Региональный этап IV Всероссийского дистанционного конкурса
среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Санкт-Петербурге
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Тематическое направление
___________Труд в жизни человека_____________
Тема методической разработки
Болотчева Екатерина Викторовна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ школы-интерната № 67 Пушкинского района
Автор: ФИО, должность,
образовательная организация
(в соответствии с Уставом)
2023 год
1. Пояснительная записка
1.1.Тематическое направление: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1.2.Тема воспитательного мероприятия: Труд в жизни человека
1.3.Актуальность и обоснование выбора темы: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение подрастающего поколения сегодня отмечается как важная и существенная задача развития российского общества.
Трудовое воспитание в условиях общеобразовательной школы должно быть направлено на формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности и таких моральных качеств, как трудолюбие, долг и ответственность, целеустремленность и предприимчивость, деловитость и честность; развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике. В связи с этим тема данного воспитательного мероприятия является важной и актуальной, так как оно поднимает вопросы профессий и их важности в жизни, предлагает обучающимся увидеть смысл повседневных трудовых обязанностей и подумать о значении карьерного роста.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: Воспитательное мероприятие проводится в рамках цикла мероприятий по профориентации и выбору трудового пути. Тему данного воспитательного мероприятия можно продолжить экскурсией на производство, организацией трудового мастер-класса, тематической встречей с представителями различных профессий, созданием тематического плаката.
1.5. Целевая аудитория: 13-17 лет (обучающиеся 7-11 классов).
1.6. Цель: Развитие обучающихся осознанного отношения к труду в жизни человека.
1.7. Задачи:
1. Осмысление духовно-нравственного аспекта труда, проведение мысли о труде как средстве самореализации и служения людям;
2. Знакомство обучающихся с жизнью и служением святого праведного Иоанна Кронштадтского;
3. Раскрытие преимуществ и достоинств разных профессий в обществе;
4. Создание педагогических условий для формирования у учащихся стремления к честной и созидательной жизни на основе труда, первичной профориентации и выбора трудового пути.
1.8. Планируемые результаты:
Личностными результатами воспитательного мероприятия должны стать духовно-нравственные приобретения обучающихся в сфере трудового воспитания:
1. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
2. Проявление инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых поручений и домашних обязанностей;
3. Отношение к учебе и доступному труду как к возможности для профессионального развития и служения обществу;
4. Интерес к творческой деятельности и продуктивное развитие в творческой области.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
- Формирование умения определять понятия, анализировать информацию, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и умозаключение, отвечать на вопросы и делать выводы;
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
- Формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Формирование умения выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и координировать свои действия с другими членами команды;
- Формирование умения принимать и разделять ответственность и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
- Формирование умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;
- Формирование умения определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Формирование умения оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности ее решения;
- Формирование умения ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: Воспитательное мероприятие проводится в форме классного часа с использованием интерактивных форм и методов воспитательной работы, способствующих развитию личности и становлению классного коллектива, позволяющих активизировать обучающихся, дать им возможность получить опыт позитивного общения, рефлексии межличностных отношений с окружающими. Использование интерактивных форм воспитательной работы в ходе классного часа приводит к изменению позиции классного руководителя – от ментора и транслятора гражданских ценностей его функции смещаются в сторону организации и создания условий, необходимых для формирования гражданских ценностей и убеждений обучающихся на основе их самоопределения и самореализации в значимой для них деятельности, консультирования при выборе оптимальных решений значимых для класса вопросов, развития умений самостоятельного поиска собственных решений.
1.10. Воспитательные приемы и методы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов:
- Словесное общение (беседа, рассказ, диалог, дискуссия);
- Работа в парах;
- Задания и упражнения;
- Ролевая игра;
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов.
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Воспитательное мероприятие проводится классным руководителем (учителем). Материалы для мероприятия:
- Разработанный сценарий мероприятия;
- Видеофильм «Святой праведный Иоанн Кронштадтский».
1.12. Материально-технические, информационные ресурсы
Компьютер, интерактивная доска, принтер, доступ к сети Интернет.
- Заготовка лестницы-пирамиды;
- Карточки с названием и описанием профессий;
- Карточки с названием профессий.
Информационные ресурсы: образовательные ресурсы сети Интернет (сайты «Справочник классного руководителя», «Классному руководителю», «Сценарии школьных и внешкольных праздников», «Внеклассные мероприятия» и др.), электронный каталог Российской национальной библиотеки, собственные наработки автора.
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
План подготовки:
- определение цели и задач воспитательного мероприятия, планирование его результатов;
- Определение формы воспитательного мероприятия, методов и приемов, используемых для достижения планируемых результатов;
- Составление сценария внеклассного мероприятия, подготовка необходимого оборудования и методических ресурсов (лестницы-пирамиды, карточек, поиск видеофильма).
- Анализ проведенного классного часа, в ходе которого классный руководитель определяет, была ли достигнута поставленная цель, решены ли задачи воспитательного мероприятия, отмечаются положительные моменты в работе и то, что вызывало трудности или не получилось, намечаются перспективы позитивного развития коллектива, цель и задачи дальнейшей воспитательной работы в классе по направлению трудового воспитания и профессионального самоопределения.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия
Ход мероприятия
1. Вступительная часть
Добрый день, дорогие ребята! Наша встреча посвящена интересной теме – теме труда. Скажите мне, пожалуйста, зачем человеку нужно трудиться? (Слушаем ответы учащихся). Да, думаю, вы верно догадались. Конечно, человеку нужно трудиться, чтобы обеспечить свою семью необходимыми благами. Но только ли ради приобретения материальных благ должен трудиться человек? Или есть другие смыслы в трудах человека?
Задание «Карьерная лестница»
Что такое карьера, карьерная лестница? (успешное продвижение по службе; положение в обществе, достигнутое деятельностью в какой-либо области). Большинство людей хотят подняться по карьерной лестнице, получить хорошо оплачиваемую работу и престижную профессию. Как вы думаете, это хорошее желание? (Слушаем ответы учащихся). Да, ничего плохого в этом нет – у человека много потребностей. Но если при этом человек готов обмануть или поступить нехорошо с другими людьми, только чтобы преуспеть? Как вы думаете, это правильное отношение к труду? (Слушаем ответы учащихся). Давайте в качестве примера рассмотрим карьерную лестницу большого предприятия. Ваша задача – расположить должности в порядке их возрастания.
На столе расположены карточки и заранее подготовлена лестница-пирамида. Задача учащихся – разместить на этой пирамиде должности в порядке их возрастания.
Карточки: рабочий, мастер, начальник отдела (цеха), главный инженер, директор завода.
Вывод после задания
Молодцы! Вы всё расставили по своим местам. По мере того как человек поднимается по карьерной лестнице, он оказывается на определённом уровне пирамиды. На какой ступени пирамиды вы бы хотели оказаться? Почему некоторые люди стремятся на вершину карьерной лестницы? (Слушаем ответы учащихся.) Эта пирамида в жизни общества неизбежна, она помогает в организации труда, но вместе с тем она иногда приносит и несчастье. Почему? Потому что те, кто оказывается наверху, часто используют своё положение для угождения самим себе, своим амбициям, хотят иметь власть над другими, повысить свою значимость. А те, кто не имеет престижной профессии, испытывают чувство злобы по отношению к тем, кто оказался наверху. В итоге между людьми теряется понимание и всякое желание трудиться вместе.
Люди начинают жить по принципам «каждый сам за себя» и «побыстрее обогатиться». Как вы думаете, можно ли это исправить? (Слушаем ответы учащихся).
2. Основная часть
Просмотр фильма «Святой праведный Иоанн Кронштадтский»
Сейчас мы попробуем найти ответ на этот вопрос. Чтобы его найти, посмотрим фильм об одном очень знаменитом и почитаемом человеке, настоятеле Андреевского собора в Кронштадте).
(Просмотр фильма «Святой праведный Иоанн Кронштадтский».) https://www.youtube.com/watch?v=AyvxyOFthSs
Вопросы к фильму
– В чём заключалось служение отца Иоанна?
– Какое он занимал положение в русском обществе?
– Какова цель всех его многочисленных трудов?
– Как он достиг таких больших успехов в своём деле?
Вывод после фильма
Отец Иоанн Кронштадтский изначально был малоизвестным и бедным священником из небогатой семьи с Русского Севера. Постепенно отец Иоанн оказался, так сказать, на верху пирамиды, его знал и уважал сам император, ему жертвовали большие денежные суммы; имея такие материальные блага, он мог стать очень богатым человеком. Получается, он мог ничего не делать и жить в своё удовольствие? (Слушаем ответы учащихся).
Нет, чем большее влияние он приобретал в обществе, тем сильнее он трудился на благо обычных людей. Одним словом, он служил людям. Отец Иоанн вкладывал много сил в своё дело не ради славы или богатства, а ради помощи бедным и несчастным людям, которые испытывали большие трудности в жизни. Любящий священник помогал им в повседневных трудностях, утешал словом, выручал деньгами. Также он заботился и о жизни целого общества – строил дома трудолюбия, храмы, мастерские, школы.
Здесь и находится ответ на поставленный вопрос. Всё встаёт на свои места, если все участники пирамиды будут воспринимать свою профессию как служение людям. Чем выше должность, тем больше человек должен заботиться о тех, кто стоит на несколько ступенек ниже. Это принцип перевернутой пирамиды: кто хочет быть первым, будь всем слугой. Только так достигается торжество взаимопонимания, справедливости и согласия в мире. (Пирамида переворачивается.)
Если будет соблюдаться этот принцип, то рабочий будет думать, как изготовить деталь, начальник цеха будет думать о всех деталях, которые изготавливают его рабочие, и о них самих, а директор предприятия будет заботиться о деталях, рабочих, начальниках и прибыли своей фирмы. Тогда предприятие будет успешным. В нём не найдётся места воровству, «халтуре», озлобленности – каждый будет трудиться честно и на совесть.
Игра «Как тут послужить?»
Давайте выполним небольшое задание, для чего вам нужно разделиться по парам. Каждой паре будет предложена карточка с названием и описанием профессии. Ваша задача – обсудить в паре и рассказать другим, как представители данных профессий могут послужить людям в своем деле.
Карточки для игры
– Предприниматель – владелец торговых точек, где продаются фрукты и овощи. Задача предпринимателя – зарабатывать деньги, продавая овощи и фрукты.
– Продавец-кассир. Задача кассира – производить расчёты с покупателем.
– Парикмахер. Задача парикмахера – стричь людей и делать причёски.
– Эстрадный певец. Задача – петь и выступать на публике.
– Врач – пластический хирург. Задача врача – делать пластические операции людям.
– Чиновник. Задача чиновника – обеспечивать выполнение законов.
– Учитель. Задача учителя – давать знания детям.
– Водитель. Задача водителя – ездить по заданию руководства фирмы.
– Военный. Задача военного – служить в армии страны.
– Строитель. Задача строителя – строить дома.
– Дворник. Задача дворника – убирать доверенную ему территорию.
– Управленец. Задача управленца – руководить коллективом.
– Электрик. Задача электрика – обеспечивать доступ электроэнергии в жилые и производственные здания.
(Слушаем ответы учащихся.)
Физкультминутка «Покажи профессию»
Перед началом следующего задания можно провести игру, в которой один ученик из пары вытянет карточку и покажет ту или иную профессию с помощью жестов. На стол кладутся карточки, и каждый вытягивает себе одну. Ребята разбирают карточки, один из участников пары пытается представить, что он выбрал именно эту профессию. Он пытается с помощью жестов показать свою профессию, а остальные пытаются её отгадать.
Карточки с названиями профессий: рабочий завода по сборке автомобилей, тракторист, ученый, священник, сантехник, гардеробщик, няня, посудомойщица, санитарка, шахтер, грузчик, журналист, косметолог.
«Моя служба»
Участник, который вытянул карточку, рассказывает нам о профессии, акцентируя внимание на пользе своей профессии в жизни.
Цель – показать, насколько важен труд в жизни каждого человека и общества. К примеру, я садовник. «Я выращиваю цветы и ухаживаю за другими растениями. Я их поливаю, удобряю, подстригаю, чтобы они росли и цвели, радовали человека. Мне нравится моя профессия. И хоть у меня небольшая зарплата, меня это не расстраивает, потому что такой труд приносит радость и мне, и людям».
«Работа не волк?»
Второму участнику пары необходимо представить и рассказать, что произойдет, если представители данной профессии начнут в своей работе руководствоваться поговоркой «Работа не волк, в лес не убежит».
Цель – показать, какими могут быть последствия праздности и лентяйства на рабочем месте.
Вывод после заданий
Вы сейчас сами доказали, что не бывает унизительных и престижных профессий. Любая профессия может приносить огромную пользу, если её обладатель правильно будет к ней относиться. А как это – правильно относиться? (Слушаем ответы учащихся). Правильно относиться к профессии – это увидеть, как можно послужить в этой профессии людям. Тогда человек будет работать с радостью, видя в профессии свое призвание.
3. Заключительная часть
Как вы думаете, мы нашли ответ на вопрос о смысле труда в жизни человека? В чем заключается этот смысл? (Слушаем ответы учащихся). Да, сочетание в жизни работы и служения помогает человеку в его профессии. И какое бы он высокое положение ни занимал, он всегда должен помнить, что оно ему дано для служения людям.
3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Рекомендовано к использованию при проведении занятий внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в общеобразовательных организациях, а классные руководители 7-11 классов могут использовать методическую разработку для проведения мероприятий, посвящённых трудовому воспитанию и профориентации. Методическая разработка также может быть использована для проведения мероприятия в центрах для детей-сирот, центрах социальной адаптации, центрах помощи семье и детям, детских и подростковых клубах, центрах дополнительного образования, воскресных школах. По желанию классные руководители (воспитатели) могут вносить корректировки в содержательное наполнение мероприятия в условиях конкретной обстановки и с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.