Технологическая карта урока
Предмет |
Окружающий мир 3 класс
|
Учитель |
Зинурова Татьяна Валерьевна |
УМК |
Окружающий мир. Учебник для 3 класса в 2-х частях. Часть 2. Моё Отечество. -М.:Баласс; Школный дом, 2012-144 с , с ил. (Образовательная система «Школа 2100» презентация
|
Тема урока (и место урока в изучаемой теме) |
Император - Освободитель. |
Тип урока |
Урок открытия нового знания
|
Цели урока (задачи): |
Цели: – Ознакомить учеников с важным событием в жизни страны – отменой крепостного права. Дать возможность оценить последствия этого события для развития России, для роста уровня её культуры.
Задачи: -формировать представление о значимых событиях и личностях Российской Империи середины 19 века, времени правления Александра II. - прививать любовь к Отечеству, чувство гордости за свою страну и свой народ. |
Личностные результаты |
Проявляют самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль; умеют давать свою объективную оценку изучаемым событиям и личностям |
Предметные результаты |
Знают: Отмена крепостного права дала толчок к стремительному развитию технического прогресса Умеют: распределять на «реке времени» события до и после отмены крепостного права. |
Метапредметные результаты |
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, высказывают свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: умеют вступать в речевое общение, допускать существование различных точек зрения, строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи и способами совместной деятельности в группе. |
Ход урока
№ |
Этапы урока |
Содержание этапа
|
Деятельность обучающихся |
1. |
Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.
|
Приветствие. -Урок я хочу начать с таких замечательных слов: -С маленькой удачи начинается успех. Как вы понимаете эти слова? -Какая удача может быть на уроке? Пусть эти слова будут девизом урока. |
.
Включатся в урок, во взаимодействие с учителем.
|
2. |
Актуализация знаний
|
Вспоминаем то, что знаем. -Перед вами тестовые задания. -Выполните их. Работа в группах. (самопроверка с доской) (В последнем задании в тесте получается ответ «КРЕПОСТНОЕ ПРАВО») - Дайте определение этому понятию.
|
Выполняют задание самостоятельно.
Выполняют взаимопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку по алгоритму. |
3. |
Постановка задач урока. Выявление места затруднения и его причины
|
|
|
1. – Скажите, каким образом в современном мире люди и грузы отправляются на большие расстояния? Какие из этих видов транспорта были доступны людям начала XIX века? (Железнодорожный транспорт.) К концу XIX века в России были построены десятки железных дорог, соединивших– крупные города страны.)
Однако почти все эти дороги построили лишь во второй половине столетия. За первую его половину в России была построена только одна железная дорога, имевшая существенное значение, – между Москвой и Санкт-Петербургом (1851).
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
2. На доске портрет Александра II с подписью «Александр 11- ИМПЕРАТОР- ОСВОБОДИТЕЛЬ» -Какой вопрос возникает у вас, когда вы видите этот портрет?
|
. Активно включаются в работу. (С помощью автотранспорта, самолётов, железнодорожного транспорта, морских и океанских перевозок.)
Дети предполагают свою версию ответа.
Дают ответы. Высказывают свои мнения. Аргументируют
|
||
4. |
Постановка целей и темы урока. |
-Определите тему нашего урока. -Какую цель перед собой поставим? |
. Слушают. Предполагают
Дают ответы. Высказывают свои мнения. Аргументируют.
Пробуют сформулировать тему, цель урока.
|
5 |
Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.
|
Отмена крепостного
права. - Каким же был император Александр 11? 1) Сообщения детей об Александре 11: Александр II родился 17 апреля 1818 года. Семь лет спустя, в 1825 году, он был провозглашен наследником престола, а еще год спустя Василий Андреевич Жуковский был принят на должность наставника наследника престола «Владычествуй не силою, а порядком»,- наставлял поэт будущего царя. «Люби свой народ: без любви к народу нет любви народа к царю». С именем Александра 11, взошедшего на престол в 1855 году, связано много изменений в жизни страны.
- Какие же изменения произошли с приходом к власти Александра 11?
Работа по учебнику - Откройте учебник на с. 84-85. Прочтите текст. -О каком значимом историческом событии вы узнали из текста? - В каком году это произошло?
Об отмене крепостного права было сказано в специальный документ – манифесте. Что же означает слово «манифест»? В словаре С. И. Ожегова: Манифест –
торжественное письменное обращение верховной власти к народу.
Работа в группах Работа с документом.
Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом в своей группе и решите, что в этих строчках самое главное. а) Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих
имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда. в) Помещики, сохраняя право собственности на все
принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в
постоянное пользование крестьянам необходимое количество полевой земли. г) Крестьяне за отведенные наделы земли обязаны отбывать в
пользу помещиков повинности работою или деньгами.
|
Учиться понимать точку зрения другого Умение сотрудничать в совместном решении проблемы
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают свои мнения.
Аргументируют. Учатся самостоятельно оценивать свою работу
Делают самооценку
Работают в паре. Выполняют совместно задание. |
|
|||
6 |
Физкультминутка
|
Осуществление совместной деятельности в группе
|
Учащиеся выполняют двигательные упражнения |
|
|
Работа с учебником - Какие ещё изменения произошли в России во времена Александра 11. -Итак, какие технические новшества вошли в жизнь людей в концё 19 века? (ответы детей сопровождаются слайдами)
4) Трагическая судьба Александра 11 - Несмотря на то, что царствование Александра 11 было прогрессивным для России, личная судьба царя была трагичной. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881года в С - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей). - На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III (2-й сын Александра II), построена церковь Воскресения Христова
Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.
|
Активно включаются в работу. Дети предполагают свою версию ответа.
Дают ответы. Высказывают свои мнения. Аргументируют
|
7 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
-Работа в РТ с. 40 №3. Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал… Больше всего мне понравилось… Главным на уроке для меня было… Я ухожу с урока с … Родителям я расскажу о… Спасибо за урок! |
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку |
|
|||
9 |
Задание на дом. Инструктаж
|
С. 84-87 РТ С.39 №1, 2,3. |
Записывают в дневник задание. |
1 вариант Приложение 1
Тест
1.Во Франции в 18 веке к
власти пришел полководец:
а) Багратион
б) Наполеон
в) де Толли
2. Французская армия
вторглась в Россию в :
а) 1821 году
б) 1818 году
в) 1812 году.
3.Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения:
а) оставить Москву
б) дать еще одно сражение
в) признать Наполеона победителем.
4. В честь победы над Наполеоном был построен:
а) Петропавловский собор
б) Храм Христа Спасителя
в) Спасо-Преображенский собор.
5. Какой порядок,
существовавший в Российской империи, можно считать несправедливым?
а) Уплата
налогов
б)Воинская
повинность
в)Крепостное право
Тест
2 вариант.
1.Главнокомандующим русскими войсками был назначен:
а)
М. И. Кутузов
б) А. В. Суворов
в) Ф. Ф. Ушаков.
2.Бородинская битва произошла:
а) 26 января 1812 года
б) 16 августа 1821 года
в) 26 августа (7 сентября) 1812 года.
3. Почему Наполеон решил покинуть
Москву?
а) для дальнейшего продвижения в глубь России
б) из-за пожара Москвы
в) для решающего сражения.
4. Война 1812 года
называется Отечественной потому, что:
а) главное сражение произошло под Москвой
б) решалась судьба всей России
в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.
5. Какой порядок, существовавший в Российской империи, можно считать несправедливым? а) Уплата налогов б)Воинская повинность в)Крепостное право
Приложение 2
Положения из Манифеста 1861 года.
1. Крепостное право на крестьян, водворенных в
помещичьих имениях
и на дворовых людей отменяется навсегда.
2. На основании Положения и общих
законов крестьянам и дворовым
людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права
свободных жителей.
3. Помещики, сохраняя право
собственности на все принадлежащие
им земли, предоставляют за установленные повинности,
в постоянное пользование крестьянам необходимое количество земли.
4. Крестьяне, за отведенные наделы
земли, обязаны отбывать в пользу
помещиков повинности работою или деньгами.
Положения из Манифеста 1861 года.
1. Крепостное право на крестьян, водворенных в
помещичьих имениях
и на дворовых людей отменяется навсегда.
2. На основании Положения и общих законов
крестьянам и дворовым
людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права
свободных жителей.
3. Помещики, сохраняя право
собственности на все принадлежащие
им земли, предоставляют за установленные повинности,
в постоянное пользование крестьянам необходимое количество земли.
4. Крестьяне, за отведенные наделы
земли, обязаны отбывать в пользу
помещиков повинности работою или деньгами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.