Тема: Правда и ложь.
Цель: познакомить с понятиями «правда» и «ложь».
Задачи:
Обучающая:
формировать
представление детей о значимости честности и каковы могут быть последствия лжи
для человека.
Развивающая: формирование УУД
Регулятивные: умение определять тему и цель, осуществлять
самопроверку, взаимоконтроль.
Познавательные: умение извлекать информацию из текста,
сравнивать, классифицировать и осуществлять синтез.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи,
умение сотрудничать в парах, группе.
Воспитательная:
Личностные УУД: формировать умение ценить и принимать базовые
ценности («истина», «ложь»), воспитывать такие нравственные качества личности,
как честность, справедливость.
Оборудование: презентация, сигнальные карточки, карточки с заданиями, наглядный материал.
Ход занятия:
Орг.момент:
Введение в тему:
Чтобы определить тему нашего занятия предлагаю послушать басню Л.Н.Толстого.
Послушайте внимательно. Слайд 1
- Почему люди не прибежали на помощь? (мальчик лгал)
- Ложь это положительное или отрицательное качество? (отрицательное)
- А есть ли противоположность лжи? Назовите положительное качество? (правда)
- Теперь вы можете сформулировать тему занятия. (Правда и ложь) Слайд 2
Целеполагание.
-Сегодня мы с вами отправимся на поиски правды, а определить путь предлагаю самостоятельно. У вас на столах лежат листы с вопросами-подсказками, но все слова в предложениях слились, нужно слова разделить. Прием «Собери план»
1. Что такое правда ?
2. Что такое ложь ?
3. Почему люди лгут ?
4. Какому человеку легче жить честному или лживому?
- Вот на эти вопросы мы и попробуем ответить. Слайд 3
Основная часть.
1.Словарная работа.
- Попробуем дать определение этим понятиям: «Правда» и «Ложь»
- На ваших столах набор слов. Обсудите их и подберите к каждому понятию «правда» и «ложь», близкие по значению слова. Прием «Слова-ассоциации»
Правда ложь
истина неправда
действительность обман
честность вранье
справедливость небылица
-Что у нас получилось?
- Попробуйте при помощи этих слов дать полное определение что такое, правда? Ложь? (Сигнальные карточки)
- В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:
Правда – это то, что соответствует действительности, истина.
Ложь – это намеренное искажение истины, неправда. Слайд 4
Игра.
-А сейчас давайте с вами поиграем
Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».
(Сигнальные карточки)
Молодцы, а мы идем дальше.
- Ребята, если ложь это отрицательное качество, то зачем люди лгут и говорят неправду?
- Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ В.А. Осеевой «Что легче?».
2. Работа над рассказом.
- Послушайте внимательно и подумайте, почему мальчики сказали неправду?
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.
Идут домой - боятся:
- Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
-Как вы думаете, поверил отец первому мальчику? Вот как об этом говорится в рассказе?
Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
- Нет, - говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.
-Поверила ли мать второму мальчику?
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.
Узнала мать правду . За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.
-И что же случилось с третьим мальчиком?
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.
- Так почему мальчики сказали неправду? (боялись)
- Кому легче было: кто солгал или сказал правду?
- Как можно назвать мальчика, который сказал правду? (смелым, т. к. не побоялся)
- Каким лучше быть? Почему?
3. -Ребята, а какому человеку на свете легче жить: честному или лживому?
Давайте, поговорим о ситуациях из школьной жизни (ромашка, на каждом лепестке ситуация)
Как вы поступаете, если:
Ситуации.
- Предлагаю вам правила честного поведения. Слайд 6
1. Сказал – сделай.
2. Не уверен – не обещай.
3. Ошибся – признайся.
4. Говори только то, что думаешь.
5. Не можешь сказать правду- объясни почему.
6. Поступай только честно.
- Если вы будете соблюдать эти правила, тогда вас действительно можно считать честными ребятами.
Итог, вывод.
Наше занятие подошло к концу.
Давайте подумаем, а на все ли вопросы мы сегодня смогли ответить?
Рефлексия.
(на доске таблички «ПРАВДА», «ЛОЖЬ»; каждый ребенок получает шаблон цветка)
- У каждого из вас есть цветок, перед вами две клумбы;
Каждый из вас решает, на какую клумбу « правды» или «лжи», он хотел бы посадить свой цветок. какая ему ближе
- Я очень рада, что клумба «Правды» в нашем классе будет процветать.
(если есть дети выбравшую клумбу «ложь», говорю, что со временем надеемся, что мы сможем их убедить, что «Правда всего дороже»)
- Ребята, огромное вам спасибо за работу. Я надеюсь, что впредь вы будете говорить правду, не боясь, а ложь будете обходить стороной.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.