Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)
Оценка 4.8

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
08.05.2019
Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)
Данный урок построен на групповой работе детей в форме путешествия. Это даёт возможность каждому ребёнку высказать своё мнение в работе группы над материалом. Разным группам предложен одинаковый материал, но каждой группе необходимо выбрать только свою информацию, касающуюся темы урока, и предоставить её.
Урок окружающего мира.doc
Тема: «Растительный мир степей». Учебник: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2013; Рабочая тетрадь Н.Я.Дмитриева,  А.Н.Казаков. Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока  «Растительный мир степей». Тип: урок открытия новых знаний. Задачи урока: ­показать специфику зоны степей, познакомиться с растительным миром степной зоны; ­формировать и развивать умение четко формулировать ответы и находить верное  решение; ­формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира;  ­развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой; ­учить выделять главное, развивать практические умения и навыки, потребность в  получении новых знаний; ­формировать умение работать  в группах; ­воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества,  взаимовыручки и любви к родной природе. Метод обучения: проблемный (исследование) Технология: ассоциативно­коммуникативная, исследовательская, развивающая. Форма проведения: работа в группах с элементами исследования, анализа и обобщения. Оборудование:  Учебники, энциклопедии,  карта «Природные зоны России», карточки с текстами для 3­х групп, карточки с заданиями и алгоритмом работы для 3­х  групп, слова ЕВРОПА, ПРИРОДНАЯ ЗОНА, ЮГО­ВОСТОК 1.Оргмомент. Встало солнце кислое, смотрит ­ небо скисло, В кислом небе кислое облако повисло… И спешат несчастные кислые прохожие И едят ужасно кислое мороженое. Даже сахар кислый! Скисло все варенье, Потому, что кислое было настроение! ­Ребята, с каким настроением вы начинаете урок? Поднимите карточку­сигнал. Надеюсь,  ваше хорошее настроение вас не покинет весь день. Отличных вам отметок и успешной  работы. ­Продолжите фразы: 1). Я хочу узнать … 2). Я буду на уроке… 3). Я желаю ребятам… ­Отгадайте, о чем идет речь. «Без него не растет все живое, Без него жуткий холод и мрак, 1 Оно очень, очень большое  Существует оно для нас!» Дети: ­Солнце. Учитель: ­А как вы догадались? Что такое солнце? Дети: ­Горячая звезда нашей галактики, планета (обсуждение различных вариантов) Учитель: ­А почему оно существует для нас? Дети:­ Если бы не было солнца, не было бы и жизни на земле. Оно дает тепло и свет. Учитель:­ Но ведь солнце светит для многих планет нашей галактики, почему же жизнь  возникла именно на земле? Дети: ­Это зависит от того, насколько земля удалена от солнца ­не слишком близко и не  слишком далеко в отличие от других планет. 2. Актуализация опорных знаний. Учитель: ­Раз уж мы заговорили о том, что на земле возникла жизнь, скажите, где  появились первые люди Дети:­ На территории  современной Африки.   Учитель:­ А как же они оказались на материке Евразия? Дети: ­Они стали заселять землю и продвигаться с юга на север. Учитель: ­Давайте мы представим себя в роли людей тех времен, представим, что  продвигаемся на север, на новые неизведанные земли, и вот мы перешли Кавказские горы  и оказались …где же мы оказались? (Дети пытаются догадаться) 3.Самоопределение к деятельности. ­А для этого я предлагаю выполнить задания по группам.  1 группа: СЛАЙД  . Какое слово лишнее и почему? Африка, Северная Америка, Европа,  Антарктида, Южная Америка, Австралия.  СЛАЙД  . Дети: Лишнее слово «Европа». Даны названия материков. А Европа – часть  материка Евразия. 2 группа: СЛАЙД  .Распредели слова на две группы и дополни недостающие данные. Север, северо­запад, северо­восток, юг, юго­запад,  .……, восток, запад. СЛАЙД   Дети: 1группа  ­ это основные части света. Их четыре – север, юг, восток,  запад.  2 группа – это промежуточные части света. Их тоже четыре – северо­восток,  северо­запад, юго­восток, юго­запад. 3 группа: СЛАЙД   Выполни команды: ПРИМЕР­МЕР+РОДИНА­ИНА+НАЯ  ЗОЛА­ЛА+НА Дети: Природная зона. 2 Учитель: ­Свяжите ваши ответы, определите главное понятие на уроке. Дети: ­ Природная зона на юго­востоке Европы. Учитель: ­Как вы думаете, как называется эта зона? Я помогу:        Какая ширь здесь и приволье!        Куда ни глянь – полей раздолье.        Южнее полосы лесов        Лежит ковёр из трав, цветов.        Здесь простор ветрам и птицам,        Грызунам, волкам, лисицам.        Здесь суховеи любят петь        А зовётся это …(степь) Учитель: ­А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?( Дети:  степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью) (все ассоциации записываются на обратной стороне доски)  Учитель: ­Хорошо, мы к ним вернемся в конце урока.  Учитель:­ Итак, мы с  вами очутились на совершенно новых местах,  где поселились  восточные славяне, откуда началась история Древней Руси. Чтобы нам здесь  обосноваться, надо изучить эту местность. Учитель:­ Кто поможет восстановить модель изучения любой природной зоны?  НА  ДОСКЕ СЛОВА  (На доске в нужном порядке получится запись)  ­географический адрес  ­климат ­почвы ­растительность ­животный мир ­занятия населения ­экологические проблемы. Учитель: ­Какие части модели нами уже изучены?(геогр. адрес, климат, почвы) Учитель: ­  Мы их просто повторим. Но, еще не все тайны степи и ее обитателей нам  открылись. Учитель.­ Действительно ли между неживой природой  и растениями в зоне степей  существует тесная связь?       4. Открытие нового знания. Учитель: ­Откройте конверты и распределите карточки по группам. Работа в группах. 1 группа – деревья: береза, осина, клен, вяз, липа. 2 группа – травянистые растения: типчак, лапчатка, шалфей, полынь. Учитель: ­Проверим работу. У кого другой вариант? ­Какие условия необходимы для растений каждой группы? Вывод. Тепло, влага, ветер, почва влияют на растительный мир.  Учитель: ­ Как вы думаете, о чем конкретно  пойдет речь сегодня на уроке? 3 Тема урока: Степь. Растительность степи. Учитель: ­ А какова цель урока, Что предстоит узнать? ЦЕЛЬ: ­Правильно, ребята.  Сегодня вам предстоит еще узнать, как растениям  в степях удается переносить  сильную засуху, как они приспособились к этому. 5. Первичное закрепление. Учитель: ­А познакомят нас с природной зоной степей группы учёных, которые  побывают там в экспедиции. Они расскажут нам о том, что узнали о степной зоне сегодня. Для этого вы сидите  группами. ­ Первая группа будет географами   Вторая ­ ботаниками   Третья ­ экологами. Учитель: ­Ребята, в каждой группе на столе лежат  карточки – «помощницы»­ алгоритм  работы над материалом, которые помогут вам найти ответы на поставленные вопросы. ­Для этого вы можете использовать учебник, энциклопедию, географическую карту,  картинки с изображением растений, карточки с текстом – дополнительный материал. ­В каждой группе вы выбираете консультанта, который является ведущим в организации  работы, обсуждаете вопросы и готовите  ответы.  Учитель: ­ Как вы думаете, какими качествами должен обладать исследователь, чтобы  добиться хороших результатов? (целеустремлённым, внимательным, спокойным). Учитель: ­Итак, в путь! №1  ГЕОГРАФЫ:  Что такое степь? Где расположена степная полоса? Какой климат в  степи? Почвы? Алгоритм работы над материалом: на карточке 1.Собрать из кусочков карту природных зон 2.Описать расположение этой зоны и показать на большой карте природных зон (На юге  умеренного пояса.) 3.Рассмотреть рельеф (Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой  растительностью) 4.Найти в учебнике описание климата природной зоны степей; дать его характеристику  (климат жаркий, сухой, мало влаги, дуют суховеи) 5.Определить, какое время года наиболее благоприятно для этой природной зоны  (самое  благоприятное время года –весна.) 6.Определить, какие почвы преобладают в этой зоне (глинозём, чернозём) ­Задание классу от группы: найти на карте и показать природную зону степи.  (Проверят ребята из группы географов, если что ­ показывают сами). №2  БОТАНИКИ  «Растительный мир» 1.Найти описание в учебнике растительного мира степей 2.Отгадать зашифрованные названия растений и соотнести их с рисунками 3.Заполнить таблицу. 4 Деревь я Растения Кустарни ки Травы и цветы Цветы: Травы: 4.Определить особенности растений данной зоны и дать их характеристику Задание классу от группы: у некоторых детей на столе есть картинки растений.  Попробуйте определить название растения. Расскажите, как оно приспособилось к  условиям степи. Группа № 3 Экологи. 1. Как люди наносят вред степной зоне?  2.Какие  растения занесены в Красную Книгу? Почему? 3.Какую опасность для путешественника таит в себе степь? 4.Дайте совет по  безопасности.                                         ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 6.Включение полученных знаний в систему знаний (подведение итогов работы в  каждой группе, защита мини­проектов). Учитель: ­Итак, первая группа, что вы можете сказать о расположении зоны степей?  ­Слово предоставляется учёному­географу. Он познакомит с месторасположением зоны  степей. (выступление группы №1) Учитель: Вы сказали, что на территории этой зоны достаточно много  тепла, преобладают плодородные почвы, значит на ней должно быть очень много растительности? И как же  растения приспособились выживать в условиях летней степной жары?  Учитель: ­ Быть может в этой проблеме нам поможет разобраться группа, изучающая  растительность этой зоны? (выступление группы №2) Провокационный  вопрос  УЧИТЕЛЯ детям групп Географов и Экологов Учитель: ­Вы в начале урока разделили растения на 2 группы: деревья и травы. А деревья растут в степи? (высказывания детей) Учитель: ­Да, растут. По берегам рек. ­Почему? ( там достаточно влаги) Учитель:­ Мы  с  вами немного рассмотрели климат и растительный мир степей, а что же  нам скаут наши учёные­экологи? (выступление группы №3) 5 д)ВЫВОД: Учитель: ­Какой вывод можно сделать из всего вами сказанного? Вывод: 1)В степи весной цветут раннецветущие растения, так как много влаги. 2) А в остальной период – растения, устойчивые к засухе, засухоустойчивые. 3)А по берегам рек можно встретить деревья. НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ: ­Какое время года в степи самое благоприятное? ­Какие растения растут весной и почему? Как их называют? (раннецветущие) ­А в остальной период? Почему?  ­ Всё ли благополучно в степи для произрастания  растений? е)Связь с жизнью. Учитель: ­Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о растительности степей?  Где их можно применить? Дети:1) ­Мы должны знать о растениях степи, так как эта природная зона России– страна, где мы живем. 2)­А вдруг мы поедем туда жить. Чтобы знать, что выращивать на даче, огороде, в саду,  что сеять на полях. 7. Подведение итогов урока. Учитель: ­ Верно, мы с вами – жители России, должны знать о своей  родине, любить и  сохранять ее природные богатства и первозданную красоту. Учитель: ­Молодцы, вы сегодня попробовали себя в роли ученых­исследователей, мы  постарались более подробно изучить зону степей, но как безграничны ее просторы, так же  безграничны и познания, ученые до сих пор продолжают изучать эту интереснейшую и  своеобразную природную зону. Учитель: ­ А теперь давайте вернемся к ассоциациям,  которые мы записали в начале урока и дополним их ассоциациями после  исследовательской работы. (записываем) Учитель: ­Ну вот, ребята, наш урок подходит к концу, и то, что мы сегодня узнали­ это  маленькая песчинка всех тайн, загадок природы, и человек не всегда правильно  использует всю красоту и богатство природы. ­А какие животные живут в степях, какие занятия людей, и какие экологические  проблемы мы с вами продолжим изучать на следующем  уроке. «На части не делится солнце лучистое И землю родную нельзя обойти И  тайны природы открыты не многим Их надо открыть, изучить и найти!» 8.Домашнее задание (по выбору учащихся) 1. Учебник стр.92 – 96. 6 1. Составить кроссворд или ребусы по теме «Растительный мир степей» 2. Сообщение о растениях степей 3. Подготовить презентацию по теме 4. Подготовить книжку ­ малышку о каком – либо  растении степи, которую мы  передадим 2 «а» классу. 9 . Рефлексия деятельности (итог урока) Учитель: ­Какова тема нашего урока?  ­Удалось ли нам ответить на вопросы и охарактеризовать местоположение зоны степей,   растительный мир  степей? ­ Как выходили из затруднительного положения?  ­Как бы вы сами оценили свою работу? (Образная лесенка: 1 ступень­вода, 2 ступень­равнина, 3 ступень­  Ученый­географ. Степи на карте России показаны жёлтым цветом и расположены они южнее зоны лесов,  занимают сравнительно небольшую территорию, находятся в умеренно­тепловом климате. (работа по  карте природных зон). Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые  травянистой растительностью. В степи куда ни посмотришь всюду трава и трава. Деревья  там не растут из­за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек. В степях  очень плодородные почвы­ чернозёмы, поэтому их распахивают под посевы. Летом степь  под жаркими лучами солнца выгорает. В это время в степи дуют ветры­суховеи, а самое  благоприятное время года – весна.         По сравнению с зоной лесов здесь мало выпадает осадков. Из­за недостатка влаги  деревьям здесь труднее расти. В степной зоне очень тёплое лето, холодная зима. Но не все природные условия в степи благоприятны: летом на большей территории выпадает мало  осадков, часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они переходят в пыльные  бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая  часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Часто  бывает засуха, когда длительное время не бывает дождей.  Учёный­ботаник 1. Степь – это царство трав, потому что почва в зоне степей очень плодородная. Здесь растут  ирисы,клевер белый,  проломник, мак, шалфей,верблюжья колючка, крупка, тюльпаны, астрагал, типчак, чабрец. А также  кустарники и полукустарники: заросли караганы кустарниковой, миндаль низкий,  некоторые сорта вишни, гребенщик, ракитник, барбарис и многие другие. Тюльпаны и ирисы   цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Очень красива степь от цветущих  растений. Когда ковыль колышется, кажется, что по степи бегут серебристые волны – это ветер колышет ковыль.  Ковыль, типчак, полынь приспособились к степным условиям. Они переносят даже очень сильную засуху. Почему? Растения степей имеют свою особенность. У большинства из них длинные ветвистые корни, которыми растения  7 добывают воду в глубоких слоях почвы; а узкие листья, помогают экономичнее расходовать её. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати­поле.  Осенью его стебель ломается у основания и ветер гонит эти  прозрачные шары по ровному пространству степей. Ландшафт степей, конечно, сказывается на внешнем виде  растений. Для растений степи можно выделить следующие сходные характеристики: 1) разветвлённая корневая система; 2) корни в форме луковиц; 3) узкие листья; 4) в основном мясистые стебли, чтобы сохранить влагу. ГЕОГРАФЫ: Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго­западной границы России. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона  степей расположена в умеренном поясе. Большая часть зоны расположена на Восточно­ Европейской равнине, и небольшая часть – на Западносибирской. Здесь много тепла,  длинное жаркое сухое лето. Зима холодная со снегопадами. В степной зоне преобладают  самые плодородные почвы – черноземы. Часто дуют сильные ветры – суховеи. Задание классу: найти по атласу, указать природную зону степи. Проверят ребята из  группы географов. БОТАНИКИ: В степи очень мало деревьев, можно сказать их нет совсем. Они  встречаются редко кое­где по берегам водоемов. Эти деревья низкорослые, т.к.  солнечного света для них вполне достаточно. В основном  на плодородной почве степи  растут травы.  Травянистые растения бывают раннецветущими, засухоустойчивыми и  многолетними. Они  приспосабливаются к жизни в степи по­разному: например, у  тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же  приспособились ирисы и таволга. Эти растения – многолетние. Совсем по­другому  приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста.  Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья  ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.  В течение жаркого лета шалфей, ковыль, типчак, тимьян, полынь не засыхают. Они  засухоустойчивые. Черноземные почвы, тёплое солнечное лето позволяют выращивать  ценнейшие культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную  свёклу и подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами. ФИЗМИНУТКА – Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они  быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети­растения показывают, как им  плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают  бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места) ЭКОЛОГИ: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная  причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина:  на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к  разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие растения степи: Астрагал  камнеломковый,  Брандушка русская, Астрагал пушистоцветковый,  Ирис низкий,  кроме этого ещё Тюльпан Шренка­ категорически запрещён сбор растений на букеты и  выкапывание луковиц, продажа цветов и луковиц, Цельнолистный ломонос( Клематис)­ 8 произрастает в степях, в кустарниках, по лесным опушкам и берегам рек, Русский  василёк­ для произрастания выбирает степные разнотравные луга и кустарниковые  заросли, травянистые и каменистые склоны. Огромный вред степи наносят пожары.  Рекомендации:  нужно быть предельно осторожным с огнем в степи. Большую опасность  для путешественников в степи представляют клещи. Их огромное множество.  Распространяют их больные животные. При укусе клеща запрещается удалять его  самостоятельно, нужно срочно обратиться к врачу. Так же поступают при укусе змеями. 9

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)

Урок окружающего мира "Растительный мир степей" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2019