Методическая разработка урока "Решение задач на смеси, сплавы и растворы"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока "Решение задач на смеси, сплавы и растворы"

Оценка 4.9
docx
10.02.2020
Методическая разработка урока "Решение задач на смеси, сплавы и растворы"
МЕтодическая разработка Решение задач на сплавы смеси и растворы.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока «Решение  задач на смеси, сплавы  и растворы.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Салемал, 2019


 

Данные об учителе: Крестьянова Ольга Валерьевна

Предмет

Алгебра (УМК линия  Мордкович А.Г.)

Класс

9

Тема урока

Решение  задач на смеси, сплавы  и растворы.

Цели урока:

 

Научиться решать задачи на смеси сплавы и растворы.

Задачи:

 

1. Образовательные:

·         освоить приемы решения задач по теме «Смеси. Сплавы и растворы»;

·         отработать умения и навыки учащихся при решении расчетных задач.

2. Развивающие:

·         развивать познавательные процессы, операции логического мышления (анализ, прогнозирование, умение делать выводы) при решении задач, через преобразование формул и подстановка известных величин в конечную формулу или алгебраическое уравнение;

·         развивать познавательный интерес к предмету через решение задач, имеющих важное практическое значение;

·         способствовать развитию математической и химической речи учащихся;

·         развивать самостоятельность учащихся при решении задач.

3.  Воспитательные:

·         воспитывать умение контролировать внимание на всех этапах урока;

·         продолжить эстетическое воспитание через оформление доски, записей в тетради, использование наглядностей;

·         способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

Применять понятия и определения  математики в решении задач по химии на растворы и смеси из реальной жизни.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научится: Оперировать понятиями раствор, концентрация, процент, массовая доля, нахождение процента от числа, нахождение числа по его части,  строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.Решать задачи на растворы, сплавы и смеси разными способами.

Ученик получит возможность повторить и откорректировать  знания по теме: «Решение задач на растворы и смеси».

Углубить и развить представления о решении задач на растворы и смеси. Исследовать новые простейшие, необычные представления о числовых закономерностях в решении задач.

Познавательные:

 Выдвижение гипотез и их обоснование;

Умение составлять схемы  и уравнения к текстовым задачам.

 Поиск и выделение необходимой          информации.

Регулятивные:

 Коррекция; Целеполагание

Коммуникативные:

 Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Развитие логического мышления, внимания;

Развитие математической и химической речи;

Развитие интереса к предметам; Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

 

 

Решаемые учебные проблемы

 Осмысленное решение химических задач математическим способом, решение математических задач на смеси, сплавы и растворы. Поиск более простого решения задач. Применение знаний в реальной жизни.

Основные понятия, изучаемые на уроке

раствор, растворитель,  концентрация, процент, массовая доля, нахождение процента от числа, нахождение числа по его части,  построение  логической цепочки рассуждений, сопоставление  полученного результата с условием задачи.

Вид, используемых на уроке средств ИКТ

Презентация, тест

Методическое назначение средств ИКТ

Активизация познавательного процесса на уроке

Аппаратное и программное обеспечение

Мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал

Образовательные Интернет-ресурсы

ФИПИ, Решу ОГЭ

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

Эмоциональный настрой учащихся на урок.

Проводит диалог с учащимися

Слайд 1.

Добрый день ребята, садитесь! Как у вас настроение? Сегодня мы с вами продолжим подготовку к ОГЭ по математике и разберем некоторые задачи из КИМ, а именно №22. Эпиграфом нашего урока будет античный афоризм «Незнающие пусть научатся, знающие - вспомнят еще раз». #Смеси и сплавы

 

Просмотр слайда и диалог с учителем.

2. Постановка цели и задач урока.

Слайд 2.

Посмотрите пожалуйста на экран и сформулируйте тему урока и цель.

Просмотр слайда.

Формулирование темы урока «Решение задач на сплавы, смеси и растворы» и цели: Научиться решать задачи на смеси, сплавы и растворы/ Вспомнить алгоритм решения задач на смеси, сплавы и растворы.

 

3. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 3.

Тему определили, цель поставили. Будем решать?

Прежде, чем мы начнем говорить о решении задач, давайте проведем небольшой тест: скрестите руки на груди. А теперь поднимите руку те, у кого левая рука оказалась сверху. А - у кого сверху оказалась правая рука. У тех из нас, у кого левая рука оказалась сверху, в большей степени работает правое полушарие. Такие люди имеют образное мышление. Они должны ясно представить себе каждый процесс, а левополушарные (те, у кого сверху оказалась правая рука) имеют математический склад ума. Для таких людей более простым путем при решении задач является применение формул, и не играют большой роли образы.

Но раз мы с вами такие разные, то и подход к решению одной и той же задачи у каждого будет свой. Сегодня мы с вами разберем различные способы решения одних и тех же задач, которые встречаются на экзаменах как по математике, так и по химии, чтобы каждый из вас имел возможность выбрать тот путь, который будет для него наиболее понятным.

Слайд 4. Сегодня мы с вами рассмотрим 3 метода решения задач: Табличный, метод стаканчиков, метод рыбки.

Участвуют в тесте, в диалоге.

 

4. Первичное усвоение новых знаний

Слайд 5.

Не бывает практики без теории. Давайте с вами вспомним теоретические аспекты решения задач на сплавы, смести и растворы. Что нам необходимо помнить при решении задач:

Записывают в тетрадь теоретические аспекты решения задач.

5. Опыт

При решении задач нам необходимо учитывать один Закон. Давайте попробуем его сформулировать в ходе проведения химического опыта. Я прошу выйти 1 ученика для проведения опыта.

ОПЫТ: в стакан раствора марганцовки розового цвета объёмом 150 мл вливаем перекись водорода прозрачную объёмом 50 мл и получаем раствор светло коричневого цвета объёмом 200 мл.

Слайд 6.

«Закон сохранения объёма  или массы».  Если два сплава (раствора) соединяются в один «новый» сплав (раствор), то V+ – сохраняется объём;  m = - сохраняется масса.

 

Ученик проводит химический опыт, все учащиеся комментируют химический опыт, тем самым выдвигают варианты формулировки закона.

6. Объяснение нового материала

Слайд 7.

На экране Задача: Смешали 4л 18%-го водного раствора некоторого вещества с 6 л 8%-го раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора.

Слайд 8.

Давайте вместе с вами решим ее 1 способом – табличным методом.

Решение. Заполним таблицу по условию задачи:

 

 

M(л)

m(л)

Было

18%=0,18

4

4×0,18

Добавили

8%=0,08

6

6×0,08

стало

?%

10

 

 

1)      4×0,18+6×0,08=0,72+0,48=1,2(л) – масса раствора в смеси;

2)      4+6=10(л) – масса смеси;

3)   - концентрация получившегося раствора.

:12%.

 

 

Слайд 9. Простой метод решения таких задач «метод стаканчиков»:

 

0,18

+

0,8

=

х

4кг                                                     6кг                                              (4+6)

 

 

Записывают решение задачи методом стаканчиков

 

0,72+0,48=10х

х=0,12=12%

Ответ: 12%.

 

 

Слайд 10. Старинный способ решения задач на смеси, сплавы и растворы –метод рыбки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Записывают решение

 

 

 

6(х-8)=4(18-х)

6х-48=72-4х

6х+4х=72+48

10х=120

х=12

Ответ: 12%

7. Физкультминутка

Ребята, устали решать? Раздаю капсулы от киндер-сюрпризов.

Что в руках?

А что содержит капсула?

Ваши капсулы тоже содержат инструкцию, которую вам сейчас необходимо выполнить.

 

1.Встань

2. Потянись

3.Всему миру улыбнись

4. 10 раз глазами поморгай

5. И соседу ладошкой помахай

Продолжи работу

1.Встань

2. Потянись

3.Всему миру улыбнись

4. 10 раз глазами поморгай

5. И соседу пожми руку

Продолжи работу

1.Встань

2. Потянись

3.Всему миру улыбнись

4. 10 раз глазами поморгай

5. И соседа легонько хлопни по плечу

Продолжи работу

1.Встань

2. Потянись

3.Всему миру улыбнись

4. 10 раз глазами поморгай

5. И подними руки вверх, опусти

Продолжи работу

 

 

Отвечают: да/нет

Капсула киндер-сюрприза

Игрушку, инструкцию по сборке игрушки.

Выполняют инструкци.

8. Закрепление изученного материала

Продолжим работу. Сейчас вам будет предложен тест, который размещен на рабочем столе ваших ноутбуков, под названием «Решение задач на сплавы, смеси и растворы». Тест включает в себя задачи, которые вы решаете любым из трех рассмотренных сегодня на уроке методов. После выполнения теста обязательно завершите его и ознакомьтесь с результатом и оценкой, которую вы получите за решение теста. Кто справится раньше, на столах у вас расположены листы с дополнительными задачами.

Выполняют тест.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание: задача №8,9 с листов на столе. Решите в тетради любым методом.

Или можете решить задачи на сплавы, смеси и проценты с Образовательного портала подготовки к экзаменам «РЕШУ ОГЭ» Дмитрия Гущина №22.

Записывают домашнее задание

10. Рефлексия (Подведение итогов занятия)

Справились с тестом? Согласны с результатом?

Полезным ли для вас оказался сегодняшний урок?

Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения? Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ОГЭ?  

Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил мудрец: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал так, как первый человек?           ( поднимают руки)

- Кто работал добросовестно?               ( поднимают руки)

-Кто принимал участие в строительстве храма науки? ( поднимают руки)

Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать! Удачного дня.

 

 

Диалог с учителем.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Салемальская школа-интернат имени

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Салемальская школа-интернат имени

Данные об учителе: Крестьянова

Данные об учителе: Крестьянова

Ученик получит возможность повторить и откорректировать знания по теме: «Решение задач на растворы и смеси»

Ученик получит возможность повторить и откорректировать знания по теме: «Решение задач на растворы и смеси»

Вспомнить алгоритм решения задач на смеси, сплавы и растворы

Вспомнить алгоритм решения задач на смеси, сплавы и растворы

Записывают в тетрадь теоретические аспекты решения задач

Записывают в тетрадь теоретические аспекты решения задач

Слайд 9. Простой метод решения таких задач «метод стаканчиков»: 0,18 + 0,8 = х 4кг 6кг (4+6)

Слайд 9. Простой метод решения таких задач «метод стаканчиков»: 0,18 + 0,8 = х 4кг 6кг (4+6)

Записывают решение 6(х-8)=4(18-х) 6х-48=72-4х 6х+4х=72+48 10х=120 х=12

Записывают решение 6(х-8)=4(18-х) 6х-48=72-4х 6х+4х=72+48 10х=120 х=12

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020