Методическая разработка занятия по робототехнике
«Железный журавль»
Учинина Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов»,
г. Новый Уренгой, ЯНАО
Цель: обобщение знаний обучающихся об устройстве, принципе работы и назначении подъемного крана; создание модели подъемного крана из конструктора HUNA MRT с использованием датчика ДУ.
Задачи:
Образовательная: актуализировать и расширять знания детей о строении и работе подъемных кранов, об их применении при строительстве различных объектов; создать модель подъемного крана по схеме из конструктора HUNA MRT с использованием датчика ДУ. Формирование знаний о назначении подъемного крана и его частях
Развивающая: развивать наблюдательность, мелкую моторику рук в процессе сборки модели «Подъемного крана», словесно-логическое и наглядно-образное мышление (операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение), в процессе конструирования и экспериментирования модели «Подъемный кран»; умение выдвигать гипотезы; развивать навыки целеполагания.
Воспитательная: воспитывать желание к трудовой деятельности, самостоятельности; формировать интерес к специфике региона; развитие целеустремленности в решении конструкторских и технических задач; воспитывать аккуратность, терпение при работе с конструктором
Материалы и оборудование: конструктор HUNA MRT, ноутбук, проектор, экран, презентация, модель «Подъёмный кран».
Ход занятия
I. Организационный момент
Педагог: - Здравствуйте, ребята. Внимание на экран.
На экране картинки, связанные с Ямалом.
- Назовите одним словом, что связывает данные картинки, что у них общего?
Ответы детей
ЯМАЛ
Ямал,
Как будто он и вправду мал!
А если посмотреть пошире –
Здесь кладовая всей России!
Суровый край – от моря до
Урала,
Сотни озёр, больших и малых рек.
Раскинулись просторы дикого Ямала,
И вот сюда явился человек.
Съезжались люди с матушки
России.
В край необжитый строить города.
Их не пугали ни мороз, ни мошки злые,
Они приехали, чтоб поселиться навсегда.
Трудились вместе: ханты,
белорусы,
Кавказцы, русские и латыши.
У них девизом стало слово «братство»,
Что родилось от сердца, от души.
Встали вышки буровые,
Здесь раньше лишь ходил олень.
И нефть пошла в артерии России.
По дикой тундре прямо на Тюмень.
Горят огнями новостройки.
У школьного порога смех ребят.
Характер у ямальцев стойкий.
Они с надеждой в новый век глядят.
Как вы, наверное, уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о нашем родном крае, о Ямале.
II. Актуализация знаний
Педагог: - Ребята, скажите, а чем же богат наш край?
Ответы детей.
Педагог: - Да, все ваши ответы верные. А что такое газ и где его используют?
Ответы детей
III. Изучение нового материала
Педагог: - Ямал не просто так называют «сокровищницей вечной мерзлоты», ведь на его территории сосредоточены крупнейшие в нашей стране запасы углеводородного сырья, особенно регион богат на газовые месторождения. Сегодня в ЯНАО ежегодно добывается 81% отечественного природного газа. Но не в каждой стране есть свои запасы природного газа. Россия является крупнейшим поставщиком газа в другие страны.
- Ребята, а как вы думаете, каким образом идет транспортировка газа из нашего региона?
Ответы детей.
Педагог: - Самым распространенным способом доставки газа потребителям является транспортировка по трубам. Строительство и обслуживание трубопровода – дело нелегкое, но оно того стоит. Это наиболее удобный способ транспортировки газа на небольшие и средние расстояния. И долгое время это был единственный способ.
Но прогресс не стоит на месте и современные технологии не оставили в стороне и газовую промышленность. С наступлением 21 века появилась возможность изменять состояние газа из газообразного в жидкое. Чтобы газ сделать жидким, его охлаждают до -160°С при высоком давлении. Такое состояние газа стали называть сжиженным и появилось такое понятие, как сжиженный природный газ или сокращенно СПГ.
Для транспортировки газа в сжиженном состоянии широко используют танкеры — газовозы. Это специальные суда, на которых газ перевозится в специализированных емкостях. Для танкерной транспортировки газа нужно протянуть газопровод до ближайшего побережья, построить на берегу терминал для сжижения и закачки газа на танкеры, ну и сами танкеры.
И на Ямале, в поселке Сабетта построили единственный такой завод, и называется он «Ямал СПГ».
Бетонные стены резервуаров СПГ в Сабетте высотой более 45 м были возведены в короткие сроки, всего за 21 день. И для каждого резервуара было погружено в землю 948 свай.
- Ребята, а как вы думаете, люди своими силами смогли бы это сделать?
Ответы детей.
- Конечно же нет. Все эти сооружения возвели с помощью специализированой техники.
- А какую специализированную технику для строительства вы знаете?
Ответы детей.
Педагог: - Да, верно. Это и бульдозеры, и самосвалы, и подъемные краны. Давайте сейчас посмотрим небольшой видеоролик, в котором показано строительство завода «Ямал СПГ». Обратите внимание на специализированную технику, которая будет показана в ролике. Итак, внимание на экран.
(Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=PNit5xt2SEk)
Педагог: - Ребята, какая техника была использована почти на каждом этапе строительства завода?
Ответы детей
Педагог: - Да, верно, все объемные и тяжелые работы на земле и на воде ведутся непосредственно с помощью специализированной техникой, а конкретнее, с помощью подъемных кранов.
Педагог: Как вы думаете, для чего еще нужен подъёмный кран?
Дети: Для того чтобы поднимать тяжёлые предметы, строить дома и различные сооружения.
Педагог: Верно. Я думаю, вам интересно посмотреть, как устроен подъёмный кран. Внимание на экран.
Просмотр видеоролика про устройство крана.
Педагог: Игра «Из чего состоит подъемный кран»
1 – башня – элемент крана, придающий ему высоту и воспринимающий основную нагрузку
2 – ходовая тележка – конструкция, содержащая ходовую часть рамы башенного крана;
3 – стрела – элемент крана, обеспечивающий горизонтальное перемещение груза и подвод грузозахватного механизма;
4 – кабина – помещение оператора с органами управления краном;
5 – противовес — в кранах с поворотной башней имеет нижнее расположение на платформе, в кранах с неповоротной башней расположен вверху на консоли;
6 – опорно-поворотное устройство;
7 – грузовая тележка – элемент кранов со стрелами балочного типа, служит для горизонтального перемещения груза;
8 – крюковая подвеска.
Педагог: - Молодцы! Вы отлично справились! Давайте немного отдохнем.
Физминутка
Педагог: - Ребята, я попыталась собрать подъемный кран из нашего конструктора. Посмотрите что у меня получилось.
Педагог показывает модель, но она не работает.
Педагог: Ой, ребята, с моим краном что-то не так: он сломался или я его неправильно собрала. Что же делать?
Дети: Давайте соберём новый кран.
Педагог: Давайте, но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности.
Ответы детей
IV. Практическая работа
Педагог: Итак, для сборки крана нам понадобится набор конструктора HUNA MRT. Все детали этого набора нам знакомы. Приступаем к сборке модели по схеме. Внимательно изучаете схему, находите нужные детали и соединяете их друг с другом. Не забудьте присоединить к ним наши датчики ДУ, материнскую плату и батарейки. Но в схеме этого нет. Подумайте, как и куда присоединить все датчики.
Педагог: Молодцы! Вы все справились и у вас получились
работающие подъемные краны.
Педагог: А почему мой кран не работал?
Ответы детей
Педагог: - Да, верно. В моей модели отсутствовали датчики.
V. Подведение итогов
Педагог: Наше занятие подходит к концу. О чем мы сегодня говорили?
Дети: О том, что наш край богат природным газом и транспортирует его разными способами в другие страны. А также, что в нашем регионе есть единственный завод «Ямал СПГ», при строительстве которого используется специализированная техника, в том числе подъемный кран. Мы узнали, из чего состоит и как работает этот незаменимый при строительстве помощник.
Педагог: Оцените свою работу на занятии по плану:
1. Мне было интересно ...
2. Самым трудным было ...
Дети отвечают.
Педагог: Спасибо за занятие! До свидания!
Схема сборки модели «Подъемный кран»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.