Методическая разработка деятельностного урока. 5 класс, Письмо и развитие речи.
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
18.10.2018
Методическая работа представлена в виде технологической карты с описанием этапов урока, деятельности учителя, деятельности обучающихся и коррекционной работы на уроке. Тема урока: Суффикс - часть слова. Цель урока - познакомить учащихся со словообразовательной ролью суффикса. Урок состоит из двенадцати взаимосвязанных этапов.Конспект урока в школе 8 вида
конспект урока письмо, 5 класс.doc
Дата 26.10.2017 год Класс 5 Предмет Письмо и развитие речи.
Методическая разработка деятельностного урока.
Учитель Семяшкина Ж.М.
Тема: Состав слова. Суффикс.
Цель: Ознакомить обучающихся со словообразовательной ролью суффикса в слове.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания обучающихся о частях слова, познакомить с ролью суффикса в слове;
Коррекционноразвивающие: развивать устную речь, регулирующую функцию речи через объяснение
обучающимися своих действий, корригировать произвольное внимание, слуховое восприятие через узнавание
музыкальных звуков, коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук путём выполнения заданий с мелкими
предметами, коррекция пространственных представлений через задание на соотношение слова с изображением;
Воспитательные: воспитывать аккуратность, старательность, внимательность, умение работать вместе, в парах,
воспитывать бережное отношение к близким людям, уважительное отношение к старшему поколению.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Коррекционная работа
Ход урока.
1.Организация начала урока.
Цель:
организовать
эмоционально
обучающихся,
положительно
Приветствие.
артикуляционной гимнастики.
Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас
урок письма. Создадим хорошее,
Проведение
Настраиваются на урок,
выполняют гимнастику.
Мне в стакан налили
Коррекция
поведения,
эмоционального
настроя, дыхания. настроить на урок, мотивация
учебной деятельности.
14)
приставка,
дружелюбное настроение. Улыбнитесь
друг другу и нашим гостям! И для
активной работы делаем гимнастику.
(слайд
Проговаривают
чистоговорку с зарядкой для пальцев
рук.
Сядет тот, у кого на парте значок:
корень,
окончание,
суффикс.
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
Что мы делаем на уроках письма?
(Ответы детей.)
( учим правила, говорим, учимся быть
грамотными,
думаем,
отвечаем).
Сегодня на уроке мы тоже с вами
продолжим учиться грамотно писать,
отвечать на вопросы, слушать.
Будьте активны и внимательны, оценки
в конце урока будете сами выставлять.
слушаем,
чай
И сказали: Размешай!
Ложку пальцами я взял,
Сахар быстро размешал!
Выполняют задание,
садятся.
Следят за правильной
посадкой.
Отвечают на вопрос
Коррекция
внимания, памяти.
Формирование
правильной посадки
за партой
Коррекция и
развитие связной
устной речи
Коррекция
внимания, настрой
на активность 2. Проверка домашнего задания.
Цель: проверить уровень
выполнения работы, исправить
недочёты в работе
Какую интересную тему мы изучаем?
Состав слова.
(деформированные
слова) (слайд 5)
С какой частью слова мы
познакомились на предыдущем уроке?
СУФФИКС!
Что мы узнали о суффиксе?
1. Часть слова
2.
окончанием.
Стоит после корня перед
И домашнее задание было на
закрепление полученных знаний о
суффиксе.
(Домашнее задание
списать слова, выделить в них
суффикс. 1ой группе по обучаемости
– с выделенными словами составить
предложения)
Фронтальный устный опрос.
Вывод по дом.заданию
Что такое суффикс?
Ответы обучающихся
Коррекция
внимания через
слушание ответов,
дополнение.
Исправление.
1. Часть слова
2. Стоит после корня
перед окончанием. Актуализация
3.
знаний.
Подготовка к восприятию нового
материала.
Цель: повторить пройденный
материал,
вспомнить
определения частей слова
4. Формулирование темы и
учебных целей урока.
Цель:
целеполагание
мотивация
на
Перед тем как написать число,
Покажите с
разомнём пальцы.
помощью пальцев рук
корень,
приставку, окончание, суффикс
Обучающиеся
показывают руками
графическое
изображение частей
слова.
Коррекция и
развитие мелкой
моторики кистей
рук
Запись числа.
Какую большую тему мы изучаем?
Что такое корень?
Приставка?
Окончание?
Суффикс?
Подведение к теме урока.
Ребята, видите часть правила
про суффикс спрятана? Кто
догадается, какая тема урока?
На уроке сегодня мы продолжим
тему Суффикс – часть слова и
узнаем о суффиксе чтото очень
интересное, даже волшебное!
Ответы обучающихся
Высказывают
предположение – узнаем
Коррекция
мышления.
чтото новое о
суффиксе.
новых знаний,
для
5. Изучение
необходимых
формирования умений.
Цель: отработка умений находить
Наши предки оставили нам в
наследство великий русский
язык. В нем тысячи слов. Но не
только слова мы получили в части слова, познакомить с ролью
суффикса в слове
наследство, а еще и «запасные
части» к ним – приставки,
суффиксы, окончания.
А какая часть слова самая
главная?
Мы уже говорили, что и у дерева
самая главная часть – это
(корень)
А у людей есть корни?
Человек тесно связан со
своими корнями, дерево не
растёт без корня и слова не
бывает без корня!
А какая тема этого урока?
Суффикс – часть слова!
Что мы знаем о суффиксе?
И я вам говорила, что мы узнаем
о суффиксе чтото (волшебное)
Для этого нам нужны хорошие
слух, нюх, память и доброе
сердце!
Все вместе!
Ответы обучающихся.
Корень!
Это бабушки, дедушки,
прабабушки.
Суффикс – часть слова!
внимания, памяти,
Коррекция
1. Часть слова
2. Стоит после корня
перед окончанием.
Проговаривают и
показывают. Итак нюх проверим, определите
по запаху, что это.
Рыба!
Записываем в тетради.
Кто сможет показать, как надо
ловить рыбу?
А сейчас кого Кирилл
изображает?
Рыбак!
Рыбак что поймал
Рыбку!
Рыба, рыбак, рыбка
Как назовём эти слова?
(Однокоренные!)
Разберём по составу!
(корень, окончание, суффикс)
А какую роль здесь играет
суффикс?
Он помог образовать новые
слова!
Открываем вторую половину
правила про суффикс.
Вот в чём главный секрет
суффиксов!
По запаху определяют
рыбу.
Запись в тетради и на
доске.
Обучающийся берёт
удочку и рассказывает,
как нужно ловить рыбу.
Коррекция и
развитие обоняния,
догадки, мышления,
тактильного
восприятия, связной
устной речи.
Однокоренные!
Ученик разбирает слова
по составу.
Он помог образовать
новые слова!
Читают хором:
Суффикс служит для
образования новых слов! 6. Физминутка для глаз.
Цель: отдых от письма, смена
деятельности
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
Ищем в кабинете глазами
предметы, которые я называю.
Часы, цветы, доска, учителя,
дверь,окно, Жанна Михайловна
моргаем быстро 10 секунд.
7. Закрепление знаний, выработка
умений и навыков.
Цель:
отрабатывать умение
находить суффикс в слове,
за
наблюдение
словообразовательной
ролью
суффикса в слове
Проверю вашу память!
Что размешивали в чае?
Запись на доске.
Достаньте из стола мешочки,
определите наощупь, какой там
предмет!
Сахарок.
Что изображено на картине?
(Слайд 6)
Сахарница!
Какие это слова?
(однокоренные)
Задание разберите по составу
Сахар!
Достают мягкие
мешочки из стола,
описывают предмет
наощупь, называют его.
Сахарок!
Записывают в тетради,
один ученик пишет на
доске.
Отвечают хором, следят
за посадкой.
Коррекция
внимания,
Выполняют задание.
пространственных
представлений,
контроль за
правильной
посадкой.
Коррекция и
развитие мелкой
моторики кистей
рук путём
выполнения заданий
с мелкими
предметами,
развитие памяти
Коррекция и
развитие внимания,
связной устной речи. Деформированное
правило (слайд 7)
1. Часть …
2. Стоит после … перед
окончанием.
3. Суффикс служит для
… новых …!
Ответы обучающихся.
Коррекция
личностных качеств,
умение выражать
свои чувства
эти слова
Было слово сахар, что же
превратило это слово в новые?
Суффикс!
Что такое суффикс?
Задание Составить
предложение с помощью слов и
картинок. (слайд 8)
Бабушка любуется новой
сахарницей.
Как вы думаете, откуда у
бабушки новая сахарница? (Я
думаю, что подарили, купила)
И бабушке очень приятно!
Кто должен заботиться о
бабушках, дедушках, о наших
корнях? ( О бабушках и
дедушках должны .. их дети,
внуки)
Мы знаем бабушку Родиона,
Лидию Суреновну, видим, как
заботится она о нём. Родион, как
ты помогаешь своей бабушке? 8. Активная физминутка.
Цель: отдых от письма, снятие
напряжения мышц спины, рук,
смена вида деятельности.
Под музыкальную
фонограмму стоя
выполняют упражнения.
9. Закрепление знаний, выработка
умений и навыков, работа с
учебником
Цель:
отрабатывать умение
находить суффикс в слове,
наблюдение
за
словообразовательной
ролью
суффикса в слове
Ребята, какая предметная неделя
идёт в школе? Я хочу проверить,
хорошо ли вы решаете примеры.
Работать будете парами, чтобы найти
свою пары, возьмите карточку со
значком части слова и соедините как
пазл со своей парой.
Правильный ответ каждой пары – 53.
Как вы думаете, что означает это
число?
(Это страница учебника)
Неделя математики!
Находят пару, решают
пример, называют ответ
Обучающиеся
высказывают
предположения.
Выполнение упражнения
с учебника.
Формирование
ритмичности
движений,
коррекция
поведения, умение
переключаться с
учебной работы на
отдых.
Формирование
умения работы в
парах,
межпредметная
связь, развитие речи
через активацию
пассивного словаря.
10. Подведение к выводу по цели
урока.
Цель: побудить обучающихся
самостоятельно подвести к
выводу по цели урока
Игра «Угадай профессию по звуку».
Игра «Угадай, в кого переоделся
ученик».
Пригласить ученика к доске, одеть на
него рабочий халат, дать молоток,
сапог.
Назовите два однокоренных слова.
Прослушивают
фонограмму, называют
профессии – швея,
стоматолог, скрипач.
Высказывают догадки,
кем работает человек, в
такой одежде.
Коррекция
слухового
восприятия через
узнавание
музыкальных звуков,
мышления,
внимания. (Сапог, сапожник)
Как сапог превратился в сапожника?
(С помощью суффикса НИК)
Так мы доказали, что суффикс
настоящий волшебник?
В чём волшебство суффикса?
(Суффикс образует новые слова)
Предлагается выполнить домашнее
задание на выбор.
Зелёная карточка – простое задание,
красная карточка – более сложное, но
интересное.
Чтение задания на карточках, ответы
на вопросы обучающихся.
Предлагаю оценить свою работу и
работу одноклассников самим.
Помните условие – оцениваем не
друга, а его работу на уроке
Подведём итоги урока.
Какая тема урока?
В чём же волшебство суффикса?
Для урока нам нужны были хорошие
нюх, слух, ум и доброе сердце
И как мы развивали нюх? (узнали
Повышение учебной
мотивации,
активности.
Ответы обучающихся.
Обучающиеся делают
выбор.
Развитие
самосознания
Поднимают карточки с
отметками
Отвечают на вопросы.
Развитие
самосознания,
мотивации,
отношения к
окружающим и
самому себе.
Коррекция и
развитие внимания,
связной устной речи,
памяти
11. Домашнее задание.
Цель:
Закрепить полученные знания
дома, стимулировать к выбору в
соответствии со своими
возможностями
12. Оценивание обучающихся.
Цель:
Учить умению правильно
оценивать свою работу на уроке и
своих одноклассников
13. Рефлексия. Выводы по уроку.
Цель:
Осознание учащимися своей
учебной деятельности рыбу по запаху)
Как слух развивали? (узнали
профессию)
Как ум свой развивали? ( узнали
новое о соффиксе)
Доброе сердце у вас? (помогаем
бабушке, друг другу решать примеры)
12. Рефлексия настроения
Цель:
Установление эмоционального
контакта в конце урока
А что больше всего понравилось на
уроке?
Нарисуйте на смайликах своё
настроение в конце урока
Выполняют задание.
Развитие
эмоциональной
самооценки
Методическая разработка деятельностного урока. 5 класс, Письмо и развитие речи.
Методическая разработка деятельностного урока. 5 класс, Письмо и развитие речи.
Методическая разработка деятельностного урока. 5 класс, Письмо и развитие речи.
Методическая разработка деятельностного урока. 5 класс, Письмо и развитие речи.
Методическая разработка деятельностного урока. 5 класс, Письмо и развитие речи.
Методическая разработка деятельностного урока. 5 класс, Письмо и развитие речи.
Методическая разработка деятельностного урока. 5 класс, Письмо и развитие речи.
Методическая разработка деятельностного урока. 5 класс, Письмо и развитие речи.
Методическая разработка деятельностного урока. 5 класс, Письмо и развитие речи.
Методическая разработка деятельностного урока. 5 класс, Письмо и развитие речи.
Методическая разработка деятельностного урока. 5 класс, Письмо и развитие речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.