ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46)
Рассмотрено методической комиссией филиала №5 ФКП образовательного учреждения №46 Протокол от « » № |
|
Утверждаю Заведующий филиалом №5 ФКП образовательного учреждения №46 Грызунов Д.Б. «___» __________ 20___ г.
|
Методическая разработка
урока учебной практики по профессии
«Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом»
по теме: «Наплавка сварочных валиков в вертикальном положении сварочного шва».
Составитель: Прытков
Владимир Юлиевич
мастер производственного обучения
г. Владимир
Аннотация
Методическая разработка посвящена проблеме адаптации специалистов по профессии «Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом» к работе на производстве при проведении электросварочных работ.
Суть разработки заключается в том, что будущие специалисты при работе на производстве обязательно будут сталкиваться с наплавкой сварочных валиков в вертикальном положении сварочного шва. В ходе урока учебной практики обучающиеся смогут научиться выполнять наплавку сварочных валиков в вертикальном положении сварочного шва, отработать движения электрода.
В методической разработке представлен урок учебной практики, задачей которого является ускорить обучение наплавке сварочных валиков в вертикольном положении сварочного шва.
Данная методическая разработка может быть полезна мастерам производственного обучения учреждений профессионального образования ФСИН России, осуществляющим подготовку специалистов по профессии
«Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом».
Содержание
1.Введение
2.Методическое обоснование темы урока
3.Методические рекомендации к проведению урока
4.План урока
5. Заключение
5.Приложение (инструкционная карта)
Введение
Цель данной разработки – оказать методическую помощь мастеру производственного обучения по проведению урока учебной практики по теме, связанной с наплавкой сварочных валиков в вертикальном положении сварочного шва. Обучающимся необходимо научиться выполнять наплавку сварочных валиков в вертикальном положении сварочного шва.
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности обучающегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания учебных занятий по учебной практике.
Реформирование образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося.
Отмечая важность развития у обучающихся интереса к избранной профессии, следует иметь в виду, что роль мастера производственного обучения не только в том, чтобы пробудить этот интерес, а в том, чтобы постоянно расширять его. Для этого необходимо:
- систематически привлекать внимание обучающегося к возможностям изучаемой профессии;
- поддерживать это внимание, пока оно не разовьется в устойчивый интерес к профессии;
- закреплять интерес до тех пор, пока он не проявится в деятельности обучающегося.
Новые образовательные программы ориентированы на новые требования к мастерам производственного обучения. Качественная подготовка, умение формировать и развивать такие навыки как анализ рынка труда и рынка образовательных услуг, предприимчивость и инициативность, работа с социальными партнерами, использование информационных технологий, повышающих эффективность учебного процесса и качество труда, позволят выпускникам занять достойное место в жизни.
Методическое обоснование темы
Данная тема занимает определенное место в разделе № 3 «Произведение ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом». Теме отводится 6 часов учебного времени. При проведении урока учебной практики по теме: «Наплавка сварочных валиков в вертикальном положении сварочного шва» обучающиеся должны получить знания о технологических приемах выполнения наплавки, отработать умения по выполнению этих приемов, закрепить ранее полученные знания, умения и навыки по выполнению сварочных работ. Обучающиеся также получают и совершенствуют свои навыки в области организации трудового процесса и рабочего времени, выполняют самоанализ своей работы, учатся производить работы в бригаде.
Методические рекомендации по проведению урока
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
На учебной практике организуются различные формы проведения урока, которые не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у обучающегося удовлетворение от самого процесса труда.
Для проведения урока учебной практики по теме «Наплавка сварочных валиков в вертикальном положении сварочного шва» я выбрал традиционный способ , а именно вид урока, который будет включать в себя самостоятельную работу.
Данный вид деятельности позволит обучающимся приобрести навыки не только по профессии, но и навыки совместной работы в бригаде, умение выслушивать мнения других членов бригады и находить правильные решения в коллективной работе.
В представленном уроке производственного обучения осуществляется наплавка сварочных валиков в вертикальном положении сварочного шва.
ПЛАН
урока производственного обучения
Профессия: « Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом »
профессиональное обучение, срок обучения 5 мес.,
Тема урока: Наплавка сварочных валиков в вертикальном положении сварочного шва.
Цель урока: Систематизировать навыки по наплавке сварочных валиков в вертикальном положении сварочного шва.
Задачи урока:
Обучающая: Формирование трудовых приемов и действий обучающихся по выполнению наплавки сварочных валиков в вертикальном положении сварочного шва.
Развивающая: Развивать у обучающихся умение применять имеющиеся знания на практике, решать проблемные ситуации, контролировать свои действия в процессе выполнения работы
Воспитательная: Воспитывать умение работать в коллективе, чувство ответственности за результат работы
Тип урока: Урок по мониторингу знаний и трудовых приемов.
Метод проведения: Показ трудовых приемов, самостоятельная работа
Межпредметные связи:
МДК.01.02. Ручная дуговая сварка(наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом.
Материальное
оснащение урока:
Углошлифовальная машина-1шт.
Металлическая щетка-1шт.
Круг зачистной-1шт.
Щетка-сметка-1шт.
Пластина из низкоуглеродистой стали размерами 200×40 и толщиной 4 мм -2
шт.
Рукавицы.
Спецодежда (костюм сварщика).
Очки защитные
Сварочный аппарат
Сварочная маска
Пассатижи
Раздаточный материал: инструкционная карта
ХОД УРОКА
Структура урока |
Деятельность мастера производственного обучения |
Деятельность обучающихся |
Примечания по методике |
1.Вводный инструк-таж 1.1Организа-ционный момент 5 мин. |
1. Проверяет готовность обучающихся к уроку: 1.1. Отмечает отсутствующих на уроке. 1.2. Проверяет соответствие внешнего вида обучающихся требованиям техники безопасности
|
Устраняют замечания мастера производственного обучения.
|
|
1.2 Целевая установка 5 мин. |
1.Сообщает тему урока. 2.Совместно с обучающимися формулирует цель урока |
1.Воспринимают и записывают тему.Участвуют в формулировке целей |
|
1.3 Актуали-зация опорных знаний и опыта обучающих-ся 10 мин. |
2. Проверяет знания обучающихся по теме предыдущего занятия и готовность выполнять учебное задание: Вопросы: 1. Что является определяющим при выборе диаметра электрода ? (Толщина свариваемого металла). 2.Какова величина нормальной длины сварочной дуги должна быть при сварке электродом диаметром 3 мм? (1,5-3,3мм). 3. Как производится зачистка кромок под сварку?(с двух сторон шириной 20 мм, по торцу и скосу кромки). 4. Куда подключается положительный контакт сварочного аппарата при обратной полярности? (К электроду). |
Отвечают на вопросы мастера производствен-ного обучения поочередно.
|
|
1.4. Инструкти-рование обучающихся по ключевым вопросам темы 10мин |
3. Сообщает тему, образовательную цель урока, актуальность темы и объясняет последовательность выполнения практического задания.
|
Слушают и запоминают
|
|
1.5 Трени- ровочные упражнения 10мин |
5.1. Показывает приемы выполнения задания |
Смотрят, слушают и запоминают |
|
2.Текущий инструк-таж 5мин.
|
Проводит инструктаж по технике безопасности при подготовке металла к сварке без разделки кромок.
|
Слушают и запоминают |
|
2.1 Выдача задания 5мин.
|
- проверить исправность инструмента - расположить инструмент для удобства в работе. -привести рабочую одежду в соответствие с правилами техники безопасности - в процессе сварочных работ быть внимательным и не отвлекаться - о результате проделанной работы доложить мастеру. |
Слушают и запоминают
|
|
2.2 Самос-тоятельная работа обучающихся 300мин. 2.3 Целевые обходы обучающихся: 1-ый обход
2-ой обход
3-тий обход |
1.1Раздает все необходимое для выполнения практического задания и дает разрешение на выполнение этого задания
2.2 Осуществляет обход рабочих мест обучающихся на уроке: 2.1Проверяет организацию рабочего места, соблюдение правил техники безопасности 2.2 Проверяет выполнение приемов работы, соблюдение правил техники безопасности 2.3 Оказывает помощь отстающим обучающимся. 2.4 Окончательная проверка выполнения задания. |
Занимаются подготовкой к выполнению задания
Выполняют практическое задание и при необходимости получают дополнительный инструктаж мастера
|
|
3. Заключи-тельный. 5мин. |
Подводит итоги работы обучающихся на уроке по следующему плану: 1.Общее подведение итогов урока. 2. Разбор допущенных ошибок. 3. Отметить лучших обучающих. 4. Сообщить оценки и прокомментировать их |
Слушают, обсуждают, занимаются самоанализом
|
|
4. Уборка рабочих мест 5мин. |
Контролирует качество уборки рабочих мест обучающимися |
Занимаются уборкой |
|
Мастер производственного обучения ________________ ( Прытков В.Ю.)
Заключение
Содержание урока соответствует рабочей программе, т.к. формирует профессиональные и общие компетенции, умения анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы при сварке угловых соединений.
Дидактическое оснащение соответствует плану урока, формирует знания терминов, работы с инструментами, приспособлениями и материалами.
На этапе урока «Актуализация ранее усвоенных знаний, умений и навыков» закреплялись полученные знания о способах выполнения наплавки сварочных валиков в вертикальном положении сварочного шва.
В ходе текущего инструктажа обучающиеся работали индивидуально. Во время работы осуществляли самоконтроль и взаимоконтроль. Соблюдали технику безопасности.
В течение урока соблюдалась межпредметная связь: МДК.01.02. Ручная дуговая сварка(наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом. Реализация межпредметных связей помогает активизировать обучающихся, стимулировать их творческий потенциал, осуществлять индивидуальный подход и экономить время за счёт устранения дублирования учебного материала.
В ходе заключительного инструктажа дан анализ работы группы в целом и каждого обучающегося в отдельности. Проанализированы допущенные ошибки.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
Наплавка сварочных валиков на пластины в вертикальном положении
Упражнения: 1.Слесарная обработка деталей. 2.Выбор режима сварки. 3.Выполнение уширенных валиков на пластины в вертикальном положении. |
Оснащение: источники питания сварочной дуги; электрододержатель со сварочным кабелем; сварочные маски; перчатки брезентовые; костюм сварочный брезентовый; щетка металлическая; молоток; пластины из углеродистой стали размером 200*40*4 мм; электроды марки УОНИИ-13/55, МР-3-д 3 мм. |
|
Порядок выполнения
|
Инструкционные указания и пояснения |
Эталон выполнения работы |
Инструкция по технике безопасности при выполнении сварочных работ |
Ответить на вопросы по выполнению техники безопасности перед началом, во время и по окончанию сварочных работ, мероприятия по пожарной безопасности, электробезопасности и ТБ в аварийных ситуациях. Проверить сварочный кабель, электрододержатель и заземление. |
Брезентовый костюм, перчатки брезентовые, сварочная маска, шапка, специальные ботинки или сапоги. |
Подготовка рабочего места сварщика |
Подготовить рабочее место сварщика, отрегулировать сварочное оборудование подобрать сварочный ток. |
|
Наплавить уширенные валики в вертикальном положении пластин горизонтальными швами |
Произвести наплавку валиков в вертикальном положении пластин горизонтальными швами «справа налево» и «слева направо». Положение электрода: углом назад, углом вперед. Наклон вправо, наклон влево. Примечание: смотреть раздел «Наплавка сварочных валиков в вертикальном положении пластин». Производить наплавку валиков, совмещая три движения электродом. Движение 1. Равномерная и непрерывная подача электрода к пластине по мере его плавления. Поддерживать нормальную длину дуги ( 1,5-3 мм ), но не допускать короткого замыкания электрода с пластиной. Движение 2. Перемещать электрод вдоль кромок по направлению сварки при наклоне электрода под углом 15-30° у оси, перпендикулярной плоскости сварки. Капли металла при расплавлении электрода должны перемещаться в направлении его оси и попадать на расплавленный металл сварочной ванны. Движение 3. Колебательное движение конца электрода совершается поперек шва. Оно необходимо для получения валика нужной ширины. Нормальная ширина валика, зависящая в основном от диаметра электрода, определяется так: В= (2-4) dэ, где В—ширина валика, мм; Dэ—диаметр электрода, мм Наплавленный валик должен иметь геометрические размеры, приведенные на рисунке. |
|
Зачистить уширенные валики на пластинах |
Зачистить уширенные валики на пластинах при движении электрода «справа налево», «слева направо», « на себя», «от себя»; осуществить контроль путем внешнего осмотра.
Сравнить с эталоном: Ширина валика должна быть (2-4) dэ. Высота валика должна быть (2-3)мм. Выполнять колебательные движения электродом: - зигзагообразные; - полумесяцем (выпуклость в сторону сваренного участка); - полумесяцем (выпуклость в сторону несваренного участка). |
|
Сдать работу на проверку мастеру производственного обучения |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.