Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)
Оценка 5

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
окружающий мир
3 кл
17.07.2019
Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)
Целью разработки является ознакомление учащихся с использованием воды в жизни человека. В данном случае, приведен пример с родниками: местами их расположения, природным богатством свойств воды и бережному отношению к ним. Также предоставлен материал на историческую тему и сказку-легенду "Как возник родник?".
Дар из недр земли.doc
«Задубровская основная общеобразовательная школа» - филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области Дар из недр земли Разработала: учитель начальных классов Ивкина Татьяна Анатольевна Задубровье, 2019 год Природа – это нечто неописуемое, живое, дорогое. Она так же, как и люди, живет своей жизнью. Видеть прекрасное в природе, в её необычайности, в её превосходстве, это чувство прекрасного в человеке.      В   нашей   природе   по­прежнему   много   уголков,   способных   очаровывать, пленять своей красотой. Это и живописные озера и излучины рек, и панорамы лугов и даже околицы сёл и деревень. Люди, способные ценить окружающий мир, найдут свою «лечебницу» где угодно. Их «душевные места» открываются не сразу. Проходит какое­то время (иногда годы), прежде чем они отыщут к ним тропиночку. «Душевной   лечебницей»   называют   люди   родники.   Выпить   чистой прохладной воды из колодца или родника, в знойный день после кропотливой работы – невероятное наслаждение. Единожды испробовав этот дар природы, никто не сможет от него отказаться, больше не захочется налить стаканчик из водопровода. Родник – бесценный дар Земли, это источник чистейшей и полезной воды. В самом   слове   «родник»   слышно   неторопливое   журчание,   словно   тихий, задумчивый разговор природы. У   родника   ещё   есть   другие   названия.   Это   «криница».   Водяная   жилка превращает   впадинку­ямочку   с   песчаным   донышком,   которая   наполняет крынку. Родник называют ключом. Почему ключ? Не тот ли ключ, который отпирает недра земли? Какие приметы родника в лесу? Возле   родников   пышно   растут   кусты   черемухи,   орешника,   дикой смородины, осоки и большое комариное братство. Люди   искали   родники   лозой,   изогнутой   проволокой.   Как   обнаружится источник,   лоза   будет   отклоняться.   Так   искали   родники   в   лесу   и   место будущего колодца в деревне. Колодцы в деревне называли журавлями или журавцами.   Они   обликом   напоминали   журавлей.   Журавцы   –   это   как музыкальный инструмент: при хорошей и правильной настройке он в руках прямо­таки играет. Главная тонкость – древесина. Годятся только дубы. Они крепкие и служат долго. Вода в них мягкая и вкусная, как живой бальзам. Родник лучше выбирать на чистой или каменистой земле.  Глина очищает воду, поэтому вода, текущая по глинистому руслу всегда прозрачная. На открытых солнечных местах вода в роднике всегда лучше. В ней нет болезнетворных бактерий, её не следует подвергать кипячению. Она стабилизирует   артериальное   давление,   очищает   почки,   выводит   из   них лишнюю жидкость, избавляет от головных болей, придаёт упругость коже, блеск волосам на голове. В   родниковых   водах   может   содержаться   серебро.   Серебро   обладает дезинфицирующими   свойствами.   Убивает   вирусы,   грибки,   болезнетворные микробы. Полезность родниковой воды в содержании кислорода, микроэлементов. Вода   из   источника   может   быть   как   пресной,   так   и   минерализованной, соленой, холодной, а порой и горячей. У   родниковой   и   колодезной   воды   особенный   вкус,   а   о   первой   из   них говорят,   что   она   обладает   не   только   полезными,   но   и   целительными свойствами. В старину существовало поверье, что напившись родниковой воды, человек способен почерпнуть силу самой Земли. По   легенде,   князь   Дмитрий   Донской   омывал   раны   своих   воинов   после Великой   сечи   –   Куликовской   битвы.   Тела   русских   воинов,   соратников московского князя, привезли к ключу на берегу Дона, и Дмитрий Донской обмыл их раны. Здесь же и сам он залечивал раны целебной водой источника. «Привели к святой воде его воины. Опустил израненный князь ногу свою в священные воды, и случилось чудо великое: стала здоровой его нога». Когда­то сражались войска Ивана Грозного и вдруг из­под земли начал бить невероятной силы родник. Воины пили ту воду и становились сильнее. В   русских   сказках   говорится   о   «живой»   и   «мертвой»   воде.   Сбрызнуть погибшего богатыря «мертвой водой – прирастут к телу руки, ноги. А потом сбрызнуть «живой» водой – и вот живой человек! Согласно преданиям можно отыскать источники с «живой» и «мертвой» водой. Вода «мертвая» ­ в местах сражений Вода «живая» ­ на дне озера ­ у могильных курганов ­ под старым камнем или пнём ­ у векового дуба Языческие народы обожествляли воду, совершали поклоны и молитвы. На Руси были свои праздники, связанные с чудодейственной силой воды. Это и Русальская   неделя,   и   другой   языческий   праздник   –   Ивана   Купала.   Богу Купале   приносили   в   жертву   купание.   Купались   для   здоровья,   ведь   вода «охраняет от заразы и болезней».  В Рязанской области протекает одна из малых рек, речушка с красивым названием   Ярославка.   Неугомонный   ручеек   вытекает   из   родника,   который скрыт   от   людского   глаза,   в   чаще   леса.   Бор   своей   красотой   прямо­таки завораживает: статные, величественные сосны макушками упираются в синеву неба, березки красавицы стоят как в хороводе, внизу – разноцветный ковер мха   и   лишайников.   Тихо.   Кажется,   что   тишина   этого   нелюдимого   уголка никогда не нарушается, она будто вечная, и мы, прибываем в ее власти. И в этой тишине слышно журчание, словно разговор. Подойдешь поближе, раздвинешь   кусты   и…   увидишь,   как   из   земли   пробивается   маленьким фонтанчиком ключ. Он вытягивается в ниточку, становится шире. И вот эта маленькая   речка   питает   большую   реку   студеной   свежестью,   нанизывается ожерельем уже в реке. Когда и откуда появился здесь родник? Ответа нет. Но есть легенда. Толи сказка, то ли быль? А впрочем, вот она… …  В давние времена люди верили в чудодейственную силу трав. От их прикосновения излечивались, были оберегами от сглаза, исполнялись заветные желания.   С   помощью   трав   искали   клады.   У   «разрыв   травы»   открывались волшебные свойства на Ивана Купалу, в полночь. Эта трава разрушает все преграды, открывает замки, затворы, клады, а человека делает невидимкой. «Разрыв­траву" надо было искать в глухих местах, в полночь. Найти можно было, если косить траву до того момента, пока не сломается коса. После брать траву в охапку и бросать траву в реку. Обыкновенное растение тонет или плывет по течению, а эта трава – против течения.  Многие пытались искать такие травы, которые наделены могущественными свойствами,   такие   как   «разрыв­трава»,   «папоротник»,   «одолень­трава», «нечуй­ветер», «плакун­трава», «трава­тырлыч». В   селе,   недалеко   от   леса,   жил   парень   один,   звался   Ярославом.   В   эту таинственную ночь, ночь Ивана Купала, задумал он идти в лес за волшебной травой, за «разрыв­травой». Сильно Ярославу хотелось найти клад. Сам живет бедно,   есть   нечего,   изба   плохонькая.   А   найдет   клад,   думал,   заживет   по­ другому. Вот близится время к вечеру. Скоро будет ночь. Надо собираться в лес, точить косу острую. Вышел за ворота, глянул на небо. А на небе уже светит полная луна. Она была огромная, яркая, золотисто­белая, совсем низко над землей. Ярослав подумал: «Хорошо! Как светло будет в лесу». А луна смотрит на парня, словно читает эти мысли.  Улица,   по   которой   он   шел,   была   прямая   и   вся   залита   лунным   светом. Необычайно тихо, даже не лаяли собаки в деревне. Выйдя за околицу, Ярослав заметил, как ярко взметают вверх искры в ночи. Подойдя поближе к холмам, он увидел костры. Вокруг них хороводы большие и малые. Парни и девушки поют песни, пляшут, прыгают через костры. У реки девицы плетут венки и огневицы из полевых трав и цветов. Плетут для парней и загадывают опять же на них, бросив в воду. С холмов катятся огненные колеса. Они подскакивают, быстро проносятся, освещая радостные лица людей. Эти «маленькие солнца» вызывают у них в эти минуты счастье, наслаждение жизнью. Ярослав   обошел стороной это веселье, он не хотел, чтобы его увидели, ведь праздник будет продолжаться до утра, до тех пор, пока солнце на заре заиграет всеми цветами радуги. Ярослав направился к лесу. Дорога петляла среди луга и ныряла прямо в чащу   прохладного   хвойного   леса.   Там   она   оказалась   более   гладкой   и укатанной,   чем   на   воле.   Сумерки   сгустились.   Лесной   «улей»   угомонился Последний   вздох   ветра,   пробежавшегося   по   макушкам   сосен,   и   лес погружается в сонную черноту ночи. Затих бор, затих день, затихли дневные птицы.  Неподалеку  захохотала  серая  неясыть. Она  бесшумно  перелетела   с одного дерева на другое, продолжая хохотать. Пройдя хвойный лес, дорога стала уже. С обеих сторон окружали кусты орешника, черемухи. В лесу он встречал многих травниц, которые в эту ночь собирали травы, смельчаков­охотников за цветком папоротника. И   вот   дорога   кончилась,   Ярослав   понял,   что   зашел   он   в   места   глухие, малохоженные.  Огляделся,   увидел   заросли   кустов,   снял   с   заплечья   косу,   взмахнул   ей. Накосил немного. Коса целая, значит не в том месте покос. Стал Ярослав еще косить.   И   вдруг…   коса   переломилась.   Обрадовался   он.   И   вправду   чудо! «Теперь, ­ думает Ярослав, ­ клады откроет трава!» Собрал Ярослав траву и отправился   обратно,   в   деревню.   Идти   далеко,   ночь   темная.   Хотя   с   такой находкой в лесу не страшно. Вот овраг глубокий, темный, поросший густым осинником. С трудом преодолел спуск и крутой подъем, цепляясь за деревья. Отдышался. Пошел дальше. Луна осветила полянку и дорожку к ней. Дорога свернула   в   березовый   лес.   Высоченные   березы,   ласковые,   нежные,   такие родные. «Скоро дойду, еще немного, ­ подумал Ярослав. Идет по березнячку. Где­то   ухнул   филин,   а   рядом   хрустнула   ветка.   Вдруг   за   деревьями мелькнул огонек… и пропал. Ещё огонек и еще. «Эге, ­ думает Ярослав, ­ наверное, леший пугает, с дороги сбивает, страху нагоняет. И чтобы дорога не казалось мрачной, потихоньку запел: «Коня, коня, молодая коня,  Золотая грива – красивая коня! Где ты, коня, намедни была? Что ты, коня, вечор делала? А я, коня молодая, по пшанице бегала,  По рожи каталася,  Росой умывалася! Коня, коня, молодая коня,  Золотая грива – красивая коня!» Вдруг   в   траве,   которую   держал   Ярослав,   заиграли   огоньки.   Да   разные какие! Синие, голубые, зеленые. Сначала  мелькали каждый сам по себе, а потом   вместе.   Как   в   хороводе.   Малый   круг   в   большом.   Дивится   парень, смотрит. Чудно ему. Огоньки совсем не жгутся, от них не жарко. Только как светлячки мелькают. Время подошло, полночь, надо загадывать желание. А тут, что твориться с огоньками стало! Они скакать да прыгать стали, словно живые, словно понимают. Вдруг раздались новые звуки «Пок!» ­ донесся еле уловимый   щелчок.   «Пок,   пок,   пок…»   ­   посыпалось   отовсюду   тихое пощелкивание,   как   будто   дождевые   капельки.   От   удивления   такого,   у Ярослава   во   рту   пересохло.   Тут   он   прошептал:   «Ох,   водицы   бы   испить студеной!» Пропала пляска, огоньки и звуки исчезли, и трава сама упала у него из рук на землю. Посмотрел он себе под ноги. А там уж из  травы ключ пробивается, бьет фонтанчиком и растекается в ниточку. Припал Ярослав к воде, напился этой чистой, вкусной водицы. Вот и исполнилось его желание! Пришел в лес за травой, открывающей клады. А клад­то, вон он – перед ним.   Вьется   голубой   ленточкой.   От   усталости   поможет,   от   жары   спасет, влагой напитает. А в народе «разрыв­траву» еще «ключом травой» кличут. А   тот   родник   вытянулся   в   ручеек,   ручеек   –   в   речушку,   речушка   –   в полноводную реку. И зовется она ласково – Ярославка, по имени того парня, «что подарил нам голубое чудо». В глуши лесной, в глуши зеленой Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. А небеса и лес нагорный Глядят, задумавшись в тиши, Как в светлой влаге голыши Дрожат мозаикой узорной. На свете нет ничего драгоценного, чем самая обыкновенная вода. Без нее нет жизни. Начало любой реки, озера, моря – это родники. И.А. Бунин Родничок. Родник. Вслушайтесь в однокоренные слова – Родина, родной, родимый.   Сама   родная   земля­матушка   дарит   людям   свежесть,   бодрость, здоровье. На Руси родниковую воду берегли, строили колодцы, очищали, оставляли березовые ковшики, чтоб любой прохожий мог попить ледяной водицы. Ученики   нашей   школы   принимают   активное   участие   в  продлении   жизни родника.   Они   убирают   природный   и   антропогенный   мусор   у   родника, приводят   в   порядок   подходы   к   нему   (тропинки,   ступеньки,   перила), укладывают камни вокруг.  Население   села   пользуется   водопроводной   водой,   она   требует   Жители   не   поэтому   важными обязательного   кипячения, удовлетворены   качеством   водопроводной   воды, источниками питьевой воды являются родники и колодцы.   отстаивания,   фильтрации. Живи, родник,  Пои нас век от века,  Одаривай водою ледяною. Одаривай здоровьем человека! Живи, родник! Как встарь звени, играя, По камушкам стекая в ручеек В крещенье счастье освещая! Глотни от бодрости,  От силы, Русь святая! Живи, родник! Живи, вода живая! Живи, родник, живи! Путь выживания человеческой цивилизации лежит через любовь ко всему живому,   в   умении   понимать   природу,   ценить   ее   красоту,   по­хозяйски использовать воду, охранять и восстанавливать лес, одевать в зеленый наряд города и села. Список использованной литературы 1. Б.Н. Путилова «Древняя Русь в лицах». М., 1999. 2. А. Афанасьев. Поэтическое воззрение славян на природу. – М., 1995, т. 1­3. 3. Л. Орлова. Тайный код воды. – Минск: Современный литератор, 2006. 4. А.Д. Потапов. Экология. Москва. «Высшая школа». 2000 5. А.Н. Гаврилов. Народный календарь Шиловского края.  Этнографические очерки. Шилово. 2004

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)

Методическая разработка "Дар из недр земли" к уроку "Берегите воду!" (3 класс, окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2019