Методическая разработка внеучебного мероприятия
«Вместе со сказкой против коррупции»
Подготовила: Горлевская Алена Николаевна-
музыкальный руководитель,
ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних»
г. Черногорск.
Пояснительная записка
Актуальность: Проявление коррупции является очень волнующим вопросом для нашей страны и с каждым годом коррупция принимает всё больший оборот. Масштабы распространения коррупции не сокращаются, а увеличиваются. Информация о данной проблеме является важной и значимой для учеников всех возрастов. Начинать формировать антикоррупционное поведение у учащихся необходимо уже с младшего школьного возраста.
Цель:
- раскрыть понятие «коррупция» и её последствия;
- обозначить для детей ценностные ориентиры общества, в котором мы живём;
- настроить детей на активную жизненную позицию.
Образовательные задачи:
- дать понятие коррупции;
- уточнить знания детей о честности, порядочности.
Развивающие задачи:
- учить правильно оценивать положительные и негативные поступки литературных героев и свои.
Воспитательные задачи:
- воспитывать честность, правдивость.
Формирование УУД:
Личностные:
- формирование внутренней позиция школьника на уровне отрицательного отношения к проявлениям коррупции в жизни общества;
- чувства сопричастности к происходящим в мире и стране событиям;
- представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» - как гражданина России.
Регулятивные:
- учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в изучаемом материале.
Познавательные:
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с педагогом, сверстниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Словарная работа:
закон, законодательство, коррупция, взятка, мошенничество, наказание, противозаконно, взятка, законопослушный, здравствование (житье, жизнь).
Интеграция областей: познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.
Оборудование: карточки - цветочки красного и синего цвета.
Ход занятия.
(Всё музыкальное сопровождение по сценарию на усмотрение музыкального руководителя).
Педагог:
- Ребята, мы сегодня поговорим о коррупции. Поймем, почему все взрослые говорят: «Коррупция - это очень плохо!» За это наказывают. Это противозаконно.
- Ребята! Может, вы слышали, что такое коррупция? Нет? Тогда я расскажу вам сказку и вы сразу поймете.
«Жили-были Дед и Баба. И была у них Собачка – Жучка, такая добрая, ласковая. Бегала она на лугу и играла. Однажды Жучка гуляла на лугу и забрела в лес. Кустик за кустик, шла, шла и заблудилась. День, второй проходит, - не найдет Жучка дороги домой. Бродила по лесу - устала, вдруг увидела на поляне домик. «Как же хорошо! Можно в домике и отдохнуть»,- подумала Жучка и постучала.
Выглянул волк в окошко. Жучка попросила у него разрешения отдохнуть в домике, набраться сил. А волк ей отвечает: «Заплати мне 300 рублей, тогда пущу!» А Жучка говорит: «Волк, откуда у меня деньги, я заблудилась, устала, не могу найти дорогу домой…. Да и в сказке все звери жили и живут счастливо и бесплатно!»
Волк отвечает: «Это раньше так было, а теперь я здесь начальник! Плати или уходи!». Заплакала Жучка и пошла дальше».
Педагог:
– Ребята, вам понравился ответ Волка? Если «да» поднимите синий цветочек, если «нет» - то красный.
Дети объясняют, почему они подняли тот или иной цвет.
Педагог:
- А Жучку вам жалко? (ответы детей).
Педагог:
Волк пользуется тем, что первый нашел домик, стал начальником и стал брать деньги за проживание. Он воспользовался своим положением и совершил поступок, противоречащий моральным установкам, т. е. нарушает лесной сказочный закон! Не хочет пускать Жучку в домик, пока та не заплатит деньги. Это и есть коррупция.
Педагог:
Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, т. е. ЗАКОНУ. Волк поступает противозаконно.
Педагог:
- А теперь слушайте сказку дальше….
«Идет Жучка по лесу, плачет, зацепилась за колючий куст и ножку повредила, больно стало ножке. Вдруг видит опять домик. Написано «Лесная больница». А работала там Лисичка - сестричка – медсестрой. Зашла Жучка в больницу, попросила помощи у Лисы. А Лиса говорит: «Принеси мне двух курочек, да пожирней! Тогда помогу, вылечу тебя!»
А Жучка говорит: «Да где же я возьму тебе курочек, я дороги в деревню не знаю, ножка сильно болит, совсем ходить не могу». «Уходи тогда!»,- закричала Лиса и прогнала Жучку. Опять заплакала Жучка и пошла дальше…»
Педагог:
– Ребята, в этом эпизоде мы тоже столкнулись с коррупцией. Поднимите ваши цветочки. Вам понравилось поведение Лисы? Объясните свой выбор цветка (ответы детей).
Педагог:
- Да. Лиса не захотела вылечить Жучку, пока та не принесет ей курочек. Это тоже – коррупция, взятка. Это противозаконно!
Педагог:
– Что же случилось дальше в сказке…
«Идет Жучка дальше и видит большую двухэтажную берлогу. На вывеске написано «Хозяин леса – Медведь». «Вот кто мне поможет – Медведь! Он ведь хозяин леса, всех главней, он следит за порядком в лесу». Зашла Жучка к Медведю, поведала о своем горе. Пожаловалась. А Медведь говорит: «Не печалься, Жучка! Я тебе помогу. Только у нас скоро лесные выборы, ты проголосуй за меня на выборах нового хозяина леса - тогда сразу помогу. «Эх,- подумала Жучка, - и ты ищешь выгоду! Не помощник мне Медведь!» и тихонько ушла».
Педагог:
– Ребята, оцените поступок медведя, поднимите цветочки. (Дети объясняют свой выбор цвета и свое отношение к поведению медведя).
Педагог:
Поступок медведя - это тоже коррупция. Он использует свою власть и положение ради своей выгоды, подкупает голоса избирателей на выборах.
А что надо делать медведю, чтобы за него голосовали с желанием лесные жители? (быть честным, добрым, справедливым, помогать добрыми делами и т. д.)
Педагог:
А скоро и конец нашей сказочке. Слушайте, что было дальше.
«Идет Жучка по лесу, а навстречу ей заяц, узнал о беде Жучки, нашел листик подорожника, приложил к ранке на ножке, обвязал осиновой веточкой. Стало Жучке легче. Пошли они вместе по лесу. Навстречу им бежал Ежик. Узнал о беде Жучки, угостил ее лесным яблочком. А тут Сорока пролетала мимо, рассказали друзья ей о беде Жучки. А Сорока говорит: «Я в лесу все дороги знаю, идите за мной». Сорока полетела, а друзья поспешили за ней. Так она указала путь Жучки в деревню к деду и бабе. Обрадовались они, увидев свою любимицу, а помощников – добрых лесных зверей отблагодарили подарками. Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!»
Педагог:
– Ребята, покажите свое отношение к поступкам зайца, ежика и сороки (Дети поднимают цветочки и объясняют свой выбор, высказывают свое мнение).
- А как бы вы поступали на месте героев сказки? Волка, лисы, медведя и т. д. (Ответы детей).
- Скажите подарки Деда и Бабы для друзей Жучки, это коррупция, подкуп, взятка или подарок от души? Как вы думаете? (Ответы детей).
Игра на закрепление полученных знаний «Хорошо - плохо». (Дети встают в круг. Педагог бросает мяч и говорит разные ситуации. Дети ловят мяч и дают ответ с объяснением):
- соблюдать законы;
- соблюдать права и обязанности;
- нарушать законы;
- говорить правду;
- быть всегда честным;
- брать взятки;
- обманывать людей;
- подкупать избирателей;
- совершать добрые поступки, дела;
- требовать или вымогать деньги, игрушки;
- добросовестно выполнять свою работу;
- воровать.
Педагог:
- С детства люди должны быть всегда справедливыми, честными, порядочными, законопослушными, милосердными, честно работать. Это нормы и правила поведения. Кто нарушает эти правила (законы), тех наказывают специальные органы. Ребята, помните - всегда надо быть честным, не нарушать законы и быть против – коррупции!
- Есть такая пословица «Честное здравствование – сердцу на радость».
Вы тоже делаете много добрых дел, растете честными и справедливыми.
Список литературы:
Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001. Проблема нравственного становления / сост. Л. В. Бударникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Сатаров Г. А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность. – 2002. – № 6.
Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.
Этика и право в начальной школе. Как преподавать курс «Я и мой мир»: книга для учителя. – СПб.: Перспектива, 2009.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.