Методическая разработка "Эффективность использования дистанционных образовательных технологий в начальной школе в условиях инклюзивного класса"

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 10.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дистанционные образовательные технологии эффективны в своем использовании в начальных классах. Особая эффективность замечена в применении с детьми ОВЗ. В работе Освещены этапы исследования эффективности использования дистанционных образовательных технологий в условиях инклюзивного класса. Проведено детальное рассмотрение материала, проведена кропотливая работа по созданию системы интерактивных занятий на базе персонального сайта педагога. Методическая разработка может быть использована другими учителями и достойна распространения в педагогическом сообществе.
Иконка файла материала публикация.doc
Эффективность использования дистанционных образовательных технологий  в начальной школе учитель начальных класс  Муниципального общеобразовательного  учреждения средней общеобразовательной  школы №4 г.Ростова Дегтярёвой Надежды  Александровны Аннотация:   время   не   стоит   на   месте.   В   настоящее   время   в   систему   образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии (ДОТ).   С развитием новых технологий развивается и мир. Прогресс приходит во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование.     «Под   дистанционными   образовательными   технологиями   понимаются образовательные   технологии,   реализуемые   в   основном   с   применением   информационных   и телекоммуникационных  технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». В области дистанционных образовательных технологий нет единства терминологии, в литературе активно используются такие термины, как дистанционное обучение, дистанционное образование, интернет­обучение, дистанционные образовательные технологии. Их используют для   описания   особенностей   обучения   на   расстоянии   с   применением   современных информационных технологий или традиционной почтовой и факсимильной связи. Сотрудники лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии   образования   предлагают   следующую   терминологию.   Дистанционное   обучение   – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения)   и   реализуемые   специфичными   средствами   интернет­технологий   или   другими средствами,   предусматривающими   интерактивность.   Андреев   А.А.,   критикуя   множество существующих   толкований   понятия   «дистанционное   обучение»,   предлагает   определять дистанционное   обучение   как   «...синтетическую,   интегральную,   гуманистическую   форму обучения,   базирующуюся   на   использовании   широкого   спектра   традиционных   и   новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению». В   российском   законодательстве   в   данный   момент   используется   понятие «дистанционные   образовательные   технологии».   Под   дистанционными   образовательными технологиями   (ДОТ)   понимаются   образовательные   технологии,   реализуемые   в   основном   с применением   средств   информатизации   и   телекоммуникации,   при   опосредованном   или   не полностью   опосредованном   взаимодействии   обучающегося   и   педагогического   работника. Использование   сетевых   дистанционных   образовательных   технологий     в   учебном   процессе начальной школы позволяет создать процесс обучения более продуктивным. Это одна из самых перспективных образовательных технологий. В современной школе дистанционное обучение часто применяется в инклюзивном образовании и при работе с одаренными детьми. Во время урока учителю затруднительно полностью изложить материал по теме, главная причина – это нехватка  времени.  Но,  благодаря  применению  дистанционных  образовательных   технологий, младшие   школьники   могут   самостоятельно   дополнить   и   проверить   свои   знания   по   теме предмета: отправить выполненные домашние задания на проверку учителю, пройти обучающеетестирование, обсудить на форуме интересующие темы, принять участие в различных сетевых конкурсах и проектах. Таким образом,   младшие школьники будут максимально включены в образовательный процесс, даже если пропустили урок.  Сетевая поддержка выполнения домашних заданий является эффективнейшей формой работы с целью ликвидации пробелов в навыках и умениях младших школьников, а также в углублении   их   знаний   по   изучаемым   учебным   темам.   Поддержка   домашней   работы, построенная на использовании дистанционных образовательных технологий, позволяет решить проблемы обеспечения качественного образования в случаях недоступности или ограниченной доступности   очного   обучения,   например,   болезни   ребенка,   удаленности   от   учреждений образования, невозможности посещения школы по причине инвалидности, желании ученика повторно   разобрать   пройденный   на   уроке   материал   в   домашних   условиях,   выполнить самоконтроль знаний, расширить свой кругозор по каждой интересующей теме. Поэтому,   можно   сказать,   что   обучение   с   помощью   дистанционных   образовательных технологий   –   очень   удобная   и   посильная   для   учащихся   начальной   школы,   полезная   и интересная   форма   работы.   Она   позволяет   ликвидировать   пробелы   в   навыках   и   умениях учащихся (работа с отстающими учащимися), а также способствует углублению их знаний по изучаемым   учебным   темам   (работа   с   одарёнными   учащимися).   Данная   форма   работы незаменима и в случае ограниченной доступности очного обучения (болезнь, временный отъезд ребёнка). К плюсам  использования дистанционных образовательных технологий можно отнести: Обучение   в   индивидуальном   темпе   —   скорость   изучения   устанавливается   самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств, возможностей и потребностей. Многие ученики младшего школьного возраста отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, рассеянностью. С применением дистанционных образовательных технологий у таких учеников есть   возможность   в   спокойной   домашней   обстановке   усвоить   материал   темы,   а   при необходимости и вернуться к его усвоению. Свобода   и   гибкость   —   учащийся   может   выбрать   любой   из   многочисленных   курсов представленного  обучения,  а  также   самостоятельно  спланировать   время,  место  и,   главное, продолжительность   занятий.   Этот   плюс   использования   дистанционных   образовательных технологий позволяет одаренным ученикам углубить свои знания по интересующей теме, по теме исследования или написания проектной работы, а отстающим по программе ученикам неоднократно возвращаться вновь и вновь к неусвоенной теме и отрабатывать неусвоенный материал. Доступность — независимость от географического и временного положения ученика и образовательного   учреждения   данная   технология   позволяет   не   ограничивать   себя   в образовательных   потребностях.   С   использованием   Интернета   ученики   могут   приступить   к обучению посредством  использования  дистанционных  образовательных  технологий  в любой точке   мира,   находясь   на   отдыхе   либо   на   лечении.   Это   позволяет   ученику   не   выпадать   из образовательного процесса всего класса. Также доступность в использовании дистанционных образовательных технологий проявляется и в широкой вариативности доступа к обучению. Ученик   может   пользоваться   любым   мобильным   устройством   с   выходом   в   Интернет (мобильным   телефоном,   планшетом,   ноутбуком,   стационарным   компьютером)   Это предоставляет   возможность   совместного   проведения   разных   вариантов   обучения   в инклюзивном классе. Мобильность — эффективное использование обратной связи между преподавателем и обучаемым   является   одним   из   основных   требований   и   оснований   успешности   процесса обучения.   Современному   учителю   не   доставляет   труда   мобильно,   то   есть   постоянно,   вбыстром темпе, в реальном времени среагировать на действия каждого ребенка, ответить ему, направить на правильный путь, либо отметить его достижения в той или иной теме предмета. Технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных   и   телекоммуникационных   технологий.   В   настоящее   время   существует огромное   количество   мобильных   приложения,   позволяющих   не   только   упростить   для преподавателя процесс обучения, но и увеличить темп урока, получить большее количество данных об уровнях усвоения знаний детей. Это и системы голосования, и онлайн­тесты, и мобильные системы сбора и оценки информации. Социальное равноправие — учитываются равные возможности получения образования независимо   от   места   проживания,   состояния   здоровья,   элитарности   и   материальной обеспеченности каждого обучаемого. Дистанционные образовательные технологии доступны повсеместно и с любых мобильных устройств.  Творчество   —   комфортные   условия   для   творческого   самовыражения   каждого обучаемого.   Дистанционные   образовательные   технологии   позволяют   каждому   ученику откликнуться на выбранную сетевую инициативу, предложение   и участвовать в конкурсах, тестированиях, онлайн­олимпиадах по своему желанию.  Можно назвать ещё множество плюсов дистанционных образовательных технологий, но они не   должны полностью заменить обычные занятия в классе и дома, хотя и   могут очень эффективно дополнить их.  Литература:  1.Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. ­ 2011. ­ N 1. ­ С. 96. 2.Чошанов М. А. Обучающие системы дистанционного образования // Школьные технологии. ­ 2011. ­ N 4. ­ С. 81­88.

Посмотрите также