Методическая разработка учебного занятия в объединении
«Вязание крючком» по теме «Круговое объёмное вязание»
Данное занятие предназначено для учащихся 8-10 лет в рамках дополнительной общеобразовательной программы объединения «Вязание крючком, 1-й год обучения.
Раздел программы: Круговое объёмное вязание
Тема урока: Изготовление вязаного сувенира-новогодней ёлки
Цель урока: Развитие художественного вкуса, закрепление навыка вывязывания столбиков без накида, расширение общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
- Обучающие ‒ закрепление умений (вязание столбиков без накида, выполнение прибавок).
- Развивающие ‒ совершенствование мелкой моторики рук, развитие творческой фантазии, воображения.
- Воспитывающие ‒ воспитание аккуратности в работе, самостоятельности и настойчивости в достижении цели.
Тип урока: практический
Методы ведения урока:
- Словесный;
- наглядно-демонстрационный;
- практический.
Форма проведения урока: коллективная
Оборудование и материалы: крючок, пряжа, ножницы, синтепон, образец практической работы. Наглядные пособия: готовые изделия в технике вязание крючком, образец практической работы.
Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка, гимнастика для глаз.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к занятию.
2. Вводная часть.
Подготовка обучающихся к активному усвоению нового материала, сообщение темы, постановка перед обучающимися цели и задачи урока.
3. Изучение нового материала.
Педагог: Совсем скоро самые волшебные праздники: Новый год и Рождество. Главным украшением праздника по праву является ёлка. Украшать ель в доме на Рождество первыми стали немцы еще в средние века. Появилась эта традиция в средневековой Германии неслучайно. Существует легенда, что святой апостол Бонифаций, ярый миссионер и проповедник слова Божьего, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Сделал он это для того, чтобы показать язычникам бессилие их богов. Срубленное дерево повалило еще несколько деревьев, а ель уцелела. Св. Бонифаций объявил ель священным древом, Christbaum (деревом Христа). Также есть сказание о бедном лесорубе, который в предрождественскую ночь приютил у себя потерявшегося в лесу маленького мальчика. Он согрел, накормил и оставил у себя ночевать заблудившегося ребенка. На следующее утро мальчик исчез, а вместо себя оставил у дверей небольшое хвойное деревце. На самом деле под видом несчастного дитя к лесорубу приходил сам Христос и таким образом поблагодарил его за теплый прием. С тех пор ели стали главным рождественским атрибутом не только в Германии, но и в других европейских странах. История появления новогодней елки в России началась с 1699 года. Обычай устанавливать рождественскую ель появился в стране во времена царствования Петра I, в начале 18-го века. Российским царем был издан указ о переходе на новый счет времени, отчет летоисчисления начинался от даты Рождества Христова. Датой начала будущего года стали считать первое января, а не первое сентября, как было ранее. В указе было также упомянуто о том, что знати перед Рождеством надобно украшать свои дома сосновыми и можжевеловыми древами и ветвями на европейский манер. Первого января также повелевалось запускать ракеты, устраивать фейерверки и наряжать здания столицы хвойными ветвями. После смерти Петра Великого эта традиция забылась, разве что питейные заведения в сочельник украшались еловыми ветками. По этим веткам (привязанным к колу, воткнутым у входа) посетители легко могли распознать находящиеся внутри зданий кабаки. История новогодней елки и традиция наряжать ее к святому празднику на этом не закончилась. Обычай ставить на елку зажжённые свечи, дарить друг другу подарки на Рождество получил широкое распространение в России во времена правления Николая I. Эту моду среди придворных ввела его супруга – царица Александра Федоровна, немка по происхождению. Позже ее примеру последовали все знатные семьи Петербурга, а затем и остальные слои общества. В начале 40-х годов в газете «Северная пчела» отмечалось, что «у нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества» украшением заветной елки сладостями и игрушками. В столице, на площади у Гостиного двора, устраиваются грандиозные елочные базары. Если бедный люд не мог купить даже маленькое деревце, то знатные особы в этом соперничали между собой: у кого ель выше, пышнее, наряднее. Иногда в украшении зеленой красавицы использовались драгоценные каменья, дорогие ткани, бусы, канитель (тонкая серебряная или золотая нить). Елкой стало называться и само празднование, устраиваемое в честь главного христианского события — Рождения Христа.
Вы наверное догадались, что мы сегодня вяжем? Правильно, ёлку.
4. Практическая работа.
Давайте вспомним:
Какие основные виды петель вы знаете? (воздушная петля, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом).
Каким образом можно прибавить количество петель? (В одну петлю предыдущего ряда провязывают 2 ст.).
Каким образом можно убавить количество петель? (Провязать две петли вместе).
Приступаем к работе.На столах у учащихся технологические карты с описанием работы.
Педагог: Перед тем, как мы приступим к практической части нашего занятия, предлагаю вспомнить правила техники безопасности.
(Учащиеся называют):
1. Крючок хранить в специальном футляре или шкатулке.
2. Не вязать при плохом освещении. Свет должен падать с левой стороны.
3. При вязании сидеть удобно: откиньтесь на спинку стула, не ставьте локти на стол, не горбитесь.
4. Делать перерывы во время вязания, выполнять упражнения для снятия усталости мышц глаз.
5. Нельзя делать резких движений рукой с крючком – можно поранить сидящего рядом товарища.
7. На рабочем месте должен быть порядок.
Далее учащиеся выполняют практическую работу. Педагог направляет деятельность и исправляет текущие ошибки. Проводит текущий инструктаж, следит за соблюдением правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Рекомендуется делать перерывы в работе. Продолжительность отдыха должна быть не менее 10 минут. Следует пройтись, чтобы восстановить кровообращение, выполнить гимнастику для глаз.
5. Гимнастика для глаз
1. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8 – 12 раз.
2. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 – 10 раз.
3. Исходное положение - сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4 – 6 раз.
4. Исходное положение - сидя на стуле. Выполнить четыре моргания в течение 15 – 30 секунд.
6. Завершение работы
1.Что нового вы сегодня узнали о ёлках?
2.Что такое объемная композиция?
Все выполненные изделия раскладываются на столе, организуется мини-выставка.
7. Рефлексия
- Я сегодня узнала…
- Я научилaсь…
- Я встретилась с трудностями...
- Теперь я могу…
- Скажите комплимент самому себе!
Проводится уборка рабочих мест.
Приложение
Технологическая карта
Описание вязания ёлки:
1 ряд: Набираем 2 в.п. (воздушные петли) и провязываем во вторую от крючка петлю 6 сбн (столбиков без накида). Вяжем ёлку по спирали (не делая петлю подъёма в начале каждого ряда);
2 ряд: 6 сбн (6п);
3 ряд: (1сбн, прибавка) повторяем 3 раза (9п);
4 ряд: без изменений (9п);
5 ряд: (2сбн, прибавка) повторяем 3 раза (12п).
6 ряд: без изменений (12п);
7 ряд: (3сбн, прибавка) повторяем 3 раза (15п);
8 ряд: без изменений (15п);
9 ряд: (4сбн, прибавка) повторяем 3 раза (18п);
10 ряд: без изменений (18п);
11 ряд: (5сбн, прибавка) повторяем 3 раза (21п);
12 ряд: без изменений (21п);
13 ряд: (6сбн, прибавка) повторяем 3 раза (24п);
14 ряд: без изменений (24п) нить закрепляем и отрезаем.
У нас получилась пирамидная ёлочка.
Свяжем основание для ёлочки. Его можно сделать коричневого цвета или в цвет ёлки
1 ряд: Набираем 2 в.п. (воздушные петли) и провязываем во вторую от крючка петлю 6 сбн (столбиков без накида). Вяжем круг по спирали (не делая петлю подъёма в начале каждого ряда);
2 ряд: 6 прибавок ( провязываем по 2 сбн в каждую петлю 1-го ряда) (12);
3 ряд: (1сбн, прибавка) повторяем 6 раз (18);
4 ряд: (2сбн, прибавка) повторяем 6 раз (24п) нить не отрезаем.
Набиваем наш конус синтепоном, прикладываем основание ёлочки и нитью основания связываем наши детали вместе.
Нам осталось только украсить елку, для этого можно использовать бусины, бисер, бантики из тесьмы или лент.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.