Методическая разработка "Я - машинист"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Я - машинист"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
12.12.2022
Методическая разработка "Я - машинист"
Мероприятие "Я - машинист"
Методическая разработка Я машинист.doc

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Балашовский политехнический лицей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

 Внеклассное мероприятие

на тему: «Я – машинист»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балашов, 2022г.

 

                                                     

Аннотация

          Методическая разработка  посвящена организации и проведению   внеклассного мероприятия «Я - машинист» и связана с  профессией «Машинист локомотива». Организовано с обучающимися по профессии «Машинист локомотива», с целью пополнить и углубить знания о выбранной профессии. Направлена на формирование профессиональных компетенций   во внеурочной деятельности в рамках профессиональной декады.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Введение

2. Основная часть

3. Заключение

4. Список использованных источников

5. Приложения

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

После изобретения паровой машины и других видов тепловых двигателей началась эра широкого использования машин и механизмов на производстве и транспорте. Человека, управляющего машиной, логично было назвать машинистом.  Для людей, управляющих поездами наземными или подземными, это название сохранилось и в обычной речи: машинист электровоза, тепловоза, поезда, метро.  Ни авиация, ни, тем более, морской транспорт не способны заменить железную дорогу по степени охвата и разветвленности, грузоподъемности и пропускной способности, и, наконец, по степени надежности. И, конечно же, никто не сможет заменить людей, ведущих стремительно рассекающие необъятные пространства страны локомотивы, тянущие за собой сквозь тайгу и пустыни, горы и леса составы поездов. Профессия машиниста  была почетной и высокооплачиваемой во все времена - с момента своего появления более двухсот лет назад и по сей день  получить эту профессию, овладеть всеми ее премудростями и завоевать право вести локомотив, значит, купить билет в одну сторону - в надежное, стабильно обеспеченное будущее, локомотивом которого являешься только ты сам.

     Технически и физически эта работа требует мужских качеств: силы, выносливости, умения сосредоточиться на управлении сложной техникой, не отвлекаясь на посторонние мысли. Тем не менее, желающим получить профессию машиниста надо иметь в виду, что кроме плюсов (мужской характер работы, востребованность, высокая зарплата), она имеет много минусов. Работа тяжелая, чаще всего сменная. Продолжительность смены больше 8-ми часов. Требуется также высокая ответственность при работе с тяжелой техникой, особенно при управлении железнодорожным составом, что в свою очередь создает дополнительное напряжение для нервной системы.

          Для поддержания   интереса к изучению профессии использованы различные приемы. Увлечь ребят помогла игра «Я – машинист».

Цель:  Повышение интереса обучающихся  к своей профессии, показ приемов работы с группами для осуществления контроля знаний обучающихся в форме игры.          

Задачи:

1.Заложить в сознание обучающихся интерес к профессии и трудовой  деятельности,  навыки творчества  и самостоятельности, что позволит в дальнейшем успешно применять полученные теоретические знания, умения, навыки в профессиональной деятельности.

     2.Закрепить знания и умения в ходе игры.    

        Игра «Я – машинист» требует от обучающихся концентрации внимания, развивает умственную активность, тренирует память.

 

 

 

 

 

Основная часть

 

План проведения открытого внеклассного мероприятия

по профессии «Машинист локомотива».

Тема: «Я – машинист»

Цели:

Дидактическая: повторение теоретических знаний, обобщение практических знаний, умений.

Образовательная:

- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора обучающихся;

- понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения;

- стимулирование и привлечение интереса подростков  к    миру     профессий,       связанных   с    железной дорогой;

Развивающая:

- развивать познавательные процессы у подростков;

- формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

- формировать у обучающегося умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Воспитательная:

- повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;

-  воспитание ответственности в принятии решения;

- совершенствование навыков коллективной работы;

- привить любовь, чувство гордости за выбранную профессию;

- воспитать уважение к труду железнодорожников.

 Методическая: показ приемов работы с группами для осуществления контроля знаний обучающихся в форме игры, использование информационно-коммуникативных технологий, ТСО.

Межпредметная связь: МДК 01,  БЖ, УП, предметы общепрофессионального цикла.

Оборудование и материалы:

ü задания конкурсов для команд

ü бланк для жюри

ü листы ответов для жюри

ü ноутбук, мультимедиа.

оформление доски: название мероприятия, эпиграф «В труде будет расти душа, и человек станет мастером своего дела. Константин Дмитриевич Ушинский.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать  в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Формирование профессиональных компетенций.

ПК 1.1.  Проверять взаимодействие узлов локомотива.

ПК 2.1. Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход игры:

 

  1. Организационный момент.

- проверить явку обучающихся и готовность к игре, формирование команд.

Актуализация темы и целеполагание.

  1. Основная часть.

Представление команд и жюри.

В игре участвуют две команды второго курса по 6 человек.

2.1.          1-ый конкурс «Будем знакомы»

Команды представляются.

Присуждается максимально 5 баллов.

2.2.          2-ой конкурс «Разминка»

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Жюри подводит итог за два прошедших конкурса.

2.3.          3-й конкурс «Красноречие»

Необходимо за 1 минуту рассказать о своей будущей профессии с чувством, ответственностью. Плюсы, минусы профессии. (подготовка 2 минуты).

Конкурс оценивается максимально в 5 баллов.

2.4.          4-й конкурс «Знатоки правды»

Командам раздаются карточки с пословицами. Необходимо собрать за 3 минуты и получить 5 пословиц. Также нужно сопоставить каждую пословицу с нашей профессией «Машинист локомотива».

Это задание оценивается максимально в 5 баллов (одна пословица - 1 балл).

2.5.          5-й конкурс «Отгадайка».

Капитаны получают по 2 секретных слова и, путем пантомимы, пытаются его показать своей команде.

Угаданное слово-1 балл.

2.6.          6-й конкурс «Всезнайка»

Командам по очереди зачитываются загадки. Нужно дать правильный ответ. Нет ответа, переход хода другой команде.

За правильный ответ команде начисляется 1 балл.

2.7.          7-й конкурс «Интеллектуальный марафон»

Каждой команде поочередно будут зачитываться вопросы.  За каждый правильный ответ команда получит по 1 баллу. Нет ответа, переход хода другой команде.

2.8.          8-й конкурс «Правила поведения на железной дороге»

Каждой команде раздаются листочки бумаги для написания правил поведения на железной дороге, студенты зачитывают ответы.  Максимальная оценка этого конкурса – 1 балл за 1 ответ.

  1. Заключительный этап.

Рефлексия.

Сообщение результата игры.

Подведение итогов внеклассного мероприятия. Награждение победителей.

 

 


                                                                                                                                                                              

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия

Тема мероприятия: Игра «Я - машинист».

Цели мероприятия:

Дидактическая: повторение теоретических знаний, обобщение практических знаний, умений.

Образовательная: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора обучающихся; понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения; стимулирование и привлечение интереса подростков  к    миру     профессий,       связанных   с    железной дорогой;

Развивающая: развить познавательные процессы у подростков; формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение; формировать у обучающегося умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Воспитательная: повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, воспитание ответственности в принятии решения, совершенствование навыков коллективной работы; привить любовь, чувство гордости за выбранную профессию; воспитать уважение к труду железнодорожников.

Методическая: показ приемов работы с группами для осуществления контроля знаний обучающихся в форме игры, использование информационно-коммуникативных технологий, ТСО.

Межпредметная связь: МДК 01,  БЖ, УП, предметы общепрофессионального цикла.

Оснащение: мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Формирование общих компетенций.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать  в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Формирование профессиональных компетенций.

ПК 1.1  Проверять взаимодействие узлов локомотива.

ПК 2.1. Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика этапов внеклассного мероприятия:

Этап урока

Время мин

Цель

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный

 

1

Проверка  явки и готовности обучающихся,  их   настрой на работу.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность команд к игре.

Приветствуют

педагога,  команды докладывают о готовности.

 

Постановка темы. Целеполагание и

 мотивация.

 

5

Подведение

обучающихся к формулированию темы,  целей мероприятия

ОК1

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулируют тему и цели мероприятия.

Акцент на ОК.

Формулируют тему и

цели мероприятия.

Основная часть:

 

1-й конкурс

 «Будем знакомы».

 

2

Сформировать у  обучающихся побуждение к проявлению смекалки, эрудиции, быстроте мышления.

ОК1, 2, 6

Побуждает к высказываниям своего мнения, организует диалог обучающихся друг с другом. Контроль ответов.

Капитаны представляют свою команду. Сосредотачивают свое внимание на ответах.

Активизация индивидуального мышления.

2-й конкурс

 «Разминка».

 

 

5

Развитие у обучающихся интеллектуального уровня. Формирование.ОК 2, 3, 6

 

Побуждает к активизации деятельности. Обобщению ранее полученных знаний. Анализ ответа.

Работают в команде.

Самоконтроль.

3-й конкурс

«Красноречие».

 

 

 

 

4

Развитие у обучающихся интеллектуального уровня. Формирование ОК 1-6

Побуждает к активизации профессиональной деятельности, побуждает к  логичности в формули-ровке своего мнения, анализу ответа, обобщению полученного опыта.

Высказывают друг другу мнение, пытаясь обосновать ответ, основываясь на своих знаниях и умениях.

Самоконтроль.

4-й конкурс

«Знатоки правды».

 

3

Развитие у обучающихся интеллектуального уровня. Формирование ОК 1-6

Контроль ответов.

Работают в команде.

Самоконтроль.

5-й конкурс

«Отгадайка».

 

4

ОК1-6, развивающие, воспитательные, дидактические.

Побуждает к  логичности в формулировке своего мнения, направляет на принятие правильного решения.

 

Дают ответы по заданной пантомиме

6-й конкурс

«Всезнайка».

 

3

Развитие у обучающихся интеллектуального уровня. Формирование ОК 1-6

Контроль и корректировка ответов.

 

Дают ответына загадки

7-й конкурс

«Интеллектуальный марафон».

 

5

Развитие у обучающихся интеллектуального уровня. Формирование ОК 1-6

Контроль и корректировка ответов.

 

Дают ответы на заданные вопросы

8-й конкурс

«Правила поведения на железной дороге».

5

Развитие у обучающихся интеллектуального уровня. Формирование ОК 1-6; ПК 1.1.; ПК 2.1.

Побуждает к активизации профессиональной деятельности, обобщению полученного опыта.

Работают в команде. Формулируют правила поведения на железной дороге, применяют полученные знания

Рефлексия

2

вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: полученные результаты и т.п. ОК 3, ОК 6

Направить на реализацию своего мнения по данной игре

Проходят рефлексию, обосновывая свое настроения по итогу игры веселым или грустным смайлом

Заключительный этап

5

Определение достижений результатов игры

Задает вопросы о целях игры.

Спрашивает об их достижении.

Подводит обучающихся к выводу.

Высказывают свои впечатления о реализации целей данной игры, делают выводы.

Благодарят в конце педагога за проведение столь интересной игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

    Внеклассное  мероприятие, игра  «Я - машинист» проводилось  в игровой форме,   обучающимся  необходим  неформальный подход к занятиям. Они с удовольствием принимали все этапы игры, не боятся делать ошибки, проявляли творческие качества. Команды  сплоченно выбрали капитана команды и дали название и девиз командам.

  Команды активно   принимали участие в прохождении каждого этапа игры. В заключительной части при обсуждении с обучающими, ими был выделан как интересный конкурс «Интеллектуальный марафон». 

 По рефлексии было видно, что обучающиеся остались довольны  игрой и желают повторения в следующем году.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.Периодические издания (отечественные журналы):Журнал  «Локомотив»;

2. Интернет-ресурсы:

-Официальный сайт ОАО "РЖД" youtube.com/watch?v=6WK1W4_TJWcкопия

- http:www.zdsim.ua. Клуб железнодорожников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 к конкурсу «Разминка»

1Кто хозяйка пассажирского вагона? (проводница)
2.    Что проводник делает в вагоне? (ответы студентов) Например: Обслуживание пассажиров в пути следования; поддержание порядка в вагоне
.
3.    Как называется отдельная комната в пассажирском вагоне? (купе)
4.     Кто ремонтирует рельсы? (монтер пути)
5.     Кто подает машинисту сигнал на путях? (светофор)
6.     Где пассажир может на вокзале оставить сумки? (в камере хранения)
7.     Пропускает поезда, знает все – кому куда. Поезд примет и отправит, зря на месте не оставит, через станцию пропустит, все запомнит, не упустит? (дежурный по станции)
8.     Что делает дежурный по выдаче справок? (ответы студентов)
9.      Как называется самый быстрый поезд в России?(Ласточка)А ещё(Сапсан)
10.    Чем отличается скорый поезд от пассажирского поезда? (повышенной скоростью)
11.    Для чего нужен стоп – кран? (срочно остановить поезд)
12.    Где ремонтируют тепловозы, вагоны? (локомотивное депо)
13.    Как называется заграждение на переезде, которое перекрывает дорогу перед машинами, когда едет поезд? (шлагбаум)
14.    Какие грузы перевозят по железной дороге? (ответы студентов) 

15.    Что такое подстаканник, и для чего он нужен? (ответы студентов)

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к конкурсу «Знатоки правды»

Пословицы:

·                  «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».

·                  «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

·                  «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

·                  «Семеро одного не ждут».

·                  «Старый друг, лучше новых двух».

·                  «Поспешишь – людей насмешишь».

·                  «Чужая сторона прибавит ума».

·                  «В гостях хорошо, а дома лучше».

·                  «С кем поживёшь, от того и переймёшь».

·                  «Пустая бочка – звонче гремит».

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 к конкурсу «Отгадайка»

Слова: 1. Диспетчер,                    3. Путеец

             2. Проводница                 4. Шлагбаум

ПРИЛОЖЕНИЕ №4 к конкурсу «Всезнайка»

1.      Железные избушки                                               9.Он на вокзале  есть всегда,
Прицеплены друг к дружке                                     К нему подходят поезда.
Одна из них с трубой                                               Двойное «Р» содержит он.
Везет всех за собой.            (Поезд)                       И называется …            (Перрон)

2.      В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.      (Поезд)                    10. Я хозяйка в доме на колесах,

3.      В быстром поезде сидит                                          Я всегда вас чаем напою.
И в окно свое глядит                                              День и ночь тружусь не уставая.
Он движеньем управляет                                       Назови профессию мою   
Грузы вовремя доставляет.(Машинист)                                              (Проводница)

4.      Подходит с вежливою просьбой:
«Предъявите свой билет!»
Пассажиры без задержки.
Предъявляют их в ответ.(Контролер)

5.      Пропускает поезда,
Знает все – кому, куда?
Поезд примет и отправит,
Зря на месте не оставит,
Через станцию пропустит,
Все запомнит, не упустит       (Диспетчер)

6.      Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?                       (Электричка)

7.      Я зашел в зеленый дом,
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом.       (Вагон)

8.      Вот так знак!
Глазам не верю.
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью.
Паровое отопленье.(Железнодорожный переезд)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №5 к конкурсу «Интеллектуальный марафон»

1.     Какое количество бензина, и в каких случаях добавляют в смазку буксы        (не добавляют никогда)

2.     Как записать кратко, одним словом общее название тяговых машин     (локомотив)

3.     Может ли электровоз назвать себя машиной   (нет, не умеет говорить)

4.     Какое событие каждый год отмечают железнодорожники 31 февраля(нет такого дня)

5.     Сколько яиц может съесть помощник натощак (одно)

6.     Какое расстояние от Иркутска до Слюдянки(такое же, как от Слюдянки до Иркутска)

7.     Когда и как помошника машиниста называют женским именем   (Соня – когда спит в поездке)

8.     Что стоит между пультом управления машиниста и пультом помощника   (Союз и)

9.     Какой картер компрессора нельзя заправить маслом?    (Дырявый, либо полностью запрвленный)

10. Какой женский наряд носит локомотив?   (Юбка)

11. Какую обувь носит локомотив? (Башмак)

12. Какой спортивный снаряд имеет электровоз? (Лыжа)

13. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одн6ой, все надо положить)

14. Три, три секции электровоза ВЛ-80-с. Сколько будет колесных пар (Сколько не три будет 12)

15. Как называется еженедельная  железнодорожная газета в России? (Стрела)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №6 к конкурсу «Правила поведения на железной дороге»

«Правила поведения на железной дороге»
1. Переходить железную дорогу нужно по специальному настилу, по подземному или надземному переходу.
2. Нельзя ходить и играть на железнодорожных путях – можно не заметить поезда и случится беда  - это опасно для жизни.
3. Нельзя стоять на краю платформы – может затянуть под колеса вагона – это опасно для жизни.                                                                                                                                                                 4. Нельзя пролезать под колесами стоящего поезда, - поезд в любой момент может тронуться  – это опасно для жизни. 5. Нельзя запрыгивать в вагон, когда отправляется поезд.
6. На вокзале, перроне нужно держаться за руку взрослого.
7. Нельзя выглядывать из окна поезда на ходу.
8. Нельзя перебегать железнодорожные пути перед приближением поезда – можно сильно травмироваться – это опасно для жизни.
9. Нельзя выпрыгивать из вагона, пока не остановился поезд – это опасно для жизни.
10. Нельзя ехать на крыше вагона поезда – это опасно для жизни.


Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Аннотация Методическая разработка посвящена организации и проведению внеклассного мероприятия «Я - машинист» и связана с профессией «Машинист локомотива»

Аннотация Методическая разработка посвящена организации и проведению внеклассного мероприятия «Я - машинист» и связана с профессией «Машинист локомотива»

Содержание 1. Введение 2

Содержание 1. Введение 2

Введение После изобретения паровой машины и других видов тепловых двигателей началась эра широкого использования машин и механизмов на производстве и транспорте

Введение После изобретения паровой машины и других видов тепловых двигателей началась эра широкого использования машин и механизмов на производстве и транспорте

Основная часть План проведения открытого внеклассного мероприятия по профессии «Машинист локомотива»

Основная часть План проведения открытого внеклассного мероприятия по профессии «Машинист локомотива»

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

Ход игры: Организационный момент

Ход игры: Организационный момент

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия

ПК 1.1 Проверять взаимодействие узлов локомотива

ПК 1.1 Проверять взаимодействие узлов локомотива

Характеристика этапов внеклассного мероприятия:

Характеристика этапов внеклассного мероприятия:

Красноречие». 4

Красноречие». 4

Рефлексия 2 вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: полученные результаты и т

Рефлексия 2 вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: полученные результаты и т

Заключение Внеклассное мероприятие, игра «Я - машинист» проводилось в игровой форме, обучающимся необходим неформальный подход к занятиям

Заключение Внеклассное мероприятие, игра «Я - машинист» проводилось в игровой форме, обучающимся необходим неформальный подход к занятиям

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Приложения ПРИЛОЖЕНИЕ №1 к конкурсу «Разминка» 1Кто хозяйка пассажирского вагона? (проводница) 2

Приложения ПРИЛОЖЕНИЕ №1 к конкурсу «Разминка» 1Кто хозяйка пассажирского вагона? (проводница) 2

Он движеньем управляет

Он движеньем управляет

Три, три секции электровоза ВЛ-80-с

Три, три секции электровоза ВЛ-80-с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2022