Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Занятие с элементами тренинга
«Секреты позитивного общения Профилактика межличностных конфликтов в классном коллективе»
Подготовила:
Педагог-психолог
ГБОУ СОШ № 25
Шпаковская Юлия Сергеевна
Севастополь, 2019 г.
Актуальность
Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера.
Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка, развитие навыков позитивного общения учащихся.
Задачи:
1. Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.
2. Научить навыкам позитивного общения учащихся.
3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.
4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.
5. Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.
Методы работы: игры, упражнения, мозговой штурм, беседа.
Материальное обеспечение:
Для проведения мастер-класса: столы, стулья (по количеству участников), компьютер, проектор, экран.
Для работы участников: бумага формата А-4, ватман, фломастеры, стикеры, калейдоскоп, карточки с изображением животных, мяч.
Время работы – 45-50 минут.
Количество участников: 10 - 12 человек.
Тип занятия: занятие с элементами тренинга.
План проведения мастер-класса:
I. Организационный момент. Теоретическая часть (10 мин.)
1. Разминка. Упражнение «Чем мы похожи»
2. Беседа: виды общения – вербальное и невербальное.
II.
Практическая
часть (32 мин.)
1.
Упражнение «Встреча» (10 мин.)
2.Упражнение «Калейдоскоп»(10 мин.)
3. Упражнение «Ежики»(5 мин.)
4. Игра «Инопланетяне»(7 мин.)
III. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин.)
Ход занятия:
I. Организационный момент. Теоретическая часть.
Дети проходят в класс, садятся на стульчики в круг.
«Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на уроке. Садитесь. Теперь посмотрите вокруг на своих одноклассников. Подумайте, какие они, какие у них есть черты характера. Похожи ли они на каждого из Вас?»
Перед тем как начать занятие я предлагаю поиграть в игру «Чем мы похожи?»
1.Разминка: Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: актуализация представлений о своих чертах характера, сплочение коллектива.
Психолог находится внутри круга и приглашает в круг кого-то из детей, основываясь на сходстве по внешнему признаку. Например: "Полина, выходи ко мне в круг, так как у нас с тобой одинаковая длина волос (или мы одного роста, или у нас одинаковый цвет глаз т. д.)". Полина таким же образом приглашает в круг кого-то еще из одноклассников. Игра продолжается, пока все участники не окажутся вместе в кругу. А теперь давайте поздороваемся со всеми, но только разными способами (проговорить способы: обнять, пожать руку, кивнуть головой, помахать друг другу), станьте, пожалуйста, возле своих стульчиков, и по кругу поздоровайтесь друг с другом.
2.Беседа: виды общения – вербальное и невербальное.
Цель: актуализировать знания детей о способах общения, его видах.
Ребята, видите, сколько способов общения существует. И общаться можно при помощи слов. А можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз. Все они делятся на вербальные и невербальные.
«Мозговой штурм». Ассоциации к слову «общение». Ребята! Тему нашей встречи Общение. А что же такое общение? Как вы понимаете это слово? Давайте каждый назовет слово, которое ему пришло в голову, когда он услышал слово «общение»(Дети высказывают свои ассоциации).
Работа по теме. Общение - это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя.
-Ребята, как вы думаете, нужно ли учиться общению? (Ответы детей.)
-Как вы считаете, для чего это нужно? (Для того чтобы понять другого человека)
Общение бывает вербальное и невербальное. Т.е. способы общения, которые мы выражаем с помощью слов, речи называются вербальными, а те, которые мы выражаем с помощью мимики, позы, жестов, называются невербальными. И у каждого способа общения есть свои секреты.
Часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что при обращении к нам в одних случаях к нам обращаются по имени, а других наше имя не называют.
В начале нашего занятия мы приветствовали друг друга по имени и без. Когда вам было приятнее, когда ваше имя называли или нет? (Ответы детей)
Конечно ребята, приятнее, когда называют тебя по имени, ведь имя – это самый важный звук, который мы слышим с детства.
Вот и узнали один из секретов общения.
Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
А сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать.
“Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Подсказки детям:
от чего становится всем светлей?
Ну, конечно же, это улыбка!
Вот такой простой, но ценный секрет общения:
“Если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь им.
И давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Пожалуйста, нарисуйте на пустом стикере улыбку, от которой нам станет теплее.
На доске весит ватман «Наши улыбки» с приклеенными пустыми стикерами.
II. Практическая часть
1. Упражнение "Встреча"
Цели: освоить активный стиль общения и
развить в группе отношения партнерства; создать положительную атмосферу в
группе.
Ход игры
Дети начинают свободное движение по комнате в достаточно быстром темпе. Не смотрят на партнеров. Двигаются, как бы погруженные в собственные мысли. Избегают не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуют равномерно распределиться по классу.
Ведущий
говорит: теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами.
Секундная задержка - остановка, зрительный контакт - и вновь движение к
следующей встрече.
Приостановились - взгляд
- движение. Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто
механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что
выражает ваш взгляд при каждой новой встрече: радость, удивление,
приветливость, безразличие?
Продолжаем движение и
каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому
вам придется быть достаточно расторопными, чтобы здороваться и с теми, кто
проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не
пропустить ни человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами
совсем не обязательно. Импровизируем в выборе маршрута!
Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет ведущий. - Если я произношу: "Локоть!" - значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаемся, пока я не проверю, все ли нашли себе пару.
- Плечо! - значит, стоим плечо к плечу...
- Колено! - приставляем колено к колену.
Все здесь люди достаточно взрослые, умеющие считать не только до двух, верно?! Поэтому, когда я назову три тела, вам придется объединиться в тройки, четыре части - в четверки. Продолжаем двигаться и пробуем выполнить это задание.
- Спина, голова, колено!.. Посмотрите, в этой группе три человека первыми выстроились в некую абстрактную скульптуру. Первый поднял ногу и уперся коленом во второго, а третий "бодает" второго головой. Так что есть требуемые голова, колено, спина. Эта группа нашла иной способ: два человека уперлись друг в друга лбами и соединили один левое, другой правое колено, а третий участник группы прислонился к первому спиной... Отлично, вы очень изобретательными! Давайте попробуем еще несколько конструкций!
- Ладонь, лоб, затылок!
- Попа, попа, колено!
- Спина, колено, локоть, лоб! Правильно сделали те, кто объединился в четверки. Действительно, названы четыре части тела, участвуют 4 человека. Посмотрим, какие конструкции возникли теперь. Успокаиваем дыхание, расслабляемся.
2. Игра «Калейдоскоп».
Цель: формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений между детьми, показать детям, что каждая личность индивидуальна.
Ребята! Посмотрите в калейдоскоп. Перед вами стеклышки, и каждое имеет свою форму. Посмотрите, как они сверкают причудливыми узорами. Так и между людьми: каждый сам по себе имеет свою ценность, красоту и неповторимость.
А теперь представьте, что вы стеклышки калейдоскопа.
Предлагаю каждому участнику на бумажных кружочках нарисовать такой узор, который отражает характер, настроение, свое «Я». Это не обязательно должен быть сюжетный рисунок: игра цветов, формы, все, что угодно. В этом кружочке написать свое имя.
Затем кружочки наклеивают на ватман, создавая узоры бумажного калейдоскопа.
Дети, посмотрим на узоры. Они разные, непохожие друг на друга. Так и вы неповторимы. Все рисунки красивы, а вместе они образовали чудесный узор из ваших индивидуальностей.
Когда люди-стеклышки начинают общаться друг с другом и создавать общие узоры, в этом им помогают две особенности:
- они знают о том, что они разные, не похожи друг на друга (и мы тоже знаем);
- они знают о том, что у них есть много общего и это помогает им общаться и найти общий язык.
3.Упражнение "Ежик"
Цель: создать атмосферу психологической поддержки, коллективного сотрудничества, показать, как важна поддержка при общении в коллективе.
Ход игры
Одному из участников, которому нужна поддержка, внимание группы, предлагается сыграть роль испуганного ежика - сесть свернувшись в клубочек на коврике, выставить "иголки", спрятать мордочку, "отделиться" от внешнего мира... Обращаясь к группе, ведущий предлагает желающим поочередно (или группой) попробовать успокоить ежика, тихонько пообщаться с ним, погладить, пошептаться... И, почувствовав ваше теплое к нему отношение, ежик, скорее всего, уберет иголки, и вы увидите его улыбающуюся мордашку.
Ребята о чем это упражнение? (Ответы детей). Правильно, это упражнение, показывает нам, как нужна помощь и поддержка в трудных ситуациях.
4.Игра «Инопланетяне»
Цель: закрепить навыки невербального общения, создать положительный эмоциональный настрой.
А сейчас мы с вами поиграем в необычную игру “Отгадай животное”.
Инструкция: “Представьте, что к нам прилетели инопланетяне. И в зоопарке увидели много разных зверей. Они сейчас пришли к вам и хотят рассказать, какое животное им больше всего понравилось. Но как? Они не знают языка. (Ответы детей)
Вот сейчас мы и поиграем. Выберите животное, которое понравилось инопланетянину. По очереди мы будем показывать его, а остальные ребята постараются его угадать.
Вопросы детям:
1. А по каким признакам вы угадали животное?
2. Что вам было проще угадывать или показывать?
3. А почему другие ребята не всегда вас понимали? (Все люди разные и используют разные средства общения).
Это еще один секрет общения:
все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.
III. Рефлексия. Подведение итогов занятия
Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.
- Вот и подошло наше общение к концу. Понравилось ли вам наше общение, что особенно понравилось? Что вызвало трудности? Что вы для себя возьмете из сегодняшнего занятия?
Ритуал завершения.
- А сейчас я предлагаю поблагодарить друг друга за приятное общение. Я начну, а вы продолжите. Кидая мячик участнику, обращаемся со словами «……..мне приятно было сегодня с тобой общаться! В ответ сказать: «Спасибо ….., мне тоже!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.