«Встреча с занимательной физикой»
Методическую разработку выполнил
Свистухин Егор Валентинович -
учитель физики высшей
квалификационной категории
Государственного общеобразовательного
учреждения Луганской Народной
Республики "Кировская средняя школа №2"
г. Кировск, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ВСТРЕЧА С ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ФИЗИКОЙ». 4
1.1 Цели, задачи и планирование внеклассного мероприятия. 4
1.2 Сценарий внеклассного мероприятия «Встреча с занимательной физикой» 5
1.3 Методические рекомендации по подготовке и проведению внеклассного мероприятия «Встреча с занимательной физикой». 12
1.4 Материально-техническое обеспечение содержания внеклассного мероприятия «Встреча с занимательной физикой». 14
2. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 15
ПРИЛОЖЕНИЯ. 16
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И без привития интереса к предмету, без поиска новых форм мотивации учебной деятельности учащихся преподавателю не обойтись.
Актуальность методической разработки заключается в том, что данное мероприятие предназначено для организации внеурочной работы по физике совместно со СМИ, адресовано тем, кто только начинает изучать физику, т.е. шестиклассникам и их родителям. Последние, в массе своей, практически никогда не могли быть зрителями вместе со своими детьми!
Кроме того, приглашение представителей местных СМИ даёт возможность качественно подготовить видеорепортаж о внеклассном мероприятии и разместить его на сайте школы. Привлечь намного большую аудиторию способствовал выход в эфир специального выпуска местного телеканала «Мой Кировск» 12 апреля 2019 года и статья в газете «Информационный вестник» от 19 апреля 2019 года (прилагается). Как оказалось позже, это даёт также возможность демонстрировать подобное внеклассное мероприятие в период пандемии короновируса! Приём занимательности использовался автором и в видеорепортаже местного телеканала 22 мая 2020 года (прилагается), когда ребят – шестиклассников собрать было невозможно.
Одной из задач таких связей с тележурналистами является, также, возможность через СМИ привлечь внимание ребят и их родителей к поступлению на учёбу в Государственное общеобразовательного учреждение Луганской Народной Республики «Кировская средняя школа № 2».
Автор с удовлетворением осознаёт, что данное мероприятие навеяно ещё и многолетним знакомством с работами выдающегося популяризатора физической науки Якова Исидоровича Перельмана.
Методическая разработка предназначена для преподавателей естественно-математических дисциплин.
1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ВСТРЕЧА С ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ФИЗИКОЙ»
1.1 Цели, задачи и планирование внеклассного мероприятия
Автор при подготовке и проведении данного внеклассного мероприятия ставил перед собой следующие цели.
Образовательные: формировать у учащихся интерес к изучению физики, научное мировоззрение, расширять кругозор, развивать необходимость в углублении знаний.
Развивающие: развивать умение находить решение проблемы, творчески применять знания в различных областях; знакомство учащихся с необходимостью применения физических знаний на практике, повышение информационной культуры с помощью средств массовой информации.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные способности учеников, формировать доброжелательные, уважительные отношения между соперниками; умение работать в коллективе.
Планируемые результаты участия учащихся в мероприятии были таковыми:
а) личностные:
· чувство гордости и уважения к истории и достижениям физической науки;
· умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в коллективе по решению общих задач;
· умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.
б) метапредметных:
· использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, выявления причинно-следственных связей, умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
· умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
· умение вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
· умение общаться с тележурналистами.
в) предметных:
· понимание физической сущности наблюдаемых явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
· владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
· сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни.
Форма проведения: игра - диалог старшеклассников и учащихся шестых классов, которые только стоят на пороге освоения физической науки, с помощью занимательных опытов и заданий.
Технология игры: игра – диалог проводится в форме «вопрос- ответ» между старшеклассниками и зрителями - шестиклассниками с участием преподавателя. Для оценки ответов формируется жюри из ребят – победителей городских предметных олимпиад.
Оборудование: проектор, презентация, галерея портретов великих физиков. Все занимательные опыты данного внеклассного мероприятия легко проводятся на материальной базе любого кабинета физики, и охватывает несколько разделов физики. Занимательные опыты можно легко менять при систематическом или повторном проведении мероприятия, можно видоизменить для применения по одной, конкретной теме или разделу физики.
Межпредметные связи: география, история, биология.
План мероприятия
1. Открытие встречи старшеклассниками.
2. Вступительное слово преподавателя, представление тележурналистов
3. Первая часть. Разминка «Мозговой штурм»
4. Вторая часть. «Занимательные физические опыты» (с информационным перерывом «Как устраивались чудеса в древности?»)
5. Третья часть. «Фронтальные физические эксперименты со зрителями»
6. Финал встречи «Салют физике!»
(В кабинете физики: учащиеся параллельных 6-х классов и старшеклассники – помощники; на экране – название внеклассного мероприятия; на центральной доске - огромная надпись «ПОЧЕМУ?»; на боковой доске - надпись «Да здравствуют умные люди!»; на штанге для плакатов - приветствие «Слава физике!; приготовлено оборудование для показа занимательных физических опытов; журналисты телевизионного канала «Мой Кировск»; лаборант кабинета физики следит за техникой безопасности на протяжении всей встречи)
Фото 1 - Кабинет физики, где проходят весенние встречи шестиклассников с занимательной физикой в рамках недели математики и физики
(Звучит демонстрационный электрический звонок на демонстрационном столе, как сигнал к началу мероприятия. Неожиданно для всех, из-за стола, появляются два ведущих – ученики старших классов - и отключают звонок)
1-й ведущий: О простом и сложном,
Об истинном и ложном,
Правдивые истории,
Серьезные, шутливые,
Про опыты природные
И про умы пытливые,
Про важные события,
Про главные открытия
И в шутку и всерьез…
Вместе: …вы узнаете на нашей встрече с занимательной физикой!
2-й ведущий: Наша встреча проходит под девизом «Да здравствуют умные люди!» Аплодисменты, господа юные физики!
(ребята в классе аплодируют)
«ЧТО?», «ПОЧЕМУ?», «ЗАЧЕМ?» и «ГДЕ?»
Живут в земле, в огне, в воде.
1-й ведущий: ЧТО? ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ? и ГДЕ? –
Мы всё узнать хотим!
2-й ведущий: Для этого, коллеги,
Мы с физикой и спим!
Открытий путь – нелегкий путь,
Но человеку не свернуть…
ЧТО? ПОЧЕМУ? за ним следят,
Вместе: Чтоб шел вперед, а не назад!
2-й ведущий: Слово для открытия встречи «почемучек» предоставляется учителю физики Егору Валентиновичу!
Учитель (говорит о цели встречи, о её ходе и представляет присутствующих;знакомит со знатоками физики - участниками физических олимпиад, которые сидят на почетном месте с табличками: «Похож на Демокрита», «Похож на Архимеда», «Похож на Ньютона», «Похож на Галилея», «Похож на Эйнштейна», «Похож на Ломоносова»):
Давайте поприветствуем друг друга, ребята, этим призывом на плакате (показывает)
Все: «Слава физике!»
1 часть
Разминка «Мозговой штурм»
1-й ведущий: Начинаем первую часть нашей встречи с разминки под названием «Мозговой штурм». Знатоки физики! Нашим шестиклассникам я сейчас буду задавать вопросы. Помогите разобраться в их ответах.
( Знатоки отвечают на вопросы экспромтом или с помощью учителя)
Вопросы «мозгового штурма»:
1.Зачем на лыжах продольная выемка?
2.Почему во время грозы мы вначале видим молнию, а затем слышим гром?
3.Вы пошли в магазин. Какие шнурки купите: шелковые или шерстяные?
4.Греет ли шуба?
5.Почему скользят коньки?
6.Почему воробьи сидят зимой нахохлившись?
7.Как мы пьем?
8.Определить на глаз длину веревки
(Предложения записываются на доске, ученик с наилучшим глазомером получает приз)
9.Определить на глаз вес грузика на ладони. Не массу, а вес!
(Ученик с наилучшим глазомером получает приз)
10.«Встань со стула!»
(Садят на стул зрителя, с выдвинутыми вперед ногами, чтобы он не смог встать)
11.«Прислонись к стенке!»
(Предлагают тому же зрителю стать боком вплотную к стенке)
12. Шуточная загадка - демонстрация: Продемонстрируйте с помощью стакана с водой и горящей свечки «путешествие вокруг света под водой»…
(Ученик, догадавшийся обойти горящую свечу, держа над собой стакан с водой, получает приз)
13. Сладкая загадка: Сколько конфет уместится на линейке? Сколько печенюжек уместится на метровой линейке?
(Предложения записываются на доске, отгадавшие получают приз – все конфеты и всё печенье на линейках)
14. Отгадайте ребусы об ученых на экране видеопрезентера. Фамилии зашифрованных ученых размещены в галерее портретов на боковой стене кабинета физики.
Фото 2 - Боковая стена кабинета с галереей портретов учёных (вверху), оставивших заметный след в истории развития физики
2 часть
«Занимательные физические опыты»
2-й чтец: Начинаем вторую часть вечера «Занимательные физические опыты»!
Учитель: Уважаемые шестиклассники! Сейчас вам покажут старшеклассники занимательные физические опыты. Главный вопрос после демонстрации опыта «ПОЧЕМУ?» На него давайте ответим вместе со знатоками физики.
Опыт 1. Демонстрация взаимодействия круглых магнитов на ладошках чтецов.
Опыт 2. Прилипание вантуза к классной доске
Опыт 3. Вода в перевернутом стакане
( опыты № 59-60 из книги «Занимательные опыты по физике» Л.А. Горева)
Опыт 4. Влезание вареного яйца в бутылку (№ 80, демонстрирует учитель)
Опыт 5. Раздувание резиновой перчатки под колоколом воздушного насоса (№36-37, при участии учителя)
Опыт 6. Стакан поднимает воздушный колокол (№ 64, демонстрирует учитель)
Опыт 7. Как достать монету в воде, не замочив пальцев?
Опыт 8. Пятак в стакане. (№ 15,16,17)
Фото 3 - Обложка книги Л.А. Горева, откуда готовилась часть занимательных опытов для этой встречи
Учитель: Сделаем пятиминутный экскурс в историю…
Как устраивались чудеса в древние времена? Посмотрите на экран!
( Рассказ о «чудесах», которые устраивались в прошлом на основе физических законов)
Учитель: Продолжаем занимательные опыты!
Опыт 9. «Свари яйцо в бумажной кастрюле!» (демонстрирует учитель)
Опыт 10. Кирпич разбивают на ладошке (№ 14, демонстрирует учитель)
Опыт 11. Трение воздушных шаров (№ 150)
Опыт 12. Обугливание кнопок (№ 114, демонстрирует учитель)
Опыт 13. Сбрасывание груза «с самолета» (демонстрирует учитель)
Опыт 14. Перелеты самолета на карте мира (№ 242)
Опыт 15. «Метелица» между пластинами конденсатора (№ 152)
Опыт 16. «Электрический ветер» (№ 162, при участии учителя)
Опыт 17. «Парящее кольцо» (демонстрирует учитель)
Опыт 18. «Живая катушка» (№ 234)
3 часть
«Фронтальные физические эксперименты со зрителями»
Опыт 19. Продувание воздуха между двумя листами бумаги
Опыт 20. Прилипание листка бумаги к губам
Опыт 21. Опыт с магдебурскими полушариями с двумя учениками в кабинете.
Фото 3 - Статья в газете «Информационный вестник» № 16 от 19.04.2019 г., размещённая на сайте школы
Опыт 22: Опыт с магдебурскими полушариями и 10-ю учениками в коридоре школы.
4 часть
Финал встречи «Салют Физике!»
По команде учителя 15 человек-шестиклассников становятся в шеренгу, надувают воздушные шары и отпускают их, демонстрируя реактивное движение в коридоре школы.
Учитель: А теперь, ребята, продемонстрируйте реактивное движение.
(По команде учителя 15 человек-шестиклассников становятся в шеренгу, надувают воздушные шары)
По моему сигналу отпустите шарики вверх, не завязывая их. Внимание:
Слава физике! Ура!
ВСЕ: УРА-А-А-А-А!!!!
Конец встречи
v Ведущие вечера, сидя на корточках за демонстрационным столом, включают оттуда электрический звонок и появляются перед публикой. Это вызывает интерес и оживление зрителей.
v Число вопросов при мозговом штурме может варьироваться, так как их осуждение может занять время у основной части встречи, что нежелательно. Следует отобрать наиболее интересные для ребят вопросы.
v При проверке глазомера у шестиклассников их предложения записываются на учебной доске. Чьё число наиболее близко к реальности, тот объявляется победителем. Призы закупаются, как правило сладкие: конфеты, печенье, огромные апельсины (мелкие мандарины не вызывают особого интереса) и яблоки. Линейки для этого опыта берутся одна метровая, а другая - длиною 50 сантиметров.
v При отгадывании ребусов, желающие выходят к доске и находят имя учёного, а потом показывают его портрет на боковой части кабинета физики. Портреты расположены в хронологическом порядке, от века к веку.
v Занимательные опыты для демонстрации на встрече старшеклассники распределяют между собой на предварительной репетиции. Учитель демонстрирует их перед ребятами, даёт советы, как их провести наиболее эффектно.
v Некоторые занимательные опыты, в целях безопасности, учитель проделывает сам, некоторые - совместно с учениками, остальные - при личной подстраховке.
v «Салют» в конце встречи получается эффектным при наличии большого количества воздушных шаров, которые, естественно, становятся подарками для шестиклассников.
v Предложенный вариант сценария встречи растянут во времени. Можно провести встречу в два дня, предложив шестиклассникам привести на следующий день своих младших сестёр и братьев, друзей. Таким образом, можно оценить эффект данного внеклассного мероприятия.
v Предлагаю вам, уважаемый читатель, замечания к некоторым демонстрациям занимательных опытов:
Опыт 1. Эту демонстрацию ведущие проводят синхронно с набором круглых магнитов.
Опыт 2. Желательно подобрать такую учебную доску, чтобы при попытке оторвать вантуз она бы отходила от стены (шаталась).
Опыт 3. Нужно подобрать сорт бумаги, которым накрывается стакан, чтобы она быстро не намокала. Удачно этот опыт получается с листком из обычной ученической тетради в клеточку. Верхнее ребро стакана (его края) нужно хорошо вдавливать.
Опыт 4. В былые годы бралась стеклянная бутылка из-под молока, кефира и т.п.
В последние годы удачно подошла для этого занимательного опыта стеклянная бутылка из-под вина, горлышко которой широкое, затем сужается, а потом опять расширяется. В самую узкую часть горлышка бутылки идеально ложится варёное яйцо!
Опыт 5. Следует подобрать воздушный шарик с тонкой стенкой или шарик, который уже ни раз надували.
Опыт 9. Необходимо подобрать сорт бумаги с достаточным содержанием жира, чтобы она не намокала, так как «бумажная кастрюля» будет долго стоять перед глазами ребят. Варить яйцо до полного свёртывания белка не стоит – слишком долго для данной встречи. Достаточно его опустить в «бумажную кастрюлю». Желающие шестиклассники могут засвидетельствовать для всех присутствующих нагревание воды в ней, опустив палец.
Опыт 10. Желательно взять кирпич с большими порами - отверстиями и ударять быстро.
Опыт 11. Воздушные шары при трении электризуются не на всех шторах. Следует подобрать соответствующую синтетическую ткань и повесить её в кабинете заранее.
Опыт 12. Он опасен тем, что верёвка с подвешенным к ней грузом перерезается острым небезопасным лезвием, которое до и после опыта следует «зачехлить». Место для демонстрации этого занимательного опыта – у доски, над демонстрационным столом.
Опыт 14. Вместо карты мира использовался белый экран, магнит и маленький блестящий шарик. Один ведущий прятался за экраном с куском сильного магнита (магниты из школьного набора вряд ли подойдут). Другой ведущий выходил к ребятам и «подавал команды» шарику. В конце ведущий подходил к экрану и по его команде «прыгал» ему в руки с большой высоты. Можно придумать различные «игры» с шариком – это всегда вызывает восторг у зрителей разного возраста.
Опыт 16. Для демонстрации используется тонкая медная проволока, изогнутая на штативе от набора для электрометра.
Опыт 17. Нагревание кольца в переменном магнитном поле катушки фиксируют сами шестиклассники. Холодное кольцо пускают по рукам ребят, а после его разогрева они убеждаются, что оно нагревается. Этот опыт демонстрирует сам учитель в финале встречи, так как он вызывает большой интерес у ребят.
Опыт 19. Листки обыкновенной тетради в клетку заранее кладут на парты.
Ведущие показывают этот опыт синхронно, а зрители - повторяют.
Опыт 21. Желательно откачать как можно больше воздуха из магдебурских полушарий, а для их разрыва взять девочек, чтобы полушария не разорвались. Тогда, логично, перейти в школьный коридор, где пробовать опять попробовать разорвать полушария уже четырьмя девочками.
В идеальном случае, желательно, чтобы полушария «разрывала» первоклассница простым поворотом крана на одном из них. Опыт нужно проводить с большой степенью предосторожности, так как возможны неожиданные падения учащихся при разрыве магдебурских полушарий. Рекомендую связать их ручки короткой прочной верёвкой или небольшой блестящей цепью.
Все занимательные опыты легко проводятся на материальной базе любого кабинета физики.
Используется видеопрезентёр для отгадывания ребусов и демонстрации слайдов или видеоматериалов на тему «Как создавались чудеса».
Приглашение представителей СМИ даёт возможность качественно подготовить видеорепортаж о внеклассном мероприятии и разместить его на сайте школы.
Популяризации физической науки способствовал выход в эфир специального выпуска местного телевидения (прилагается).
Как оказалось позже, это даёт также возможность демонстрировать это внеклассное мероприятие в период пандемии короновируса!
Приём занимательности также использовался автором в видеорепортаже местного телеканала «Мой Кировск» от 22 мая 2020 года (прилагается), когда ребят – шестиклассников собрать было невозможно.
Одной из задач таких связей с тележурналистами является также возможность через СМИ привлечь внимание ребят и их родителей к поступлению на учёбу в Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Кировская средняя школа 2».
Следует сказать, выходя за рамки данного внеклассного мероприятия, местный телеканал «Мой Кировск» давал в эфир несколько видеорепортажей о деятельности упомянутого выше образовательного учреждения.
1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1985.
2. М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976.
3. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6-7 кл. Пособие для учащихся. Сост. И.Г.Кирилловап. М., «Просвещение, 1986.
4. А. Л. Камин, А.А. Камин. Физика собственными силами. Учебник для 7 класса по программе развивающего обучения. Екатеринбург,1997.
5. Р.И. Малафеев. Проблемное обучение физике в средней школе. Из опыта работы. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1980.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.