Методическая разработка по окружающему миру по теме: «Император – Освободитель» для 3 класса
Оценка 4.8

Методическая разработка по окружающему миру по теме: «Император – Освободитель» для 3 класса

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
04.11.2021
Методическая разработка по окружающему миру по теме: «Император – Освободитель» для 3 класса
Технологическая карта. Ознакомить учеников с важным событием в жизни страны – отменой крепостного права
окруающий мир 3 класс.doc

Технологическая карта урока

 

Предмет

Окружающий мир

3 класс

 

Учитель

Зинурова Татьяна Валерьевна

УМК

Окружающий мир. Учебник для 3 класса в 2-х частях. Часть 2. Моё Отечество. -М.:Баласс; Школный дом, 2012-144 с , с ил. (Образовательная система «Школа 2100» презентация

 

Тема урока (и место урока в  изучаемой теме)

Император - Освободитель.

Тип урока

Урок открытия нового знания

 

Цели урока (задачи):

Цели:

– Ознакомить учеников с важным событием в жизни страны – отменой крепостного права. Дать возможность оценить последствия этого события для развития России, для роста уровня её культуры.

 

Задачи:

-формировать представление о значимых  событиях и личностях Российской Империи середины 19 века, времени правления Александра II.

- прививать любовь к Отечеству, чувство гордости за свою страну и свой народ.

Личностные результаты

Проявляют самоорганизованность,  самодисциплинированность, самоконтроль; умеют давать свою объективную оценку изучаемым событиям и личностям

Предметные результаты

 Знают: Отмена крепостного права дала толчок  к стремительному развитию технического прогресса

Умеют: распределять на «реке времени» события до и после отмены крепостного права.

Метапредметные результаты

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, высказывают свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника

Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умеют вступать в речевое общение, допускать существование различных точек зрения, строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи и способами совместной деятельности в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход  урока

 

Этапы урока

Содержание этапа

 

Деятельность обучающихся

1.

Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.

 

Приветствие.

-Урок я хочу начать с таких замечательных слов:

-С маленькой удачи начинается успех.

Как вы понимаете эти слова?

-Какая удача может быть на уроке?

Пусть эти слова будут девизом урока.

.

 

 

 

Включатся в урок, во взаимодействие с учителем.

 

2.

Актуализация знаний

 

Вспоминаем то, что знаем.

-Перед вами тестовые задания.

-Выполните их.

Работа в группах.

(самопроверка с доской)

(В последнем задании в тесте получается ответ «КРЕПОСТНОЕ ПРАВО»)

- Дайте определение этому понятию.

 

Выполняют задание самостоятельно.

 

 

Выполняют взаимопроверку по эталону.

 

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

 

Выполняют самооценку по алгоритму.

 

3.

 

Постановка задач урока. Выявление места затруднения и его причины

 

 

1.  Скажите, каким образом в современном мире люди и грузы отправляются на большие расстояния?

Какие из этих видов транспорта были доступны людям начала XIX века? (Железнодорожный транспорт.)

К концу XIX века в России были построены десятки железных дорог, соединивших– крупные города страны.)

 

Однако почти все эти дороги построили лишь во второй половине столетия. За первую его половину в России  была построена только одна железная дорога, имевшая существенное значение, – между Москвой и Санкт-Петербургом (1851).

 

Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: 

Чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет  –  десятки железных дорог?

 

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

 

2. На доске портрет Александра II с подписью

«Александр 11- ИМПЕРАТОР- ОСВОБОДИТЕЛЬ» 

-Какой вопрос возникает у вас, когда вы видите этот портрет?

 

 

.

Активно включаются в работу. (С помощью автотранспорта, самолётов, железнодорожного транспорта, морских и океанских перевозок.)

 

Дети предполагают свою версию ответа.

 

 

Дают ответы. Высказывают свои мнения. Аргументируют

 

 

 

4.

Постановка целей и темы  урока.

-Определите тему нашего урока.

-Какую цель перед собой поставим?

 

.

Слушают. Предполагают

 

Дают ответы. Высказывают свои мнения. Аргументируют.

 

 

Пробуют сформулировать тему, цель урока.

 

 

 

5

Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

 

 

Отмена крепостного права.
 (на экране портрет Александра 11

- Каким же был император Александр 11?

1) Сообщения детей об Александре 11:

Александр II родился 17 апреля 1818 года. Семь лет спустя, в 1825 году, он был провозглашен наследником престола, а еще год  спустя Василий Андреевич Жуковский был принят на должность наставника наследника престола «Владычествуй не силою, а порядком»,- наставлял поэт будущего царя. «Люби свой народ: без любви к народу нет любви народа к царю».

 С именем Александра 11, взошедшего на престол в 1855 году, связано много изменений в жизни страны.

 

- Какие же изменения произошли с приходом к власти Александра 11?

 

Работа по учебнику - Откройте учебник на с. 84-85. Прочтите текст.

-О каком значимом историческом событии вы узнали из текста?

- В каком году это произошло?

 

Об отмене крепостного права было сказано в специальный документ – манифесте. Что же означает слово «манифест»?

В словаре С. И. Ожегова:   Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к народу.

Заменить на экране определение на картину «Чтение манифеста крестьянам».

 

Работа в группах

Работа с документом.
1) - А сейчас я предлагаю вам поработать с настоящим историческим документом. У вас на столах есть листы, на которых напечатаны отдельные положения из Манифеста 1861 года.

 

Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом в своей группе и решите, что в этих строчках самое главное.

а) Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда.
(это значит, что теперь крестьянина нельзя бить, продавать, обменивать;  слова прикрепить на доску)
б) На основании этого положения и  общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права свободных жителей.
(это значит, что крестьяне теперь имеют право: заключать договора,  приобретать имущество, вступать в брак, вести дела в суде;  

 в) Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьянам необходимое количество полевой земли.
(земля осталась собственностью помещика; слова прикрепить на доску)

г) Крестьяне за отведенные наделы земли обязаны отбывать в пользу  помещиков повинности работою или деньгами.
(крестьяне обязаны за землю продолжать работать на помещика –  отбывать повинность; слова прикрепить на доску)


Но не смотря на недостатки Манифеста Александр 11 вошел в русскую историю как царь-освободитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учиться понимать точку зрения другого

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Высказывают свои мнения.

 

Аргументируют.

Учатся самостоятельно оценивать свою работу

 

 

 

 

Делают самооценку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в паре.

Выполняют совместно задание.

 

6

Физкультминутка

 

Осуществление совместной деятельности в группе

 

Учащиеся выполняют двигательные упражнения

 

 

Работа с учебником

- Какие ещё изменения произошли в России во времена Александра 11.

-Итак, какие технические новшества вошли в жизнь людей в концё 19 века? (ответы детей сопровождаются слайдами)

 

4) Трагическая судьба Александра 11

- Несмотря на то, что царствование Александра 11 было прогрессивным для России, личная судьба царя была трагичной.

 На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881года в  С - Петербурге. 

(Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).

- На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III (2-й сын Александра II), построена церковь Воскресения Христова

 

Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.

 

Активно включаются в работу.

Дети предполагают свою версию ответа.

 

 

Дают ответы. Высказывают свои мнения. Аргументируют

 

 

 

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

 

 -Работа в РТ с. 40 №3. 

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Больше всего мне понравилось…

Главным на уроке для меня было…

 Я ухожу с урока  с …

 Родителям я расскажу  о…

Спасибо за урок!

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

 

 

 

 

Делают самооценку

 

9

Задание на дом. Инструктаж

 

С. 84-87 РТ С.39 №1, 2,3.

Записывают в дневник задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 вариант                                                                                                                                 Приложение 1

Тест


1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:
а) Багратион
б) Наполеон
в) де Толли

2. Французская армия вторглась в Россию в :
а) 1821 году
б) 1818 году
в) 1812 году.

3.Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения:
а) оставить Москву
б) дать еще одно сражение
в) признать Наполеона победителем.

4. В честь победы над Наполеоном был построен:
а) Петропавловский собор
б) Храм Христа Спасителя
в) Спасо-Преображенский собор.

5. Какой порядок, существовавший в Российской империи, можно считать несправедливым?              а) Уплата налогов                                                                                                                                          б)Воинская повинность                                                                                                                                в)Крепостное право                          

Тест

2 вариант.

1.Главнокомандующим русскими войсками был назначен:

а) М. И. Кутузов
б) А. В. Суворов
в) Ф. Ф. Ушаков.

2.Бородинская битва произошла:
а) 26 января 1812 года
б) 16 августа 1821 года
в) 26 августа (7 сентября) 1812 года.

3. Почему Наполеон решил покинуть Москву?        
а) для дальнейшего продвижения в глубь России
б) из-за пожара Москвы
в) для решающего сражения.

4. Война 1812 года называется Отечественной потому, что:
а) главное сражение произошло под Москвой
б) решалась судьба всей России
в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.

5. Какой порядок, существовавший в Российской империи, можно считать несправедливым?              а) Уплата налогов                                                                                                                                          б)Воинская повинность                                                                                                                                в)Крепостное право

 

 

Приложение 2

Положения из Манифеста 1861 года.

 

 

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в   помещичьих имениях

и на  дворовых людей  отменяется навсегда.

 

 

     2. На основании Положения и общих законов   крестьянам и дворовым

 людям, вышедшим из  крепостной зависимости, предоставляются   права

 свободных жителей.

 

 

   3. Помещики, сохраняя право собственности на   все принадлежащие

 им земли,   предоставляют      за установленные повинности,

 в постоянное  пользование крестьянам необходимое   количество земли.

 

 

   4. Крестьяне, за отведенные наделы земли,    обязаны отбывать в пользу

помещиков   повинности     работою или деньгами.

 

 

 


Положения из Манифеста 1861 года.

 

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в   помещичьих имениях

и на  дворовых людей  отменяется навсегда.

 

 

     2. На основании Положения и общих законов   крестьянам и дворовым

 людям, вышедшим из  крепостной зависимости, предоставляются   права

 свободных жителей.

 

 

     3. Помещики, сохраняя право собственности на   все принадлежащие

 им земли,   предоставляют      за установленные повинности,

 в постоянное  пользование крестьянам необходимое   количество земли.

 

 

    4. Крестьяне, за отведенные наделы земли,    обязаны отбывать в пользу

помещиков   повинности     работою или деньгами.

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

                                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Ход урока №

Ход урока №

Постановка задач урока. Выявление места затруднения и его причины 1

Постановка задач урока. Выявление места затруднения и его причины 1

Постановка целей и темы урока

Постановка целей и темы урока

Заменить на экране определение на картину «Чтение манифеста крестьянам»

Заменить на экране определение на картину «Чтение манифеста крестьянам»

Работа с учебником - Какие ещё изменения произошли в

Работа с учебником - Какие ещё изменения произошли в

Приложение 1 Тест 1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец: а)

Приложение 1 Тест 1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец: а)

Приложение 2 Положения из Манифеста 1861 года

Приложение 2 Положения из Манифеста 1861 года

Методическая разработка по окружающему миру по теме: «Император – Освободитель» для 3 класса

Методическая разработка по окружающему миру по теме: «Император – Освободитель» для 3 класса

Методическая разработка по окружающему миру по теме: «Император – Освободитель» для 3 класса

Методическая разработка по окружающему миру по теме: «Император – Освободитель» для 3 класса

Методическая разработка по окружающему миру по теме: «Император – Освободитель» для 3 класса

Методическая разработка по окружающему миру по теме: «Император – Освободитель» для 3 класса

Методическая разработка по окружающему миру по теме: «Император – Освободитель» для 3 класса

Методическая разработка по окружающему миру по теме: «Император – Освободитель» для 3 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021