Райкова Лариса Сергеевна,
преподаватель музыкально-теоретических
дисциплин ГПОАУ АО
«Амурский педагогический колледж»
«Вариативная модель повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ с учетом потребностей и особенностей детей».
Основные тезисы:
- современные характеристики дополнительного образования детей;
- раскрытие понятия «доступность дополнительного образования детей»;
- роль и значение получения дополнительного образования учащимися «Лицея №6 г. Благовещенска»;
- проблема повышения качества и доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для учащихся «Лицея № 6 г. Благовещенска;
- вариативная модель повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для разных целевых групп детей (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в неблагоприятных социальных условиях, живущих в удаленных (сельских) территориях);
- пути привлечения контингента для обучения дополнительному образованию учащихся «Лицея №6 г. Благовещенска» и основные элементы модели: факторы доступности (информационный, территориальный, социальный, институциональный, экономический, индивидуально-личностный, педагогический), цель, содержание, способы организации, условия повышения доступности дополнительных общеобразовательных программ.
Стратегическая цель государственной политики в области образования основана на повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В рамках повышения качества и доступности образования всё острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования детей как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Современное дополнительное образование детей – это инновационная площадка, где встречаются образование с наукой, культурой, спортом, и эта встреча рождает новые образовательные методики, возможности для обретения детьми азов будущей профессии; способствует обретению ими качеств личности, необходимых для жизни в современном мире.
Варианты решения проблемы повышения качества и доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ предложены в Приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование», срок реализации которого определён до 2025 года. В этом документе определены показатели, по которым можно судить о степени реализации проекта: доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, в том числе технической и естественнонаучной направленности, количество субъектов РФ, реализовавших современные региональные системы дополнительного образования детей, количество вновь оснащенных мест дополнительного образования, в том числе в организациях, осуществляющих обучение по дополнительным общеобразовательным программам в сельской местности, обеспечение оснащенных мест высококвалифицированными педагогами. Результатом реализации этого проекта должно стать создание новых условий для реализации программ ДОД, позволяющих детям выбирать индивидуальную траекторию образования, получить доступ к ресурсам дополнительного образования детям, имеющим разные образовательные возможности.
В России пока не все дети в равной степени имеют возможность заниматься дополнительным образованием, которое бы отвечало их потребностям. Поэтому охват детей программами ДОД в некоторых регионах РФ пока достаточно низкий. Особое внимание в решении этой проблемы необходимо уделить доступности программ ДОД для таких категорий детей, как одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в неблагоприятных социальных условиях, а также живущие в удаленных территориях.
Анализ понятия «доступность образования», сделанный на основе толковых словарей, позволил нам в отношении доступности дополнительного образования детей сделать уточнение сущности понятия «доступность», и выделить в его содержании транспортную (пешеходную), ценовую, информационную, социальную составляющие, образующие в совокупности общую доступность, трактуемую как возможность использования какого-либо блага различными категориями населения. Дополнительное образование – это образование по выбору ребенка. Поэтому, чтобы обеспечить доступность ДОД, все дети должны получить право на выбор и возможность обучения по дополнительным общеобразовательным программам.
Сейчас по всей России функционирует так называемый навигатор дополнительного образования детей. Его отличительная особенность – предоставление выбора - добровольное решение детей и родителей, по какой программе дополнительно заниматься. С помощью навигатора родители и обучающиеся могут выбирать занятия для детей в соответствии с индивидуальными запросами, уровнем подготовки ребенка и его способностями. При этом, целесообразным уточнить доступность дополнительного образования детей как интегральную характеристику, основными элементами которой выступают:
- ценовая доступность, характеризующая возможность расходов потребителя, обладающего определенными доходами;
- территориальная (транспортная или пешеходная) доступность, определяющая условия физического доступа к объекту, где будет осуществляться потребление услуги;
- временная доступность, которая определяет время, когда потребителю возможно оказать услугу;
- организационная доступность, которая показывает, насколько просто/сложно получить доступ к услуге;
- информационная доступность, определяющая наличие и качество информации об услуге.
Обобщая представленные выше рассуждения, под доступностью дополнительного образования детей, мы понимаем совокупность организационных, информационных, территориальных, финансовых, социальных, институциональных и педагогических условий, обеспечивающих детям в комплексе объективные и субъективные равные возможности, и права выбора и обучения по программам дополнительного образования.
Таким образом, для повышения доступности и качества дополнительного образования, необходимо разработать и внедрить в практику новые модели дополнительных общеобразовательных программ для разных групп детей с разными потребностями, живущими в разных условиях; разработать и внедрить комплекс метр, направленных на повышение качества реализации программ, в том числе, удовлетворенности детей и их родителей результатами дополнительного образования.
В лицее №6 г. Благовещенска в 2020-2021 году была определена главная цель воспитательной работы, как: совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Для достижения данной цели были поставлены разные задачи, среди которых: развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе.
Поэтому, к течение учебного года в лицее были проведены такие различные воспитательные мероприятия, такие как: классные часы, конкурсы, викторины, смотр строя и песни, конкурсы поздравительных газет, спортивные мероприятия, акции, поздравления ветеранов ВОВ и воинов-интернационалистов, фестиваль солдатской песни «Россия! Молодость! Мечта!», фотовыставки, экскурсии и т.п. Кроме того, в лицее большое внимание уделяется таким предметам, как хореография и строевая подготовка.
На протяжении нескольких лет в лицее действует Юнармейский отряд -молодежное общественное объединение, которое создано в лицее с целью развития и поддержки детской инициативы в изучении истории отечественного воинского искусства.
Также большое внимание в лицее уделяется оздоровлению школьников. Поэтому здесь активную работу ведут классные руководители в пропаганде здорового образа жизни, развитии навыков гигиены и соблюдение режима дня. В течение года в классах проводились классные часы на здоровьесберегающие темы, индивидуальные беседы с учащимися по профилактике вредных привычек, совместные мероприятия с родителями и заинтересованными лицами.
Следует отметить, анализ контингента лицея показывает, что примерно 30% учащихся являются воспитанниками ведущих учреждений дополнительного образования города, среди которых Центральная детская школа искусств, Центр эстетического воспитания им. В. Белоглазова, Общественно-культурный центр и многие другие. Несомненно, обучение в этих организациях приносит пользу в общую копилку по получению дополнительного образованию детьми.
На наш взгляд, для повышения доступности ДОД необходимо создание так называемого «неформального образовательного пространства». Оно достигается:
- со стороны государственного (общественного) заказа неформальное образовательное пространство должно строиться как открытое образование, направленное на формирование молодого поколения страны, обладающего определенными личностными качествами, отвечающими требованиям современной экономики и нового общественного устройства, в которое могут войти любые обучающиеся по собственному желанию.
- со стороны личностного заказа неформальное образовательное пространство должно строиться как образование под заказ, направленное на реализацию конкретных потребностей и интересов заказчиков (детей и родителей).
Вариативность моделям повышения доступности программ ДОД придает учет особенностей целевых групп детей, для которых необходимо выстраивать образовательные пространства и среды в соответствии с их образовательными и социальными потребностями, интересами и проблемами, например:
- для одаренных детей важно создать избыточное информационное пространство, обеспечивающее реализацию их интеллектуальных потребностей за пределами стандарта образования, а также адаптивное пространство, наполненное информацией о вариантах решения проблем социального взаимодействия, адаптации в коллективе сверстников и взрослых (родителей, педагогов и др.).
- для детей с ОВЗ важно создавать принимающую и адаптивную среду, наполненную информацией о вариантах поведения в социальных ситуациях, с которыми они могут столкнуться, с учетом интеллектуальных возможностей, состояния здоровья, уровня развития психических процессов, интересов и эмоционального настроя детей с ОВЗ на обучение по программам ДОД.
- для детей, оказавшихся в сложной социальной ситуации (дети-мигранты, девианты, сироты и др.) необходимо создавать адаптивное, поликультурное, полиобразовательное пространство.
Для повышения доступности дополнительного образования, в первую очередь, важно формировать мотивацию детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе проживающих в сельской местности, находящихся в трудной жизненной ситуации) на обучение по дополнительным общеобразовательным программам. Развитие мотивации может быть обеспечено за счет разнообразия и вариативности этих программ, предусматривающих получение детьми навыков и умений разного уровня (ознакомительный, базовый и углубленный), внедрения новых образовательных технологий, реализации выездных программ и проектов в сельской местности, сетевого взаимодействия, модернизации инфраструктуры и оборудования, организацию дополнительного профессионального образования педагогических работников и вовлечения в реализацию дополнительных общеразвивающих программ специалистов из различных сфер науки, техники, культуры и спорта.
Кроме того, программы должны быть ориентированы на профессиональное самоопределение современных подростков, в том числе, не столько знакомство с основами существующих профессий, сколько формирование образов новых профессий и разработку индивидуальных траекторий освоения компетенций профессий будущего. Современные дополнительные общеобразовательные программы призваны отвечать запросу общества и предоставлять возможность обучающимся осваивать предпрофессиональные навыки в сфере новых востребованных профессий.
Для привлечения контингента для обучения дополнительному образованию нужно учитывать так называемые факторы доступности:
– для одаренных детей – привлечение потенциала вузов, музеев, организаций культуры и др.;
– для детей с ОВЗ – привлечение потенциала некоммерческих организаций, организаций досуга, оздоровления и др.;
– для детей, находящихся в сложных социальных условиях – привлечение потенциала общественных и волонтерских организаций, организаций социально-педагогической направленности (центров психологической помощи и др.), предприятий.
Способы (формы, методы, технологии) повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ также могут иметь варианты с учетом факторов повышения доступности:
- информационный фактор предполагает обновление форм (методов, технологий) информационного обеспечения дополнительных общеобразовательных программ: расширение рекламы, ведение баз данных, банков, реестров и др. В процессе осуществления сбора, обработки и хранения информации о ресурсах развития детей с разными образовательными потребностями и социальными возможностями должны использоваться методы составления ресурсных каталогов при помощи сайтов разных образовательных организаций. Для работы с информацией важно применять ИК-технологии обучения и взаимодействия, такие, как: вебинарные технологии, технологии виртуального обучения, видеочаты; семинары; системы тестирования, электронные курсы, форумы и т.д.
Навигатор дополнительного образования в этом отношении должен стать сейчас порталом-помощником для родителей и детей, так как он сочетает в себе ряд возможностей справочно-информационной системы и электронного навигатора. Это единая структура, которая позволяет в одном месте найти информацию об образовательных учреждениях, их программах, контактные данные, найти учреждения допобразования на карте - оценить их доступность.
- территориальный фактор - предполагает обновление форм (методов, технологий) ДОД за счет расширения взаимодействия разных образовательных организаций, находящихся на территории, доступной для целевой группы детей. Для реализации этих факторов повышения доступности ДОД, можно создавать программы, реализуемые в процессе социального партнерства и сетевого взаимодействия. Здесь возможны как краткосрочные, так и долгосрочные программы взаимодействия, что позволит любому ребенку развиваться в разных творческих областях.
- экономический фактор. При отсутствии финансовой возможности у родителей в получении дополнительного образования и для повышения доступности программ ДОД необходимо оказание посильной материальной помощи в его получении, что является немаловажной составляющей при его выборе.
- индивидуально-личностный фактор предполагает расширение применения индивидуально-ориентированных форм (методов, технологий), направленных на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей посредством определения объёма и структуры содержания образования для конкретного обучающегося, подбор методов и форм образовательной деятельности и разработку индивидуального маршрута обучения в соответствии с характером особых потребностей обучающихся. Стартом данной деятельности является формирование социального заказа ребёнка или его родителей на разработку и сопровождение индивидуальной программы обучения.
- педагогический фактор. Повышение доступности программ ДОД предполагает применение педагогом способов (форм, технологий), обеспечивающих повышение мотивации детей к обучению, побуждение их интереса заниматься по программе ДОД, активизирующих выбор ребенком определенной программы. Поэтому, каждый педагог должен иметь достаточный багаж знаний и уровень подготовки для работы в данном направлении.
Таким образом, дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей.
Учитывая все выше перечисленные факторы, в каждой школе должна быть создана система взаимосвязанных условий на разных уровнях для обеспечения повышения доступности программ ДОД с учетом разных потребностей, возможностей и интересов детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.