Методическая разработка урока технологии по теме "Выпиливание лобзиком "
Оценка 4.8

Методическая разработка урока технологии по теме "Выпиливание лобзиком "

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
технология
5 кл
03.11.2021
Методическая разработка урока технологии по теме "Выпиливание лобзиком "
и Изготовление динамической игрушки "Кузнецы "
технология 5 класс.docx

       МКОУ Баклушевская СОШ имени Е.М. Дергай

 

 

 

Методическая разработка урока по технологии

«Изготовление динамической игрушки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал учитель технологии:

Вертков Сергей Николаевич

 

 

 

                                                     2021 год

 

Методическая разработка урока технологии по теме «Выпиливание лобзиком»:  «Изготовление динамической игрушки  «Кузнецы».

 

Разработка занятия может быть использовано в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста на уроках и на занятиях в учреждении дополнительного образования.

Изготовление динамической игрушки рассчитано на 2 учебных занятия по 45 минут с переменой в 10 минут, для детей 10 – 14 лет.

Цель:  Изготовление динамической игрушки

Задачи:  

1) ознакомить детей с историей создания русской динамической игрушкой,

2) приобщить детей к народной культуре и традициям,

3) закрепить практические навыки работы с лобзиком, технике безопасной работы,

4) развить творческие способности, трудолюбие, аккуратность,

5) дать возможность индивидуальному самовыражению, ощутить гордость и удовольствие от проделанной работы.

 

Универсальные учебные действия.

Личностные  УУД:                                                                                                  1)  проявлять интерес к родной стране, ее культуре и истории,

2)  проявлять внимание, удивление, желание больше узнать,

3) оценивать собственную деятельность: достижения,  инициативу, ответственность, причины неудач;

Регулятивные  УУД:                                                                                               1)  определять  тему и цель урока,

2)  выстраивать последовательность своих действий, 

3) оценивать  результаты своей и чужой деятельности .

 

Познавательные  УУД:                                                                                         1)  извлекать информацию из схем, чертежей, иллюстраций,                            2)  наблюдать и делать самостоятельно выводы,

3)  самостоятельно находить  решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:                                                                                      1) уметь слушать и понимать других,                                                                  

2) умение работать в группе, в паре.

Тип занятия: совершенствование знаний, умений, навыков.

Вид занятия: теоретическое и практическое.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

 

Оборудование и материалы:

1) Ноутбук  с презентацией, проектор, экран. Образцы динамических игрушек, представители своего вида.

2) Фанера 4мм, деревянные брусочки 200x20x 20мм,  мелкие гвоздики.  Выпиловочный столик, ручной лобзик, запасные пилки, молоток.   Наждачная бумага, электродрель, сверло 2мм, выжигатель, древесный лак. Схема игрушки, копировальная бумага, карандаш.

 

План занятия:

 Организационная часть:                                                                                      1)  Приветствие.                                                                                                        2) Актуализация знаний.  Тема и цель занятия.

Теоретическая часть:                                                                                            1) история создания динамической игрушки в России,                                       2) виды динамической игрушки,                                                                            3) разработка технологической карты изготовления игрушки,                           4) инструктаж по технике безопасности.

Практическая часть:                                                                                            1) подготовка рабочего места,                                                                                2) изготовление динамической игрушки,                                                             3) текущий инструктаж,  оказание  необходимой  помощи детям в ходе изготовления игрушки,                                                                                           4) заключительный инструктаж,  советы ребятам по декоративному оформлению.

 Итоговая часть:      

1)  подведение итогов,                                                                                             2) анализ и обсуждение готового изделия.

                                    

                                        Ход занятия

Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к занятию, настрой учащихся на успешность в работе.  Сообщение новой темы, постановка  цели и задач на   занятия.                                            Теоретическая часть:                                                                                                                                                               (доведение материала с использованием приготовленной презентации )                                                                              Современные магазины в изобилии разными красивыми и интересными игрушками.  На витринах можно увидеть всевозможные игрушки, сделанные для разных возрастов и из различных материалов. Все современные игрушки изготавливаются на заводах или фабриках роботами или станками.    А сегодня мы поговорим  о  других игрушках,    которые изготавливаются в ручную и которыми играли наши бабушки и дедушки в в детстве.  И название этим игрушкам - динамические или подвижные.                                                       Самая древняя подвижная игрушка была найдена в Египте, изготовленная в третьем тысячелетии до н.э. Это была шагающая фигурка быка. На Руси деревянные игрушки известны с глубокой древности,  существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек.  Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях.     Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.                                                                                                              Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Именно здесь, примерно с восемнадцатого века игрушки стали делать подвижными. Появились знаменитые на весь мир кузнецы, бьющие по очереди молотом по наковальне, а так же курочки, клюющие зерна по очереди и многие другие.

Итак, что же такое динамическая игрушка?  Динамическими или движущимися называются игрушки, передающие виды различных характерных движений живых существ или предметов без механических или электронных приспособлений.  Все вращения и качания или перемещения в игрушках основаны на действиях различных физических сил. Это силы трения, натяжения, тяжести, инерции и натяжения. Уникальность этих игрушек и заключается в том, что они передают реальные движения людей или животных.  Работа игрушек построена на разных физических силах,  и виды динамических игрушек будут разнообразны.  Классификацию динамических игрушек по своим отличительным признакам можно определить как:                                                                                                         1) Разводы или игрушки на параллельных планках.                                            2) С балансом или отвесом.                                                                                             3) Дергуны.                                                                                                                        4) Лазающие и кувыркающиеся.                                                                                    5) Шагающие.                                                                                                                  6) Качающиеся и крутящиеся.

Каждая игрушка по-своему уникальна, и технологии изготовления имеют отличия. Одну и туже игрушку можно изготовить двумя способами – выстругать из дерева, сделав ее объемной или выпилить из фанеры. Так как мы изучили технику выпиливания лобзиком, то и изготавливать нашу игрушку будем способом выпиливания.

Составление маршрутной карты изготовления изделия:

1) распечатать схему игрушки ”Кузнецы “ на принтере,

2) при помощи копировальной бумаги перевели изображение фигурок игрушки на фанеру,

3)  выпилить при помощи ручного лобзика все детали игрушки,

4)  просверлить в деталях отверстия для гвоздиков,

5)   все полученные детали – заготовки зачистить наждачной бумагой,

6)  напилить и зачистить палочки – держатели , на которых крепятся фигурки игрушки,

7) при помощи выжигателя оформить внешний вид фигурок,

8)   приступили к сборке игрушки – при помощи гвоздиков прикрепить фигурки к планкам,

9)  покрыть изделие лаком.

Перед началом практической части повторяем технику безопасной работы с ручным лобзиком:

 

1) Работу выполнять хорошо подготовленным лобзиком,

2) работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками.

3) надежно крепить выпиловочный столик к верстаку,

4) надежно закреплять пилку в рамке лобзика.

5) не наклонять  лобзик во время пиления!

6) следи, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку!

7) не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.

8) не торопится и не нажимать сильно на пильное полотно.

9) не сдувать опилки, по окончании работы применять щетку-сметку.

 

Практическая часть:                                                                                               Проследить за тем, чтобы все обучающиеся надели фартуки, правильно организовали своё рабочее место (проверили наличие на столах необходимых инструментов и приспособлений).

Выполнение практических работ по изготовлению динамической игрушки осуществляется согласно маршрутной карты изделия.

Текущий инструктаж:  подсказываю и корректирую положение рук при работе, помогаю натянуть пилки в лобзике, просверлить отверстия в деталях электролобзиком, контролирую ход практической работы.

 

Итоговая часть:                                                                                                Подведение итогов, анализ и обсуждение готового изделия. Повторение и закрепление теоретической части.

Уборка рабочих мест.

Всем спасибо, до свидания!


 

МКОУ Баклушевская СОШ имени Е.М

МКОУ Баклушевская СОШ имени Е.М

Методическая разработка урока технологии по теме «Выпиливание лобзиком»: «Изготовление динамической игрушки «Кузнецы»

Методическая разработка урока технологии по теме «Выпиливание лобзиком»: «Изготовление динамической игрушки «Кузнецы»

Познавательные УУД: 1) извлекать информацию из схем, чертежей, иллюстраций, 2) наблюдать и делать самостоятельно выводы, 3) самостоятельно находить решения проблем творческого и поискового характера

Познавательные УУД: 1) извлекать информацию из схем, чертежей, иллюстраций, 2) наблюдать и делать самостоятельно выводы, 3) самостоятельно находить решения проблем творческого и поискового характера

Практическая часть: 1) подготовка рабочего места, 2) изготовление динамической игрушки, 3) текущий инструктаж, оказание необходимой помощи детям в ходе изготовления игрушки, 4) заключительный инструктаж, советы…

Практическая часть: 1) подготовка рабочего места, 2) изготовление динамической игрушки, 3) текущий инструктаж, оказание необходимой помощи детям в ходе изготовления игрушки, 4) заключительный инструктаж, советы…

Первый из них известен с XIX века

Первый из них известен с XIX века

Разводы или игрушки на параллельных планках

Разводы или игрушки на параллельных планках

Практическая часть:

Практическая часть:
Скачать файл