Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»
Оценка 4.9

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
23.04.2019
Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»
Урок относится к теме «Пищеварительная система», первый урок в общей теме. Урок с использованием ИКТ. На уроке проводится исследовательская работа в виде практической работы. Данная работа предлагается на этапе изучения и первичного закрепления знаний. Используется фронтальная работа; групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с учебником.
конспект по окр.миру.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Илекская средняя общеобразовательная школа №1 Конспект урока окружающего мира 3 класс по программе О.Т. Поглазова УМК «Гармония» Тема: «Питание. Пищеварительная система» (урок изучения нового материала) Учитель начальных классов Полякова Лариса Николаевна 2017 г 2 Технологическая карта урока окружающего мира Автор материала (ФИО)  Полякова Лариса Николаевна Должность (с указанием преподаваемого  предмета)  Образовательное учреждение  Учитель начальных классов МБОУ «Илекская СОШ №1» с. Илек,  Оренбургская обл. Класс (возраст)  3 класс Название материала  Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы» Тип урока: Урок изучения нового материала на деятельностной основе.  Учебный предмет  Окружающий мир Название учебного пособия,  образовательной программы (УМК) с  указанием авторов, к которому  относится ресурс Вид ресурса (презентация, видео,  текстовый документ  и другие)  Учебник «Окружающий мир» 3класс, УМК «Гармония». О.Т. Поглазова Текстовый документ, презентация Техническое оснащение (компьютер,  интерактивная доска и другие.)  Учебники, карандаш, проектор, компьютер, фрагменты видеофильмов, энциклопедия, карточки с  заданиями, руководство по выполнению исследования для каждой группы. Цели, Задачи материала          Цель урока: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной  системе человека. Задачи урока:  ­ познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму  питательными веществами; ­ составить с детьми правила правильного питания; ­ развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; ­ развивать мышление, память, умение слушать; Современные образовательные  технологии Методы обучения: Принципы обучения: Формы организации познавательной  деятельности: Планируемые результаты: ­личностные ­предметные ­метапредметные ­ воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью; ­ воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ; ­ формирование УУД. Развивающее обучение, личностно­ориентированный подход, использование информационно­ коммуникативных технологий.  Объяснительно­иллюстративный, частично­поисковый, методы стимулирования к обучению, методы  контроля и самоконтроля, проблемно­поисковые методы. 1. Принцип   разностороннего   развивающего   воздействия   на   интеллект   ребенка   (логическое мышление, внимание, память); 2. Принцип действенного подхода к обучению; 3. Принцип   обоснованного   ответа   (каждый   учащийся   доказывал   свое   мнение   в   процессе выполнения индивидуальных и групповых заданий). 4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Фронтальная, индивидуальная, групповая Познавательные УУД 1. Осуществлять учебно­познавательный интерес к обучению в школе, 2. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников, 3. Обработка информации (выделение основной и второстепенной), 4. Обобщать полученные знания, делать выводы в результате совместной работы, 5. Применять полученную информацию на практике, 6. Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять заданную учебную цель, 2. Работать по плану, 3. Обнаруживать и формулировать учебную проблему, 4. Осуществлять самоконтроль результатов деятельности в форме сличения способа действий и  его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, 5. Адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок 6. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и  4 учёта характера сделанных ошибок, 7. Взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать речь других, 2. Работать в группе, 3. Вырабатывать совместное решение при работе в группе, 4. Задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром 5. Контролировать действия партнёра, 6. Эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества, 7. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и  сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные результаты 1. Включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне, 2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни 3. Формирование мотивации к учению 4. Развитие умения не создавать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных  ситуаций 5. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками 6. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми. Аннотация  Урок относится к теме «Пищеварительная система», первый урок в общей теме. Урок с  использованием ИКТ. На уроке проводится исследовательская работа  в виде практической  работы.       Данная работа предлагается на этапе  изучения и первичного закрепления знаний. Используется фронтальная работа; групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с учебником. Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1.Организационный  Организует детей на работу. Осуществляет самооценку  готовности к уроку. 2.Эмоциональный  Создает эмоциональный настрой. Улыбаются друг другу, создают  Формируемые универсальные учебные действия Регулятивные:  развитие мотивов  учебной деятельности. Познавательные:  5 хорошее настроение. – Карлсон не смог взлететь. – У него не хватило сил. – Карлсон съел банку варенья, пища  попала к нему в организм, он  получил новые силы. – О пище, как она попадает в  организм и как с помощью неё  организм получает новые силы Пищеварение уметь находить ответ  на вопрос. Логические: анализ с  целью выделения  существенных  признаков. Коммуникативные:  сотрудничество со  сверстниками. Коммуникативные:  уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной   полнотой и точностью  мысли (диалог) Познавательные:  Общеучебные. Логические: анализ,  синтез, обобщение. настрой   Цель: включение  учащихся к  деятельности на  личностно­значимом  уровне 3.Этап актуализации  знаний Цель: повторение  изученного материала,  необходимого для  "открытия нового  знания", и выявление  затруднений в  индивидуальной  деятельности каждого  учащегося. Просмотр отрывка из мультфильма «Малыш и  Карлсон» При помощи вопросов учитель подводит к теме урока. – Ребята, предлагаю посмотреть отрывок из известного  вам мультфильма – Что произошло в этом сюжете? – А почему? – А почему он всё­таки потом смог взлететь? – Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?   – Предположите тему сегодняшнего урока. – Совершенно верно, мы сегодня с вами рассмотрим  этажи пищеварительной системы. И мне очень хотелось, чтобы вы в конце нашего урока ответили на вопрос  «Почему мы назвали тему нашего урока «Этажи  пищеварительной системы»?» – Миллионы людей имеют представление о том, как  устроена Солнечная система, почему за летом следует  осень, отчего, иногда идёт дождь, а порой падает снег… «Мы живём в мире, в котором люди гораздо больше  знают о внутреннем устройстве автомобиля или о  работе компьютера, чем о том, что происходит, внутри  их собственного организма». А ведь каждому из нас  жизненно важно понимать, что представляет собой  6 тело, как оно устроено и как работает, что его  поддерживает, а что выводит из равновесия. Много ли  человеку известно о своём теле, своём организме?  Число открытий в этой области к началу XXI столетия  достигло астрономических величин. И сейчас я вам  предлагаю увеличить число открытий в данной области ­ способы: диалог, групповая или парная работа;  ­ методы: побуждающий к гипотезе диалог,  подводящий к открытию знания диалог.     ­ В ходе работы каждый из вас заполнит опорный  конспект, который поможет подготовить правильный  ответ на следующем уроке. ­ Все живые существа питаются.  ­ Чем питаются растения? 4.Этап усвоения и  осмысления новых  знаний  на основе  решения проблемной  ситуации. Цель: решение УЗ  (учебная задача) и  обсуждение проекта ее  решения.  ­ Чем питаются животные?   ­ Чем питается человек? Что значит правильное  питание? ­ Какая цель стоит перед нами? (Ответы детей) ­ Человеку нужна пища – как бензин машине.  Питательные вещества необходимые для поддержания  жизни и работы организма. ­ Может ли человек обходиться без пищи? Сколько  времени? Расскажите о своих ощущениях, когда вы  хотите кушать, что вы чувствуете? ­ Правильно, когда человек не ест, он испытывает  чувство голода, слабость, усталость. При длительном  голодании человек слабеет, через 2­3 дня начнутся  «голодные»  обмороки, без еды человек может прожить  до 25 дней (зависит от здоровья человека, возраста) Исследование в группах. Каждая группа получает материал: Корнями всасывают из почвы воду с  растворенными солями, в листьях  образуются сахар и крахмал из  частиц воды и углекислого газа). Растениями и другими животными. Общеучебные: поиск и выделение  необходимой  информации. Познавательные:  Логические:  определение  критериев для  сравнения. Коммуникативные:  взаимодействие с  партнером, постановка вопросов,  инициативное  сотрудничество в  поиске и сборе  информации. Регулятивные:  саморегуляция,   способность к  волевому усилию. 7 ( 4 раза: завтрак, обед, полдник,  ужин) (нужно употреблять разнообразную  пищу) Задание каждой группе. 1 – белки, из учебника и  дополнительной литературы 2 – жиры, энциклопедии 3 – углеводы, спрашивают у  взрослых ­ Сколько раз в день должен есть человек? ­ Какую пищу должен употреблять человек?      ­ Если мы употребляем разнообразную пищу, то  организм получает необходимые питательные вещества.   ­ Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль  они играют.  ­ А где мы можем взять информацию? (из учебника, ..) Белки – вещества, как кирпичики для строительства  дома, нужные для роста и развития организма. Ими  богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.  Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки.(дети  строят до из кирпичиков) ­ Что такое жиры? В каких продуктах они содержатся? Жиры – вещества, как крыша для нашего домика.  Обеспечивают организм энергией. Но избыточное  употребление жиров приводит к их отложению во  внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и  это вредно. Поэтому их нужно меньше, чем  кирпичиков. Жира содержать в сливочном и  растительном масле, сметане, молоке и маслянистых  растениях, кукурузы, подсолнечника (крыша) Что такое углеводы? И в каких продуктах они  содержатся? Углеводы ­  вещества и двери в нашем домике. Главные поставщики энергии. Мы их получаем в виде крахмала  и сахара. Они помогают вырабатывать энергию.  Содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах. ­ Ребята, посмотрите внимательно, наш домик – это наш организм, в котором есть и белки – кирпичики, и жиры  8 – крыша, и углеводы – двери, а чего не хватает в нашем  домике, чтобы нам в нем было уютно и комфортно.  (окон) ­ Чем больше окон, тем наш организм сильнее и меньше  подвержен различным заболеваниям. Минеральные  соли – для роста и укрепления костей ­ Что должно быть в продуктах, чтобы мы были  здоровыми? (Витамины)  ­ Знаете ли вы, что означает слово «витамин»? ­ Слово «витамин» придумал американский ученый  Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин»,  содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно  необходимо человеку. Соединив латинское слово vita  «жизнь» со словом «амин», получилось слово  «витамин». Витамин – источник жизни. Осуществляет общий контроль деятельности  обучающихся. Вывод: Итак, мы с вами узнали об основных веществах,  которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Но ни один  продукт не даст всех  питательных веществ, которые  необходимы для поддержания хорошего здоровья, для  этого нам нужны разные питательные вещества, значит  пища, которую мы употребляем, должна быть  разнообразной. Игра в «сокс» Загадка про яблоко  ­ Дети самостоятельно читают текст загадки. ­ Отгадывают её  ­ Что вы можете рассказать об этом яблоке? ­ А какое оно на вкус? 5.Фиминутка 6.Продолжение темы Дети заполняют опорный конспект Отгадывают загадку 9 Знакомство с органами пищеварения.  Практическая работа (на столах на тарелочках под  салфетками  лежат кусочки яблока по количеству  детей в группах).    ­ Возьмите по одному кусочку и положите его в рот.   ­ Что вы будете делать дальше? (разжёвывать и  глотать)   ­ С помощью чего будете разжёвывать? (с помощью  зубов, резцы 8 –отрезают, откусывают, клыки 4  отрывают, коренные зубы – дробят и мельчат)   ­ Пищу ещё необходимо смочить. Чем? (слюной) Самый верхний «этаж» пищеварительной системы –  ротовая полость. (пометить в конспекте) ­ Когда мы проглотим наш кусочек, куда он денется?  ­ Как же пища начинает своё движение по нашему  организму? (попадает   в глотку и движется по  пищеводу) Это второй «этаж»  ­  Куда же делась пища, которую вы съели?  ­ Что с ней произошло? (желудок) ­ конспект Ну а теперь посмотрим, как работает желудок.      ­ Представьте, что банка – это наш желудок, вода –  желудочный сок.  Каждой группе задание с инструкцией: 1.Опустить в емкость последовательно ложку соли,  затем – сахара (они растворились),  2. Кусочек хлеба (он размяк).  3.Положить на блюдце бумажную салфетку и налить  сверху немного воды. Что произошло? (ответы детей)  Выполняют практическую работу Заполняют опорный конспект Практическая работа. Каждая группа получает  инструкцию по заданию. Выводы 10 Жидкость впиталась. Вот так и стенки желудка  растворяют и впитывают пищу. Это ещё один из этажей   В желудке пищевые массы делают первую длительную  остановку. Следующий «этаж» пищеварительной  системы – кишечник и проводит там до 4 часов.  Здесь  заканчивается переваривание пищи.     За это время она становится совсем жидкой. Затем  уже в жидком  состоянии пища поступает в тонкую  кишку. С этого момента наш  организм начинает  получать нужные для нас вещества. Ненужные же  направляются в толстую кишку, откуда и будут  удалены.  ­ Посмотрите на схему. Какие ещё внутренние органы  относятся к  органам пищеварения? (печень,  поджелудочная железа)  ­ Какое значение печени? (выделяет в тонкий кишечник особую жидкость, необходимую для пищеварения –  желчь – она растворяет жиры)  ­ Какое значение поджелудочной железы? (выделяет  поджелудочный сок, который расщепляет белки) Запишите конспект – перечислите органы пищеварения  (проверка). Составьте схему. ­ Закончите мысль в опорном конспекте. ­ Так что же такое пищеварительная система? Давайте, посмотрим весь путь движения пищи по  нашему организму, как она видоизменяется и  усваивается организмом. Ученик 1. (В руках рисунок ротовой полости.) Сначала пища попадает в ротовую полость, мы  откусываем и пережёвываем её зубами, перемешиваем  языком, Уже во рту пища начинает перевариваться с  7.Закрепление Работа со схемой Заполнение опорного конспекта Дети получают рисунки и  выстраиваются по схеме Коммуникативные: сотрудничество с  учителем и  сверстниками; познавательные:  построение  логической цепи  11 резцы (8 шт.) – отрезают, откусывают клыки (4 шт.) – отрывают коренные зубы – дробят и мельчат помощью слюны. Ученик 2. Во рту у нас разные зубы: Определяют их роль • • • Ученик 3. (В руках рисунок языка). Язык перемешивает пищу и продвигает её в глотку. Мозг получает  информацию от языка и слизистой оболочки рта и  определяет съедобна пища или нет. Ученик 4. (В руках рисунок пищевода) Язык  проталкивает пищу в глотку, оттуда пища проходит в  пищевод. Пищевод­трубка, соединяющая глотку и  желудок. Мышцы пищевода проталкивают пищу в  желудок. Ученик 5. (В руках рисунок желудка) Желудок –  растяжимый мышечный мешок, расположенный в  брюшной полости. Желудок получает пережёванную и  смоченную слюной пищу, Смешивает её с желудочным  соком и проталкивает в кишечник (двенадцатиперстную кишку).   Ученик 6. Рисунок кишечника) Из желудка пища  поступает в кишечник. Он состоит из тонкого (2–4 м) и  толстого кишечника (1,5 м). Не смотрите на то, что  кишечник свернут очень плотно, длина его целых 8  метров. Ученик 7. (рисунок печени) Это интересно Длина пищеварительного тракта от начала до конца  составляет свыше 9 метров!      В кишечнике одного человека полезных бактерий  больше, чем людей на Земле. Миллиарды бактерий  помогают переваривать пищу. рассуждений Регулятивные:  самоконтроль,  самооценка 12 Коммуникативные  УУД:  умение  с  достаточной   полнотой и точностью  выражать свои мысли. Регулятивные УУД:   самооценка Осуществляют рефлексию на  содержательном, коммуникативном  и эмоциональном уровне. Регулятивные: оценка  (выделения  осознанного уровня  усвоения) Учащиеся выбирают самостоятельно 8.Итог 9.Этап рефлексии. Цель: осознание  учащимися своей УД,  самооценка  результатов своей  деятельности и  деятельности всего  класса. 10.Домашнее задание –Что нового вы узнали? ­ Как узнали, что помогло? ­ Где пригодятся знания? ­ Почему тема урока названа «Этажи пищеварительной  системы»? ­ Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний? ­ Как работал ты? ­ Кому помогал ты? ­ Что на уроке у вас хорошо получилось? ­ Над чем ещё надо поработать? Организует и активизирует рефлексию по поводу  индивидуальной и совместной деятельности. Технология «Яблонька» Красные ­ я считаю, что сделал всё на отлично, у меня  хорошее настроение; зелёные – не справился с  заданием, у меня грустное настроение Домашнее задание: ­ подготовить рассказ о пищеварительной системе с  использованием опорного конспекта и статьи учебника  (стр. 34 – 38); ­ выбрать одно из творческих заданий, указав его в  своём опорном конспекте: 1) составить и красиво оформить книжку­малышку  «Витаминные загадки»; 2) используя компьютерную программу, подготовит  рекламу одного из продуктов питания; 3) приготовить дома с друзьями витаминный салат,  красиво оформить рецепт этого салата и принести его  на урок. 13 Приложение 1. Что такое белки? В каких продуктах они содержатся? Найти информацию в учебнике с.34. Прочитайте.  Дополнительная информация Белки ­ вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки. Что такое жиры? В каких продуктах они содержатся? Воспользуйтесь энциклопедиями. Что такое углеводы? В каких продуктах они содержатся? Спросить у взрослых. Приложение 2. Опустить в банку с водой последовательно ложку соли, затем – сахара. Понаблюдайте. Что произошло? Сделайте выводы. Инструкция Инструкция Опустить в банку с водой кусочек хлеба. Понаблюдайте.  Что произошло? Сделайте выводы. Полижите на блюдце бумажную салфетку и налейте сверху немного воды. Понаблюдайте.  Что произошло? Сделайте выводы. Инструкция Опорный   конспект   по   окружающему   миру. Тема.     Пищеварительная   система В   состав   пищи   должны   входить: Пища Приложение 3. 14 Органы   пищеварения:   _________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Согласованная   работа   всех   органов   пищеварения   называется   ______________________________________________________________________________________ _ Я   выбираю   творческое   задание: 1) составить и красиво оформить книжку­малышку «Витаминные загадки»; 2) используя компьютерную программу, подготовит рекламу одного из продуктов питания; 3) приготовить дома с друзьями витаминный салат, красиво оформить рецепт этого салата и принести его на урок. 15 Самоанализ урока окружающего мира Урок проводился по предмету – Окружающий мир. Тема урока :  Питание. Пищеварительная система. Тип урока: Урок изучения нового материала на деятельностной основе.      Цель урока: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека. Задачи урока:  ­   познакомить   учащихся   с   пищеварительной   системой   человека   и   необходимыми   организму питательными веществами; ­ развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; ­ развивать мышление, память, умение слушать; ­ воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью; ­ воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ; ­ формирование УУД. Современные   образовательные   технологии   :  развивающее   обучение,   личностно­ориентированный подход, использование информационно­коммуникативных технологий.  Методы обучения:  объяснительно­иллюстративный, частично­поисковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно­поисковые методы.   Принципы: 1. Принцип   разностороннего   развивающего   воздействия   на   интеллект   ребенка   (логическое мышление, внимание, память); 2. Принцип действенного подхода к обучению (проведение опыта) 3. Принцип   обоснованного   ответа;   (каждый   учащийся   доказывал   свое   мнение   в   процессе выполнения   индивидуальных и групповых заданий) 4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.              В начале урока эмоциональный настрой, его цель ­  получить эмоционально­положительный заряд   на   урок.   Средством   развития   познавательной   активности   учащихся   при   изучении   предмета использовалась   мультимедийная   презентация,   как     активная   наглядность,   дающая   возможность выстроить объяснение и закрепление материала на уроке логично, научно, последовательно. При   таком   подходе   к   изложению   учебного   материала   включаются  три     вида   памяти  учеников: зрительная, слуховая, моторная.  Актуализация опорных знаний проводилась на личном опыте учащихся, в качестве проблемной постановки вопросов.                    Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно – иллюстративный метод   обучения,   основным   назначением   которого   является   организация   усвоения   учащимися информации   путем   сообщения   научного   материала   и   обеспечения   его   успешного   восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. А как известно в младшем школьном возрасте развита более наглядно – образная память.                   Изучение и закрепление нового материала проводилось с применением репродуктивного и частично   –   поискового   методов   обучения   (рассказ   учителя,   практическая   работа.)   наглядного, дидактического, научного материала.            Содержание урока полностью соответствовало заявленной теме.  16 Материал  подавался  блоками с последующим  первичным закреплением. (работа в опорном конспекте) Не использование учебника в данном случае считаю обоснованным, так как весь изучаемый материал выводился на экране.         Общее закрепление  темы проводилось путем практической, групповой деятельности. Научные исследования свидетельствуют о том, что большинство людей запоминают 5% услышанного и   20%   увиденного.   Одновременное   использование   ауди­   и   видеоинформации   повышает запоминаемость до 30 ­50%  Следовательно материал изучаемый на уроке, считаю, был усвоен хорошо в достаточно полной мере.    На уроке оптимально сочеталась индивидуальная, фронтальная и  групповая формы работы .Таким образом, на уроке достигнуты варианты индивидуального, личностно – ориентированного  обучения с использованием  визуальных и слуховых образов.   Принципы здоровьесберегающих технологий реализовались в дозированности  наглядного материала (просмотр слайда 2­3 мин., физминутка, контроль посадки) проводимых физкультминутках. Цель урока достигнута. Задачи в уроке реализованы полностью.     На уроке поддерживалась доброжелательная атмосфера, принцип психологической комфортности реализовался в возможности учеников высказывать личное мнение, иметь право на ошибку, иметь право на исправление ошибок.  Дети были активны, инициативны, всем хотелось получить поощрение, быть успешными. 17

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»

Урок окружающего мира «Этажи пищеварительной системы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2019