Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр» города Смоленска
Методическая разработка внеклассного мероприятия:

Разработала:
Антоненкова Екатерина Сергеевна
Старший методист
Смоленск
2025
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Тайны грибного царства»
Тема: «Тайны грибного царства»
Возрастная группа: младшие школьники (1-2 классы)
Форма проведения: познавательно-игровое занятие с элементами творчества.
Продолжительность: 45 минут
Цель: формирование у младших школьников первоначальных представлений о грибах как об особом царстве живой природы, их разнообразии, строении и правилах безопасного сбора.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с понятием «грибы» как отдельное царство.
- Изучить строение гриба (грибница, ножка, шляпка).
- Учить различать съедобные и ядовитые грибы на примере 2-3 видов.
- Дать представление о значении грибов в природе.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, наблюдательность, память, речь.
- Развивать умение работать в группе.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, осторожность при встрече с незнакомыми грибами.
- Формировать экологическую культуру (правила сбора грибов).
Планируемые результаты:
Предметные:
- Обучающийся узнает, что гриб состоит из грибницы, ножки и шляпки; сможет назвать 2-3 съедобных (белый, подберезовик, лисичка) и 1-2 ядовитых (мухомор, бледная поганка) гриба; усвоит главное правило: «Не уверен – не бери!»
Метапредметные:
- Обучающийся сможет участвовать в диалоге, выполнять задания в группе, аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
- Формирование ответственного и осторожного поведения в лесу, интереса к изучению окружающего мира.
Оборудование и материалы:
• Интерактивная доска или проектор для показа презентации/картинок.
• Плакат «Строение гриба».
• Картинки или муляжи грибов (белый гриб, подберезовик, лисичка, сыроежка, мухомор, бледная поганка).
• Раздаточный материал: карточки с загадками, карточки для игры «Съедобный-несъедобный».
• Материалы для творчества: пластилин, доска для лепки.
• Корзинка для «сбора грибов».
Содержание занятия:
I. Организационный момент (3-5 минут) Приветствие. Создание эмоционального настроя.
Загадка:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожки,
Шляпка есть — нет головы.
(Ответ: Гриб)

- Ребята, а вы любите ходить по грибы? А что вы знаете о грибах? Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие в таинственное царство, которое не относится ни к растениям, ни к животным. Это Царство Грибов!
II. Основная часть (25 минут)
1. Беседа «Что такое грибы?»
Объяснение в доступной форме: грибы – это не растения, они не могут двигаться как животные. Они – особые организмы.
Демонстрация плаката «Строение гриба»:
Показываем и называем части: грибница (подземная, самая главная часть, как корни у дерева), ножка, шляпка. Объясняем, что то, что мы собираем, – это только плодовое тело, а грибница живет в земле долгие годы.

2. Интерактивная игра «Угадай грибок»
На экране или с помощью карточек показываются изображения грибов. Дети угадывают их названия.
Белый гриб («Царь грибов», крепкий, с толстой ножкой).

Подберезовик (растет под березой, шляпка серая).

Лисичка (рыжая, как лисичка, шляпка воронкой).

Мухомор (красивый, но опасный! «Мух морит»).

Бледная поганка (очень ядовитый, его нельзя даже трогать!).

Делаем акцент на отличиях ядовитых грибов (яркая окраска мухомора, «юбочка» на ножке у поганки).
3. Физкультминутка «Грибочки»
Мы шагаем по дорожке, (шаг на месте)
А вокруг растут грибочки. (показывают руками вокруг)
Раз грибок, два грибок, (наклоны, «собирают грибы»)
Вот полный кузовок. (показывают руками большой круг)
Ай-да, грибы-грибочки! (хлопают в ладоши)
Отдохнули мы немножко! (садятся на места)
4. Дидактическая игра «Собери грибы в корзинку»
На столе разложены картинки или муляжи грибов. Дети по очереди подходят и «собирают» в корзинку только те грибы, которые они считают съедобными.

После того как все грибы собраны, вместе проверяем корзинку. Если туда попал ядовитый гриб, всем классом объясняем, почему его нельзя брать.
Закрепление главного правила:
«Ребята, запомните золотое правило грибника: Не уверен – не бери! Лучше оставить незнакомый гриб в лесу».
III. Творческая мастерская (10 минут)
Детям предлагается слепить из пластилина самый красивый или самый необычный гриб (можно придумать сказочный гриб), а также белый, мухомор или лисичку.
Во время работы включается спокойная музыка «звуки леса». Педагог подходит, помогает, задает наводящие вопросы: «Какой это гриб? Съедобный?
А где он растет?»
IV. Подведение итогов. Рефлексия (5 минут)
Выставка детских работ.
Краткое обсуждение: что нового узнали?
Вопросы для закрепления:
- Как называется подземная часть гриба? (Грибница)
- Что нужно сделать, если увидел незнакомый гриб? (Не трогать, пройти мимо)
- Назовите съедобный гриб. А ядовитый?
- Вы сегодня были настоящими знатоками грибного царства! Будьте внимательны и осторожны в лесу, и тогда прогулки на природе будут приносить только радость.
Заключение
Методическая разработка представляет собой целостную, логически выстроенную систему, направленную на достижение ключевой цели — формирования у младших школьников первоначальных представлений о грибах как об особом царстве живой природы. Поставленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи решаются через комплексное использование современных педагогических подходов, прежде всего деятельностного и игрового, что полностью соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся 1-2 классов.
Таким образом, представленная методическая разработка является эффективным инструментом для педагога в реализации требований ФГОС НОО и способствует формированию у младших школьников целостной картины мира, познавательного интереса к биологии и ответственного отношения к окружающей среде.
Кто может работать с этой методической разработкой?
1. Учителя начальных классов:
Материалы разработки можно интегрировать в уроки окружающего мира, внеклассные мероприятия или экологические проекты.
2. Педагоги дополнительного образования:
Кружки экологической направленности, творческие студии и
природоведческие клубы могут использовать задания для проведения занятий.
3. Воспитатели детских лагерей:
В летних лагерях разработка станет отличной основой для экологических смен или тематических дней.
4. Родители:
Задания можно адаптировать для семейного досуга, чтобы родители и дети вместе изучали природу и участвовали в ее сохранении.
5. Экологические организации:
Организации занимающиеся экопросвещением, могут использовать разработку для проведения мастер-классов, акций и мероприятий для детей.
Список использованной литературы
1. Алексеев, С.В. Экология: Энциклопедия для детей / С.В. Алексеев. — СПб.: Литера, 2019. — 128 с. — (Раздел «Царство грибов»).
2. Атласы-определители для начальной школы (например, «Атласопределитель "От земли до неба" А.А. Плешакова).
3. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методическое пособие / Н.Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2020. — 315 с.
4. Плешаков, А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов / А.А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2021. — 224 с. — (Глава «Сказка становится былью» о грибах).
5. Тамбиев, А.Х. Грибы: Научно-популярное издание для детей / А.Х. Тамбиев. — М.: Дрофа-Плюс, 2018. — 64 с. — (Серия «Знакомимся с природой»).
Интернет-ресурсы:
1. https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fprorisuem.ru%2 Ffoto%2F4537%2Fnesieedobnye_griby_risunok_18.webp&lr=24876&p os=5&rpt=simage&source=serp&stype=image&text=%D0%BA%D0%B 0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%D0%
B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%8B%20%D1%81%D1%8A%D0
%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%
D0%B8%20%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%8A%D0%B5%D0%B4
%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5
2. https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Ffotki.cc%2Ffiles
%2Fimg%2Fpost%2F13235%2Fkrasnogolovikov-
7.webp&lr=24876&pos=4&rpt=simage&source=serp&stype=image&tex
t=%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%20%D1%84%D0%BE%D1
%82%D0%BE
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B1%D 0%B5%D1%80%D1%91%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%
BA_%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0
%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.