Методическая разработка учебного занятия в объединении
«Вязание крючком» по теме «Круговое объёмное вязание»
Данное занятие предназначено для учащихся 8-10 лет в рамках дополнительной общеобразовательной программы объединения «Вязание крючком, 1-й год обучения.
Раздел программы: Круговое объёмное вязание
Тема урока: Изготовление вязаного сувенира-новогодней ёлки
Цель урока: Развитие художественного вкуса, закрепление навыка вывязывания столбиков без накида, расширение общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
- Обучающие ‒ закрепление умений (вязание столбиков без накида, выполнение прибавок).
- Развивающие ‒ совершенствование мелкой моторики рук, развитие творческой фантазии, воображения.
- Воспитывающие ‒ воспитание аккуратности в работе, самостоятельности и настойчивости в достижении цели.
Тип урока: практический
Методы ведения урока:
- Словесный;
- наглядно-демонстрационный;
- практический.
Форма проведения урока: коллективная
Оборудование и материалы: крючок, пряжа, ножницы, синтепон, образец практической работы. Наглядные пособия: готовые изделия в технике вязание крючком, образец практической работы.
Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка, гимнастика для глаз.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к занятию.
2. Вводная часть.
Подготовка обучающихся к активному усвоению нового материала, сообщение темы, постановка перед обучающимися цели и задачи урока.
3. Изучение нового материала.
Педагог: Совсем скоро самые волшебные праздники: Новый год и Рождество. Главным украшением праздника по праву является ёлка. Украшать ель в доме на Рождество первыми стали немцы еще в средние века. Появилась эта традиция в средневековой Германии неслучайно. Существует легенда, что святой апостол Бонифаций, ярый миссионер и проповедник слова Божьего, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Сделал он это для того, чтобы показать язычникам бессилие их богов. Срубленное дерево повалило еще несколько деревьев, а ель уцелела. Св. Бонифаций объявил ель священным древом, Christbaum (деревом Христа). Также есть сказание о бедном лесорубе, который в предрождественскую ночь приютил у себя потерявшегося в лесу маленького мальчика. Он согрел, накормил и оставил у себя ночевать заблудившегося ребенка. На следующее утро мальчик исчез, а вместо себя оставил у дверей небольшое хвойное деревце. На самом деле под видом несчастного дитя к лесорубу приходил сам Христос и таким образом поблагодарил его за теплый прием. С тех пор ели стали главным рождественским атрибутом не только в Германии, но и в других европейских странах. История появления новогодней елки в России началась с 1699 года. Обычай устанавливать рождественскую ель появился в стране во времена царствования Петра I, в начале 18-го века. Российским царем был издан указ о переходе на новый счет времени, отчет летоисчисления начинался от даты Рождества Христова. Датой начала будущего года стали считать первое января, а не первое сентября, как было ранее. В указе было также упомянуто о том, что знати перед Рождеством надобно украшать свои дома сосновыми и можжевеловыми древами и ветвями на европейский манер. Первого января также повелевалось запускать ракеты, устраивать фейерверки и наряжать здания столицы хвойными ветвями. После смерти Петра Великого эта традиция забылась, разве что питейные заведения в сочельник украшались еловыми ветками. По этим веткам (привязанным к колу, воткнутым у входа) посетители легко могли распознать находящиеся внутри зданий кабаки. История новогодней елки и традиция наряжать ее к святому празднику на этом не закончилась. Обычай ставить на елку зажжённые свечи, дарить друг другу подарки на Рождество получил широкое распространение в России во времена правления Николая I. Эту моду среди придворных ввела его супруга – царица Александра Федоровна, немка по происхождению. Позже ее примеру последовали все знатные семьи Петербурга, а затем и остальные слои общества. В начале 40-х годов в газете «Северная пчела» отмечалось, что «у нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества» украшением заветной елки сладостями и игрушками. В столице, на площади у Гостиного двора, устраиваются грандиозные елочные базары. Если бедный люд не мог купить даже маленькое деревце, то знатные особы в этом соперничали между собой: у кого ель выше, пышнее, наряднее. Иногда в украшении зеленой красавицы использовались драгоценные каменья, дорогие ткани, бусы, канитель (тонкая серебряная или золотая нить). Елкой стало называться и само празднование, устраиваемое в честь главного христианского события — Рождения Христа.
Вы наверное догадались, что мы сегодня вяжем? Правильно, ёлку.
4. Практическая работа.
Давайте вспомним:
Какие основные виды петель вы знаете? (воздушная петля, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом).
Каким образом можно прибавить количество петель? (В одну петлю предыдущего ряда провязывают 2 ст.).
Каким образом можно убавить количество петель? (Провязать две петли вместе).
Приступаем к работе.На столах у учащихся технологические карты с описанием работы.
Педагог: Перед тем, как мы приступим к практической части нашего занятия, предлагаю вспомнить правила техники безопасности.
(Учащиеся называют):
1. Крючок хранить в специальном футляре или шкатулке.
2. Не вязать при плохом освещении. Свет должен падать с левой стороны.
3. При вязании сидеть удобно: откиньтесь на спинку стула, не ставьте локти на стол, не горбитесь.
4. Делать перерывы во время вязания, выполнять упражнения для снятия усталости мышц глаз.
5. Нельзя делать резких движений рукой с крючком – можно поранить сидящего рядом товарища.
7. На рабочем месте должен быть порядок.
Далее учащиеся выполняют практическую работу. Педагог направляет деятельность и исправляет текущие ошибки. Проводит текущий инструктаж, следит за соблюдением правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Рекомендуется делать перерывы в работе. Продолжительность отдыха должна быть не менее 10 минут. Следует пройтись, чтобы восстановить кровообращение, выполнить гимнастику для глаз.
5. Гимнастика для глаз
1. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8 – 12 раз.
2. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 – 10 раз.
3. Исходное положение - сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4 – 6 раз.
4. Исходное положение - сидя на стуле. Выполнить четыре моргания в течение 15 – 30 секунд.
6. Завершение работы
1.Что нового вы сегодня узнали о ёлках?
2.Что такое объемная композиция?
Все выполненные изделия раскладываются на столе, организуется мини-выставка.
7. Рефлексия
- Я сегодня узнала…
- Я научилaсь…
- Я встретилась с трудностями...
- Теперь я могу…
- Скажите комплимент самому себе!
Проводится уборка рабочих мест.
Приложение
Технологическая карта
Описание вязания ёлки:
1 ряд: Набираем 2 в.п. (воздушные петли) и провязываем во вторую от крючка петлю 6 сбн (столбиков без накида). Вяжем ёлку по спирали (не делая петлю подъёма в начале каждого ряда);
2 ряд: 6 сбн (6п);
3 ряд: (1сбн, прибавка) повторяем 3 раза (9п);
4 ряд: без изменений (9п);
5 ряд: (2сбн, прибавка) повторяем 3 раза (12п).
6 ряд: без изменений (12п);
7 ряд: (3сбн, прибавка) повторяем 3 раза (15п);
8 ряд: без изменений (15п);
9 ряд: (4сбн, прибавка) повторяем 3 раза (18п);
10 ряд: без изменений (18п);
11 ряд: (5сбн, прибавка) повторяем 3 раза (21п);
12 ряд: без изменений (21п);
13 ряд: (6сбн, прибавка) повторяем 3 раза (24п);
14 ряд: без изменений (24п) нить закрепляем и отрезаем.
У нас получилась пирамидная ёлочка.
Свяжем основание для ёлочки. Его можно сделать коричневого цвета или в цвет ёлки
1 ряд: Набираем 2 в.п. (воздушные петли) и провязываем во вторую от крючка петлю 6 сбн (столбиков без накида). Вяжем круг по спирали (не делая петлю подъёма в начале каждого ряда);
2 ряд: 6 прибавок ( провязываем по 2 сбн в каждую петлю 1-го ряда) (12);
3 ряд: (1сбн, прибавка) повторяем 6 раз (18);
4 ряд: (2сбн, прибавка) повторяем 6 раз (24п) нить не отрезаем.
Набиваем наш конус синтепоном, прикладываем основание ёлочки и нитью основания связываем наши детали вместе.
Нам осталось только украсить елку, для этого можно использовать бусины, бисер, бантики из тесьмы или лент.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.