Методическая разработка урока "Способы записи алгоритмов"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока "Способы записи алгоритмов"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
информатика
15.03.2021
Методическая разработка урока "Способы записи алгоритмов"
урок способы записи алгоритмов.docx

Урок информатики в 8 классе

Тема урока: «Способы записи алгоритмов»

Задачи урока:

1.     Вспомнить об алгоритмах и их свойствах

2.     Узнать способы записи алгоритмов

3.     Научиться составлять алгоритм и записывать их разными способами.

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Все ли готовы к уроку?

 

2.     Проверка Д.З. (оценивание задания)

1.     Задание 15 с 55 учебника

Ø Есть только  запись «коммокн» – 1 бал

Ø Есть только запись «коммокннкоммоко» – 2 бала

Ø Есть запись «коммокннкоммоко» и ответ 5 букв «о» –3 бала

2. Задание 19 с 56 учебника

Ø Есть только запись всех действий – 2 бала

12

12:2=6

6:2=3

32

32:2=16

Ø Есть запись всех действий и запись алгоритма 12212 – 3 бала.

Ø  

3.     Актуализация опорных знаний.

- Вспомнимте,  чем мы занимались на прошлом уроке? (Изучали алгоритмы, свойства алгоритма)

-Давайте вспомним, что же такое алгоритм? (Алгоритм – это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату)

-Нам часто встречаются алгоритмы в жизни?

-Выберите что в данном списке является алгоритмом?

1.     правила техники безопасности

2.     список класса

3.     кулинарный рецепт 

4.     перечень обязанностей дежурного по классу

5.     расписание движения поездов

6.     план решения квадратного уравнения

7.     характеристика литературного героя

8.     инструкция по сборке шкафа-купе

9.     схема метро

(Ответ:3,6.8)

-Кто может быть исполнителем алгоритма? (Человек, животное, техническое устройство.)

-Какими свойствами должен обладать алгоритм? (Понятность, дискретность, результативность, определенность, массовость.)

- Я предлагаю вам выполнить следующее задание: вспомните эти свойства и сопоставьте их названиям соответствующую, на ваш взгляд, формулировку.  Вам необходимо поставить в соответствие свойство с пояснением.

1.     Установите соответствие

2.      

1. ПОНЯТНОСТЬ

2. ДИСКРЕТНОСТЬ

3. ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

 

5. МАССОВОСТЬ

A.   Использование алгоритма для решения однотипных задач.

B.   Все команды алгоритма истолковываются исполнителем однозначно

C.   Разбиение алгоритма на конечное число шагов

D.   Получение результата за конечное число шагов

E.    Каждый шаг алгоритма должен входить в СКИ и быть записан на языке, понятном исполнителю.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

-Проверка!

-Посмотрите на ключ к заданию «Свойства алгоритма» (показать ответы) и поставьте баллы за это задание.

 

1

2

3

4

5

Е

С

В

D

A

 

4.  Постановка темы и задач урока.

- Внимание на экран!- Что вы здесь видите? Ответы  учащихся

 

 

 

I способ

II способ

III способ способ

Чтобы определить путь нужно сначала определить скорость и время, затем перемножить значения этих величин.

 

1.     Определить v

2.     Определить t

3.     Найти s=v*t

 

 

(Вы видите здесь, что один и тот же алгоритм записан несколькими способами)

-Да, вы правы, попробуем сформулировать тему уроку

Тема сегодняшнего урока "Способы записи алгоритма".

-Какие поставим на урок задачи?

Ø Вспомнить об алгоритмах и их свойствах

Ø Узнать способы записи алгоритмов

Ø Научиться составлять алгоритм и записывать их разными способами.

 

4.     Объяснение нового материала .

Задание. Найти путь s при известной скорости v и времени t.

-"Сколько способов записи алгоритма?" - три

-Итак, посмотрите на I способ, какое название он имеет и почему? И т.д.

Ø Словесный способ запись алгоритма на естественном (разговорном) языке.

Имеет минимум ограничений и является наименее формализованным.

Минусы Неоднозначность (различное толкование)

Может быть очень обьемным и трудным для восприятия.

Пример: чтобы определить путь нужно сначала определить скорость и время, затем перемножить значения этих величин.

Ø Построчная запись - запись на естественном языке, но с соблюдением дополнительных правил:

·         каждое предписание записывается с новой строки;

·         предписания алгоритма нумеруются;

·         исполнение алгоритма происходит в порядке возрастания номеров, начиная с первого(если не встречается никаких специальных указаний).

Предписания могут содержать математические выражения и формулы.

 

Ø Графический способ обладает наилучшей наглядностью. (на языке блок-схем), пронумерованные картинки.

-Вспомним значение элементов Блок- схемы

Условные обозначения в блок- схемах

Начало - конец

Ввод – вывод (блок данных)

Условие,  логический блок

Действия (блок обработки данных)

Комментарии

Направление линий связи:

Сверху - вниз и слева – направо – стандартные без стрелок.

Справа-налево и снизу – вверх изображаются стрелками.

 

Ø Программный способ -представление на алгоритмических языках. Алгоритмические языки (на формальном языке) – школьный алгоритмический язык или языки программирования.

-Каждый из них характеризуется:

Ø Алфавитом-набор используемых символов;

Ø Синтаксисом  - система правил, по которым из символов образуются правильные конструкции языка;

Ø Семантикой-системой правил, строго определяющей смысл и способ употребления конструкций языка.

 

-Класс алгоритмических языков очень широк. Пока мы знакомимся с одной из версий школьного алгоритмического языка. Для записи алгоритма на нем используется некоторое ограниченное множество слов, смысл и способ употребления которых заданы раз и навсегда.

Это так называемые служебные слова:

Алг -  алгоритм

Дано

Надо

Нач – начало

Кон- конец

Арг – аргумент

Рез – результат  и др

 

-Общий вид программы на школьном алгоритмическом языке можно представить так:

Алг (название алгоритма)

Нач

         (последовательность команд)

кон

 

-При записи в книгах служебные слова выделяются жирным шрифтом, в тетради или на доске – подчеркиванием.

 

5.     Закрепление изученного.

Составьте алгоритмы  и запишите их:

Ø Словесным способом (построчной записью)

Нахождение среднего арифметического двух чисел.

Ø Графическим способом (блок-схемой)

Нахождение периметра прямоугольника

Ø Программным способом (на школьном алгоритмическом языке)

Построение треугольника исполнителем Чертежник.

 

 

6.     Формирование практических навыков .

Практическая работа в парах.

У каждого на листе самооценки есть практическое задание различного уровня сложности.

Практическая работа в парах.

Используя новую команду исполнителя Чертежник:

выбрать чернила (цвет),

выполните одно из предлагаемых заданий.

 

Задание на «3»:

Ø Используя команду сместиться на вектор, составьте программу рисования одного из рисунков, цвет линий на ваше усмотрение.

 

hello_html_m28ef1808.png

 

Задание на «4»(  цвет линий на ваше усмотрение):

Ø Cоставьте программу построения кораблика на воде.

Или

Ø Cоставьте программу с помощью которой Чертёжник напишет ваше имя.

Задание на «5»(  цвет линий на ваше усмотрение):

Ø Cоставьте программу для рисования Чертёжником придуманного вами рисунка.

 

-Проверим выполнение заданий и поставим баллы в оценочный лист.

 

 

7. Подведение итогов.

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Из полученных баллов за задание выведите ср/ар – это и будет ваша оценка за урок!

 

8.     Д/з.

1.     По плану сделать записи основного материала из учебника п 2.2 в тетрадь.

2. Составить алгоритм приготовления любого кулинарного блюда и записать тремя различными способами.

 

 


 

Урок информатики в 8 классе

Урок информатики в 8 классе

Ответ:3,6.8) -Кто может быть исполнителем алгоритма? (Человек, животное, техническое устройство

Ответ:3,6.8) -Кто может быть исполнителем алгоритма? (Человек, животное, техническое устройство

I способ II способ

I способ II способ

Предписания могут содержать математические выражения и формулы

Предписания могут содержать математические выражения и формулы

Рез – результат и др -Общий вид программы на школьном алгоритмическом языке можно представить так:

Рез – результат и др -Общий вид программы на школьном алгоритмическом языке можно представить так:

Используя команду сместиться на вектор, составьте программу рисования одного из рисунков, цвет линий на ваше усмотрение

Используя команду сместиться на вектор, составьте программу рисования одного из рисунков, цвет линий на ваше усмотрение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2021