Методическая тема
«Формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников» (2015-2017гг..)
Обоснование выбора темы:
Основой современных образовательных стандартов 2-го поколения становится формирование базовых компетентностей современного человека.
Актуальность перехода к компетентностному подходу в образовании подтверждается потребностью общества в воспитании и обучении школой человека с креативным мышлением, способным к самоанализу и саморазвитию на протяжении всей своей жизни.
Вопрос «Чему учить?» сегодня становится не актуальным. Сегодня чаще возникают вопросы:
-Как учить детей?
-Как развивать у учащихся мотивацию к обучению?
-Как научить детей учиться?
Ответы на эти вопросы дает компетентностный подход в обучении. При компетентностном подходе главным вопросом обучения становиться «Каким способам деятельности обучать?» . Деятельностное обучение становится приоритетным.
Главной целью компетентностного подхода в обучении является формирование ключевых компетентностей. Ключевые компетенции – это своего рода ключ к успешности. Компетенции младшего школьника –это знания, умения и навыки в действии, которыми он овладевает в начальной школе и использует их в своей дальнейшей жизнедеятельности.
Китайская пословица гласит: «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь».
Особенно важно организовать процесс формирования образовательных компетенций в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы успешной учебной деятельности. Важно научить ребенка добывать знания.
Актуальной становится проблема методического сопровождения учителей начальных классов по формированию ключевых компетентностей учащихся. Это стало основанием создания творческой группы.
Работа нашей творческой группы объединила учителей начальных классов, работающих над проблемой формирования одной из важных компетенций школьников – учебно-познавательной.
Тема: Формирование учебно-познавательтных компетенций младших школьников.
Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:
- углубить знания педагогов об основах компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы; о ключевых образовательных компетенциях младших школьников, об учебно- познавательной компетенции.
- формировать умения по проектированию и реализации уроков на основе компетентностного подхода в образовательном процессе через использование активных форм обучения.
-развивать общеучебные умения и навыки учащихся через включение в работу над продуктивными заданиями, самостоятельную творческую деятельность.
Предполагаемые этапы работы:
1 этап (теоретический+ практический) -2015-2016 учебный год –теоретическое изучение проблемы + изучение активных методов и технологий обучения.
2 этап (практический+диагностический)– 2016-2017 учебный год –использование активных форм работы , анализ использования активных форм обучения.
Почему была выбрана учебно-познавательная компетенция?
Учебно-познавательная компетентность занимает приоритетное место среди ключевых образовательных компетентностей, так как способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества.
Учебно- познавательная компетенция одна из ведущих компетенций младших школьников. Ключевой характер данной компетенции проявляется в том, что она обязательно входит в остальные компетенциии, и их эффективная реализация во многом зависит от познавательной составляющей.
Ученик, владеющий учебно-познавательной компетентностью, не только умеет творчески учиться, но и хочет учиться, ему интересно учиться, он не только умеет находить решения уже известных познавательных задач, раннее найденных вместе с учителем, но и самостоятельно находит новые решения в новых нестандартных учебно-познавательных ситуациях; у него проявляются широкие познавательные интересы в различных учебных дисциплинах, яркие интеллектуальные потребности.
В основе технологической составляющей учебно-познавательной компетентности учащихся лежат общеучебные умения (действия).
Формируя общеучебные навыки и умения, можно активно развивать учебно-познавательную деятельность, формировать познавательные мотивы, вовлекать каждого ученика в активную познавательную деятельность.
При формировании учебно - познавательной компетенции у учащихся развиваются необходимые общеучебные умения и навыки. Среди них:
- определять цели и порядок работы
- самостоятельно планировать свою учебную деятельность
- устанавливать связи между объектами
- применять освоенные способы и навыки в новых ситуациях
-презентовать свои знания и умения
-осуществлять самоконтроль
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И надо построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить мыслить, привить навыки практических действий обучающимся.
Научить детей практическим навыкам помогают такие образовательные технологии, которые включают детей в активную деятельность.
Применение активных форм обучения позволяет успешно использовать компетентностно-ориентированные задания. Такие задания позволяют моделировать образовательные ситуации для успешного освоения новых знаний и умений и их применения в деятельности. Через включение таких заданий меняется организация традиционного урока, что повышает у детей интерес, мотивацию к учению в целом. Учителями творческой группы собрана копилка компетентностно-ориентированных заданий для учащихся начальной школы по разным предметам, которые успешно применяются в учебном процессе.
Среди множества инновационных технологий, форм и методов обучения выделяют основные или базовые продуктивные технологии обучения, которые способствуют формированию учебно-познавательной компетенции младших школьников.
Чего ждёт ребёнок, переступивший порог школы?
Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое. Формировать положительную мотивацию к учению помогает игровая технология, поскольку игра продолжает быть ведущей деятельностью учащихся в начале обучения.
Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему. Таким образом происходит формирование здоровьесберегающей компетенции.
Ребёнок – активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему всё интересно, он удивлён окружающим его миром. Учителю важно на основе познавательного интереса учащихся формировать положительную учебную мотивацию. Ученику должна нравиться его учебная деятельность. Возможность решать самостоятельно посильные для себя задачи, открывать что-то новое способствует формированию мотивации. Именно проблемные ситуации, проблемные задания активизируют познавательную деятельность учащихся.
Для эффективного решения учащимися реальных познавательных проблем используется проектная технология, которая позволяет развивать и закреплять приобретенные общеучебные умения и навыки в режиме творческой деятельности.
Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребёнка. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение групповая работа.
Что же приобретает обучающийся, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказывать своё мнение и уважает мнение чужое, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, ему интересно учиться, он проявляет творчество и активность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.