Методическая разработка внеучебного мероприятия «Вместе со сказкой против коррупции»

  • docx
  • 29.05.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Беседа -сказка.docx

Методическая разработка внеучебного мероприятия

«Вместе со сказкой против коррупции»

Подготовила: Горлевская Алена Николаевна-

музыкальный руководитель,

ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних»

 г. Черногорск.

 

Пояснительная записка

Актуальность:  Проявление коррупции является очень волнующим вопросом для нашей страны и с каждым годом коррупция принимает всё больший оборот. Масштабы распространения коррупции не сокращаются, а увеличиваются. Информация о данной проблеме является важной и значимой для учеников всех возрастов. Начинать формировать антикоррупционное поведение у учащихся необходимо  уже с младшего школьного возраста.

Цель:

- раскрыть понятие «коррупция» и её последствия;  

- обозначить для детей  ценностные ориентиры общества, в котором мы  живём;

- настроить детей на активную  жизненную позицию.

Образовательные задачи:

- дать понятие коррупции;

- уточнить знания детей о честности, порядочности.

Развивающие задачи:

- учить правильно оценивать положительные и негативные поступки литературных героев и свои.

Воспитательные задачи:

- воспитывать честность, правдивость.

Формирование УУД:

Личностные:

- формирование внутренней позиция школьника на уровне отрицательного  отношения к проявлениям коррупции в жизни общества;

- чувства  сопричастности к происходящим в мире и стране событиям;

- представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» - как гражданина России.

Регулятивные:

 

- учитывать выделенные педагогом  ориентиры  действия в изучаемом  материале.

Познавательные:

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с педагогом, сверстниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Словарная работа:

закон, законодательство, коррупция, взятка, мошенничество, наказание, противозаконно, взятка, законопослушный, здравствование (житье, жизнь).

Интеграция областей: познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

Оборудование: карточки - цветочки красного и синего цвета.

Ход занятия.

(Всё музыкальное сопровождение по сценарию на усмотрение музыкального руководителя).

Педагог:

- Ребята, мы сегодня поговорим о коррупции. Поймем, почему все взрослые говорят: «Коррупция - это очень плохо!» За это наказывают. Это противозаконно.

- Ребята! Может, вы слышали, что такое коррупция? Нет? Тогда я расскажу вам сказку и вы сразу поймете.

«Жили-были Дед и Баба. И была у них Собачка – Жучка, такая добрая, ласковая. Бегала она на лугу и играла. Однажды Жучка  гуляла на лугу и забрела в лес. Кустик за кустик, шла, шла и заблудилась. День, второй проходит, - не найдет Жучка дороги домой. Бродила по лесу - устала, вдруг увидела на поляне домик. «Как же хорошо! Можно в домике и отдохнуть»,- подумала Жучка и постучала.

Выглянул волк  в окошко. Жучка  попросила у него разрешения отдохнуть в домике, набраться сил. А волк ей отвечает: «Заплати мне 300 рублей, тогда пущу!» А Жучка говорит: «Волк, откуда у меня деньги, я заблудилась, устала, не могу найти дорогу домой…. Да и в сказке все звери жили и живут счастливо и бесплатно!»

Волк отвечает: «Это раньше так было,  а теперь я здесь начальник! Плати или уходи!». Заплакала Жучка и пошла дальше».

Педагог:

– Ребята, вам понравился ответ Волка?  Если «да» поднимите синий цветочек, если «нет» - то красный.

Дети объясняют, почему они подняли тот или иной цвет.

Педагог:

- А Жучку вам жалко? (ответы детей).

Педагог:

Волк пользуется тем, что первый нашел домик, стал начальником и стал брать деньги за проживание. Он воспользовался своим положением и совершил поступок, противоречащий моральным установкам, т. е. нарушает лесной сказочный закон! Не хочет пускать Жучку в домик, пока та не заплатит деньги. Это и есть коррупция.

Педагог:

Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, т. е. ЗАКОНУ. Волк поступает противозаконно.

Педагог:

- А теперь слушайте сказку дальше….

«Идет Жучка по лесу, плачет, зацепилась за колючий куст и  ножку повредила,  больно стало ножке. Вдруг видит опять домик.  Написано  «Лесная больница». А работала там Лисичка - сестричка – медсестрой. Зашла Жучка в больницу, попросила помощи у Лисы. А Лиса говорит: «Принеси мне двух курочек, да пожирней! Тогда помогу, вылечу тебя!»

А Жучка говорит: «Да где же я возьму тебе курочек, я дороги в деревню не знаю, ножка сильно болит,  совсем ходить не могу». «Уходи тогда!»,- закричала Лиса и прогнала Жучку. Опять заплакала Жучка  и пошла дальше…»

Педагог:

– Ребята, в этом эпизоде мы тоже столкнулись с коррупцией. Поднимите ваши цветочки. Вам понравилось поведение Лисы? Объясните свой выбор цветка (ответы детей).

Педагог:

- Да. Лиса не захотела  вылечить Жучку, пока та не принесет ей курочек. Это тоже – коррупция, взятка. Это противозаконно!

Педагог:

– Что же случилось дальше в сказке…

«Идет Жучка  дальше и видит большую двухэтажную берлогу. На вывеске написано «Хозяин леса – Медведь». «Вот кто мне поможет – Медведь! Он ведь хозяин леса, всех главней, он следит за порядком в лесу». Зашла Жучка к Медведю, поведала о своем горе.  Пожаловалась. А Медведь говорит: «Не печалься, Жучка! Я тебе помогу. Только у нас скоро лесные выборы, ты проголосуй за меня на выборах нового хозяина леса - тогда сразу помогу. «Эх,- подумала Жучка, - и ты ищешь выгоду! Не помощник мне Медведь!» и тихонько ушла».

Педагог:

– Ребята, оцените поступок медведя, поднимите цветочки. (Дети объясняют свой выбор цвета и свое отношение к поведению медведя).

Педагог:

Поступок медведя - это тоже коррупция. Он использует свою власть и положение ради своей выгоды, подкупает голоса избирателей на выборах.

А что надо делать медведю, чтобы за него голосовали с желанием лесные жители? (быть честным, добрым, справедливым, помогать добрыми делами и т. д.)

Педагог:

А скоро и конец нашей сказочке. Слушайте, что было дальше.

«Идет Жучка по лесу, а навстречу ей заяц, узнал о беде Жучки, нашел листик подорожника, приложил к ранке на ножке, обвязал осиновой веточкой. Стало Жучке легче. Пошли они вместе по лесу. Навстречу им бежал  Ежик. Узнал о беде Жучки, угостил ее лесным яблочком. А тут Сорока пролетала мимо, рассказали друзья ей о беде Жучки. А Сорока говорит: «Я в лесу все дороги знаю, идите за мной». Сорока полетела, а друзья поспешили за ней. Так она указала путь Жучки  в деревню к деду и бабе. Обрадовались они, увидев свою любимицу, а помощников – добрых лесных зверей отблагодарили подарками. Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!»

Педагог:

– Ребята, покажите свое отношение к поступкам зайца, ежика и сороки (Дети поднимают цветочки и объясняют свой выбор, высказывают свое мнение).

- А как бы вы поступали на месте героев сказки? Волка, лисы, медведя и т. д. (Ответы детей).

- Скажите подарки Деда и Бабы для друзей Жучки, это коррупция, подкуп, взятка или подарок от души? Как вы думаете? (Ответы детей).

Игра на закрепление полученных знаний «Хорошо - плохо». (Дети встают в круг. Педагог бросает мяч и говорит разные ситуации. Дети ловят мяч и дают ответ с объяснением):

- соблюдать законы;

- соблюдать права и обязанности;

- нарушать законы;

- говорить правду;

- быть всегда честным;

- брать взятки;

- обманывать людей;

- подкупать избирателей;

- совершать добрые поступки, дела;

- требовать или вымогать деньги, игрушки;

- добросовестно выполнять свою работу;

- воровать.

Педагог:

- С детства люди должны быть всегда справедливыми, честными, порядочными, законопослушными, милосердными, честно работать. Это нормы и правила поведения. Кто нарушает эти правила (законы), тех наказывают специальные органы. Ребята, помните - всегда надо быть честным, не нарушать законы и быть против – коррупции!

- Есть такая пословица «Честное здравствование – сердцу на радость».

Вы тоже делаете много добрых дел, растете честными и  справедливыми.

 

Список литературы:

Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013.

Мудрик А.В.  Общение в процессе воспитания. – М., 2001. Проблема нравственного становления / сост. Л. В. Бударникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Сатаров Г. А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность. – 2002. – № 6.

Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.

Этика и право  в начальной школе. Как преподавать курс «Я и мой мир»: книга для учителя. – СПб.: Перспектива, 2009.