Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок построен на групповой работе детей в форме путешествия. Это даёт возможность каждому ребёнку высказать своё мнение в работе группы над материалом. Разным группам предложен одинаковый материал, но каждой группе необходимо выбрать только свою информацию, касающуюся темы урока, и предоставить её.
Иконка файла материала Урок окружающего мира.doc
Тема: «Растительный мир степей». Учебник: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2013; Рабочая тетрадь Н.Я.Дмитриева,  А.Н.Казаков. Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока  «Растительный мир степей». Тип: урок открытия новых знаний. Задачи урока: ­показать специфику зоны степей, познакомиться с растительным миром степной зоны; ­формировать и развивать умение четко формулировать ответы и находить верное  решение; ­формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира;  ­развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой; ­учить выделять главное, развивать практические умения и навыки, потребность в  получении новых знаний; ­формировать умение работать  в группах; ­воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества,  взаимовыручки и любви к родной природе. Метод обучения: проблемный (исследование) Технология: ассоциативно­коммуникативная, исследовательская, развивающая. Форма проведения: работа в группах с элементами исследования, анализа и обобщения. Оборудование:  Учебники, энциклопедии,  карта «Природные зоны России», карточки с текстами для 3­х групп, карточки с заданиями и алгоритмом работы для 3­х  групп, слова ЕВРОПА, ПРИРОДНАЯ ЗОНА, ЮГО­ВОСТОК 1.Оргмомент. Встало солнце кислое, смотрит ­ небо скисло, В кислом небе кислое облако повисло… И спешат несчастные кислые прохожие И едят ужасно кислое мороженое. Даже сахар кислый! Скисло все варенье, Потому, что кислое было настроение! ­Ребята, с каким настроением вы начинаете урок? Поднимите карточку­сигнал. Надеюсь,  ваше хорошее настроение вас не покинет весь день. Отличных вам отметок и успешной  работы. ­Продолжите фразы: 1). Я хочу узнать … 2). Я буду на уроке… 3). Я желаю ребятам… ­Отгадайте, о чем идет речь. «Без него не растет все живое, Без него жуткий холод и мрак, 1Оно очень, очень большое  Существует оно для нас!» Дети: ­Солнце. Учитель: ­А как вы догадались? Что такое солнце? Дети: ­Горячая звезда нашей галактики, планета (обсуждение различных вариантов) Учитель: ­А почему оно существует для нас? Дети:­ Если бы не было солнца, не было бы и жизни на земле. Оно дает тепло и свет. Учитель:­ Но ведь солнце светит для многих планет нашей галактики, почему же жизнь  возникла именно на земле? Дети: ­Это зависит от того, насколько земля удалена от солнца ­не слишком близко и не  слишком далеко в отличие от других планет. 2. Актуализация опорных знаний. Учитель: ­Раз уж мы заговорили о том, что на земле возникла жизнь, скажите, где  появились первые люди Дети:­ На территории  современной Африки.   Учитель:­ А как же они оказались на материке Евразия? Дети: ­Они стали заселять землю и продвигаться с юга на север. Учитель: ­Давайте мы представим себя в роли людей тех времен, представим, что  продвигаемся на север, на новые неизведанные земли, и вот мы перешли Кавказские горы  и оказались …где же мы оказались? (Дети пытаются догадаться) 3.Самоопределение к деятельности. ­А для этого я предлагаю выполнить задания по группам.  1 группа: СЛАЙД  . Какое слово лишнее и почему? Африка, Северная Америка, Европа,  Антарктида, Южная Америка, Австралия.  СЛАЙД  . Дети: Лишнее слово «Европа». Даны названия материков. А Европа – часть  материка Евразия. 2 группа: СЛАЙД  .Распредели слова на две группы и дополни недостающие данные. Север, северо­запад, северо­восток, юг, юго­запад,  .……, восток, запад. СЛАЙД   Дети: 1группа  ­ это основные части света. Их четыре – север, юг, восток,  запад.  2 группа – это промежуточные части света. Их тоже четыре – северо­восток,  северо­запад, юго­восток, юго­запад. 3 группа: СЛАЙД   Выполни команды: ПРИМЕР­МЕР+РОДИНА­ИНА+НАЯ  ЗОЛА­ЛА+НА Дети: Природная зона. 2Учитель: ­Свяжите ваши ответы, определите главное понятие на уроке. Дети: ­ Природная зона на юго­востоке Европы. Учитель: ­Как вы думаете, как называется эта зона? Я помогу:        Какая ширь здесь и приволье!        Куда ни глянь – полей раздолье.        Южнее полосы лесов        Лежит ковёр из трав, цветов.        Здесь простор ветрам и птицам,        Грызунам, волкам, лисицам.        Здесь суховеи любят петь        А зовётся это …(степь) Учитель: ­А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?( Дети:  степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью) (все ассоциации записываются на обратной стороне доски)  Учитель: ­Хорошо, мы к ним вернемся в конце урока.  Учитель:­ Итак, мы с  вами очутились на совершенно новых местах,  где поселились  восточные славяне, откуда началась история Древней Руси. Чтобы нам здесь  обосноваться, надо изучить эту местность. Учитель:­ Кто поможет восстановить модель изучения любой природной зоны?  НА  ДОСКЕ СЛОВА  (На доске в нужном порядке получится запись)  ­географический адрес  ­климат ­почвы ­растительность ­животный мир ­занятия населения ­экологические проблемы. Учитель: ­Какие части модели нами уже изучены?(геогр. адрес, климат, почвы) Учитель: ­  Мы их просто повторим. Но, еще не все тайны степи и ее обитателей нам  открылись. Учитель.­ Действительно ли между неживой природой  и растениями в зоне степей  существует тесная связь?       4. Открытие нового знания. Учитель: ­Откройте конверты и распределите карточки по группам. Работа в группах. 1 группа – деревья: береза, осина, клен, вяз, липа. 2 группа – травянистые растения: типчак, лапчатка, шалфей, полынь. Учитель: ­Проверим работу. У кого другой вариант? ­Какие условия необходимы для растений каждой группы? Вывод. Тепло, влага, ветер, почва влияют на растительный мир.  Учитель: ­ Как вы думаете, о чем конкретно  пойдет речь сегодня на уроке? 3Тема урока: Степь. Растительность степи. Учитель: ­ А какова цель урока, Что предстоит узнать? ЦЕЛЬ: ­Правильно, ребята.  Сегодня вам предстоит еще узнать, как растениям  в степях удается переносить  сильную засуху, как они приспособились к этому. 5. Первичное закрепление. Учитель: ­А познакомят нас с природной зоной степей группы учёных, которые  побывают там в экспедиции. Они расскажут нам о том, что узнали о степной зоне сегодня. Для этого вы сидите  группами. ­ Первая группа будет географами   Вторая ­ ботаниками   Третья ­ экологами. Учитель: ­Ребята, в каждой группе на столе лежат  карточки – «помощницы»­ алгоритм  работы над материалом, которые помогут вам найти ответы на поставленные вопросы. ­Для этого вы можете использовать учебник, энциклопедию, географическую карту,  картинки с изображением растений, карточки с текстом – дополнительный материал. ­В каждой группе вы выбираете консультанта, который является ведущим в организации  работы, обсуждаете вопросы и готовите  ответы.  Учитель: ­ Как вы думаете, какими качествами должен обладать исследователь, чтобы  добиться хороших результатов? (целеустремлённым, внимательным, спокойным). Учитель: ­Итак, в путь! №1  ГЕОГРАФЫ:  Что такое степь? Где расположена степная полоса? Какой климат в  степи? Почвы? Алгоритм работы над материалом: на карточке 1.Собрать из кусочков карту природных зон 2.Описать расположение этой зоны и показать на большой карте природных зон (На юге  умеренного пояса.) 3.Рассмотреть рельеф (Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой  растительностью) 4.Найти в учебнике описание климата природной зоны степей; дать его характеристику  (климат жаркий, сухой, мало влаги, дуют суховеи) 5.Определить, какое время года наиболее благоприятно для этой природной зоны  (самое  благоприятное время года –весна.) 6.Определить, какие почвы преобладают в этой зоне (глинозём, чернозём) ­Задание классу от группы: найти на карте и показать природную зону степи.  (Проверят ребята из группы географов, если что ­ показывают сами). №2  БОТАНИКИ  «Растительный мир» 1.Найти описание в учебнике растительного мира степей 2.Отгадать зашифрованные названия растений и соотнести их с рисунками 3.Заполнить таблицу. 4Деревь я Растения Кустарни ки Травы и цветы Цветы: Травы: 4.Определить особенности растений данной зоны и дать их характеристику Задание классу от группы: у некоторых детей на столе есть картинки растений.  Попробуйте определить название растения. Расскажите, как оно приспособилось к  условиям степи. Группа № 3 Экологи. 1. Как люди наносят вред степной зоне?  2.Какие  растения занесены в Красную Книгу? Почему? 3.Какую опасность для путешественника таит в себе степь? 4.Дайте совет по  безопасности.                                         ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 6.Включение полученных знаний в систему знаний (подведение итогов работы в  каждой группе, защита мини­проектов). Учитель: ­Итак, первая группа, что вы можете сказать о расположении зоны степей?  ­Слово предоставляется учёному­географу. Он познакомит с месторасположением зоны  степей. (выступление группы №1) Учитель: Вы сказали, что на территории этой зоны достаточно много  тепла, преобладают плодородные почвы, значит на ней должно быть очень много растительности? И как же  растения приспособились выживать в условиях летней степной жары?  Учитель: ­ Быть может в этой проблеме нам поможет разобраться группа, изучающая  растительность этой зоны? (выступление группы №2) Провокационный  вопрос  УЧИТЕЛЯ детям групп Географов и Экологов Учитель: ­Вы в начале урока разделили растения на 2 группы: деревья и травы. А деревья растут в степи? (высказывания детей) Учитель: ­Да, растут. По берегам рек. ­Почему? ( там достаточно влаги) Учитель:­ Мы  с  вами немного рассмотрели климат и растительный мир степей, а что же  нам скаут наши учёные­экологи? (выступление группы №3) 5д)ВЫВОД: Учитель: ­Какой вывод можно сделать из всего вами сказанного? Вывод: 1)В степи весной цветут раннецветущие растения, так как много влаги. 2) А в остальной период – растения, устойчивые к засухе, засухоустойчивые. 3)А по берегам рек можно встретить деревья. НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ: ­Какое время года в степи самое благоприятное? ­Какие растения растут весной и почему? Как их называют? (раннецветущие) ­А в остальной период? Почему?  ­ Всё ли благополучно в степи для произрастания  растений? е)Связь с жизнью. Учитель: ­Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о растительности степей?  Где их можно применить? Дети:1) ­Мы должны знать о растениях степи, так как эта природная зона России– страна, где мы живем. 2)­А вдруг мы поедем туда жить. Чтобы знать, что выращивать на даче, огороде, в саду,  что сеять на полях. 7. Подведение итогов урока. Учитель: ­ Верно, мы с вами – жители России, должны знать о своей  родине, любить и  сохранять ее природные богатства и первозданную красоту. Учитель: ­Молодцы, вы сегодня попробовали себя в роли ученых­исследователей, мы  постарались более подробно изучить зону степей, но как безграничны ее просторы, так же  безграничны и познания, ученые до сих пор продолжают изучать эту интереснейшую и  своеобразную природную зону. Учитель: ­ А теперь давайте вернемся к ассоциациям,  которые мы записали в начале урока и дополним их ассоциациями после  исследовательской работы. (записываем) Учитель: ­Ну вот, ребята, наш урок подходит к концу, и то, что мы сегодня узнали­ это  маленькая песчинка всех тайн, загадок природы, и человек не всегда правильно  использует всю красоту и богатство природы. ­А какие животные живут в степях, какие занятия людей, и какие экологические  проблемы мы с вами продолжим изучать на следующем  уроке. «На части не делится солнце лучистое И землю родную нельзя обойти И  тайны природы открыты не многим Их надо открыть, изучить и найти!» 8.Домашнее задание (по выбору учащихся) 1. Учебник стр.92 – 96. 61. Составить кроссворд или ребусы по теме «Растительный мир степей» 2. Сообщение о растениях степей 3. Подготовить презентацию по теме 4. Подготовить книжку ­ малышку о каком – либо  растении степи, которую мы  передадим 2 «а» классу. 9 . Рефлексия деятельности (итог урока) Учитель: ­Какова тема нашего урока?  ­Удалось ли нам ответить на вопросы и охарактеризовать местоположение зоны степей,   растительный мир  степей? ­ Как выходили из затруднительного положения?  ­Как бы вы сами оценили свою работу? (Образная лесенка: 1 ступень­вода, 2 ступень­равнина, 3 ступень­  Ученый­географ. Степи на карте России показаны жёлтым цветом и расположены они южнее зоны лесов,  занимают сравнительно небольшую территорию, находятся в умеренно­тепловом климате. (работа по  карте природных зон). Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые  травянистой растительностью. В степи куда ни посмотришь всюду трава и трава. Деревья  там не растут из­за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек. В степях  очень плодородные почвы­ чернозёмы, поэтому их распахивают под посевы. Летом степь  под жаркими лучами солнца выгорает. В это время в степи дуют ветры­суховеи, а самое  благоприятное время года – весна.         По сравнению с зоной лесов здесь мало выпадает осадков. Из­за недостатка влаги  деревьям здесь труднее расти. В степной зоне очень тёплое лето, холодная зима. Но не все природные условия в степи благоприятны: летом на большей территории выпадает мало  осадков, часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они переходят в пыльные  бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая  часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Часто  бывает засуха, когда длительное время не бывает дождей.  Учёный­ботаник 1. Степь – это царство трав, потому что почва в зоне степей очень плодородная. Здесь растут  ирисы,клевер белый,  проломник, мак, шалфей,верблюжья колючка, крупка, тюльпаны, астрагал, типчак, чабрец. А также  кустарники и полукустарники: заросли караганы кустарниковой, миндаль низкий,  некоторые сорта вишни, гребенщик, ракитник, барбарис и многие другие. Тюльпаны и ирисы   цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Очень красива степь от цветущих  растений. Когда ковыль колышется, кажется, что по степи бегут серебристые волны – это ветер колышет ковыль.  Ковыль, типчак, полынь приспособились к степным условиям. Они переносят даже очень сильную засуху. Почему? Растения степей имеют свою особенность. У большинства из них длинные ветвистые корни, которыми растения  7добывают воду в глубоких слоях почвы; а узкие листья, помогают экономичнее расходовать её. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати­поле.  Осенью его стебель ломается у основания и ветер гонит эти  прозрачные шары по ровному пространству степей. Ландшафт степей, конечно, сказывается на внешнем виде  растений. Для растений степи можно выделить следующие сходные характеристики: 1) разветвлённая корневая система; 2) корни в форме луковиц; 3) узкие листья; 4) в основном мясистые стебли, чтобы сохранить влагу. ГЕОГРАФЫ: Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго­западной границы России. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона  степей расположена в умеренном поясе. Большая часть зоны расположена на Восточно­ Европейской равнине, и небольшая часть – на Западносибирской. Здесь много тепла,  длинное жаркое сухое лето. Зима холодная со снегопадами. В степной зоне преобладают  самые плодородные почвы – черноземы. Часто дуют сильные ветры – суховеи. Задание классу: найти по атласу, указать природную зону степи. Проверят ребята из  группы географов. БОТАНИКИ: В степи очень мало деревьев, можно сказать их нет совсем. Они  встречаются редко кое­где по берегам водоемов. Эти деревья низкорослые, т.к.  солнечного света для них вполне достаточно. В основном  на плодородной почве степи  растут травы.  Травянистые растения бывают раннецветущими, засухоустойчивыми и  многолетними. Они  приспосабливаются к жизни в степи по­разному: например, у  тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же  приспособились ирисы и таволга. Эти растения – многолетние. Совсем по­другому  приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста.  Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья  ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.  В течение жаркого лета шалфей, ковыль, типчак, тимьян, полынь не засыхают. Они  засухоустойчивые. Черноземные почвы, тёплое солнечное лето позволяют выращивать  ценнейшие культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную  свёклу и подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами. ФИЗМИНУТКА – Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они  быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети­растения показывают, как им  плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают  бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места) ЭКОЛОГИ: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная  причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина:  на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к  разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие растения степи: Астрагал  камнеломковый,  Брандушка русская, Астрагал пушистоцветковый,  Ирис низкий,  кроме этого ещё Тюльпан Шренка­ категорически запрещён сбор растений на букеты и  выкапывание луковиц, продажа цветов и луковиц, Цельнолистный ломонос( Клематис)­ 8произрастает в степях, в кустарниках, по лесным опушкам и берегам рек, Русский  василёк­ для произрастания выбирает степные разнотравные луга и кустарниковые  заросли, травянистые и каменистые склоны. Огромный вред степи наносят пожары.  Рекомендации:  нужно быть предельно осторожным с огнем в степи. Большую опасность  для путешественников в степи представляют клещи. Их огромное множество.  Распространяют их больные животные. При укусе клеща запрещается удалять его  самостоятельно, нужно срочно обратиться к врачу. Так же поступают при укусе змеями. 9