Учитель Жилина М.В.
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тема: Буквы Е — И в корнях с чередованием.
Цель урока для учителя: сформировать представление о правописании гласной в корнях с чередованием, учить графически обозначать орфограмму.
Цель урока для учащихся: научиться находить слова с гласной в корнях с чередованием, правильно писать слова с гласной в корнях с чередованием, уметь графически обозначать орфограмму.
Задачи урока для учителя:
1.Обеспечить усвоение знаний о правописании гласной в корнях с чередованием е-и.
2. Развитие коммуникативных умений обучающихся через работу в парах: договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.
3. Развитие умения устно и графически объяснять условия выбора орфограммы.
Задачи урока для учащихся:
1. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
3. Применять приобретённые умения на практике и в жизни.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: презентация, учебники, рабочий лист, оценочные листы.
Планируемые результаты:
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Обучающиеся научатся находить слова с гласной в корнях с чередованием, правильно писать слова с гласной в корнях с чередованием, смогут графически обозначать орфограмму. |
Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую, «развёртывать» информацию из ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения. |
Умения понимать значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
Технологическая карта урока
Основные этапы и время организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
Учебная ситуация, учебная задача, которая приведёт к достижению запланированных результатов |
Ценностная нагрузка этапа урока |
На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие |
Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме. |
Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся |
||
Создание учебно познавательных мотивов |
Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения). |
Приветствие учащихся. -Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Всё в твоих руках! -Сформулируйте мораль данной притчи. (Верь в себя и свои силы) -Вы правы. Вера в себя – это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным. -Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите на рисунке? (Деревья, растения) -Все вы знаете, из каких частей состоят растения и деревья. А какая из частей самая главная? С чего начинается рост любого цветка, дерева, травы? (С корня, корневой системы) --Что же общего между растениями и словами? (В словах главной частью является корень. Именно в корне заключено лексическое значение слова) Оформление рабочих листов. Задание 1. Прочитай слова, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму. Пол…жить, пол…гать, к…снуться, к…саться, р…стение, выр…стить, -Какие орфограммы-гласные в корнях слов нам встретились? (Чередующиеся гласные в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос.) - Вспоминаем правило о написании корней –лаг- -лож, -раст-,-ращ-, -рос (Отвечают на вопросы) -Каким алгоритмом пользовались, когда вставляли пропущенные орфограммы? (Вспоминают и рассказывают правило). 1)Произнеси слово 2)Определи, в какой морфеме находится пропущенная орфограмма 3)Примени правило 4)Обозначь орфограмму -Оцените свою работу. Создание проблемной ситуации. Задание 2. Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы: Соб..ру – соб..рать , уд..ру – уд..рать , зам..реть – зам..рать , зап..реть – зап..рать, прот..реть – прот..рать -Обозначьте корни слов. (произносят разные варианты ответов). - С какой проблемой вы столкнулись? Почему? |
Развитие словарного запаса. |
Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из словаря. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
Прогностическое оценивание.
– Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении задания? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? |
Оформляют рабочие листы. Слушают притчу, отвечают на вопросы. Вставляют гласную в корень слова, выделяют орфограмму.
Алгоритм • Произнеси слово • Определи, в какой морфеме находится пропущенная орфограмма • Примени правило • Обозначь орфограмму
|
Действие целеполагания |
Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.
|
Сформулируйте, исходя из проблемы тему урока и цель. Провожу устное и письменное (лист самооценки) оценивание. Подумайте, к каким орфограммам мы можем отнести данные слова: безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне?(К орфограмме «Чередующиеся гласные е-и в корне слова».) - Назовите тему нашего урока? Буквы е — и в корнях с чередованием. Запись в рабочем листе - Как бы вы определили цели нашего урока? (Научиться находить слова с гласной в корнях с чередованием. Уметь графически обозначать орфограмму. Правильно писать слова с гласной в корнях с чередованием.) Запись в рабочем листе. Проверка. -Оцените свою работу. |
Развитие словарного запаса. |
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему (проблему) урока.
|
Рефлексивное оценивание. Осознание у учащихся затруднений. Формулируют проблему урока. Цель учащиеся проговаривают во внешней речи.
См. лист самооценки |
Тема: Буквы Е —
И Цель: Научиться находить слова с гласной в корнях с чередованием. Проблемный вопрос: В каких случаях в корнях с чередованием пишется буква Е, а в каких И? Уметь графически обозначать орфограмму. Правильно писать слова с гласной в корнях с чередованием. |
Планирование и организация деятельности
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ |
Организовать и направить деятельность обучающихся на получение новых знаний. |
Определите основные шаги выхода из затруднения. Определите форму работы. - Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы) Дети выдвигают гипотезы. Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то – е.) Учащиеся проверяют в учебнике. Гипотеза подтверждается. Проверка. -Оцените свою работу. |
Умение определять основные шаги своей деятельности. |
Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Рефлексивное оценивание. См. лист самооценки |
План вывешивается на доске. • Исследуем. Делаем выводы. • Читаем правило. • Сравниваем выводы с правилом. • Работаем над ошибками. • Применяем на практике. Если после корня есть суффикс -А-, то нужно в корне писать букву И , а если суффикса нет, то – Е. |
Осуществление деятельности по достижению поставленной цели |
Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены знания
|
Задание 3. Составление алгоритма. - Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Алгоритм. • Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне. • Вспомнить корни с чередованием. • Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. • Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е. • Графически выделить условие выбора гласной Послушайте стихотворение, которое поможет вам запомнить это правило. Жили-были две подружки,. Симпатичные вполне, Две подружки-побегушки, Буква И и буква Е. Корни нескольких глаголов Рады были их принять, Только нужно было знать, Как в них встать без лишних споров. Но подружки не ругались, Меж собой чередовались. Скажет буква Е едва: -Здесь за корнем суффикс –а-! И без лишней кутерьмы Примет корень букву И. Если суффикс где-то бродит, В корне место Е находит. До сих пор живут согласно Чередующиеся гласные. Если есть за корнем А, В корне будет И. всегда. После объяснения правила, вставляются согласные в корни (к началу урока). Задание 4. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму (используй алгоритм) I вариант Соб…раешь – соб…рёшь Прод…раешься – прод…рёшься Выж…гал – выж…г II вариант Зам…рает – зам…р Зап…рает – зап…р Прот…рал – прот…реть Проверка. -Оцените свою работу. Задание 5. Прочитай пословицы, найди слова с изучаемой орфограммой, обозначь её графически: • Мягко стелет, да жёстко спать. • Добрые умирают, да дела их живут. • Прежде смерти не умереть. • Собирай по ягодке – наберешь кузовок. Читают пословицы, комментируют написание гласной в корне. -Как вы понимаете смысл 4 пословицы? Как её можно связать с нашим уроком? (Учащиеся объясняют смысл пословицы.) Проверка. -Оцените свою работу. Задание 6. Вини Пух написал своему другу ослику ИА письмо. Оно лежит перед вами. Ваша задача – найти в нем слова с нашей орфограммой и выделить орфограмму. Потом мы проверим, сколько слов вы обнаружили. Надеюсь, вы будете внимательными следопытами. Прочитай письмо, найди слова с изучаемой орфограммой, обозначь её графически: Здравствуй, ослик ИА! Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина! Винни Пух. Проверка. -Оцените свою работу. |
Ценность знания. Внимательность по отношению к другим. |
Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
|
Рефлексивное оценивание.
Проводится самооценка. Проговаривание во внешней речи.
– В чём добились успеха? – Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении задания? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
Работа с листом самооценки.
|
Задание 3. Составление алгоритма. - Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Алгоритм. • Выделить в слове корень, поставить ударение, найти ……………………………………….. в корне. • Вспомнить корни с …………………………………….. • Проверить наличие или отсутствие суффикса -……- после корня. • Если суффикс -….- есть после корня, пишется буква ……, а если нет – ……. • Графически выделить условие выбора гласной.
Слушают стихотворение, возвращаются к словам.
Задание 4. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму (используй алгоритм) I вариант Соб…раешь – соб…рёшь Прод…раешься – прод…рёшься Выж…гал – выж…г II вариант Зам…рает – зам…р Зап…рает – зап…р Прот…рал – прот…реть
Задание 5. Прочитай пословицы, найдите слова с изучаемой орфограммой, обозначьте её графически: • Мягко стелет, да жёстко спать. • Добрые умирают, да дела их живут. • Прежде смерти не умереть. • Собирай по ягодке – наберешь кузовок. Читают пословицы, комментируют написание гласной в корне. (Учащиеся объясняют смысл пословицы.) Задание 6. Здравствуй, ослик ИА! Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина! Винни Пух. |
Рефлексивно оценочные действия |
Организовать осмысление способов достижения цели, организует анализ деятельности по получению учебного продукта
|
Выполнение теста. Проверка. Подведение итогов - Какую цель вы ставили на уроке? - Удалось ли достичь поставленной цели? - Какие получили результаты? Довольны ли вы ими? - Что вызвало особые затруднения? - Чему мы научились на уроке? - Какой же суффикс командует корнями с чередующимися Е–И? -Оцените свою работу. Домашнее задание: Выучи правило – п.52, упр.596 или Найди и запиши 5 пословиц, в которых есть слова на изученную орфограмму. |
Ценность знания. Созидание. |
Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему), свёртывать информацию до ключевых слов. Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности.
|
Ретроспективное оценивание. – Что удалось на уроке, было самым интересным? – Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении задания? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
|
Цель: Научиться находить слова с гласной в корнях с чередованием. Уметь графически обозначать орфограмму. Правильно писать слова с гласной в корнях с чередованием. В зависимости от того, сколько баллов заработали за урок, определяют уровень выполнения индивидуального задания. А, В или С. |
Приложение 1.
Тест по теме «Буквы Е-И в корнях с чередованием»
В корнях с чередованием е-и пишется буква и:
1)если она находится под ударением
2) если она находится в безударном положении
3)если после корня стоит суффикс а
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст...лать скатерть
2) разб...ру вещи
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл...снуть на солнце
2) зат...рать пятно
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп...реть замок
2) бл...стала красотой
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) ум...рающий лебедь
2) переб...рёт крупу
1-3
2-1
3-2
4-2
5-2
Приложение 2.
Лист оценивания Ф. И._________________________________________________
№ |
|
баллы |
1 |
Прогностическое оценивание. Я без ошибок написал все слова (3 балла) Допустил 1 ошибку в словах (2 балл) Допустил 2 ошибки в словах (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) |
|
2 |
Рефлексивное оценивание Тема, которую я сформулировал, совпала с темой урока (1 балл) Я не смог сформулировать тему урока (0 баллов) |
|
3 |
Рефлексивное оценивание Я смог сформулировать цель (1 балл) Я не смог сформулировать цель урока (0 баллов) |
|
4 |
Рефлексивное оценивание Я определил шаги действий выхода из затруднения (1 балла) Я не понял, что надо делать(0 баллов) |
|
5 |
Рефлексивное оценивание Исследуем, делаем выводы. Мы провели исследование… выводы совпали с информацией учебника (3 балла) выводы совпали с информацией учебника с 1-2 неточностями (2 балла) выводы совпали с информацией учебника с 3 ошибками (1 балл) Не смог выполнить задание (0 баллов) |
|
6 |
Рефлексивное оценивание. Я без ошибок написал все слова с чередующимися гласными (3 балла) Допустил 1 ошибку в словах с чередующимися гласными (2 балл) Допустил 2 ошибки в словах с чередующимися гласными (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) |
|
7 |
Рефлексивное оценивание Я выбрал из пословицы только слова с чередующимися гласными и выделил графически верно (3 балла) Я выбрал из пословицы только слова с чередующимися гласными, но не выделил графически (2 балла) Я выбрал из пословицы слова с чередующимися гласными с, но допустил ошибки и не выделил графически (1 балл) Не смог выполнить задание (0 баллов) |
|
8 |
Рефлексивное оценивание«Письмо Винни Пуха» Я без ошибок выполнил задание (3 балла) Допустил 1 ошибку (2 балл) Допустил 2 ошибки (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) |
|
9 |
Ретроспективное оценивание Тестовое задание. Я выполнил тест верно (3 балла) Я выполнил тест с 1-2 ошибками (2 балла) Я выполнил тест с 3-4 ошибками (1 балл) Не смог выполнить задание (0 баллов) |
|
|
Итого |
|
21 - 20 баллов - уровень С19 - 16 баллов – уровень В 15 – 10 баллов - уровень А
Рабочий лист ученика (-цы)
Ф.И._______________________________________________
Дата_______________________________________________
_______________________________________________
Тема:_______________________________________________
Цель:
Научиться находить слова ___________________________________________________, уметь графически __________________________________________________________, правильно писать слова с гласной в___________________________________________.
Задание №1.
Прочитай слова, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.
Пол…жить, пол…гать, к…снуться, к…саться, р…стение, выр…стить,
-Какие орфограммы-гласные в корнях слов нам встретились?
Задание №2.
Прочитай слова, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму:
Соб..ру – соб..рать, уд..ру – уд..рать, зам..реть – зам..рать, зап..реть – зап..рать, прот..реть – прот..рать
Алгоритм ответа:
1.Мне было предложено задание – прочитать слова, вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму.
2.Я провёл исследование и пришёл к выводу, что________________________________, потому что ________________________________________________________________
Проблема:_________________________________________________________________
Задание №3.
Прочитай алгоритм, вставь пропущенные слова.
Алгоритм.
1. Выделить в слове корень, поставить ударение, найти __________________________ в корне.
2. Вспомнить корни с_______________________________
3. Проверить наличие или отсутствие суффикса -_____- после корня.
4. Если суффикс -_____- есть после корня, пишется буква______, а если нет – _______
5. Графически выделить условие выбора гласной.
Задание №4.
Прочитай слова, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму (используй алгоритм)
I вариант
Соб…раешь – соб…рёшь
Прод…раешься – прод…рёшься
Выж…гал – выж…г
II вариант
Зам…рает – зам…р
Зап…рает – зап…р
Прот…рал – прот…реть
Задание №5.
Прочитай пословицы, найди слова с изучаемой орфограммой, обозначь её графически:
1. Мягко стелет, да жёстко спать.
2. Добрые умирают, да дела их живут.
3. Прежде смерти не умереть.
4. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
Задание 6.
Прочитай письмо, найди слова с изучаемой орфограммой, обозначь её графически.
Здравствуй, ослик ИА!
Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина!
Винни Пух.
Рефлексия.
Тест по теме «Буквы Е-И в корнях с чередованием»
1. В корнях с чередованием е-и пишется буква и:
1)если она находится под ударением
2) если она находится в безударном положении
3)если после корня стоит суффикс а
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст...лать скатерть
2) разб...ру вещи
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл...снуть на солнце
2) зат...рать пятно
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп...реть замок
2) бл...стала красотой
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) ум...рающий лебедь
2) переб...рёт крупу
№ |
Ответ |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
Домашнее задание.
Выучи правило – п.52, упр.596
или
Найди и запиши 5 пословиц, в которых есть слова на изученную орфограмму.
Приложение 3.
Рабочий лист ученика (-цы)
Ф.И._______________________________________________
Дата_______________________________________________
_______________________________________________
Тема:_______________________________________________
Цель:
Научиться находить слова ___________________________________________________, уметь графически __________________________________________________________, правильно писать слова с гласной в___________________________________________.
Задание №1.
Прочитай слова, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.
Пол…жить, пол…гать, к…снуться, к…саться, р…стение, выр…стить,
-Какие орфограммы-гласные в корнях слов нам встретились?
Задание №2.
Прочитай слова, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму:
Соб..ру – соб..рать, уд..ру – уд..рать, зам..реть – зам..рать, зап..реть – зап..рать, прот..реть – прот..рать
Алгоритм ответа:
1.Мне было предложено задание – прочитать слова, вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму.
2.Я провёл исследование и пришёл к выводу, что________________________________, потому что ________________________________________________________________
Проблема:_________________________________________________________________
Задание №3.
Прочитай алгоритм, вставь пропущенные слова.
Алгоритм.
1. Выделить в слове корень, поставить ударение, найти __________________________ в корне.
2. Вспомнить корни с_______________________________
3. Проверить наличие или отсутствие суффикса -_____- после корня.
4. Если суффикс -_____- есть после корня, пишется буква______, а если нет – _______
5. Графически выделить условие выбора гласной.
Задание №4.
Прочитай слова, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму (используй алгоритм)
I вариант
Соб…раешь – соб…рёшь
Прод…раешься – прод…рёшься
Выж…гал – выж…г
II вариант
Зам…рает – зам…р
Зап…рает – зап…р
Прот…рал – прот…реть
Задание №5.
Прочитай пословицы, найди слова с изучаемой орфограммой, обозначь её графически:
1. Мягко стелет, да жёстко спать.
2. Добрые умирают, да дела их живут.
3. Прежде смерти не умереть.
4. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
Задание 6.
Прочитай письмо, найди слова с изучаемой орфограммой, обозначь её графически.
Здравствуй, ослик ИА!
Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина!
Винни Пух.
Рефлексия.
Тест по теме «Буквы Е-И в корнях с чередованием»
1. В корнях с чередованием е-и пишется буква и:
1)если она находится под ударением
2) если она находится в безударном положении
3)если после корня стоит суффикс а
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст...лать скатерть
2) разб...ру вещи
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл...снуть на солнце
2) зат...рать пятно
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп...реть замок
2) бл...стала красотой
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) ум...рающий лебедь
№ |
Ответ |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
2) переб...рёт крупу
.
Домашнее задание.
Выучи правило – п.52, упр.596
или
Найди и запиши 5 пословиц, в которых есть слова на изученную орфограмму.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.