Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"
Оценка 5

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Оценка 5
docx
18.11.2019
Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"
занятие с детьми Секреты общения.docx

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

 

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Занятие с элементами тренинга

«Секреты позитивного общения Профилактика межличностных конфликтов в классном коллективе»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Педагог-психолог

ГБОУ СОШ № 25

Шпаковская Юлия Сергеевна

 

 

 

                                     Севастополь, 2019 г.

Актуальность

Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних   условиях. Необходимость раннего формирования                                                   положительного опыта общения детей обусловлена тем, что  его  отсутствие  приводит к  стихийному возникновению у них негативных  форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт,    выбирать уместные способы общения со сверстниками, со  взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера.

Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка, развитие навыков позитивного общения учащихся.

Задачи:

1.                  Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.

2.                 Научить навыкам позитивного общения учащихся.

3.                 Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.

4.                 Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.

5.                 Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.

Методы работы: игры, упражнения, мозговой штурм, беседа.


Материальное обеспечение:

Для  проведения мастер-класса: столы, стулья (по количеству участников), компьютер, проектор, экран.

Для работы участников: бумага формата А-4, ватман, фломастеры, стикеры, калейдоскоп, карточки с изображением животных, мяч.

Время работы – 45-50 минут.

Количество участников: 10 - 12 человек.

Тип занятия: занятие с элементами тренинга.

 

План проведения мастер-класса:

I.                   Организационный момент. Теоретическая часть (10 мин.)

               1. Разминка. Упражнение «Чем мы похожи»

               2. Беседа: виды общения – вербальное и невербальное.

II.                Практическая часть (32 мин.)
1. Упражнение «Встреча» (10 мин.)

2.Упражнение «Калейдоскоп»(10 мин.)

3. Упражнение «Ежики»(5 мин.)

4. Игра «Инопланетяне»(7 мин.)

     III. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин.)

                                                        

                                

                         Ход занятия:

I.                  Организационный момент. Теоретическая часть.

Дети проходят в класс, садятся на стульчики в круг.

 «Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на уроке. Садитесь. Теперь посмотрите вокруг на своих одноклассников. Подумайте, какие они, какие у них есть черты характера. Похожи ли они на каждого из Вас?»

Перед тем как начать занятие я предлагаю поиграть в игру «Чем мы похожи?»

1.Разминка: Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: актуализация представлений о своих чертах характера, сплочение коллектива.

Психолог находится внутри круга и приглашает в круг кого-то из детей, основываясь на сходстве по внешнему признаку. Например: "Полина, выходи ко мне в круг, так как у нас с тобой одинаковая длина волос (или  мы одного роста, или у нас одинаковый цвет глаз т. д.)". Полина таким же образом приглашает в круг кого-то еще из одноклассников. Игра продолжается, пока все участники не окажутся вместе в кругу. А теперь давайте поздороваемся со всеми, но только разными способами (проговорить способы: обнять, пожать руку, кивнуть головой, помахать друг другу), станьте, пожалуйста, возле своих стульчиков, и по кругу поздоровайтесь друг с другом.

 

2.Беседа: виды общения – вербальное и невербальное.

Цель: актуализировать знания детей о способах общения, его видах.

Ребята, видите, сколько способов общения существует. И общаться можно при помощи слов. А можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз. Все они делятся на вербальные и невербальные.

«Мозговой штурм». Ассоциации к слову «общение». Ребята! Тему нашей встречи Общение. А что же такое общение? Как вы понимаете это слово? Давайте каждый назовет слово, которое ему пришло в голову, когда он услышал слово «общение»(Дети высказывают свои ассоциации).

Работа по теме. Общение - это взаимодействие людей друг с другом.  Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и  впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя.

-Ребята, как вы думаете, нужно ли учиться общению? (Ответы детей.)

-Как вы считаете, для чего это нужно? (Для того чтобы понять другого человека)

Общение бывает вербальное и невербальное. Т.е. способы общения, которые мы выражаем с помощью слов, речи называются вербальными, а те, которые мы выражаем с помощью мимики, позы, жестов, называются невербальными. И у каждого способа общения есть свои секреты.

Часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что при обращении к нам в одних случаях к нам обращаются по имени, а других наше имя не называют.

В начале нашего занятия мы приветствовали друг друга по имени и без. Когда вам было приятнее, когда ваше имя называли или нет? (Ответы детей)

Конечно ребята, приятнее, когда называют тебя по имени, ведь имя – это самый важный звук, который мы слышим с детства.

Вот и узнали один из секретов общения.

 Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

А сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать.

“Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Подсказки детям:

от чего становится всем светлей?

Ну, конечно же, это улыбка!

Вот такой простой, но ценный секрет общения:

“Если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь им.

 И давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Пожалуйста, нарисуйте на пустом стикере  улыбку, от которой нам станет теплее.

На доске весит ватман «Наши улыбки» с приклеенными пустыми стикерами.

II.                Практическая часть

1.     Упражнение "Встреча"

Цели: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; создать положительную атмосферу в группе. 

Ход игры

     Дети начинают свободное движение по комнате в достаточно быстром темпе. Не смотрят на партнеров. Двигаются, как бы погруженные в собственные мысли. Избегают не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуют равномерно распределиться по классу.

         Ведущий говорит: теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка - остановка, зрительный контакт - и вновь движение к следующей встрече.
         Приостановились - взгляд - движение. Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встрече: радость, удивление, приветливость, безразличие?
         Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно. Импровизируем в выборе маршрута!

Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет ведущий. - Если я произношу: "Локоть!" - значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаемся, пока я не проверю, все ли нашли себе пару.

- Плечо! - значит, стоим плечо к плечу...

- Колено! - приставляем колено к колену.

Все здесь люди достаточно взрослые, умеющие считать не только до двух, верно?! Поэтому, когда я назову три тела, вам придется объединиться в тройки, четыре части - в четверки. Продолжаем двигаться и пробуем выполнить это задание.

- Спина, голова, колено!.. Посмотрите, в этой группе три человека первыми выстроились в некую абстрактную скульптуру. Первый поднял ногу и уперся коленом во второго, а третий "бодает" второго головой. Так что есть требуемые голова, колено, спина. Эта группа нашла иной способ: два человека уперлись друг в друга лбами и соединили один левое, другой правое колено, а третий участник группы прислонился к первому спиной... Отлично, вы очень изобретательными! Давайте попробуем еще несколько конструкций!

- Ладонь, лоб, затылок!

- Попа, попа, колено!

- Спина, колено, локоть, лоб! Правильно сделали те, кто объединился в четверки. Действительно, названы четыре части тела, участвуют 4 человека. Посмотрим, какие конструкции возникли теперь. Успокаиваем дыхание, расслабляемся.

2.     Игра «Калейдоскоп».

Цель: формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений между детьми, показать детям, что каждая личность индивидуальна.

Ребята! Посмотрите в калейдоскоп. Перед вами стеклышки, и каждое имеет свою форму. Посмотрите, как они сверкают причудливыми узорами. Так и между людьми: каждый сам по себе имеет свою ценность, красоту и неповторимость.

А теперь представьте, что вы стеклышки калейдоскопа.

Предлагаю каждому участнику на бумажных кружочках нарисовать такой узор, который отражает характер, настроение, свое «Я». Это не обязательно должен быть сюжетный рисунок: игра цветов, формы, все, что угодно. В этом кружочке написать свое имя.

Затем кружочки наклеивают на ватман, создавая узоры бумажного калейдоскопа.

Дети, посмотрим на узоры. Они разные, непохожие друг на друга. Так и вы неповторимы. Все рисунки красивы, а вместе они образовали чудесный узор из ваших индивидуальностей.

Когда люди-стеклышки начинают общаться друг с другом и создавать общие узоры, в этом им помогают две особенности:

- они знают о том, что они разные, не похожи друг на друга (и мы тоже знаем);

- они знают о том, что у них есть много общего и это помогает им общаться и найти общий язык.

  3.Упражнение "Ежик"

Цель: создать атмосферу психологической поддержки, коллективного сотрудничества, показать, как важна поддержка при общении в коллективе.

Ход игры

        Одному из участников, которому нужна поддержка, внимание группы, предлагается сыграть роль испуганного ежика - сесть свернувшись в клубочек на коврике, выставить "иголки", спрятать мордочку, "отделиться" от внешнего мира... Обращаясь к группе, ведущий предлагает желающим поочередно (или группой) попробовать успокоить ежика, тихонько пообщаться с ним, погладить, пошептаться... И, почувствовав ваше теплое к нему отношение, ежик, скорее всего, уберет иголки, и вы увидите его улыбающуюся мордашку.

Ребята о чем это упражнение? (Ответы детей). Правильно, это упражнение, показывает нам, как нужна помощь и поддержка в трудных ситуациях.

4.Игра «Инопланетяне»

Цель: закрепить навыки невербального общения, создать положительный эмоциональный настрой.

А сейчас мы с вами поиграем в необычную игру “Отгадай животное”.

Инструкция: “Представьте, что к нам прилетели инопланетяне. И в зоопарке увидели много разных зверей. Они сейчас пришли к вам и хотят рассказать, какое животное им больше всего понравилось. Но как? Они не знают языка. (Ответы детей)

Вот сейчас мы и поиграем. Выберите  животное, которое понравилось инопланетянину. По очереди мы будем показывать его, а остальные ребята постараются его угадать.

Вопросы детям:

1.                 А по каким признакам вы угадали животное?

2.                 Что вам было проще угадывать или показывать?

3.                 А почему другие ребята не всегда вас понимали? (Все люди разные и используют разные средства общения).

Это еще один секрет общения:

все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.

III.             Рефлексия. Подведение итогов занятия

Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.

- Вот и подошло наше общение к концу. Понравилось ли вам наше общение, что особенно понравилось? Что вызвало трудности? Что вы для себя возьмете из сегодняшнего занятия?  

Ритуал завершения.

- А сейчас я предлагаю поблагодарить друг друга за приятное общение. Я начну, а вы продолжите. Кидая мячик участнику, обращаемся со словами «……..мне приятно было сегодня с тобой общаться! В ответ сказать: «Спасибо ….., мне тоже!»

 

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"

Методическая разработка. Занятие с элементами тренинга "Секреты позитивного общения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2019