Данный урок построен на групповой работе детей в форме путешествия. Это даёт возможность каждому ребёнку высказать своё мнение в работе группы над материалом. Разным группам предложен одинаковый материал, но каждой группе необходимо выбрать только свою информацию, касающуюся темы урока, и предоставить её.
Тема: «Растительный мир степей».
Учебник: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2013; Рабочая тетрадь Н.Я.Дмитриева,
А.Н.Казаков.
Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока
«Растительный мир степей».
Тип: урок открытия новых знаний.
Задачи урока:
показать специфику зоны степей, познакомиться с растительным миром степной зоны;
формировать и развивать умение четко формулировать ответы и находить верное
решение;
формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира;
развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой;
учить выделять главное, развивать практические умения и навыки, потребность в
получении новых знаний;
формировать умение работать в группах;
воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества,
взаимовыручки и любви к родной природе.
Метод обучения: проблемный (исследование)
Технология: ассоциативнокоммуникативная, исследовательская, развивающая.
Форма проведения: работа в группах с элементами исследования, анализа и обобщения.
Оборудование:
Учебники, энциклопедии, карта «Природные зоны России»,
карточки с текстами для 3х групп, карточки с заданиями и алгоритмом работы для 3х
групп, слова ЕВРОПА, ПРИРОДНАЯ ЗОНА, ЮГОВОСТОК
1.Оргмомент.
Встало солнце кислое, смотрит небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные кислые прохожие
И едят ужасно кислое мороженое.
Даже сахар кислый! Скисло все варенье,
Потому, что кислое было настроение!
Ребята, с каким настроением вы начинаете урок? Поднимите карточкусигнал. Надеюсь,
ваше хорошее настроение вас не покинет весь день. Отличных вам отметок и успешной
работы.
Продолжите фразы:
1). Я хочу узнать …
2). Я буду на уроке…
3). Я желаю ребятам…
Отгадайте, о чем идет речь.
«Без него не растет все живое,
Без него жуткий холод и мрак,
1Оно очень, очень большое
Существует оно для нас!»
Дети: Солнце.
Учитель: А как вы догадались? Что такое солнце?
Дети: Горячая звезда нашей галактики, планета (обсуждение различных вариантов)
Учитель: А почему оно существует для нас?
Дети: Если бы не было солнца, не было бы и жизни на земле. Оно дает тепло и свет.
Учитель: Но ведь солнце светит для многих планет нашей галактики, почему же жизнь
возникла именно на земле?
Дети: Это зависит от того, насколько земля удалена от солнца не слишком близко и не
слишком далеко в отличие от других планет.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Раз уж мы заговорили о том, что на земле возникла жизнь, скажите, где
появились первые люди
Дети: На территории современной Африки.
Учитель: А как же они оказались на материке Евразия?
Дети: Они стали заселять землю и продвигаться с юга на север.
Учитель: Давайте мы представим себя в роли людей тех времен, представим, что
продвигаемся на север, на новые неизведанные земли, и вот мы перешли Кавказские горы
и оказались …где же мы оказались? (Дети пытаются догадаться)
3.Самоопределение к деятельности.
А для этого я предлагаю выполнить задания по группам.
1 группа:
СЛАЙД . Какое слово лишнее и почему? Африка, Северная Америка, Европа,
Антарктида, Южная Америка, Австралия.
СЛАЙД . Дети: Лишнее слово «Европа». Даны названия материков. А Европа – часть
материка Евразия.
2 группа:
СЛАЙД .Распредели слова на две группы и дополни недостающие данные.
Север, северозапад, северовосток, юг, югозапад, .……, восток, запад.
СЛАЙД Дети: 1группа это основные части света. Их четыре – север, юг, восток,
запад. 2 группа – это промежуточные части света. Их тоже четыре – северовосток,
северозапад, юговосток, югозапад.
3 группа:
СЛАЙД Выполни команды: ПРИМЕРМЕР+РОДИНАИНА+НАЯ ЗОЛАЛА+НА
Дети: Природная зона.
2Учитель: Свяжите ваши ответы, определите главное понятие на уроке.
Дети: Природная зона на юговостоке Европы.
Учитель: Как вы думаете, как называется эта зона? Я помогу:
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь
А зовётся это …(степь)
Учитель: А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?( Дети:
степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью)
(все ассоциации записываются на обратной стороне доски)
Учитель: Хорошо, мы к ним вернемся в конце урока.
Учитель: Итак, мы с вами очутились на совершенно новых местах, где поселились
восточные славяне, откуда началась история Древней Руси. Чтобы нам здесь
обосноваться, надо изучить эту местность.
Учитель: Кто поможет восстановить модель изучения любой природной зоны? НА
ДОСКЕ СЛОВА
(На доске в нужном порядке получится запись)
географический адрес
климат
почвы
растительность
животный мир
занятия населения
экологические проблемы.
Учитель: Какие части модели нами уже изучены?(геогр. адрес, климат, почвы)
Учитель: Мы их просто повторим. Но, еще не все тайны степи и ее обитателей нам
открылись.
Учитель. Действительно ли между неживой природой и растениями в зоне степей
существует тесная связь?
4. Открытие нового знания.
Учитель: Откройте конверты и распределите карточки по группам.
Работа в группах.
1 группа – деревья: береза, осина, клен, вяз, липа.
2 группа – травянистые растения: типчак, лапчатка, шалфей, полынь.
Учитель: Проверим работу. У кого другой вариант?
Какие условия необходимы для растений каждой группы?
Вывод. Тепло, влага, ветер, почва влияют на растительный мир.
Учитель: Как вы думаете, о чем конкретно пойдет речь сегодня на уроке?
3Тема урока: Степь. Растительность степи.
Учитель: А какова цель урока, Что предстоит узнать? ЦЕЛЬ: Правильно, ребята.
Сегодня вам предстоит еще узнать, как растениям в степях удается переносить
сильную засуху, как они приспособились к этому.
5. Первичное закрепление.
Учитель: А познакомят нас с природной зоной степей группы учёных, которые
побывают там в экспедиции. Они расскажут нам о том, что узнали о степной зоне сегодня.
Для этого вы сидите группами.
Первая группа будет географами
Вторая ботаниками
Третья экологами.
Учитель: Ребята, в каждой группе на столе лежат карточки – «помощницы» алгоритм
работы над материалом, которые помогут вам найти ответы на поставленные вопросы.
Для этого вы можете использовать учебник, энциклопедию, географическую карту,
картинки с изображением растений, карточки с текстом – дополнительный материал.
В каждой группе вы выбираете консультанта, который является ведущим в организации
работы, обсуждаете вопросы и готовите ответы.
Учитель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать исследователь, чтобы
добиться хороших результатов? (целеустремлённым, внимательным, спокойным).
Учитель: Итак, в путь!
№1 ГЕОГРАФЫ: Что такое степь? Где расположена степная полоса? Какой климат в
степи? Почвы?
Алгоритм работы над материалом: на карточке
1.Собрать из кусочков карту природных зон
2.Описать расположение этой зоны и показать на большой карте природных зон (На юге
умеренного пояса.)
3.Рассмотреть рельеф (Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой
растительностью)
4.Найти в учебнике описание климата природной зоны степей; дать его характеристику
(климат жаркий, сухой, мало влаги, дуют суховеи)
5.Определить, какое время года наиболее благоприятно для этой природной зоны (самое
благоприятное время года –весна.)
6.Определить, какие почвы преобладают в этой зоне (глинозём, чернозём)
Задание классу от группы: найти на карте и показать природную зону степи.
(Проверят ребята из группы географов, если что показывают сами).
№2 БОТАНИКИ «Растительный мир»
1.Найти описание в учебнике растительного мира степей
2.Отгадать зашифрованные названия растений и соотнести их с рисунками
3.Заполнить таблицу.
4Деревь
я
Растения
Кустарни
ки
Травы и
цветы
Цветы:
Травы:
4.Определить особенности растений данной зоны и дать их характеристику
Задание классу от группы: у некоторых детей на столе есть картинки растений.
Попробуйте определить название растения. Расскажите, как оно приспособилось к
условиям степи.
Группа № 3 Экологи.
1. Как люди наносят вред степной зоне?
2.Какие растения занесены в Красную Книгу? Почему?
3.Какую опасность для путешественника таит в себе степь? 4.Дайте совет по
безопасности.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6.Включение полученных знаний в систему знаний (подведение итогов работы в
каждой группе, защита минипроектов).
Учитель: Итак, первая группа, что вы можете сказать о расположении зоны степей?
Слово предоставляется учёномугеографу. Он познакомит с месторасположением зоны
степей. (выступление группы №1)
Учитель: Вы сказали, что на территории этой зоны достаточно много тепла, преобладают
плодородные почвы, значит на ней должно быть очень много растительности? И как же
растения приспособились выживать в условиях летней степной жары?
Учитель: Быть может в этой проблеме нам поможет разобраться группа, изучающая
растительность этой зоны? (выступление группы №2)
Провокационный вопрос УЧИТЕЛЯ детям групп Географов и Экологов
Учитель: Вы в начале урока разделили растения на 2 группы: деревья и травы. А деревья
растут в степи?
(высказывания детей)
Учитель: Да, растут. По берегам рек.
Почему? ( там достаточно влаги)
Учитель: Мы с вами немного рассмотрели климат и растительный мир степей, а что же
нам скаут наши учёныеэкологи? (выступление группы №3)
5д)ВЫВОД:
Учитель: Какой вывод можно сделать из всего вами сказанного?
Вывод: 1)В степи весной цветут раннецветущие растения, так как много влаги.
2) А в остальной период – растения, устойчивые к засухе, засухоустойчивые.
3)А по берегам рек можно встретить деревья.
НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ:
Какое время года в степи самое благоприятное?
Какие растения растут весной и почему? Как их называют? (раннецветущие)
А в остальной период? Почему?
Всё ли благополучно в степи для произрастания растений?
е)Связь с жизнью.
Учитель: Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о растительности степей?
Где их можно применить?
Дети:1) Мы должны знать о растениях степи, так как эта природная зона России– страна,
где мы живем.
2)А вдруг мы поедем туда жить. Чтобы знать, что выращивать на даче, огороде, в саду,
что сеять на полях.
7. Подведение итогов урока.
Учитель: Верно, мы с вами – жители России, должны знать о своей родине, любить и
сохранять ее природные богатства и первозданную красоту.
Учитель: Молодцы, вы сегодня попробовали себя в роли ученыхисследователей, мы
постарались более подробно изучить зону степей, но как безграничны ее просторы, так же
безграничны и познания, ученые до сих пор продолжают изучать эту интереснейшую и
своеобразную природную зону. Учитель: А теперь давайте вернемся к ассоциациям,
которые мы записали в начале урока и дополним их ассоциациями после
исследовательской работы. (записываем)
Учитель: Ну вот, ребята, наш урок подходит к концу, и то, что мы сегодня узнали это
маленькая песчинка всех тайн, загадок природы, и человек не всегда правильно
использует всю красоту и богатство природы.
А какие животные живут в степях, какие занятия людей, и какие экологические
проблемы мы с вами продолжим изучать на следующем уроке.
«На части не делится солнце лучистое
И землю родную нельзя обойти
И тайны природы открыты не многим
Их надо открыть, изучить и найти!»
8.Домашнее задание (по выбору учащихся)
1. Учебник стр.92 – 96.
61. Составить кроссворд или ребусы по теме «Растительный мир степей»
2. Сообщение о растениях степей
3. Подготовить презентацию по теме
4. Подготовить книжку малышку о каком – либо растении степи, которую мы
передадим 2 «а» классу.
9 . Рефлексия деятельности (итог урока)
Учитель: Какова тема нашего урока?
Удалось ли нам ответить на вопросы и охарактеризовать местоположение зоны степей,
растительный мир степей?
Как выходили из затруднительного положения?
Как бы вы сами оценили свою работу?
(Образная лесенка: 1 ступеньвода, 2 ступеньравнина, 3 ступень
Ученыйгеограф.
Степи на карте России показаны жёлтым цветом и расположены они южнее зоны лесов,
занимают сравнительно небольшую территорию, находятся в умереннотепловом климате.
(работа по карте природных зон). Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые
травянистой растительностью. В степи куда ни посмотришь всюду трава и трава. Деревья
там не растут изза недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек. В степях
очень плодородные почвы чернозёмы, поэтому их распахивают под посевы. Летом степь
под жаркими лучами солнца выгорает. В это время в степи дуют ветрысуховеи, а самое
благоприятное время года – весна.
По сравнению с зоной лесов здесь мало выпадает осадков. Изза недостатка влаги
деревьям здесь труднее расти. В степной зоне очень тёплое лето, холодная зима. Но не все
природные условия в степи благоприятны: летом на большей территории выпадает мало
осадков, часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они переходят в пыльные
бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая
часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Часто
бывает засуха, когда длительное время не бывает дождей.
Учёныйботаник 1.
Степь – это царство трав, потому что почва в зоне степей очень плодородная. Здесь растут ирисы,клевер белый,
проломник, мак, шалфей,верблюжья колючка, крупка, тюльпаны, астрагал, типчак, чабрец. А также
кустарники и полукустарники: заросли караганы кустарниковой, миндаль низкий,
некоторые сорта вишни, гребенщик, ракитник, барбарис и многие другие. Тюльпаны и ирисы
цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Очень красива степь от цветущих
растений. Когда ковыль колышется, кажется, что по степи бегут серебристые волны – это ветер колышет ковыль.
Ковыль, типчак, полынь приспособились к степным условиям. Они переносят даже очень сильную засуху. Почему?
Растения степей имеют свою особенность. У большинства из них длинные ветвистые корни, которыми растения
7добывают воду в глубоких слоях почвы; а узкие листья, помогают экономичнее расходовать её. К концу лета степь
почти выгорает. Тогда можно увидеть перекатиполе. Осенью его стебель ломается у основания и ветер гонит эти
прозрачные шары по ровному пространству степей. Ландшафт степей, конечно, сказывается на внешнем виде
растений. Для растений степи можно выделить следующие сходные характеристики:
1) разветвлённая корневая система;
2) корни в форме луковиц;
3) узкие листья;
4) в основном мясистые стебли, чтобы сохранить влагу.
ГЕОГРАФЫ: Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль югозападной
границы России. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона
степей расположена в умеренном поясе. Большая часть зоны расположена на Восточно
Европейской равнине, и небольшая часть – на Западносибирской. Здесь много тепла,
длинное жаркое сухое лето. Зима холодная со снегопадами. В степной зоне преобладают
самые плодородные почвы – черноземы. Часто дуют сильные ветры – суховеи.
Задание классу: найти по атласу, указать природную зону степи. Проверят ребята из
группы географов.
БОТАНИКИ: В степи очень мало деревьев, можно сказать их нет совсем. Они
встречаются редко коегде по берегам водоемов. Эти деревья низкорослые, т.к.
солнечного света для них вполне достаточно. В основном на плодородной почве степи
растут травы. Травянистые растения бывают раннецветущими, засухоустойчивыми и
многолетними. Они приспосабливаются к жизни в степи поразному: например, у
тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в
земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же
приспособились ирисы и таволга. Эти растения – многолетние. Совсем подругому
приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста.
Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья
ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
В течение жаркого лета шалфей, ковыль, типчак, тимьян, полынь не засыхают. Они
засухоустойчивые. Черноземные почвы, тёплое солнечное лето позволяют выращивать
ценнейшие культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную
свёклу и подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами.
ФИЗМИНУТКА
– Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они
быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (детирастения показывают, как им
плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают
бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места)
ЭКОЛОГИ: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная
причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина:
на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к
разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие растения степи: Астрагал
камнеломковый, Брандушка русская, Астрагал пушистоцветковый, Ирис низкий,
кроме этого ещё Тюльпан Шренка категорически запрещён сбор растений на букеты и
выкапывание луковиц, продажа цветов и луковиц, Цельнолистный ломонос( Клематис)
8произрастает в степях, в кустарниках, по лесным опушкам и берегам рек, Русский
василёк для произрастания выбирает степные разнотравные луга и кустарниковые
заросли, травянистые и каменистые склоны. Огромный вред степи наносят пожары.
Рекомендации: нужно быть предельно осторожным с огнем в степи. Большую опасность
для путешественников в степи представляют клещи. Их огромное множество.
Распространяют их больные животные. При укусе клеща запрещается удалять его
самостоятельно, нужно срочно обратиться к врачу. Так же поступают при укусе змеями.
9