Методическая система «Исследовательский подход в обучении на уроках литературы и во внеурочной деятельности»
Оценка 5

Методическая система «Исследовательский подход в обучении на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
21.05.2020
Методическая система «Исследовательский подход в обучении на уроках  литературы и во внеурочной деятельности»
Методическая система.docx

Методическая система «Исследовательский подход в обучении на уроках  литературы и во внеурочной деятельности»

 

Наталья Валерьевна Фионова,

преподаватель русского языка и литературы 

БПОУ УР  «Ижевский техникум индустрии питания»

 

Всему, что необходимо знать, научить нельзя,

учитель может сделать только одно — указать дорогу.

Ричард Олдингтон (1892 — 1962)

 

Моя методическая система направлена на формирование и воспитание современного  специалиста, обладающего духовно-нравственными качествами, способного к саморазвитию и самосовершенствованию.

Актуальность применения такой методической системы очевидна: духовный кризис в обществе разлагающе действует на молодежь, а  основной источник духовности и нравственности – литература, к сожалению, не пользуется большой популярностью среди подростков, особенно в системе СПО. Изменив подход в обучении, можно привлечь внимание детей к предмету не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.     

Изучение  литературы  в  профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена происходит на основе ФГОС, а содержание дисциплины «Литература» направлено на достижение следующих целей:

•          воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,  способной  к  созидательной  деятельности  в  современном  мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской  позиции,  чувства  патриотизма,  любви  и  уважения  к  литературе и ценностям отечественной культуры;

•          развитие           представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей  учащихся,  читательских  интересов,  художественного  вкуса;  устной  и письменной речи учащихся;

•          освоение          текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,  основных  историко-литературных  сведений  и  теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

•          совершенствование умений   анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных  типов;  поиска,  систематизации  и  использования  необходимой  информации, в том числе в сети Интернет.

 Не случайно при изучении литературы на первое место поставлено воспитание духовно развитой личности.  Подрастающему поколению сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где добро, а где зло. Мы живем в век духовного кризиса, когда истинные жизненные ценности подмениваются ложными. Только имея фундаментальные нравственные ориентиры, люди способны самостоятельно принимать правильные решения в трудных жизненных ситуациях, делать выбор в пользу честных поступков и приносить пользу обществу.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье,  читая  и  изучая художественные произведения, составляющие золотой фонд русской классики.

Литературе  принадлежит также ведущее  место  в  эмоциональном,  интеллектуальном  и эстетическом  развитии  личности.  Посредством художественного произведения формируется    миропонимание  и  национальное  самосознание,  духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Литература способствует формированию умения анализировать и интерпретировать художественный текст; т.к. обучающиеся эмоционально-эстетически откликаются на прочитанное, это влияет на  восприятие и понимание художественного произведения, развивает  художественный  вкус.

Задача преподавателя литературы, используя современные образовательные технологии, реализовать поставленные цели. Мне помогают в этом исследовательские технологии, причем как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Многолетний опыт работы позволил мне разработать серию уроков-исследований по литературе: «Грешница или луч света в темном царстве?» (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»); «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»); «Григорий Мелехов - хозяин судьбы или заложник обстоятельств?» (по роману М.Шолохова «Тихий Дон»); «Кто нужен России?» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Структура названных уроков включают в себя следующие этапы: встреча с проблемой (мотивационно-целевой этап), ориентировочный этап, построение знаний (поиск решения проблемы) и рефлективно-оценочный. На разных этапах урока используются различные исследовательские методы, которые способствуют вовлечению  обучающихся в поисковую деятельность.

Так, например,  на первом этапе урока «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»), чтобы  заинтересовать детей,  организую беседу, фиксирую внимание на слове «любовь». Вовлекая детей в исследовательскую работу, создаю проблемную ситуацию через аналогию: подбираем свои определения и сравнения к слову «любовь», затем сравниваем с тем, что предлагает нам автор. Далее проблема осознается и формулируется в виде вопроса, точнее нескольких вопросов:   Почему такое необычное сравнение? Какой смысл автор в него вкладывает, а самое главное, что Булгаков понимает под определениями, которые  дает любви -  настоящая, верная, вечная?

Чтобы  ответить на вопросы, детям приходится на этапе построения знаний наблюдать за поведением героев, их внутренним состоянием, т. е. анализируя фрагменты, систематизировать и обобщать информацию, обмениваться ею.  В конце урока ответ может  быть таким: Когда человек любит, он слепо доверяет, но не перевелись еще Иуды, предательство которых также внезапно, как молния, и так же смертельно, как удар ножа, поэтому такие неожиданные сравнения; Настоящей любовь бывает тогда, когда человек, не раздумывая,  готов пожертвовать самым сокровенным ради другого человека. Верной любовь бывает тогда, когда она остается с человеком, каким бы испытаниям он не подвергался. Более 2-х тысяч лет назад Иисус принял мученическую смерть, потому что верил людям, любил их. Эту историю любви к людям будут помнить вечно.

На заключительном этапе урока-исследования обучающиеся создают собственный текст – сочинение по заданной структуре(т.е. моделирование). В нем обучающиеся отражают поднимаемую автором проблему нравственного выбора,  настоящей любви, показывают, как они видят эту проблему в произведении, что по этому поводу думает автор, высказывают свою точку зрения, приводят доказательства, подтверждающие собственную точку зрения.

Проведенное мною педагогическое исследование «Урок-исследование по литературе как средство воспитания духовно-нравственной личности» доказывает, что исследовательский подход в процессе обучения на уроках литературы способствует  воспитанию духовно-нравственной личности, и  происходит это  путем погружения в художественный текст, его анализа и создания собственного текста.

Утвержденная в России Стратегия развития воспитания, рассчитанная до 2025 года, ориентирует на решение ряда задач, одним из основополагающих принципов которого назван целостный образовательный процесс, опирающийся на духовно-нравственные, социокультурные правила и нормы.

Документ указывает на необходимость целого комплекса мер, которые нужно осуществлять на уроках и во внеурочное время, вовлекая детей в разнообразную внеаудиторную деятельность. Эта работа не рассчитана исключительно только на образовательное учреждение, поэтому нам,  педагогам,  необходимо налаживать тесные связи с родителями и общественными сообществами. Что я и пытаюсь делать, а  исследовательский подход позволяет мне  не только разнообразно организовывать внеурочную деятельность, но и способствует взаимосотрудничеству. 

Так, ежегодно мы проводим конкурсы чтецов. Основой для проведения конкурса становятся исторические или памятные даты, например, конкурс «Недаром помнит вся Россия» был посвящен Отечественной войне 1812г., а  конкурс «Чистота – лучшая красота» - году экологии в России; также проведению способствуют актуальные проблемы современности, так проблема патриотизма, уважительного отношения к национальной культуре и литературе отразилась в конкурсах «Гой ты, Русь моя родная», «Корни нашей родины», «Сокровенный уголок России, милая удмуртская земля». Общественные явления начала 20 века вдохновили нас на проведение конкурсов «Мои слова – жемчужный водомёт…», посвященный поэзии Серебряного века, и «Поэзия и кинематограф».

Обучающиеся не только со всей ответственностью подходят к отбору поэтического материала, но и создают презентации, подбирают музыкальное сопровождение. Некоторые ученики становятся участниками дважды и трижды, т.е. участвуют ежегодно в течение всего периода обучения в техникуме. Иногда ребята осмеливаются читать даже стихи собственного сочинения, потому что к этому располагает непринужденная доброжелательная обстановка.

Повышению общего уровня культуры подростков, расширению их кругозора, воспитанию нравственных качеств личности способствует еще одна форма внеурочной деятельности – литературные гостиные. «Истории о дружбе» (на примере взаимоотношений Гете – Шиллер (Германия), Белинский - Тургенев (Россия)), «Это сладкое слово – свобода…» (по творчеству А.И.Солженицына и Г.Бёлля) – эти гостиные создавались совместно с преподавателем иностранного языка и получили высокую оценку не только от участников, но и гостей.

Посещение театральных площадок города – ещё одно из важнейших направлений внеурочной деятельности.  Спектакли по произведениям Островского, Достоевского, Чехова, Шаламова являются не только логическим продолжением урока, но и эффективным способом формирования культурных ценностей. Так, ежегодно с обучающимися 1 курса бываем на спектаклях по пьесам А.Н.Островского «Свои люди - сочтемся», «Гроза»; «Театр смешного человека» - по произведениям Ф.М.Достоевского, «Вишневый сад» -  по одноименной пьесе А.П.Чехова. У обучающихся 2 курса особым интересом пользуются спектакли «Колымские рассказы» (по В.Шаламову), «Мотылек» (по П.Гладилину), «Как важно быть серьезным» (по О.Уальду). Обязательное условие после посещения театра – обсуждение и создание рецензии.   Более того, не редки случаи, когда с детьми в театр отправляются и их родители.

В рамках социального партнерства совместно с библиотекарем мы  организовываем творческие встречи с представителями Национальной библиотеки и библиотеки им. Н.А.Некрасова. Особенно детям нравятся композиции по творчеству М.Цветаевой «Жаркой рябины горькая кисть…», С.Есенина «Я помню, любимая, помню…», Н.Рубцова «Бродят строки его по Руси…».  В 2018 году наши обучающиеся приняли участие в конкурсе выразительного чтения зарубежной художественной прозы о дружбе, который ежегодно проводит иностранный отдел национальной библиотеки УР. Ребята выбрали отрывки из романа Ремарка «Три товарища» и прочитали их на немецком и русском языках. Их чтение было настолько убедительным, что  вызвало неподдельные эмоции не только у зрителей, но и у жюри, которое отметило их выступление дипломом за победу в номинации «Выразительность прочтения».

Плодотворным можно считать сотрудничество и с другими общественными организациями: в военно-патриотическом  клубе "Патриот" особым вниманием пользуется  музей "Сыны Отечества", он никого не оставляет равнодушным; взаимодействие с Республиканской детско-молодёжной общественной организацией «Волонтёры Удмуртии» помогает нашим ребятам делать еще больше добрых дел; уже который год обучающиеся техникума становятся участниками акции «Во славу Отечества»,  которую проводит Администрация города Ижевска и центр «Ровесник».

В течение многих лет наше образовательное учреждение работает в рамках экспериментальной площадки по теме: «Формирование профессионально-технологической культуры специалиста пищевого профиля». Разработанная мною методическая система способствуют не только формированию профессиональной культуры специалиста, но  и воспитывают  «духовно развитую личность», способную в наше неоднозначное время сохранять и развивать свои лучшие человеческие качества.

Благодаря исследовательскому подходу  обучающиеся активно включаются в поисковую деятельность,   им удается интересно, творчески  решить поставленные задачи как на уроках, так и во внеурочной деятельности, надеюсь, что приобретенные во время нашей совместной работы навыки помогут им и в реальной жизни.  А в процессе обучения положительные результаты такого комплексного подхода очевидны: у подростков пробуждается интерес к художественной литературе, растет качество знаний по предмету, повышается уровень духовной культуры.


 

Методическая система «Исследовательский подход в обучении на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

Методическая система «Исследовательский подход в обучении на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

Интернет. Не случайно при изучении литературы на первое место поставлено воспитание духовно развитой личности

Интернет. Не случайно при изучении литературы на первое место поставлено воспитание духовно развитой личности

Вовлекая детей в исследовательскую работу, создаю проблемную ситуацию через аналогию : подбираем свои определения и сравнения к слову «любовь», затем сравниваем с тем, что предлагает…

Вовлекая детей в исследовательскую работу, создаю проблемную ситуацию через аналогию : подбираем свои определения и сравнения к слову «любовь», затем сравниваем с тем, что предлагает…

России; также проведению способствуют актуальные проблемы современности, так проблема патриотизма, уважительного отношения к национальной культуре и литературе отразилась в конкурсах «Гой ты,

России; также проведению способствуют актуальные проблемы современности, так проблема патриотизма, уважительного отношения к национальной культуре и литературе отразилась в конкурсах «Гой ты,

Плодотворным можно считать сотрудничество и с другими общественными организациями: в военно-патриотическом клубе "Патриот" особым вниманием пользуется музей "Сыны

Плодотворным можно считать сотрудничество и с другими общественными организациями: в военно-патриотическом клубе "Патриот" особым вниманием пользуется музей "Сыны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020