Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"
Оценка 4.9

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Оценка 4.9
doc
26.11.2019
Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"
письмо моей семье.doc

 

МОУ «Дороховская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

   Урок русского языка в 4 классе  по теме:

 

 

 

   Письмо моей семье

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Автор: Ливенцова Лидия Алексеевна,

                                                               учитель начальных классов

                                                                 МОУ «Дороховская СОШ»                                  

                                                                города Бежецка-5 Тверской области

                                                              Возраст учащихся 10 лет (4 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

2019  г.

 

   Цель:    Способствовать    формированию ценностного отношения  к эпистолярному жанру, к сущности понятия «письма».

Предметные:   

-актуализировать  знания школьников о написании различных видов писем;

- подвести к пониманию правильного  построения предложений и точного употребления слов в тексте письма;  

Метапредметные:

-способствовать развитию    оценочных суждений через анализ текста письма;  умения самостоятельно находить и обрабатывать информацию;

- создать условия для рефлексии  обучающихся, организовать самостоятельную работу, работу в   группах;

 Личностные:

-подвести к пониманию младшими школьниками  ценности семейных отношений;

-создание условий для эмоционально-чувственных переживаний школьников через использование видеороликов.

 

 

Ход урока

I Организационный момент

II Работа по теме урока

 

 Учитель читает стихотворение С.Маршака 

 

Письмо само никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит, пролетит, проплывет

Тысячи верст пути.

Нетрудно письму увидеть весь свет:

Ему не нужен билет.

На медные деньги объедет мир

Заклеенный пассажир.

                                                        

- Какова основная тема этого стихотворения?

 

Вывод:   Каждому человеку  в жизни  предстоит отправить немало писем деловых, поздравительных, личных.  Но кто из вас знает, как правильно писать письмо и что для этого необходимо?

 

III Постановка  целей и задач урока

 

Цель нашего урока: познакомиться с письмом как одним из эпистолярного жанра, узнать историю  письма,  выявить этикетные особенности письма, и, главное научиться составлять письма правильного, как того требуют традиции наших предков.

1)Введение в информацию

-Все начинается со слова, с того, что мы говорим и пишем, и как мы это делаем. По словам В. Сухомлинского: «Слово - тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить…» Как вы понимаете эти слова? Приведите примеры, когда слово являлось для вас опорой и надеждой.

 -Именно в письмах содержатся самые искренние, наполненные чувствами слова.

IV. Открытие новых знаний

а ) Из истории письма

Ученик 1: Когда-то люди писали на глиняных и деревянных дощечках, на камне, на бересте, на пергаменте. А вот в Австралии в давние времена коренные жители свои сообщения отсылали с помощью дыма от костра. Индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались дробью большого барабана. Трудна была дорога у предков современных писем к своим адресатам. Все эти сигнальные письма не могли донести до своих адресатов все, что желали сообщить им “отправители”.

Учитель: Вот что произошло с героями Р.Киплинга в одной из его сказок “Как было написано первое письмо”.

Ученик 2: В каменном веке жил первобытный человек. Звали его Тешумай. Ни писать, ни читать он не умел. Была у него маленькая дочь Таффи. И вот однажды отправились они к реке, чтобы набить к обеду карпов. И только они взялись за охоту, копье сломалось. Идти за запасным копьем, которое находилось дома, было далеко. Он стал чинить сломанное копье, а Таффи думала о том, как было бы хорошо, если бы она умела писать. Она бы написала записку домой, чтоб прислали другое копье. В это время по берегу реки проходил незнакомец. Он не понимал ничего, что говорила ему девочка. Таффи нарисовала на бересте то, что случилось с ними, а также дорогу к ее дому, чтобы незнакомец не заблудился; маму, чтобы незнакомец знал, кому отдать письмо. Но мама Таффи, получив послание, испугалась, подумав, что мужа и дочь взяли в плен. Когда незнакомец привел племя к реке, все увидели, что Тешумай и Таффи живы и невредимы.

Учитель: Почему мама Таффи не поняла послания дочери?

ВЫВОД: Очень трудно прочитать письмо, если отправитель придавал письменным знакам одно значение, а читавший — другое. Ничего хорошего не получалось.

Учитель: 0т рисуночного письма до письма иероглифами — большой путь.

Что значит иероглиф? (Предположения детей.)

Учитель: Иероглиф — письменный знак, условное изображение или рисунок, выражающий целое понятие.

Ученик 3: Иероглифы — это рисунки. Они обозначали то, что мы сейчас называем слогами, словами. Иногда иероглифы могли обозначать и сочетание слов. Но такое письмо в повседневной жизни не очень удобно: и грамоте нелегко было учиться, и рисунки на все слова придумать трудно. Тогда и появились буквы. Их первыми придумали и ввели в употребление финикийцы. А в 9–8 веках до нашей эры древние греки добавили к буквам, обозначающим согласные, обозначения гласных букв. Так возник настоящий алфавит. Многие народы мира заимствовали свою письменность у финикийцев через греков. Во второй половине 10 века двое ученых Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Этим письмом писали так, как пишем мы теперь.

Учитель: Ребята, вы узнали об истории письма. Давайте сделаем вывод, что такое письмо?

ВЫВОД: Письмо — это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии, закреплять ее во времени. Оно сопутствует человеку во многих случаях жизни.

О чем можно сообщить в письме? (Предположения детей).

 Правила написания письма

 

1) Учитель: Как много надо знать, чтобы написать письмо! Надо уметь не только правильно написать его, но и правильно оформить конверт, чтобы письмо дошло до адресата.

Кого мы называем адресатом?

Дети: “Адресат” — тот, кому адресовано письмо.

Учитель: “Адресат” переводится с немецкого языка как “получатель”. Назовите возможных адресатов личного письма.

Инсценировка отрывка из рассказа А. П. Чехова “Ванька”

Автор: Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику, взял пузырек с чернилами, ручку с пером и стал писать письмо.

Ванька: “Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался…”

Автор: Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать:

Ванька: “… А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпындарем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаенности , заснул… А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают… Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай”.

Автор: Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт. Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: На деревню дедушке Константину Макарычу.

Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель…

Учитель: Чехов ничего не говорит о том, что произошло дальше. А как вы считаете, что произошло с письмом и почему?

Учитель: Что такое адрес?

Дети: Надпись на письме указывает получателя и место назначения.

Учитель: Правильно. "Адрес" — от французского слова, означающего “надпись”.

Учитель: Есть ли правила написания адреса?

(Предположения детей)

 

2) Теперь, ребята,  давайте научимся правильно оформлять надпись на конверте. (Ученики  подписывают  конверты).

 

 

От   кого    Изман Александры

         3  класс, «Дороховская СОШ»

 

Откуда  п.Дорохово, д. 7,   кв. 75

         Тверская область, Бежецкий район,

         171985

                                               Кому  Жюри конкурса

                                                          «Лучший урок письма»

 

                                                Куда  г.Тверь , почта России

 

- Ребята, как вы считаете, для чего нужен конверт?

Ученик 1     Он охраняет тайну письма. Первым бумажным конвертом было само письмо. Его складывали в старину, как аптекарский пакетик для порошков. Снаружи писался адрес, а внутри – текст. Скреплялся конверт сургучной печатью, затем стали использовать клей. Наши привычные конверты были изобретены в Англии в начале 20 века.

 

   -Для чего нужен штемпель?

Ученик 2 Штемпель стали ставить ещё в 17 веке. Представлял он из себя маленький кружочек диаметром 13мм, разделённый чертой. В одной половинке двумя буквами записывали название месяца, во второй – день отправления письма.

 

   -Ну, а марка была изобретена в Англии и выглядела, как небольшой прямоугольник с изображением Королевы и надписью «Почта».

 

 Ученик 3    В России первая марка появилась в 1857 году. На ней был изображён герб Российской империи, и стоила она 10 копеек.

 

3)А вы знаете, что существуют  разные виды писем?

Работа в группах

Ребята, вам  задание:  рассказать про один из видов письма, используя опорные слова, но одно условие - работать будем дружно.      

1 группа:

Письмо-благодарность:

         Благодарность за полученное письмо (такая благодарность располагается сразу же за обращением к адресату);

         За различные услуги (она может находиться в любой части письма);

         Предварительная благодарность за ожидание услуги (она чаще располагается в конце письма).

2 группа:

Приветствие, поздравление, пожелание.

         Письма-поздравления бывают официальные и неофициальные.

         К таким письмам относятся поздравления по случаю государственных праздников, торжественных дат.

         Причиной написания официального приветствия может быть открытие конференции, начало работы учреждения, назначение адресата на новую должность и т.д.

         Частные неофициальные поздравления – это семейные праздники.

3 группа:

Информационные письма.

         Письма - сообщения, извещения (содержится несколько информаций);

         Самая важная информация всегда на первом месте;

         Части информации должны быть связаны между собой;

         Нельзя, чтобы ключевые слова повторялись.

 

Представление продуктов выступлений группами.

4) АЛГОРИТМ (ПЛАН) ПИСЬМА

         Обращение, начальная фраза о состоянии переписки;

         Основное содержание письма, сообщение о новостях;

         Вопросы адресату (благодарности, просьбы, приветы);

         Прощание, подпись, дата написания.

 

 5) Правила эпистолярного этикета.

1.     Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее – не позднее, чем через 5-7 дней после получения.

2.     Письмо начинается, как правило, с обращения: «Здравствуй…», «Добрый день…», «Уважаемые…», «Дорогой…», «Милый…».

3.     Близкому человеку можно писать в тех  выражениях, в которых ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.

    4.Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: «Счастливо!» «Всего доброго» и т. п.

    5. Если случайно забыл написать о чём-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P.S., что означает post scriptum – «после написанного».

1.      Никогда не употребляй шаблонных, безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета». Если хочешь пошутить – шути сам, если    хочешь что-то сказать – скажи своё, а не    чужое, пустое и вычурное.

2.     Никогда не читай чужих писем! Если к тебе случайно попало чужое письмо, отправь его, не вскрывая, обратно по указанному адресу. (Если адрес не указан, отнеси на почту.)

3.     Если просишь кого-нибудь передать своё  письмо, не запечатывай конверт, это не принято! Этим ты покажешь, что доверяешь человеку, с которым отправляешь письмо.

  

6)Работа в группах

 Вы сейчас с вами создадим семейный альбом. Перед каждым из вас лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, маркеры.

    Разделите, пожалуйста, лист на четыре части.    Вот так, молодцы!

     Подпишите первую часть листа – « Это я».

     Вторую часть – « Это моя семья».

     Третью часть листа – « Домашние питомцы».

     Четвёртая часть – « Любимые занятия семьи».

- Я думаю, что вы уже догадались, что в первой части вы рисуете себя. Во второй – всю вашу семью, не забывайте, что у вас есть и бабушки с дедушками, в третьей части рисуете ваших домашних животных, а в четвёртой – то, чем вы любите заниматься: если читать, то книгу, гулять – парк, ездить на рыбалку – удочки и так далее.

     ( Звучит музыка, ребята рисуют.)

- Настало время рассказать о своей семье.

     ( Ребята рассказывают про свои семьи.)

 

9) ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Вспомним ещё раз основные компоненты письма:

а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);

б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения; приветы родным и знакомым);

в) конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале).

Достигли ли вы своей цели на уроке?

 

Выберите подходящий смайлик и прикрепите его на доске. Мы посчитаем и решим, как с поставленными на уроке целями справился весь класс.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами очень хорошо поработали. Мы узнали много интересного из истории развития почты, правильно научились оформлять конверт. Мы познакомились с правилами эпистолярного этикета, поговорили о наших семьях и даже поиграли. Попробуйте дома написать письмо о своей семье, расскажите о себе и самых дорогих вам людях.

 

Примеры писем.

 

Письмо о семье.

 

 1.      Семья - это самые дорогие и близкие люди. Для меня семья начинается с мамы. Мамина ласка, нежность, тепло окружают нас с первых дней жизни.  Она может принести немало пользы обществу, но самый важный и самый тяжелый труд ее жизни – это создание семьи. Мама – хранительница домашнего очага.

        Я думаю, что наша семья счастливая. У меня есть мама и папа, бабушки и дедушки,  ведь есть семьи, где нет по каким-то причинам  папы или мамы. Мои родители любят меня и моих сестер. По вечерам мы собираемся за  столом, обсуждаем  и решаем свои проблемы. Если у меня тоже возникают проблемы,  я тоже  могу сказать про это. Потому что я знаю, что меня  родители поймут, помогут,  и мы вместе решим  проблемы. В нашей семье принято всегда помогать друг другу и делать все сообща. Когда моей  маме пришлось  учиться и уехать в город, то папа старался делать  все, что делала мама. Моя мама  была уверена в том, что папа не подведет  свою семью, её и справится со всеми  обязанностями. Мои  родители думают серьезно о семье, сознают свои обязанности, стремятся  быть настоящими людьми, любящими  мамой и папой, они  не позволят  того, чтобы о них плохо отзывались.

        Семья - это самое главное, что есть у каждого из нас.  Я  уверена  в том, что моя семья – это моя крепость.

 

Ученица 4 класса Скродер Виктория

 

 

2. Моя семья – это мои родители ,  сестренка и братик Мы очень дружны. Я думаю, это потому, что мы всегда ужинаем вместе и за ужином обсуждаем моменты прошедшего дня. Это помогает нам не только быть в курсе того, что происходит в жизни каждого из членов семьи, но и лучше понимать друг друга.

Мой папа является для меня образцом трудолюбия. Он много работает и достиг определенных успехов в карьере. Он учит братика «мужским делам»

Мама для нас – пример уверенности и силы. Когда у нас случаются какие- то неприятности, проблемы, с которыми мы не можем справиться самостоятельно, мы сразу же идём к ней, к маме. И она всегда приласкает, утешит, подскажет и научит. И когда её тёплая ладошка нежно касается наших волос, все неприятности и огорчения уходят, словно мама отодвигает их от меня своей материнской рукой.

 Моя семья очень важна для меня. Мои родители во всем поддерживают меня, помогают  нам быть успешным в учебе.

Ученица 4 класса Изман Александра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Существует много семей. У меня семья самая лучшая. В нашей семье есть папа, мама, брат и я. Мой папа работает адвокатом, мама – медсестрой, мы с братом учимся в школе. Брат – в восьмом классе, а я в третьем. Мы – дружная семья и никогда не ссоримся.

            В выходные мы едем в деревню к бабушке. Там мы всей семьей ходим в лес за грибами, ходим на рыбалку. Все дела мы делаем вместе, помогаем друг другу.

            Мой папа очень сильный и трудолюбивый, он еще и умный. Моя мама добрая, ласковая, вкусно готовит. А мой брат занимается вольной борьбой. Он занял второе место и его наградили грамотой. А я в семье самая маленькая, и все меня любят.

            Моя семья самая лучшая и самая счастливая!

                                                                

 

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"

Методическая разработка.Урок письма по теме "Письмо моей семье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2019