мл вливаем перекись водорода прозрачную объёмом 50 мл и получаем раствор светло коричневого цвета объёмом 200 мл. Слайд 6. «Закон сохранения объёма или массы». Если два сплава (раствора) соединяются в один «новый» сплав (раствор), то V+ – сохраняется объём; m = - сохраняется масса.
|
Ученик проводит химический опыт, все учащиеся комментируют химический опыт, тем самым выдвигают варианты формулировки закона. |
||||||||||||||||
6. Объяснение нового материала |
Слайд 7. На экране Задача: Смешали 4л 18%-го водного раствора некоторого вещества с 6 л 8%-го раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора. Слайд 8. Давайте вместе с вами решим ее 1 способом – табличным методом. |
Решение. Заполним таблицу по условию задачи:
1) 4×0,18+6×0,08=0,72+0,48=1,2(л) – масса раствора в смеси; 2) 4+6=10(л) – масса смеси; 3) - концентрация получившегося раствора. :12%.
|
||||||||||||||||
Слайд 9. Простой метод решения таких задач «метод стаканчиков»:
4кг 6кг (4+6)
|
Записывают решение задачи методом стаканчиков
0,72+0,48=10х х=0,12=12% Ответ: 12%.
|
|||||||||||||||||
Слайд 10. Старинный способ решения задач на смеси, сплавы и растворы –метод рыбки.
|
Записывают решение
6(х-8)=4(18-х) 6х-48=72-4х 6х+4х=72+48 10х=120 х=12 Ответ: 12% |
|||||||||||||||||
7. Физкультминутка |
Ребята, устали решать? Раздаю капсулы от киндер-сюрпризов. Что в руках? А что содержит капсула? Ваши капсулы тоже содержат инструкцию, которую вам сейчас необходимо выполнить.
|
Отвечают: да/нет Капсула киндер-сюрприза Игрушку, инструкцию по сборке игрушки. Выполняют инструкци. |
||||||||||||||||
8. Закрепление изученного материала |
Продолжим работу. Сейчас вам будет предложен тест, который размещен на рабочем столе ваших ноутбуков, под названием «Решение задач на сплавы, смеси и растворы». Тест включает в себя задачи, которые вы решаете любым из трех рассмотренных сегодня на уроке методов. После выполнения теста обязательно завершите его и ознакомьтесь с результатом и оценкой, которую вы получите за решение теста. Кто справится раньше, на столах у вас расположены листы с дополнительными задачами. |
Выполняют тест. |
||||||||||||||||
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Домашнее задание: задача №8,9 с листов на столе. Решите в тетради любым методом. Или можете решить задачи на сплавы, смеси и проценты с Образовательного портала подготовки к экзаменам «РЕШУ ОГЭ» Дмитрия Гущина №22. |
Записывают домашнее задание |
||||||||||||||||
10. Рефлексия (Подведение итогов занятия) |
Справились с тестом? Согласны с результатом? Полезным ли для вас оказался сегодняшний урок? Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения? Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ОГЭ? Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил мудрец: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!». - Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. - Кто работал так, как первый человек? ( поднимают руки) - Кто работал добросовестно? ( поднимают руки) -Кто принимал участие в строительстве храма науки? ( поднимают руки) Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать! Удачного дня.
|
Диалог с учителем. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.